КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Неоэволюционизм в культурной антропологии.Идеи неоэволюционизма получили особое распространение в США и наиболее полно разработаны в трудах видного американского культуролога Лесли Элвина Уайта (1900 -1972).Культура, по Уайту, представляет собой независимую систему, функция и цель которой – делать жизнь безопасной и пригодной для человечества. Культура имеет свою собственную жизнь, управляется собственными принципами и законами. На протяжении веков она окружает индивидов с рождения и превращает их в людей, формируя их убеждения, модели поведения, чувства и отношения. Однако, по мысли Уайта, мерой и источником любого процесса развития является энергия. Все живые организмы преобразуют свободную энергию Космоса в другие ее виды, которые поддерживают собственные жизненные процессы организмов. Культуры различаются количеством используемой энергии, и культурный прогресс можно измерить количеством энергии, используемой на душу населения ежегодно. В самых примитивных культурах используется только энергия физических усилий человека, а в более развитых – энергия ветра, пара, атома. Таким образом, эволюцию культур Уайт связывал с ростом количества используемой энергии и видел смысл всей культурной эволюции в улучшении адаптации человека к миру. Другое направление развития неоэволюционизма связано с теорией многолинейной эволюции Джулиана Стюарда (1902-1972). Стюард рассматривал каждую культуру как особую систему, эволюция которой определяется потребностью адаптации к специфическим для каждой культуры природным условиям. Общества, находящиеся в сходных природных условиях и примерно на одинаковом уровне технологического развития, эволюционируют сходным образом. Этот феномен «параллельной эволюции» объясняет совпадение процессов развития обществ, географически расположенных далеко друг от друга и не контактирующих между собой. Таким образом, Стюард обосновывает свою концепцию «множественности эволюции», а на ее основе – теорию культурных изменений. Стюард был убежден, что различные виды окружающей среды требуют различных форм адаптации к ним, поэтому и культуры развиваются в разных направлениях. Для понимания процессов культурных изменений Стюард ввел понятие «культурная экология», которое означает процесс адаптации и взаимоотношения культуры с окружающей средой. Культурная адаптация - процесс непрерывный, поскольку ни одна культура не смогла совершенно приспособиться к окружающей среде. Детально исследуя роль окружающей среды в эволюции культуры, Стюард сделал вывод, что она имеет двойственный характер: может выступать как творческая сила, но может служить и ограничивающим фактором. Контрольные вопросы: 1.Какое определение культуры считается классическим и кто его автор? 2.Почему культуру называют «второй природой»? 3.Назовите функции культуры. 4.Историческое развитие представлений о культуре. 5.Обозначьте законы развития культуры. 6.Назовите основные культурологические направления и школы.
|