КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культура Нового времениЕвропейская культура Нового времени охватывает XVII-XIX вв. Она базируется на буржуазном способе производства, имеет единый духовный ориентир – развитие личности, общие черты, такие как гуманизм, антропоцентризм, европоцентризм, сциентизм и рационализм. Вместе с тем каждый век имеет свое историческое лицо, свою специфику: XVII в. – век «революционной критики» феодализма в Нидерландах и Англии и рационалистической критики – схоластики -во Франции и других странах. XVIII в. – век Просвещения. XIX в. – «полнота времен», эпоха расцвета буржуазной культуры и вместе с тем начала ее кризиса через обнаружение тупиков рационализма в его крайнем выражении – техницизме. Каждое время решает свои вопросы, но есть коренные мировоззренческие вопросы, решением которых человечество озабочено всегда Ответы на них составляют суть, смысловое ядро любой культуры. Нововременная культурная парадигма такова: мир существует как природа, как личность-субъект и как культура. Место человека в мире является центральным. Подобно тому как в средневековой культуре утверждалось величие Бога и его отличие от сотворенного им мира, теперь провозглашается величие человека и его отличие от всей остальной природы. В культуре Нового времени человек – познающий субъект – противопоставлен природе как объекту. Предназначением человека стало повелевать природой, извлекать из нее пользу. Польза - идол Нового времени. XVII в. не без основания называют «веком гениев», что указывает на необыкновенный взлет научной и философской мысли, и вследствие этого колоссальные изменения в обществе. XVII в. - начальный период в становлении буржуазного способа производства. Это крайне сложная и противоречивая эпоха в жизни европейских государств. Начало Нового времени связывают с буржуазными революциями и периодом становления буржуазных отношений в европейских странах - XVI-XVII вв., что в свою очередь обусловило развитие науки и появление новой мировоззренческой ориентации. Ранние буржуазные революции произошли в Нидерландах – 1566-1609 гг., в Англии – 1640-1688 гг. Во Франции наблюдается расцвет абсолютистской монархии. Это время научной революции и завершающий этап контрреформации; эпоха грандиозного, экспрессивного барокко и сухого, рассудочного классицизма. В XVII в. в Европе развивается промышленность, появляются мануфактуры. Это были более крупные в сравнении с ремесленными мастерскими и более производительные предприятия. Совершенствовались технические изобретения: в книгопечатании и изготовлении монет, например, стал применяться винтовой пресс. Развивалось горнорудное производство, военная техника, возрастала роль механизмов. Начиная с XVI в. бурно стало развиваться естествознание. Потребности мореходства определяют развитие астрономии; развиваются математика и механика. Новая наука опирается, прежде всего, на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и Металлургической промышленности. Вместе с тем, система колониальных грабежей приобрела такие масштабы, что стала предметом соперничества государств и привела к торговым войнам XVII-XVIII вв. Начавшийся в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества в XVII в. расширяется и углубляется. Но главное было сделано: к власти впервые пришел новый класс - буржуазия. Развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, политике, социальных отношениях, оно меняет сознание людей. С XVII в. начинается организационное становление науки как самостоятельного института, наука приобретает современные черты и формы. В период Нового времени в самостоятельные отрасли выделяются обществоведческие дисциплины – экономика социология, политология. Законы, открытые естественными науками переносятся и на исследование общества. Для этого периода характерны такие черты, как механицизм – абсолютизация законов механики перенесение их на все виды движения, в том числе и на развитие общества. Эти представления легли в основу новой физической картины мира, важнейшими предпосылками которой стали астрономические открытия Г.Галилея и И.Кеплера,а также открытыеИ. Ньютоном законы классической механики. Следует признать, что роль религии в мировоззрении нововременной эпохи неуклонно падает. С одной стороны, постоянные религиозные войны, раскол западного христианства в результате Реформации, преследования инакомыслящих – свидетельствовали о неспособности церкви обеспечить общественный мир. С другой - христианская церковь была органично включена в общественно-политические феодальные структуры с их идейно-смысловым центром «Бог - Папа Римский - Король». Но прогресс науки, опытного знания постепенно и неуклонно убеждал в истинности научной картины мироздания. Развитие буржуазного способа производства порождало острую потребность в прикладных науках. Уже начиная с эпохи Возрождения ведущее место в естествознании заняла механика, которая, опираясь на математические разработки, добилась крупнейших успехов. В борьбе против религиозных догматов, авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. Для мировоззрения Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая, прежде всего, из опыта естествознания. Крупными мыслителями Европы XVII в. являются: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк - Англия; Р. Декарт - Франция; Б. Спиноза - Голландия; Г. Лейбниц, Б. Паскаль - Германия. Социальные и научные изменения в обществе находят свое отражение в искусстве. Стиль барокко (от итал. barocco – грубый, неуклюжий, фальшивый) – в XVIII в. термин приобретает значение отрицательной эстетической оценки. Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное. в искусстве с особой остротой выражает кризис гуманизма, ощущение дисгармоничности жизни, бесцельных порывов к неведомому. Центром развития искусства барокко на рубеже XVI-XVII вв. был Рим. Искусство барокко стало художественным отражением противоречий раннебуржуазного периода европейской культуры. Подчеркивая сложную атмосферу времени, барокко соединило в себе, казалось бы, несоединимые элементы. Основные черты барокко отразили его дуализм. Черты мистики, фантастичности, повышенной экспрессии, декоративность удивительно уживаются в нем с трезвостью и рассудочностью, с истинно бюргерской деловитостью. Стиль барокко легко узнается в очертаниях архитектурных сооружений, в изысканной вычурности линий в скульптуре и живописи, в пышности, декоративности, аллегоричности фасадов и интерьеров зданий, в напыщенности языка прозы и поэзии. Совмещая иллюзорное и реальное, барокко является в целом стилем, который отражал преимущественно систему ценностей, идеалов и вкусов дворянства, в первую очередь той его части, которая сохраняла еще известные прогрессивные тенденции. Поэтому этот стиль развивался прежде всего в тех странах, где сохраняли свои позиции феодальные отношения и католическая церковь. Церковное искусство, собственно и было типичным "барокко" в узком смысле этого термина. Зародившись на рубеже XVI-XVII вв. в Италии барокко распространяется затем в Испании, Португалии, Фландрии, а позднее в Австрии, Англии, Германии, Скандинавии, Новом Свете и России. Динамизм барочной скульптуры, противостоящей спокойствию и мощи скульптуры Ренессанса, вызывает чувство восхищения своей легкостью. Для искусства барокко важно было не столько тело как таковое, сколько его движение. Если у скульпторов классической Греции и у художников Возрождения боги, пусть идеализированные, изображались как люди, то у мастеров барокко боги оставались богами ("Аполлон и Дафна", "Экстаз св. Терезы" Л.Бернини). В архитектуре барокко сохранялась масштабность и гармоничность сооружений, характерных для искусства Возрождения, но в то же время мастера барокко порывают со многими художественными традициями Ренессанса, с его гармоничностью и уравновешенными объемами. Более пышным становится архитектурный декор, усиливается пластическая выразительность. В парадных интерьерах архитектура сливается с многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а плафонная живопись создает иллюзию разверзшихся сводов. Фасады зданий приобретают роскошную, причудливую пластику. Барокко тяготеет к ансамблю, к организации пространства: городские площади, дворцы, лестницы, фонтаны, парковые террасы, бассейны, городские и загородные резиденции строятся на принципе синтеза архитектуры и скульптуры, подчиняясь общему декоративному оформлению и архитектурному замыслу, придавая им пышный, парадный и изысканный вид. Таковы ансамбли Верхний Бельведер в Вене, лестницы на пл. Испании в Риме. В живописипреобладают виртуозные, декоративные композиции на религиозные, мифологические или аллегорические сюжеты и парадные портреты. Натюрморт и пейзаж, как самостоятельные жанры, равно как и жанр анималистический, дополняют картину развития изобразительных искусств эпохи. Барокко предпочитает живописное пятно, массу, светотеневые контрасты, с помощью которых и создается форма. Барочный стиль нарушает принципы линейной перспективы, разработке которого отдали столько сил и энергии художники раннего Возрождения, чтобы усилить глубинность, иллюзию ухода в бесконечность. Идеализация образов, безудержные гиперболы сочетаются в живописи барокко с бурной динамикой, оптическими эффектами, реальность – с фантазией, религиозная страсть - с подчеркнутой чувственностью. В Италии творили братья Карраччи, Л.Бернини, А.Маньяско, Дж. Б.Тьеполо, М.Караваджо, в Испании расцвет живописи барокко связан с именами Эль Греко и Б.Мурильо, некоторые черты барокко проступали в реалистической живописи X. де Риберы и Ф.Сурбарана. Во Фландрии рожденное революцией миропонимание внесло реалистические начала в творчество П.П.Рубенса, А. Ван Дейка, Я.Йорданса. В Голландии реализм проступал сквозь барокко в творчестве Ф.Хальса, Рембрандта Х. ван Рейна. В литературе искусство барокко вдохновлялось идеей разума, продолжая в этом направлении ренессансные традиции, но оно уже не верило в силу, в закономерность прогресса. Человек - песчинка в вихре истории, его жизнь полна трагических случайностей. Такова ведущая нить, в частности испанской барочной литературы, нашедшая выражение в лирике Л.Гонгоры, пьесах П.Кальдерона, итальянца Дж. Марино. Барочная литература построена на контрасте. Появляются реалистические произведения, описывающие новый "мир денег" ("Буржуазный роман" А.Фюретьера). Получает развитие жанр литературной сказки (Ш. Перро). Возрождается басня (Ж.де Лафонтен). В музыке барокко гораздо рельефнее и непосредственнее, чем в других видах искусства, сказывалось переплетение различных по своим истокам идейно-художественных принципов. Этот стиль в музыке отличается, с одной стороны, стремлением к глубокому отображению внутреннего мира человека, к драматизму и синтезу искусств (опера, оратория, кантата), с другой - к освобождению от союза со словом (развитие инструментальных жанров). В русле барокко зародился оперный жанр. Как и в литературе, барочный стиль в музыке отличается своей манерностью, "капризностью", витиеватостью (А.Вивальди). Он особенно ярко проявился в итальянской музыке (Дж.Габриели, М.А.Чести, Дж.Фрескобальди). Время барокко - время взаимодействия различных видов искусства, когда "поэзия понималась как говорящая живопись, а живопись как немая поэзия". Это было время театрализованных церемоний, высокопарных од, витиеватых речей, аллегорий и гипербол, эмблем и метафор. Во всем жило иносказание. Осознание несовершенства действительности, стремление противопоставить ей идеальный образ мира, соответствующий современным представлениям о разумном мироустройстве, вызвали к жизни рождение второй стилевой системы - классицизма. Другой влиятельнейший стиль характеризуемой эпохи – классицизм (от лат. classicus – образцовый) – художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Претендующее на «разумность» государство стремилось к тому, чтобы в нем видели уравновешивающее, объединяющее, героически возвышенное начало. В противовес барокко классицизм выражал стремление к разумному гармоничному строю жизни, а эти стремления были присущи не только монархам, но и народному сознанию с его идеалами мира, покоя, сплочения страны. Помимо того привлекательной стороной классицизма выступал его нравственный пафос, гражданская направленность. Классицизм получил широкое распространение в абсолютистской Франции, а также в ряде других стран (Италия, Германия, Англия). Классицизм был сложным и неоднозначным по своему социальному и политическому содержанию явлением. Возникший в ХVIIв., в период становления абсолютизма (абсолютизм – форма феодалъного государства, при котором монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации), классицизм пережил глубокие перемены и наполнился в XVIII в. новым содержанием, хотя и сохранил некоторые свои стилистические особенности. Даже самый "классический" французский классицизм ХУ11 в. предстает перед нами сложным и противоречивым творческим методом, в котором переплелись идейно-художественные принципы, соответствовавшие переходной эпохе, когда утверждавшийся абсолютизм искал опору не только в среде дворянства, но и в широких народных массах. Писателей и художников вдохновляли идеал совершенного общественного устройства, основанного на законах разума, образ гармоничного человека, идеал которого они искали в античности, античном классическом искусстве (отсюда - термин "классицизм"). Классицизм - новое "возрождение" античности, но внутренне он от нее весьма далек, еще более далек чем Возрождение.Если гуманисты Возрождения видели высшую ценность свободно проявляющей себя естественной природе человека, то основоположникам классицизма страсти представлялись силой разрушительной, анархической, порожденной эгоизмом. Продолжая некоторые традиции Возрождения: преклонения перед древними, веру в разум, идеал гармонии и меры - классицизм складывался и развивался в борьбе с идейно-художественной системой барокко. В определенном смысле классицизм был антиподом барокко. Официальная эстетика классицизма получила в определенной степени законченное выражение в философии Р.Декарта, в драматургии П.Корнеля, Ж.Расина, Мольера, поэтике Н.Буало. Классическая доктрина культивировала возвышенное и героическое, понимаемое как торжество чувства долга над остальными человеческими чувствами. Она определяла взгляд на художественное произведение как на создание искусственное - сознательно сотворенное, разумно организованное, логически построенное по незыблемым правилам, почерпнутым из античности. Идея долга в классицизме не случайно соседствует с понятиями "правильности" и "разумности". Стремясь контролировать художественно-эстетическую жизнь общества, абсолютизм создает, начиная с 1634 г., академии литературы, живописи и скульптуры архитектуры, а в 1666 г. учреждает Академию наук. В них господствовал классицизм как официальный стиль абсолютистского государства, признававшийся властями как единственно "правильный". Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на ведущие ("высокие") и второстепенные ("низкие"). Каждый жанр имеет строгие границы и четкие формальные признаки. Не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного. К ведущим жанрам в литературе относились трагедия, эпопея, ода; в живописи - исторические, мифологические, библейские сюжеты. Героями этих жанров были монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники. Второстепенными жанрами в литературе считались комедия, сатира, басня; в живописи - пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр. Однако реалии не укладывались в эти правила. Такие большие художники слова, как П.Корнель, Ж.Расин, Мольер, Ж. де Лафонтен, мастера живописи и скульптуры, как Н.Пуссен, К.Лоррен, Э.Фальконе, Б.Гудон, Ж.Жирардон и другие наполняли дыханием жизни строгую схему этого метода. В архитектуре классицизм внес в творчество создателей крупных ансамблей не столько конкретные "правила", сколько принцип рациональности в расположении отдельных сооружений, логической обоснованности художественных решений, гармоничной соразмерности деталей. Версальский дворец с парком и множеством входящих в ансамбль сооружений стал классическим образцом классицистской архитектуры, не избежав при этом влияния барокко в пышности, помпезности отделки внутренних интерьеров. Версаль стал символом новой дворянской культуры, здесь во второй половине XVII в. "королем-солнцем" Людовиком XIV вершились судьбы Франции. Двор Людовика XIV с его театрализованным бытом, строжайшим этикетом, тягой к блеску и великолепию стал привлекать к себе выдающихся писателей и художников. Это время было названо Вольтером "великим" - за пышность церемониала. Дух строгой регламентации, дисциплины становились руководящими принципами эстетики классицизма. Конец XVII – начало XVIII в. ознаменованы кризисом абсолютизма, длительное время определявшего жизнь и культуру европейских стран. Новая эпоха формирует новую культуру. Это эпоха интенсивной духовной жизни Европы, когда во Франции творили Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро; в Англии – Г. Кавендиш, Дж. Уатт, Г. Филдинг; в России – М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев; в Германии – Г.Э. Лессинг, Г. Гете, Ф. Шиллер и И. Кант. XVIII в. в Европе – завершающий этап длительного перехода от феодализма к капитализму. Происходит гигантская ломка всех общественных устоев, идет борьба за освобождение от религиозно-феодального миросозерцания. Эта эпоха получает название Просвещение. Разум и просвещение превратились в основные лозунги эпохи. Просветители были убеждены в том, что развитие разума и, прежде всего прогресс науки и просвещение народа могут изменить общественную жизнь в соответствии с законами природы. Эпоха Просвещения занимает исключительное место в истории культуры. Хронологические рамки данной эпохи определены немецким ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии (1689) и Великой французской революцией (1789). Необходимо отметить приоритет Англии в формировании идеологии и культуры европейского Просвещения, причем не следует забывать о специфике воплощения идей Просвещения в культуре разных государств. Европейское Просвещение - вполне конкретный комплекс идей, породивший определенную систему культуры. Здесь уже можно говорить об изменениях в сознании огромной массы людей, которые, по словам И. Канта, вышли "из состояния своего несовершеннолетия" и были захвачены потоком новых идей, что и привело к рождению нового типа культуры. Культура Просвещения имеет ряд специфических черт: - для нее характерен деизм (религиозно-философская доктрина, которая признаёт бога как творца природы, но отрицает дальнейшее вмешательство бога в самодвижение природы и не допускает иных путей познания бога, кроме разума). Деизм давал возможность выступать против религиозного фанатизма, за свободу совести и освобождение науки и философии от церковной опеки. Представители деизма (Вольтер и Руссо во Франции, Дж. Локк в Англии и др.) противопоставляли вере разум. В эпоху Просвещения христианская идея теряет свою силу, проявляется стремление освободить религию от слепой веры, вывести ее из естественного знания. - поклонение просветителей природе привело к космополитизму, что выражалось в осуждении всякого национализма и признании равных возможностей всех наций. Вместе с тем распространение космополитизма привело к падению чувства патриотизма, что наиболее ярко видно на примере Франции. "С самого начала французская революция отличалась космополитизмом, ее трудно назвать собственно французской... тогда идеалом считался скорее абстрактный "человек", но отнюдь не Родина" (Э. Фагэ). Всё чаще высказывается мысль о единстве человечества и культуры. - на протяжении XVIII в. в Европе в целом необычайно возрастает интерес к жизни, обычаям и культуре стран Востока.Так, во Франции еще в конце XVII в. появилось многотомное издание "Восточная библиотека". В начале XVIII в. появляются переводы с арабского, персидского и других восточных языков. Особый успех имеет издание "Сказок тысячи и одной ночи", вызвавшее множество подражаний. Однако еще более важное значение имели попытки теоретически осмыслить культуру разных народов, исходя из идеи единства человеческой природы и универсальности разума. Итальянский просветитель Вико говорил: "В природе существует один умственный язык, общий для всех народов". Немецкий учёный И.Г. Гердер внимательно изучал фольклор разных стран и опубликовал сборник "Голоса народов в их песнях". Разумеется, охватить все богатство культуры мира было невозможно. Но он мечтал об этом, восторженно восклицая: "Какой бы это был труд о роде людском, о человеческом духе, мировой культуре!". - культуре эпохи Просвещения присуща "научность". К началу XVIII в, - идеологи Просвещения верили, что именно с помощью разума будет найдена истина о человеке и окружающей природе. Недаром Просвещение называют веком разума. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и политики: человек может и должен действовать разумно; общество может и должно быть устроено рационально. Культ разума в XVIII в. стал главной доктриной культуре Вольтер называл свой век веком разума, распространившимся по Европе - от Петербурга до Кадиса. - определяющей чертой культуры эпохи Просвещения является идея прогресса, которая тесно переплетается с идеей разумности. Именно в эпоху Просвещения была сформулирована концепция "вера в прогресс через разум", определившая надолго развитие европейской цивилизации и принесшая целый ряд разрушительных последствий. - для культуры просветителей характерна абсолютизация значения образования в формировании нового человека. Деятелям эпохи казалось, что достаточно создать условия для воспитания детей - и в течение одного-двух поколений все несчастья будут искоренены. Была сделана ставка на нового человека, свободного от наследия той или иной философской, религиозной или литературной традиции. Декарт разработал рационалистический метод познания и выдвинул концепцию о "врожденных идеях". В противовес ему Локк утверждал, что не существует "врожденных идей", а поэтому нет и людей "голубой крови", претендующих на особые права и преимущества. "Опыт о человеческом разуме" - философский трактат Джона Локка - стал своего рода манифестом эпохи Просвещения.Содержащиеся в нём идеи о воспитании человеческой личности и роли социальной среды в этом процессе легли в основу теорий большинства просветителей. Все были почти единодушны в том, что если человека формирует опыт, то это должен быть разумный опыт, ибо разум - главный критерий истины и справедливости. Французское Просвещение, направленное в целом против феодализма и абсолютизма, состояло из различных по политической и философской радикальности учений. Представители старшего поколения - Ш.Л. Монтескье и Вольтер - тяготели больше к постепенному реформированию феодального общества" по образцу Англии, где установилась конституционная монархия - форма государственного устройства, при которой власть монарха ограничивается рамками конституции и сильного парламента. Они рассчитывали на "разумное сочетание" интересов буржуа и аристократов. Д. Дидро, Ж.О. Ламетри, К.А. Гельвеций, П.А. Гольбах в принципе отрицали феодальную собственность и феодальные привилегии, отвергали монархическую власть, выступая при этом за "просвещённую монархию", воплощение идеалистической веры в возможность улучшить монархическую власть через активное просвещение монархов в духе новых идей времени как компромиссный промежуточный вариант. Издание "Великой Энциклопедии" собрало все разрозненные знания и стремления просветителей в одно целое. Энциклопедия сплотила вокруг себя умнейших людей Франции. В Париже образовался кружок философов-энциклопедистов, который заявил о себе в начале 50-х годов как об общественной партии. Энциклопедисты -французские просветители, принявшие участие во главе с Дени Дидро в создании 35-томной "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" - провозгласили целью многотомного издания -подвести итоги познаний человечества в различных отраслях. Энциклопедия стала кодексом французского Просвещения. Искусство XVIII в. становится преимущественно светским, «обмирщение» происходит и в живописи, и в скульптуре. Складываются два основных направления. Одно выражает идеалы и настроения придворных кругов. Это культура рококо. Другое направление формируется исподволь, вызревает в ту же эпоху, достигая зрелости к 40-м гг. XVIII в., но отстаивает смысложизненные ценности третьего сословия. Это линия буржуазного просветительства. Она достигает вершинных проявлений в философских и литературных трудах энциклопедистов и художников, разделявших их принципы. Нетрудно увидеть, что разрешение духовного кризиса в эпоху рококо (от франц. rococo) – стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале XVIII в. и распространившийся по всей Европе. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером) было чисто внешним: за праздниками, маскарадами, разгулом скрывались все те же опустошенность и безразличие. Европейский мир как бы изживал в культуре эпохи рококо свои последние сословно-патриархальные иллюзии. Культура XVIII в. унаследовала основные черты культуры предшествующего столетия, такие как антропоцентризм, рационализм, сциентизм и др. Вместе с тем она привносит ряд новых моментов, иначе расставляет акценты в решении основных мировоззренческих проблем. В культуре Просвещения над декартовским миром количества и протяженности берут верх качественные характеристики. Понимание природы первопричины и первотворца все чаще наделяется высшим ценностным смыслом. «Естественный человек», «естественный разум», «естественное состояние», «естественные законы», «естественное право» - выступают как синонимы истинного, добродетельного и прекрасного. От лица Природы ведется критика изживших себя общественных отношений и нравов. В целом можно говорить об изменении образа мира – в общественном сознании образ мира-механизма вытесняется образом мира-организма. Признание природы первичной реальностью повлекло за собой вывод об отсутствии каких бы то ни было оснований для сословных привилегий, социального неравенства: ведь все люди «скроены» из одного природного материала. Человек объявлен частью природы, продуктом природы. Человек осознал себя господином своей судьбы, присвоил себе функции творца и, в конечном счете, убедился в ненужности Бога. Важнейшим результатом собственно человеческого творчества уступает мир культуры. В нем важное место принадлежит государству и системам законов, воспитания и морали. И хотя порой плоды человеческого творчества оцениваются негативно (Руссо), в целом в культуре XVIII столетия доминирует нравственно-оптимистический настрой. Просветители непоколебимо верят в общественный прогресс. Моментом, объединяющим мыслителей различных направлений, была апелляция к Разуму и Природе. В ходе последующих буржуазных революций эти идеалы получили практическую проверку. Система мировоззрения просветителей включала в себя не только социальные, но и материалистические, и атеистические идеи. Последующее развитие показало, что некоторые положения материалистического мировоззрения просветителей (отрицание бытия Бога, сведение разума к чувствам) являются такими же принимаемыми на веру догматами, как и отвергавшиеся ими положения христианства. Значение эпохи Просвещения выражается в следующем: проповедуются идеалы гуманности, равенство всех людей перед законом; идеи Просвещения содействуют развитию рационализма и выступают против метафизики; происходит развитие естествознания, достижения которого часто используются для доказательства научной правомерности взглядов и веры в прогресс. Идеология Просвещения легла в основу общественных преобразований, свершившихся в ходе буржуазных революций XVIII-XIX вв. Однако уже в конце XVIII в. Фихте указал на отрицательные стороны Просвещения, а в конце XIX в. возвращение к метафизике привело к частичному отходу от философии Просвещения.
|