Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Лекция 10. Типология культуры.




План:

1.Проблема типологизации культур.

2.Варианты типологии.

1. Рассмотрение такого сложного и многопланового явления, как культура, с неизбежностью требует систематизации, упорядочения, сравнения материала, его обобщения, без чего невозможно рационально осмыслить все многообразие мира культуры, получить целостное понимание образов конкретных культур. Эта задача решается путем выявления и характеристики типов культуры, построения ее типологии.

Понятие «тип» принадлежит к числу понятий большой общности, что затрудняет его определение (от греч. typos – отпечаток, форма, образец для группы явлений). Слово «тип» используют для обозначения чего-то однородного и обобщенного; типология означает определенную классификацию явлений по общности каких-либо признаков.) В свете сказанногопод типом культуры можно понимать общность черт, характеристик, проявлений культуры, отличающую данные культуры (культуру) от других, или фиксацию определенных, качественно однородных этапов развития культуры.

Типология культуры – это знание, понимание, описание, классификация проявлений культуры по какому-то принципу, какому-либо критерию (основанию, признаку), присущему всем культурам.

Для построения типологии культуры представляются принципиальными следующие соображения:

- во-первых, тип, типология культуры производны от понимания, трактовки, определения самого понятия культура;

- во-вторых, типология культуры зависит от понимания природы культурно-исторического развития и многообразия;

- в-третьих, возможна типология культуры с учетом фактора времени (синхронная), или без учета времени (диахронная);

- в-четвертых, для создания типологии культуры необходимо ясное представление о критериях обобщения феноменов культурного многообразия.

Главное методологическое условие типологизации – единство критерия, на основе которого выделяются типы культур. Примеры критериев типологизации: способ трансляции культуры (традиционные и нетрадиционные); специфика социальной солидарности (кровнородственные, этнические, национальные, конфессиональные типы); структуры социальной стратификации (деревенская, городская, профессиональная, криминальная, маргинальная и т.д.); уровень технологии материального, социального и интеллектуального производства (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная) и т.д. Количество критериев типологизации культур на сегодняшний день точно не определено.

Для концептуального рассмотрения проблемы типологии культуры неизбежен авторский выбор ее определения. Можно исходить из понимания культуры как образа жизни человека в обществе, представленном технологиями, способами деятельности по преобразованию природы, общества и человека, а также продуктами этой деятельности - материальными, социальными и духовными ценностями.

Понятие культуры многозначно. В самом широком смысле оно обозначает общечеловеческую культуру, т. е. культуру всего человечества, мировую культуру в целом. Культура в этом глобальном смысле одна, говорить о ней можно только в единственном числе. Однако мировая культура включает в себя множество локальных культур, каждая из которых связана с каким-то конкретным, существующим в определенных исторических и географических условиях обществом. На ранних этапах истории человечества, когда общества существовали в виде племен, общин, этнических групп, в качестве локальной выступала этническая культура. С консолидацией этнических общностей в нации и образованием национальных государств основным типом локальной культуры стала культура национальная.

Поэтому в культурологии речь идет не о строгой классификации (типология отличается от классификации тем, что классификация должна охватывать все без исключения объекты исследуемой области, тогда как в типологии выделенные типы объектов не обязательно исчерпывают все их множество), а лишь о типологии культуры - выделении нескольких основных типов, к каждому из которых относятся сходные в каком-то отношении локальные культуры.

Определение и исследование таких типов наталкивается на немалые трудности. Тип - это идеальная, абстрактная конструкция, которая в обобщенном, схематизированном виде выражает некоторые существенные («типичные») черты культур, отвлекаясь от их специфических особенностей. Но каждая реальная культура уникальна, и уложить ее на прокрустово ложе определенного типа удается лишь с какими-то упрощениями и оговорками. Исторически существовавшие конкретные культуры лишь приблизительно соответствуют тому или иному типу. Выделять же типы культуры можно по разным признакам. Это позволят построить различные типологии.

Культура не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором она существует, и ее тип характеризует не только саму эту культуру, но и общество в целом. Общество, отличающееся свойственным ему типом культуры, образует особый социокультурный мир. Социокультурные миры могут быть замкнуты в сферу какой-либо отдельной этнической культуры (например, мир Древнего Египта или мир инков), но могут охватывать и разные народы и страны (мир европейского Средневековья, мир арабской культуры и т. п.). Социокультурные миры относительно обособлены от внешнего окружения. Влияние иных культур не сказывается существенным образом ни на содержании их жизни, ни на их исторической эволюции (если только она не прерывается насильственно завоевателями). Но до сих пор человеческая культура развивалась и продолжает развиваться в условиях сосуществования различных социокультурных миров.

В культурологии наиболее часто используются следующиеподходы к построению типологии культуры, в которых выделяются различные социокультурные миры:

Историческая типология. В ней выделяются различные исторические типы культуры - сменяющие друг друга эпохи в развитии общества (например, античный мир, средневековый мир). Историческая типология – классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе.

Методологическую основу классификации культур по историческому типу состаляют различные концепции культурно-исторического процесса. К ним относятся эволюционные концепции:

- эволюционизм XIX века;

- концепция универсальной эволюции Л. Уайта, Г. Чайлда;

- концепция мультилинейной эволюции Д. Стюарда;

- концепция специфической эволюции М. Салинса, Э.Сервиса;

- формационный подход;

- циклический, или цивилизационный, вариант.
Каждый из подходов имеет свою специфику. Представители классического эволюционизма XIX в. считали возможным выделение всеобщих, универсальных по своему существу, стадий развития культуры (Г. Морган, Г. Спенсер, Э.Тайлор и др.)

Концепция универсальной эволюции позволяет выявить основные закономерности культурно-исторического процесca, его общую тенденцию развития, а также развития основных культурных форм. Свои преимущества для сравнительного анализа культуры имеет концепция мультилинейной эволюции Д. Стюарда, который стремился к конкретному изучению ограниченной рамками отдельных регионов исторической повторяемости и параллелизмов. Концепция специфической эволюции (изучение локальных культур в диахронном аспект) существенно дополняла универсальную концепцию, в которой терялись конкретные культуры.

Еще один диахронный вариант представлен формационным подходом, в XX в. наиболее распространенным в советской науке. Этот принцип устанавливает зависимость культуры от господствующего способа производства (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный и др.). Культура соответствует способу производства. Формационная типология культуры включает следующие составляющие: первобытная культура, античная культура, средневековая культура, культура эпохи Возрождения, культура Нового времени, современная культура.

Однако эта типологизация родилась в русле европейской культуры и выражает ее представления о себе, о своем происхождении, развитии и значении для всего человечества. Она описывает ход культурно-исторического процесса на территории Европы - главным образом Западной.

В литературе можно найти различные попытки построить более общую историческую типологию, которая охватывала бы локальные культуры, существовавшие в истории человечества не только на территории Европы, но и на других континентах Земли. Самый простой подход к решению такой задачи - выделение двух исторических типов культуры:

- традиционного;


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 512; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты