КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 7. Ценности и нормы в культуре.План. 1. Понятие об обыденном и специализированном уровнях культуры. 2. Понятие культурной нормы, виды норм, их значение для развития культуры. 3. Понятие и классификация ценностей.
1. В своей повседневной жизни человек имеет дело с обыденным уровнем культуры. Обыденная культура - владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает. Обыденная культура охватывает небольшой объем мира (микромир). Человек осваивает ее с первых дней жизни – в семье, в общении с друзьями. Через контакты и отношения с другими членами общества он овладевает теми навыками, знаниями и стереотипами поведения, которые в дальнейшем служат базой для приобщения к специализированной культуре. В то же время в процессе исторического развития, в результате разделения труда, в разных сферах жизнедеятельности человека стали выделяться профессии, требовавшие специального образования. Это привело к формированию специализированной культуры, которая представляет собой совокупность специальных знаний, умений, навыков и результатов профессиональной деятельности в ограниченной сфере. Например, культура ведения хозяйства на специализированном уровне – это экономика, торговля, финансы, а на обыденном – домашнее и приусадебное хозяйство. В религиозной деятельности также можно выделить обыденный и специализированный уровни: специализированный слой представляют систематизированные религиозные учения, конфессии, а обыденный – мистика, бытовая магия, суеверия. Художественная культура представлена на обыденном уровне бытовым искусством и имитационно-игровой деятельностью, а на специализированном – профессиональное или самодеятельное искусство под руководством профессионалов.
Важной составляющей и характеристикой обыденного уровня культуры является культура общения. Она проявляется в человеке через его действия и отношения к другим людям, живым существам, предметам. Основа культуры общения – терпимость, уважение к окружающим. Показателями высокой культуры общения являются умение вести дискуссию, доказывать свои взгляды несиловыми способами, вежливость, доброжелательность, сочувствие, выдержка, спокойствие в неприятных и критических ситуациях. По природе своей человек – существо эгоистичное, поэтому культура общения часто проявляется и в способности уступать, не проявлять открытого недовольства, раздражительности. Культура общения не имеет ничего общего с лицемерием, но она выражается в умении сдержать первоначальный эмоциональный порыв, вникнуть в состояние других людей. Так что можно утверждать, что культура общения – это преодоление эгоизма, безразличия к другим. Соблюдение правил культуры общения является условием общественного и межличностного согласия и взаимопонимания. Но в современном обществе всё большую роль играет специализированный уровень культуры, связанный прежде всего с творческой, профессиональной деятельностью. Социальный статус личности, являющийся одной из важных ценностей, определяется профессиональной принадлежностью, уровнем доходов и карьерным ростом. Ценность любого работника определяется сочетанием двух культурных составляющих: культуры общей и профессиональной. Культура поведения, уровень образованности и общий кругозор, наличие интересов вне производства помогают человеку произвести благоприятное впечатление, наладить добрые отношения в коллективе, расширяют его творческие возможности. Но современные работодатели больше внимания уделяют профессиональной культуре человека, или его профессионализму. Профессионал – это специалист, обладающий знаниями и умениями в определённой сфере деятельности, способный эффективно решать задачи разной степени сложности. Профессионализмвключает в себя: · Знание технологии данного производства или вида деятельности; · мастерское владение необходимыми операциями; · умение поддерживать стабильную работу всей системы; · профессиональная компетентность; · практическая адаптация к предлагаемому виду деятельности (если хирург упадёт в обморок при виде крови…); · дисциплинированность; · умение принимать адекватные (соответствующее обстоятельствам) решения в проблемных ситуациях. Соотношение общей и профессиональной культуры работника приобретает большое значение в связи с бурным развитием технологий. Негативные последствия может иметь замкнутость специалиста на своей деятельности. Замена реальности в сознании специалиста процессами его деятельности может быть просто опасна. Увлекающиеся своим творчеством хирурги иногда начинают считать, что все болезни лечатся оперативным вмешательством, Представители атомной промышленности агитируют за её развитие без учёта негативных последствий.
Корпоративная культура: Большинство авторов сходится на том, что культура организации представляет собой сложную композицию важных предположений (часто не поддающихся формулированию), бездоказательно принимаемых и разделяемых членами коллектива. Часто организационная культура трактуется как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за её пределами. Под организационной культурой понимается совокупность норм, правил, обычаев и традиций, разделяемых и принимаемых работниками организации. Вполне очевидно, что если культура организации согласуется с ее общей целью, она может стать важным фактором организационной эффективности. Поэтому современные организации рассматривают культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и обеспечить продуктивное взаимодействие. Иными словами, об организационной культуре можно говорить только в случае, когда высшее руководство демонстрирует и утверждает определенную систему взглядов, норм и ценностей, прямо или косвенно способствующих выполнению стратегических задач организации. Чаще всего в компаниях формируется культура, в которой воплощаются ценности и стиль поведения их лидеров. В этом контексте организационная культура может быть определена как совокупность норм, правил, обычаев и традиций, которые поддерживаются субъектом организационной власти и задают общие рамки поведения работников, согласующиеся со стратегией организации. Проявления корпоративной культуры весьма разнообразны. Например, новому сотруднику могут рассказать какую-нибудь байку или немыслимую историю, положившую начало работе кампании. Это корпоративный фольклор. Если же ему предложат осмотреть реликвии вроде дипломов с выставок и конкурсов, фотографии столетней давности, где первые сотрудники монтируют оборудование под открытым небом – это уже корпоративная история. Часто в организациях вводится дресс-код. Это тоже часть корпоративной культуры. 2. Любое общество или отдельная социальная группа должны упорядочить отношения в своей среде, регулировать взаимоотношения таким образом, чтобы действовать согласованно и эффективно. Ещё в первобытном обществе возникали первые нормы взаимоотношений между людьми, а средствами ограничения в поведении человека служили различные табу – категорические запреты на какие-либо действия или предметы. Табу фактически были первыми законами, т.е. нормами человеческого сосуществования. Возникая на ранних стадиях человеческой эволюции, культурные нормы с помощью знаковых систем передаются от поколения к поколению и превращаются в «привычки» общества – традиции, обычаи, обряды. Одна из важнейших функций культуры – регулятивная – осуществляется благодаря осознанию людьми необходимости регулирования всех видов их деятельности. Устойчивое и действенное регулирование отношений в обществе достигается через нормы, которые обеспечивают единообразие и согласованность в деятельности людей. Следование культурным нормам является необходимым условием для организации совместной жизнедеятельности людей, поддержания общественного порядка. Нормы – это устойчивые регулятивные образования, выполняющие ряд функций: обеспечивают устойчивое, добровольное и сознательное сотрудничество людей в достижении общественно одобряемых целей; исключают или ограничивают проявление случайных, субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, которые могут иметь негативные последствия; обеспечивают надёжность, стандартность, предсказуемость поведения; формирует ожидаемое поведение, понятное окружающим, т.е. помогает взаимопониманию. Нормы могут быть как ситуативные (требующие исполнения лишь при конкретных обстоятельствах – «при пожаре звонить 01»), так и всеобщими (заповеди в Ветхом Завете, законы в обществе). Следует различать нормы по степени вовлечённости в их исполнение членов общества. Так, выделяются следующие виды норм: 1. общекультурные – это правила поведения на улице, в общественных местах, правила общепринятой вежливости, гражданские права и обязанности; 2. групповые – образцы поведения, характерные для некоторого класса, сообщества или организации (например, обязательный деловой костюм для проведения деловых переговоров); 3. ролевые нормы, определяющие характер поведения человека в определённой ролевой позиции (как руководителя, покупателя, члена семьи и т.д.). Можно говорить также об экономических, политических, моральных и других нормах, которые регулируют разные сферы социальной жизни. Так, моральные нормы в основном формируются в практике общения и отражают жизненный опыт многих поколений. Выполнение требований морали может контролироваться всеми представителями общества или отдельными людьми. Авторитет человека в области морали не связан с его полномочиями, властью и богатством. Мораль – это сумма требований, предъявляемых к человеку обществом, но не имеющих юридической силы. Поэтому исполнение моральных норм реализуются не путём принуждения, а путём нравственного убеждения и воспитания (через совесть) или средствами общественного мнения через одобрение или осуждение каких-либо поступков. Моральные нормы трансформируются при изменении общественного уклада, содержания культуры, образа жизни самих людей. Например, ещё 20-30 лет назад общественное мнение было негативным по отношению к матерям-одиночкам, их игнорировали, относились к ним неуважительно, исключали из круга общения. Сейчас происхождение детей мало кого волнует, кроме самих родителей. Другой моральной нормой в советский период развития отечественной культуры являлась скромность: заявлять о своих достижениях, заниматься саморекламой считалось недостойным. Следующим способом осуществления регулятивной функции культуры являются нормы права. Правовые нормы непосредственно связаны со структурой общества и опираются на его социальные институты. Правовые нормы устанавливаются и регулируются государством и закрепляются в документальных формах (нормативных актах, законах), которые обладают юридической силой. Обеспечение исполнения правовых норм нередко требует мер государственного принуждения (органы внутренних дел, суды, тюрьмы). Не менее важны в жизни общества и нормы обычаев – это правила поведения, которые в результате длительного применения входят в привычку людей и поэтому регулируют их поведение. О влиянии привычек и обычаев на человеческую жизнь гласит восточная мудрость: «Посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу». Обычаи, усвоенные с детства, часто закрепляются на всю жизнь. Обычаи весьма устойчивы и консервативны, и их изменение свидетельствует о глубинных изменениях в культуре. Обычаи национально окрашены и сохраняю самобытность длительное время. Нормы различаются по степени жёсткости требований к их исполнению. Самые строгие нормы в истории человечества – это табу. Они были обязательны для всех и за их нарушение наказывали смертью или изгнанием из человеческого коллектива, что означало смерть. Известны даже случаи, когда нарушившие табу люди сами умирали в страшных мучениях из-за осознания огромной вины перед членами рода или племени, так как табу имели религиозный подтекст и их нарушение грозило, по мнению людей, крушением мирового порядка, космическими катаклизмами, гневом богов и т.д. В современном обществе наиболее строгие требования к человеку формулируют законы, или правовые нормы. Хотя их нарушение не вызывает естественной смерти нарушителя, всё же наказание за нарушение закона осуществляют государственные органы, а понятие преступления прочно укореняется в сознании членов общества. Ещё менее обязательным к исполнению, но всё же соблюдаемым является обряд (свадебный, похоронный или любой другой). Обряды и ритуалы совершались и совершаются в особо значимых для индивида и общества событиях. В ходе ритуала возможны изменения, которые отражают личные вкусы участников события. Наименее жёсткой нормативностью обладают обычаи, повседневные нормы этикета, элементы культуры общения, в исполнении или неисполнении которых отражается уровень общей культуры личности. Избыточная нормативность, т.е. излишние запреты и ограничения, свидетельствуют о бедной культуре общества, а почти полное отсутствие норм говорит о кризисе культуры. Нарушение норм является аномальным, свидетельствует о нравственных, психологических или других отклонениях. Каждое общество вырабатывает формы контроля и создаёт социальные институты, ведущие борьбу против нарушения норм. Если же нормы игнорируются или не действуют, это состояние общества называется войной – гражданской, криминальной, мировой и т.д. Но в нормальном состоянии общества культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей. 3. В отличие от норм, которым следуют, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, имеющих более высокий уровень. Ценность– это объект человеческих устремлений, то, что является для человека, группы или общества в целом священным, значимым, желанным. Ценности помогают обществу и человеку отделять хорошее от дурного, истину от заблуждения, допустимое и запретное, красоту и безобразие и т.д. Понятие «ценности» в широком понимании говорит о том, что некий объект играет существенную роль в личностных, социальных, культурных интересах людей. Изучением и классификацией ценностей занимается аксиология – наука о ценностях. Ценность – это зафиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценность не предмет, а особый вид смысла, который человек усматривает в предмете, явлении или состоянии. Не следует путать ценность с полезностью и истиной. В истории культуры немало примеров тому, что один и тот же предмет или свойство могут быть полезными, но не представлять ценности и наоборот. Так, для религиозного человека богатство и общественное положение могут быть очень полезны, но не представлять особой ценности, так как в соей жизни он стремится прежде всего к внутренней гармонии, духовной чистоте, свободе от мирских благ и т.д. Для других же людей деньги – всё. Известен случай с американской мультимиллионершей, которая так долго возила больного сына по больницам в поисках более дешёвого лечения, что молодому человеку ампутировали ногу. Следовательно, ценности соотносятся не с истиной, а с представлениями о желаемом. По большому счёту, именно ценности (система ценностей) определяют смысл и содержание человеческой жизни. Для развитой человеческой личности характерна сформированная система ценностей. Те из ценностей, которые могут менять место в иерархии, являются относительными. Так, в разные периоды жизни человек может оценивать свой карьерный рост совершенно по-разному. Ценности, которые не подлежат смещению по шкале оценок и твёрдо занимают её верх, называются абсолютными. В самом общем виде ценности можно разделить на предметные (природные богатства, продукты труда, художественные произведения, предметы поклонения и т.д.) и ценности сознания (это установки, предписания, знания, идеи, представления). Но сами по себе предметы или знания не являются ценными – ценными их делает отношение человека, который стремится по каким-либо причинам к обладанию ими. Другая классификация ценностей позволяет выделить следующие их виды: витальные (жизнь, здоровье, безопасность, сила, выносливость, удобство, природная среда, уровень потребления и т.д.) социальные (статус, богатство, труд, равенство, независимость, предприимчивость и т.д.) политические (свобода, законность, конституция, гражданский мир, хороший правитель или правительство) моральные (добро, дружба, любовь, бескорыстие, справедливость, уважение к старшим, любовь к детям) религиозные (Бог, вера, спасение, церковь) эстетические (красота, гармония, идеал, стиль). Не может быть идеальной системы ценностей, так как есть ценности универсальные, признаваемые во многих культурах, например, семья, Родина, межличностные отношения, культура. В истории человечества есть немало примеров изменения систем ценностей целого общества в связи с изменением содержания культуры. Примером может быть отношение к труду. Разные эпохи и национальные культуры демонстрировали разное ценностное отношение к труду. Правда, нельзя назвать ни одной сложившейся культуры или религии, где труд оценивался сугубо отрицательно. Так, Будда наставлял пахаря: «Вспахав эту пашню, ты избавляешься от страданий». В европейской культуре отношение к труду претерпело большие изменения. Так, в период античности труд сам по себе не считался добродетелью, хотя и не осуждался. Большую ценность представляла политическая, общественная деятельность, даже спорт. В период Римской империи стало расхожим в кругу господ мнение о природной низости людей, занимающихся физическим трудом. В христианстве произошла переоценка рабовладельческой морали. «Если кто не хочет трудиться, то и не ешь», - говорит апостол Павел во втором послании к фессалоникийцам. Этот принцип раннего христианства переиначивал сложившиеся авторитеты: отныне праздность объявлялась страшным грехом. Высшую свою оценку как необходимой и главной составляющей человеческой жизни труд получил в протестантской этике. Мартин Лютер учил, что высшее существо (Бог) не против деловой сметки, не против богатства. Более того, если человек получает прибыль меньшую, чем он мог бы получить, он совершает грех перед Богом. Протестантская этика освятила труд, открыла в нём поэзию, источник вдохновения, счастья и радости. Прибыль рассматривалась как стихия творчества, возможность преобразовать и украсить мир. Труд рассматривался как призвание человека, его предназначение. Так капитализм стал первой хозяйственной системой, где производство заведомо превышало потребление и предполагало расширение производства. Но после Второй мировой войны протестантская этика воздержания, аскетизма, скромности стала препятствием в развитии экономики, так как товары не покупались в необходимом количестве. Сегодня во многих странах люди считают, что обогатиться можно и вытащив лотерейный билет или быстро разбогатеть, уловив конъюнктуру и быстро перепродав акции или товары. Реклама всячески поддерживает эти установки. Массовая культура штампует истории о том, как провинциальная барышня стала кумиром миллионов, как некто неизвестный возглавил политическое движение, а кто-то преуспел в торговле наркотиками. Вся эта информация меняет отношение к труду, который перестаёт восприниматься как неотъемлемая составляющая человеческой жизни. В православии отношение к труду не просто уважительное. Труд – явление самоценное в православной этике, а труд на благо вдовы или сироты приветствуется даже в религиозные праздники. Религиозное православное сознание не приемлет духа стяжательства и наживы, поэтому так тяжело, медленно, мучительно происходят перемены в российском обществе. Дух православия несовместим с ценностями непрерывного обогащения, которые утверждаются на пути к капитализму.
Контрольные вопросы: 1. Что такое норма? 2. Какую роль играют нормы в жизни общества и человека? 3. Назовите наиболее ранние нормативные формы в истории человечества. 4. Что такое аксиология? 5. Что такое ценность? 6. Какую роль играют ценности в формировании личности? 7. Назовите виды и примеры ценностей. 8. Какова роль моральных норм и ценностей в жизни общества и человека? 9. Какие уровни выделяются в разных сферах культуры? 10. Что такое корпоративная культура? Лекция 8. Культура и природа: вопросы сохранения и использования культурного наследия.
План. 1.Культура и природа: соотношение понятий и реалий. Культура природопользования. 2.Биосферная концепция культуры. 3.Преемственность в культуре: понятие традиции, новаторства и культурной самобытности.
1. Взаимоотношения культуры и природы играет особую роль, и роль эта не исчерпывается значимостью природной среды для жизни всего общества. Природа– это не только окружающие человека поля, воздух, вода, а ещё и то, что человек получает при родах, изначально, от предков. Культура предполагает преодоление природного состояния человека, выход за границы инстинкта. Многие животные могут создавать нечто напоминающее культурные объекты: пчелиные соты, медвежья берлога, бобровая плотина. Но при их создании животные руководствуются инстинктами – генетически заложенными программами. Человек же способен к свободной, сознательной творческой деятельности, в результате которой природа изменяется, а жизнь человека делается более удобной и комфортной. Под культурой в её высшем измерении понимается процесс и результат творческого постижения и преобразования человеком окружающего мира. Слово «культура» экологично само по себе, так как восходит к возделыванию земли. Но культура связывает, а не только разъединяет человека с природой, объединяет в единый космос природный ландшафт, жилище, способ пропитания и самого человека во всех его этнических проявлениях. Экологический кризис 20 в. убедительно доказал необходимость бережного, гуманного и гармоничного отношения к окружающей природной среде. Установка в культуре на господство над природой и её использование прежде всего в утилитарно-потребительских целях в 19 и 20 веках привела человека на грань между жизнью и смертью. Вместо прежних представлений о господстве и подчинении, власти и насилии над природой всё большее значение приобретают понятия разумного взаимодействия, взаимозависимости, поддержания разумного равновесия и баланса между человеком и природой. «Натура» не противопоставляется культуре, как естественное искусственному, они состоят в органической взаимосвязи. Такой поворот в общественном сознании изменил отношение к природе, выдвинул на первый план проблемы технической вседозволенности, личной ответственности, сохранения красоты первозданных ландшафтов. В рамках первых цивилизаций складывалось мифологическое сознание. Само появление мифологии отражало стремление человека хотя бы в идеальной форме вернуться к изначальному единству с природой. Древнейшие религии также основаны на обожествлении природных явлений (солнца, света, воды, ветра и т.д.) Современное экологическое движение воспринимает эту древнейшую традицию. Многие принципы экологической этики, например, принцип равноценности всех видов жизни – являются объектом веры. Взаимоотношения человека (т.е. культуры) и природы - ключевые для обеих сторон взаимодействия. В самом общем виде характер этого взаимодействия отразился в типологии культур, предложенной В. Добрыниным. Автор разделил все культуры на три типа: 1. культуры, подчиняющие человека природе 2. культуры, подчиняющие природу человеку 3. культуры, стремящиеся к гармонизации отношений между человеком и природой. Этап подчинения человека природе был пройден первобытной культурой. Западная культура может быть отнесена ко второму типу. Восточный тип мировосприятия превосходит западный в глубоком уважении к окружающей вселенной и заметнее ориентирован на равноправие и гармонию между человеком и природой. Разница между двумя типами экологического сознания обусловлена глубокими различиями в самом характере веры, лежащей в основе двух цивилизаций: первое восходит к христианству, второе – к многочисленным восточным религиям (буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм и др.). Главное отличие основных восточных религий (за исключением ислама) от христианства и его разновидностей заключается в том, что у первых отсутствует фигура единого и всемогущего «Бога» как творца и «хозяина» природы. Христианство привнесло в человеческую культуру свое отношение к природе: она – источник ресурсов, а не объект созерцания, человек имеет право использовать ее как ему угодно, она не является священной, и отношение человека к ней регулируется моральными принципами. Единство природы и культуры в том, что без них обеих человек существовать не может. Легко разрушена может быть природа как органическое целое и культура как органическое целое. Экологические проблемы появились не в 20 веке – в 20 веке они стали глобальными. Формирование культуры связано с земледелием. Обрабатывая землю, окультуривая растения и получая урожай, человек невольно противопоставлял себя природе и оценивал свою деятельность и ее результаты как культуру. Но уже в древности обнаружилось, что культура каждого народа, развиваясь традиционно, соответствует ландшафту, природному региону проживания этноса. Привнесение в нее чуждых традиций опасно для ландшафта. Вот как Л.Н. Гумилев описывает последствия экспериментирования захвативших Месопотамию правителей. В 582 г. до н.э. царь Навуходоносор скрепил мир с Египтом женитьбой на царевне Нитокрис. Вместе с ней в Вавилон прибыла свита из образованных египтян. Нитокрис предложила мужу, не без консультации со своими приближенными, построить канал и увеличить орошаемую площадь. Царь-халдей принял предложение царицы-египтянки, и канал был сооружен. Если бы царем был местный житель, он понял бы, какие губительные последствия несет непродуманная мелиорация, либо посоветовался с земляками и отказался от проекта. Но царь был халдей, войско составляли арабы, советники были евреи. В результате земледелие было подорвано. Евфрат утратил нужную способность к самоочищению, начался быстрый процесс засоления почвы. Решающим обстоятельством в выработке новой концепции природы является экологическая проблематика. Именно она жестко диктует правила взаимоотношений человека и природы и в научно-философском переосмыслении этих отношений. Будущее во многом зависит от того, сможет ли человечество решить следующие задачи: 1) Преодоление традиционного противопоставления природного и культурного, проявляющегося в сопоставления естественного и искусственного, дикого и оформленного, рутинного и творческого, так как в современном мире грань между этими явлениями оказывается слишком тонкой, а главное – противопоставление природного и культурного в жизни человека слишком дорого нам обошлось. 2) Понимание того, что культура является одной из систем природы, системой особенной, сложной, но находящейся «внутри» природы, в окружении не менее сложных и своеобразных систем. Единое правило взаимодействия культуры и природы является культурно-исторической иллюзией; культура, стремясь к равновесию с внешним миром, должна выработать в себе способность к изменению и созданию принципов практического и теоретического взаимодействия с различными природными комплексами. 3) Уяснение сути экологической проблемы как проблемы культуры. Дисбаланс культуры и внешнего окружения – это результат деятельности самих людей, их организации, норм и ориентиров последней. Исправление экологических аномалий, стало быть, сопряжено с изменением характера человеческих организаций, норм и ориентиров их деятельности. Именно эти проблемы призвана решить научная область, называемая экологией культуры. Экология природы и экология культуры соприкасаются между собой, так как человек не противостоит природе, а является частью природы, но эти области знаний различаются предметом исследования. И отношение к природе, и отношение к культуре требуют общих правил нравственности, общего осознания человеком себя как части природы и части культуры. Развитие цивилизации привело к необратимым последствиям, таким, как изменение ландшафта (разрушение гор, изменение направления рек, появление искусственных водоёмов, осушение болот и т.д.) Количество энергии, расходуемой на душу населения в развитых странах, в 100 раз превышает биологические потребности выживания. О проблематичном состоянии природы напоминают участившиеся природные бедствия: пожары, наводнения, землетрясения, изменения климата. Наиболее опасными факторами для многих биологических видов являются: уничтожение или нарушение мест обитания; промысловая охота; контроль за численностью хищников и вредителей для защиты домашнего скота, сельхозкультур и охоты; загрязнение окружающей среды; случайное или намеренное внесение (интродукция) конкурирующих или хищных видов в экосистемы; рост населения Земли. Некоторые нравственные проблемы попадают в сферу научного интереса экологии культуры. Например, проблема ответственности человека за свою культурную деятельность, так как, по словам Д.С. Лихачёва, «Человек – носитель самосознания Вселенной». Как и в природе, в культуре возможны экологические катастрофы, захватывающие широкие сферы культуры. Такие процессы, как вывоз культурных ценностей, обеднение лексики русского языка, замену русских слов однозначными словами иностранного происхождения, исчезновение склонения сложных числительных, исчезновение поговорок и пословиц, фразеологизмов в устной речи. Зоной экологического бедствия может оказаться кино, классический репертуар театров, частично музыка и другие культурные составляющие. Экология культуры, изучающая органическое единство и равновесие всех сторон человеческой культуры, представляет интерес для нормального развития общества, для создания эффективной в информативном и нравственном отношении системы воспитания. Экология культуры – это не просто «забота о сохранении памятников культуры», как это часто воспринимается, – это сложнейшая и ответственейшая научная дисциплина, призванная участвовать в формировании культурной политики государства. 2. В развитии современных представлений об эволюции социокультурных процессов важная роль принадлежит работам русских учёных К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, показавших нерасторжимую связь между историей человечества, космическими явлениями и геологическими процессами, происходившими на Земле. К.Э. Циолковский (1857-1935)интересовался проблемой контакта с представителями других миров и взаимосвязи всего живого и неживого в космосе. Циолковский считал, что воля человека и всяких других существ – высших и низших – есть проявление воли Вселенной, как и голос человека, его мысли, открытия, заблуждения, истины есть голос Вселенной. Человечество составляет ничтожно малую часть разумных существ, населяющих космос. Уже современное человечество, считал Циолковский, в состоянии выйти в космос, освоить околоземное пространство, а затем начать расселение человечества во Вселенной. Общественная организация человека должна, по мысли учёного, строиться на основе новой, космической этики, контактов, предполагающих круговую поруку всех нравственных существ. К.Э. Циолковский подчёркивал роль и значение современной цивилизации как начала космической эры в развитии человечества, утверждал оптимизм и укреплял надежды людей на успешное преодоление всех социальных противоречий, характерных для современной цивилизации. Несколько с другой стороны жизнь человечества, но также в связи с космосом, рассматривал А.Л. Чижевский (1897-1964). Им была создана целостная концепция, раскрывающая специфику взаимодействия космических процессов и исторических событий, происходящих на Земле. В своей работе «Эхо солнечных бурь» учёный подчёркивает нерасторжимую связь человечества со всеми процессами во Вселенной, очевидную зависимость человечества от ближнего и дальнего космоса. Работы Чижевского способствовали интеграции усилий учёных разных специальностей (биологов, медиков, геофизиков, историков, астрономов) в комплексном изучении историко-культурных процессов и в гелиобиологических исследованиях. В одном из своих последних выступлений А.Л. Чижевский говорил, что «… и человек, и микроб – существа не только земные, но и космические, связанные всей биологией, всеми частицами своих тел с космосом, с его лучами, потоками и полями». Идеи зависимости человеческой истории от периодичности астрофизических и космических факторов он развивал в работах «Астрономия, физиология, и история» и «Физические факторы исторического процесса». В последней работе учёный писал, что власть должна знать о состоянии Солнца в любой момент. Чижевский, изучая старинные летописи и хроники, отмечал, что часто общественные или военные события совпадали с разными небесными явлениями и прохождением больших пятен через центральный меридиан Солнца. Люди с трепетом смотрели на полярные сияния, кометы, ожидая стихий, бедствий, войн или мора. Одновременно с периодическими изменениями в деятельности Солнца изменяются и настроения и поведения масс людей. Чижевский утверждал, что в руках человечества имеется простая и действенная схема: бушуют природа Солнца и Земли – волнуются люди, успокоились светила – успокоились народы. По мнению А.Л. Чижевского, от космических и солнечных факторов воздействия зависят частота преступлений и несчастных случаев, смертность и рождаемость на Земле, вековой ход вступления в брак, распространение эпидемий. Исследования показали, что в состоянии солнечной активности действительно имеется 11-тилетний цикл, а многие кривые эпидемических заболеваний совпадают с кривыми солнечной деятельности. Учёные надеются, что культура будущего отыщет пути использования подъёма энергии масс, гармонизирует отношения с космическими энергиями и энергией Солнца. Серьёзное воздействие на современные научные представления о культурных процессах оказали взгляды русского учёного В.И. Вернадского (1863 – 1945), создавшего учение о ноосфере (сфере разума) и её воздействии на все биологические и геологические процессы на Земле. Анализируя геологическую историю Земли, Вернадский подчёркивает, что ноосфера является последним этапом эволюции биосферы, что «человек на наших глазах становится могучей геологической силой, всё растущей». Учёный считал, что существуют пути позитивного технологического развития цивилизаций, у человечества есть возможности развиваться с учётом интересов будущего: «…перед человеком открывается огромное будущее, если он поймёт это и не будет употреблять свой труд и свой разум на самоистребление». Эти работы русских учёных вошли в золотой фонд мировой науки и оказали заметное воздействие на развитие представлений человечества о связи Вселенной, космоса, природы и человека. 3. Одним из важных факторов экологического развития культуры является фактор культурной преемственности, которая осуществляется прежде всего через традицию. Традиция (от лат. traditio – передача) - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиция передается либо через практическую имитацию (повторение каких-либо действий), либо через фольклор. Адекватность передачи достигается многократными повторами, системами символических текстов (мифология) и действий (ритуал). В доиндустриальном обществе большинство черт культуры передавалось через традицию, поэтому оно называется традиционным. Традиционная культура распространена в обществах, где изменения не заметны для жизни одного поколения и прошлое взрослых становится будущим детей. Традиционная культура органично взаимодействует с природой, это культура доиндустриальная, сельскохозяйственная. Такие общества есть в Южной Америке, Австралии, Африке. Этот культурный тип ориентирован на сохранение самобытности, культурного своеобразия. В современном обществе традицию сильно потеснили радио, телевидение, пресса, библиотеки, школы, университеты. Они выступают основными каналами передачи прошлых знаний. В качестве традиций выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, общественные установления, вкусы, взгляды и т. д. Действием традиции проникнута вся жизнь человека, хотя мы не всегда это осознаём. В начале традиции передавались неосознанно - через научение и подражание. С усложнением культуры они воспроизводились уже осознанно и оформлялись словесно. Длительно существующая традиция может превратиться в социальный институт. На заре человечества парный брак был редким явлением, но постепенно стал традиционным и овладел всеми народами. Еще позже он превратился в институт семьи. Культурные функции традиций: а) устанавливает преемственность культуры, б) служит каналом хранения и передачи информации и ценностей от поколения к поколению, в) выступают механизмом социализации и инкультурации людей, г) выполняют селективную функцию отбора подобающих образцов поведения и ценностей. Без традиций собственно жизнь культуры и человека была бы невозможна. Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем национального или корабельного флага. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие – в праздничной, приподнятой обстановке. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединительным началом. Элементы культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени, обеспечивают самобытность культуры, т.е. её своеобразие, неповторимость, оригинальность. Содержание самобытности составляют не только традиционные явления культуры, но и более подвижные ее элементы: ценности, нормы, общественные институты. Способность культуры сохранять собственное лицо, отличаться от других (т.е. сохранять самобытность) свидетельствует об устойчивости её состояния, зрелости и целостности. Культурная динамика неизбежна, изменение ценностей, норм, феноменов культуры происходит постоянно. Но в ходе социодинамических изменений культура может сохранять собственную самобытность. Но культура не может существовать в законсервированном виде, она развивается за счёт внесения новаций, т.е. новых элементов. Сегодня наиболее быстро развивающимися элементами культуры считаются наука и техника. Но новации реализуются в языке (появление новых слов, синтаксических конструкций, орфоэпических норм), искусстве (например, бодиарт как новый вид искусства), религии, морали и всех других элементах культуры. Отсутствие новаций свидетельствует о застойном характере культуры. Резкое повышение объёмов новаций говорит о культурном взрыве. При нормальном состоянии традиции и новации должны сочетаться гармонично, т.е. традиции не препятствуют появлению новаций, а новации не уничтожают, не разрушают традиции. Вопросы сохранности культурного наследия сегодня стоят не менее остро, чем вопросы сохранения природной среды обитания. Накапливаемый культурами разных народов опыт получает выражение в литературных и архитектурных памятниках, достижениях науки и техники, нравственных законах и моральных требованиях. Возможность культурных контактов резко возросла в эпоху глобализации, которую переживает мировая культура. Культурные заимствования сегодня являются важным фактором культурной динамики. Культурные заимствования - это использование предметов, норм поведения, ценностей, созданных и апробированных в других культурах. Данный вид культурной динамики развивается в тех случаях, когда одна культура подвергается влиянию другой, более развитой. Однако при этом большинство людей менее развитой культуры, несмотря на заимствование элементов другой культуры, сохраняют многие обычаи, нормы и ценности, присущие их родной культуре. Однако в процессе заимствования народ-реципиент заимствует не все подряд, а лишь то, что является близким его собственной культуре, может принести явную или скрытую выгоду, даст преимущество перед другими народами, отвечает внутренним потребностям данного этноса. Характер, степень и эффективность культурных заимствований определяют, в основном, следующие факторы: • интенсивность контактов (частое взаимодействие культур ведет к быстрому усвоению инокультурных элементов); • условия межкультурных контактов (насильственные контакты порождают реакцию отторжения); • степень дифференциации общества (наличие социокультурных групп, готовых принять нововведения); • восприимчивость к чужой культуре (способность менять свое поведение в зависимости от изменения культурного контекста). Наиболее удачной формой культурного заимствования является культурный синтез. Он имеет место в том случае, если какая-либо культура осваивает достижения в тех сферах, недостаточно развитых в ней самой, но при этом сохраняет присущую ей исходную основу и остается самобытной. В современных условиях синтез является важным источником культурных преобразований во многих развивающихся странах. В качестве наиболее яркого примера плодотворного соединения собственных национальных и инокультурных элементов обычно приводится Япония, а также ряд стран Восточной и Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань, Сингапур и др.). Каналами культурных взаимодействий сегодня служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, ярмарки, обмен специалистами и др. Все эти формы культурной диффузии могут способствовать развитию национальных культур, их интеграции в межкультурные процессы.
Контрольные вопросы: 1.Когда возникло противопоставление культуры и природы? 2.Существовали ли экологические проблемы в более ранние культурно-исторические периоды? 3.Что такое экология культуры? Кто автор этого термина? 4.Кто является автором учения о ноосфере? 5.Что такое традиция? 6.Каковы функции традиций? 7.Назовите наиболее значимые виды традиций и приведите примеры. 8.Что такое новация? 9.Как могут сочетаться традиции и новации в жизни современного общества? 10.Что такое культурные заимствования?
|