Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Европейская культура XIX в.




Читайте также:
  1. I. КУЛЬТУРА - ОБ'ЄКТ НАУКОВОГО ДОСЛІДЖЕННЯ
  2. II. Чувственная культура
  3. III. Физкультура и холодная вода.
  4. IV. СЕРЕДНЬОВІЧНА ЄВРОПЕЙСЬКА КУЛЬТУРА
  5. Адаптация. Аккультурация. Приспособление
  6. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  7. Античная культура как новый тип цивилизаци
  8. Античная культура: мифология, философия, искусство
  9. Архітектура та художня культура доби Київської Русі
  10. Базова культура особистості: зміст і шляхи формування. 3. Базова культура особистості: зміст і шляхи формування. 3.1. Виховання громадянської культури.

Культура XIX в. в эпохе Нового времени играет особую роль. Это период кульминации развития буржуазного общества с соответствующими изменениями в духовной жизни и художественной культуре.

В основе культуры XIX в. те же ценности культуры Нового времени -рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризм и др. Но к XIX столетию мир стал качественно иным и культура избирает путь «переоценки ценностей». Дух прагматичного и делового XIX в. как нельзя лучше передает базаровская формула: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

XIX в. можно охарактеризовать следующим образом:

- «машинный век», поскольку именно тогда началось производство машин с помощью самих машин. От механической прялки «Дженни» человечество шагнуло к первому современному станку из металла, а от него – к автоматическому ткацкому станку Жаккара;

- «эпоха стали», поскольку именно тогда уровень производства стали становится показателем экономической мощи страны. Железо и сталь вытесняют дерево. Если XVII-XVIH вв. были эпохой ветряных мельниц, то с конца XVIII в. начинается эпоха пара. В 1784 г. Дж. Уатт изобрел паровой двигатель. А уже в 1803 г. появляется первый автомобиль с паровым двигателем;

- «век железных дорог»: от 50 км железнодорожного пути, проложенного между Манчестером и Ливерпулем в 1829 г., стальные рельсы в 1912 г. протянулись на 1 080 000 км;

- «век электричества»: началом послужило открытие В. В. Петровым явления электрической дуги; С. Морзе изобрел электрический телеграф, а А. Бэлл – телефон; появляются радиоприемники А. С. Попова и Г. Маркони; кинематограф братьев Люмьер. Важным новшеством стало электрическое освещение городов, конка уступала место трамваю. В 1863 г. появилась первая подземная железная дорога «Метрополитен», а к концу века метро функционировало уже в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Будапеште и других городах. Жизнь человека радикально изменилась. Вступление Европы в это столетие ознаменовано величайшим культурным поворотом, сопоставимым по значимости с переходом человечества от древности – к Средневековью и от Средневековья – к Новому времени.

Для культуры Нового времени характерны:

- рационализм;

- оптимизм;

- вера в безграничный прогресс;



- добрую природу человека.

Начавшийся в последней трети XVIII столетия в Англии промышленный переворот стал в XIX в. главным содержанием экономического развития западных стран. В результате промышленной революции произошло образование индустриального общества, где труд становится идеалом, а впоследствии и идолом. На трон взошла «ее величество Машина», по образу и подобию которой моделируется теперь вся общественная жизнь.

Основные особенности индустриальной цивилизации XIX в. состоят в следующем:

- фабрика сменила мануфактуру, приведя к невиданному прежде росту производительности общественного труда.

- уровень благосостояния и качества жизни существенно возрос. В быт людей повсеместно входят телефон и телеграф, фотография и кинематограф, новые транспортные средства (паровоз, пароход, автомобиль, электрический трамвай, метро) позволяют быстрее преодолевать расстояния.

- формируется средний класс – служащие государственных учреждений и частных компаний, лица свободных профессий, мелкая буржуазия. Именно средний класс, в конечном счете, придает устойчивость обществу.

- складывается новая система ценностей. Главной ценностью индустриальной цивилизации становится технический прогресс и наука, которые смогли обеспечить человечеству благосостояние. В общественном сознании доминируют: польза, достаток, комфорт. В сознании общества пpoгреcc культуры начинает неправомерно отождествляться с экономическим прогрессом. Поскольку прогресс воспринимался как определяющая черта цивилизации, то это ведет к противопоставлению западной цивилизации как «развитой» и цивилизаций других стран как «отсталых».



Хотя формирование индустриального общества и правового государства шло по нарастающей в мировом развитии капитализма – монополистического.

Рассмотрим теперь, как главные тенденции социокультурного развития преломляются в различных областях.

Как уже отмечалось, в индустриальной цивилизации, утвердившейся в Европе в XIX столетии, главной ценностью стали считать научно-технический прогресс. И это не случайно. Как показали подсчеты П. Сорокина, «лишь только один XIX в. принес открытий и изобретений больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые», а именно – 8527.

В XIX столетии наука вступила в свой «золотой век». Бурный научный и технический прогресс XIX в. основывался на двух духовных посылках западноевропейской культуры – вере в человека-преобразователя (Возрождение) и вере в активную роль его разума (Просвещение). Научные открытия в области физики, химии, биологии, астрономии, геологии, медицины следовали одно за другим.

- М.Фарадей исследовал явления электромагнитной дуги.

- Д. Максвелл – исследуя электромагнитные поля, разрабатывает электромагнитную теорию света.

- П. Кюри и М. Склодовская-Кюри, изучая явление радиоактивности, поставили под вопрос прежнее понимание закона сохранения энергии.



- физическая наука проделала путь от атомной теории материи Дж. Дальтона к раскрытию сложной структуры атома. После обнаружения Дж. Томпсоном в 1897 г. первой элементарной частицы – электрона последовали планетарные теории строения атома Э. Резерфорда и Н. Бора.

- сформулированный в 1869 г. Д. И. Менделеевым периодический закон химических элементов установил зависимость между их атомными весами, а открытие внутреннего строения атома выявило связь между порядковым номером элемента в периодической системе и числом электронов в слоях оболочки атома.

- в биологии появляются теории клеточного строения всех организмов Т. Швана, генетической наследственности Г. Менделя, опираясь на которые, А. Вейсман и Т. Морган создали основы генетики.

- основываясь на исследованиях в области физиологии высшей нервной деятельности, И. П. Павлов разработал теорию условных рефлексов.

- подлинную революцию в науке произвели книги великого ученого-натуралиста Ч. Дарвина «Происхождение видов» (1859) и «Происхождение человека» (1871), которые иначе, чем христианское учение, трактовали возникновение мира и человека.

- естественно-научный прогресс повлиял и на гуманитарные науки, в первую очередь этнологию, психологию и в особенности возникшую в конце века социологию. В философской полемике сталкивались различные школы, течения и теории – неокантианство, прагматизм, «философия жизни», позитивизм, интуитивизм и др.

Известно, что в Новое время средневековой христианской морали и рыцарской этике был противопоставлен идеал человека, который всем обязан самому себе (своему труду, личным заслугам), человека, который стремится к земному благополучию и пользе. В XIX в. эти ценности сохраняют свою привлекательность в буржуазной среде.

Изменение места и роли христианской религии и церкви в европейском обществе привело к вырождению нравственных ценностей. Чисто внешне мало что изменилось: люди ходили в церковь, молились. В религиозном духе воспитывали своих детей. Церковь увеличивала число прихожан, богословы истолковывали Священное Писание применительно к изменившимся реалиям современного мира. Однако из общественного сознания уходит то, что составляет суть любой религии, – вера в сверхъестественное. Научная революция заставила усомниться в христианской версии происхождения мира, его существовании как воплощении божественного промысла, в чудесах непорочного зачатия, физического воскресения из мертвых и т. д. и т. п. Христианская вера в Бога, проявляющего свою волю через откровение и благо дать, оказалась совершенно несовместимой с картиной мира, создаваемой наукой.

Основные причины эволюции мировоззрения:

- эволюционная теория Дарвина показала возможность более правдоподобного объяснения мироустройства принципами естественного отбора, наследственности и изменчивости. Она дискредитировала библейские представления о сотворении мира и человека, показав, что он не только не сотворен по образу и подобию Бога, но и является биологическим потомком человекообразных приматов.

- Фрейд предпринял попытку доказать, что сам Бог (идея Бога) – плод страха, слабости человека, объективация бессознательных человеческих мечтаний о могуществе, власти, стремлений к защите и покровительству.

- Маркс, назвав религию «вздохом угнетенной твари», связал ее с интересами классовой борьбы. Внесла свою лепту в расшатывание христианского мировоззрения и историческая наука. Критическое изучение библейских текстов привело к переоценке их богоданности и исторической подлинности. Затем появились критические исследования самой истории христианской церкви, в результате которых была доказана ее далеко не всегда прогрессивная и гуманная природа.

- длительная борьба за свободу совести и религиозный плюрализм приводили к тому, что религиозная терпимость постепенно перерождалась в религиозное безразличие. Необходимо добавить, что и полная поглощенность материальным прогрессом оставляла весьма мало места для духовных ценностей. Религия зачастую сводится лишь к соблюдению обрядов, в чем видится некий символ цивилизованности общества.

Таким образом, в XIX в. кризис христианской космологии перерастает в кризис всего христианского мировоззрения и морали.

В обществе происходит неуклонное снижение доли религиозного и увеличение доли светского искусства. Характерной чертой искусства XIX в. было отсутствие единой эстетической доминанты. Сглаживается, а в XX в. становится уже определяющим «децентрализованный» тип художественной культуры – отныне развитие искусства характеризуется асинхронностью и многостильем, борьбой противоположных направлений.

Происходит своеобразная «передислокация» видовых и жанровых форм художественного освоения действительности. Одни уходят на задний план (архитектура), другие выдвигаются на авансцену. Это касается и принципиально новых способов художественного творчества, порожденных развитием техники (фотография, кино, реклама и др.), более склонных к коммерциализации искусства и соответствующих принципу пользы.

В XIX в. складывается классическая модель институтов художественной культуры, зарождаются слагаемые «массовой культуры» – «индустрия словесности», «индустрия зрелищ» и т. д.

В таких условиях все более значимой становится роль высокого искусства, и оно настойчиво претендует на занятие ключевых позиций в духовной культуре. Соответственно вырастает самооценка искусства как креативной силы культуры. Оно берет на себя роль судьи над обществом, и в конце века решительно утверждает свою самоценность (теории искусства для искусства, эстетизм).

Искусство XIX в. в своем развитии прошло несколько этапов:

- эпоха романтизма (первая половина XIX в.). Термин романтизм первоначально применялся в литературе главным образом романо-германских народов, а позже охватил музыку и изобразительное искусство, что позволило трактовать романтизм как преимущественно художественное направление. Романтизм имел предшественника в лице Ж. Ж. Руссо, который в век разума заговорил о примате чувства, о своеобразии и неповторимости каждого человека.

- в годы Французской революции получил распространение классицизм (Энгр, Леду), получивший эпитет «революционного» (Ж. Л. Давид и др.). Новое обращение к классицизму было обусловлено как героикой революционного времени, так и раскопками Помпеи.

- в годы наполеоновской империи утверждается и становится господствующим величественный, тяжеловесный, богатый стиль ампир(от франц. empire – империя) – стиль в европейской архитектуре и декоративном искусстве, наиболее ярко проявившийся во времена империи Наполеона I. (Виньон, Шальгрен, Персье). Этот стиль был строго выдержан в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.

- реализм в качестве самостоятельного течения утверждается в европейской культуре в 40-е гг. XIX в., выливаясь в форму критического (социально-исторического) реализма. Реализм как тип культуры представляет собой продукт Нового времени и так же, как XIX в., являет собой кульминацию культуры Нового времени. Критический реализм – высшая точка реализма. Развитие реализма сопровождает развитие капиталистического способа производства, связанного с нарастанием социальных противоречий, пронизывающим влиянием чистогана на общественную жизнь, нравы, духовное развитие человека. В стиле критического реализма работали авторы социального романа: во Франции – Бальзак, Мопассан, Золя, Флобер и др., в Англии – Диккенс, Стендаль, Голсуорси, в России – И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и др.

- с конца 50-х гг. XIX в. искусство Западной Европы вступает в эпоху декаданса (от фр. – «упадок») – в своем генезисе явление сложное и противоречивое, связанное с различными направлениями в художественной культуре. Этот термин употребляется для обозначения кризисных явлений в духовной культуре конца XIX – начала XX в., отмеченных настроениями безнадежности, пессимизма, упадничества.

Импрессионизм(от фр. impression – впечатление) – возникшее в последней трети XIX – начале XX в. направление в европейской живописи. Художники-импрессионисты стремились запечатлеть видимый мир в присущей ему подвижности и изменчивости, во всем богатстве сверкающих красок. Они пытались передать в своих произведениях непосредственное впечатление от окружающей среды, создав живописными средствами иллюзию света и воздуха, богатой световоздушной среды) в лице своих наиболее ярких представителей (К. Моне, Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар и др.) утверждал новые способы видения окружающей действительности. Для художников-импрессионистов характерно внимание к передаче натуры такой, какой она является через цветовую вибрацию, передающую динамику окружающего мира.

Импрессионизм Еще ярче кризис реалистической традиции проявился в постимпрессионизме (П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген и др ). Для него характерен поиск новых форм, способных отразить дегуманизацию условий жизни человека, диссонансы большого города, а также новых приемов, способных помочь решению этой задачи. К тому же неспособность понять и преодолеть средствами живописи социальные конфликты толкала многих художников на путь бегства от действительности – в экзотические страны или в собственный внутренний мир.

Символизму буржуазный прогресс кажется скучным, он пассивно протестует против отношений купли-продажи, противопоставляя технократическому оптимизму и утилитаризму настроение тоски. По сути, символисты явились предвестниками кризиса технократической цивилизации.

К концу XIX в. рухнула вера в категории разума, рухнула вера в человека, обрушилась вся система традиционных ценностей, ушла вера в прогресс как в автоматическую устремленность мира вперед, разрушена вера в Бога. И что же в результате? Потеряны все жизненные основания, утрачены все смыслы. В более широком философском контексте проблему переоценки ценностей ставит Ф. Ницше.

По Ницше, «героизм времен упадка» заключается в том, чтобы, заняв позицию «по ту сторону добра и зла», противостоять действительности, толпе, усталому декадентству. Переживаемый культурный упадок Ницше связывал с господством христианской религии и основанной на ней морали. Тем самым он фактически выбрасывал на свалку истории ценности, которые только и могли спасти от катастрофы технократический мир.

Между природой и человеком Новое время поставило мир культуры, противопоставив его божественному творению. В XIX в. сотворенный мир культуры, общество подобны гигантской фабрике, универсальной машине, которая нуждается не в саморазвивающихся личностях, а в деталях и винтиках. И вот уже сам человек – творец культуры – измерен средней производительностью труда.

Но можно ли в таком случае говорить о прогрессе культуры? Прогресс, угрожающий культуре, техника, зловеще переворачивающая мир человеческих ценностей, – эта проблема со всей остротой была поставлена в XIX в.

Культура XX века.

На рубеже XIX и XX столетий развитие буржуазной культуры вступает в новую фазу, наиболее точным названием которой является модернизм. Модернизм - новый, современный тип культуры XX в. Это понятие фиксирует определяющее духовное направление этого этапа истории буржуазной культуры, которая начала осознаваться уже в конце XVII в., но только в начале XX в. стремление быть "новым", "современным" (modern) стало главным творческим импульсом буржуазной культуры, который стимулировался потребностями доминирующих науки и техники, в которых новизна обладает абсолютной ценностью. В этом же направлении действовала и психология индивидуализма, поскольку именно непохожесть, оригинальность, новизна становятся критериями индивидуальности, независимо от меры общественной ценности и истинности этого нового.

В модернизме все заключенные изначально в буржуазной культуре противоречия доведены до абсурдного предела. Это произошло и под влиянием внутренних движущих сил, и под влиянием социальных катаклизмов, потрясших Европу. Модернизм в культуре совпадает со стадией зрелого индустриального общества, для которого характерны значительная технизация, массовое производство, использование новых видов энергии, стандартизация. Индустриализм порождает собственную систему ценностей - таких, как достижение и успех, частная собственность, индивидуализм, право, активность и труд, потребительство, гедонизм, универсализм, вера в прогресс, сциентизм, техницизм (авторитет естественных наук и открытий техники). Характерной особенностью модернизма является развитие технической культуры, появление новых коммуникаций - масс-медиа. Еще не оценено должным образом влияние войн на развитие культуры, но они оказали сильное стимулирующее влияние на развитие науки и техники - от радио- и телевизионной связи до кибернетических систем управления, космических полетов и атомной энергетики. Культурное значение всех этих великих открытий и изобретений состоит не столько в их собственно научном и техническом содержании, сколько в их влиянии на психологию людей XX столетия.

Это сказалось на сильном влиянии точного знания и технического конструирования на гуманитарную сферу культуры и на художественное творчество - оно проявилось в таких явлениях, как конструктивизм(художественно-образное формообразование), дизайн (организация предметной среды). Возрастание роли науки и техники в жизни общества обостряло возникшую еще в прошлом веке проблему отношений между научно-техническим прогрессом и нравственными ценностями.

Другой аспект влияния на культуру XX века внешних для нее сил - два трагических социальных эксперимента (Россия и Германия). Их суть и объективное историческое значение - в поиске внедемократического способа разрешения тех противоречий, которые принесла с собой буржуазная цивилизация, способа, основанного на рефеодализации социокультурной системы. Тоталитаризм сам доказал свою враждебность подлинной культуре, но одновременно было показано Западу, что за идеей социализма, как бы ни вульгаризировали ее фашисты и большевики, стоит глубинная потребность культуры в социальном единстве, которую буржуазное общество отбросило, абсолютизировав принцип индивидуальной свободы.

В отношения культуры и человека, казалось бы, вообще неотрывных друг от друга, модернизм внес трагический разлад. Существование человека в XX в. все больше принимает форму отчуждения - процесса превращения различных форм человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Этот процесс имеет разносторонние проявления: вытеснение человека из эпицентра культуры машиной, и "обесчеловечивание", как точно определил это Х.Ортега-и-Гасет, модернистского искусства, наконец, явление декадентства с его апологией смерти и вызванной этой системой взглядов эпидемией самоубийств.

Таким образом, суть модернизма не в тех или иных формах искусства или сфер человеческой деятельности, а в тотальном разрыве культуры со всей ее бытийной средой - природой, обществом, человеком, что сделало само ее существование трагическим, вызвало апокалипсическое ощущение "заката Европы" и мрачный пессимизм всевозможных антиутопий, предрекавших гибель цивилизации.

Неудивительно, что подобный разлад, конфликтность опредили культуру XX века. Поскольку модернизм сложился в таком обществе, в котором социальная и культурная дифференциация достигла предельной напряженности, он характеризуется противостоянием двух субкультур - массовой и элитарной. Понятию "массовая культура" близко понятие китча. Китч в общем смысле - это подмена художественных ценностей утилитарными, истинной духовности - прагматизмом, красоты - красивостью. Китч становится квинтэссенцией массовой культуры, ее наиболее одиозным, пародийным выражением. Китч может рядиться и в авангардные одежды: значительная часть многих современных произведений искусства - китчи. Однако и элитарное, эстетствующее искусство тоже тяготеет к китчу.

Модернизм отразился в самых разных формах художественной культуры. У истоков модернистской прозы стоит творчество австрийского писателя Ф.Кафки, у которого само мироустройство предстает трагическим и враждебным человеку. В теоретическом плане модернизм смыкается с разными вариантами "философии жизни" и экзистенционализмом, представленным именами Ф.Ницше, Н.Лосского, К.Ясперса, М.Хайдеггера, Н.Бердяева, З.Фрейда, Э.Фромма. Фрейдизм стал динамической концепцией психики человека, теорией психоанализа. Согласно учению З.Фрейда о "бессознательном", всеми поступками человека движут его подсознательные желания, влечения. Человек вынужден сублимировать, то есть перемещать свои влечения, свою энергию - в искусство, политику, религию. Фрейд считал культуру антагонистичной по отношению к природному началу человека, что особенно ярко проявилось в культуре XX в.

Своего рода психоанализом культуры и человека в ней стал экзистенциализм. Экзистенциализм - философское и художественное направление, рассматривающее разные формы и состояния человеческого бытия как главный смысл его существования. В отличие от Ф.Кафки, в романах и повестях экзистенциалистов наличествует попытка довести до своего рода обязательности концепцию человека, который сам себе предписывает нормы поведения и поступает так в силу своего душевного устройства, в силу нравственного выпадения из привычного социума и вынужденного одиночества среди враждебного сущего (Ж.-П.Сартр, А.Камю, Ж.Ануй, М. де Унамуно, У.Голдинг и др.).

В XX в. в литературе развиваются романтическиетрадиции (Д.Р.Толкиен, А.де Сент-Экзюпери, Р.Желязны), реалистические(Я.Гашек, Э.Хемингуэй, Д.Апдайк, Г.Гессе и др.).

Модернизм вошел в историю культуры и искусства прежде всего как отрицание, разрушение, деструкция классических основ европейской культуры, определявших ее развитие от античности до XIX века включительно. В основе эстетики модернизма - представление об абсурдности бытия и необходимости выражения этой абсурдности новыми эстетическими средствами. Эти новые эстетические средства были объединены понятием авангардизм. Авангардизм– условное название всех новейших, экспериментальных взглядов, течений; тенденция "отрицания традиции, к авангардизму относится абстракционизм – тенденция художественного мышления к абстрагированию, отвлечению изобразительных образов от конкретных материальных объектов.

В этом направлении отразилось стремление к активному утверждению человеческих проектов, преодолению натурализма и "реализма". Искусство становится средством преодоления реальности. Новое искусство предполагает разрыв с прежними формами, их препарирование и конструирование или же воссоздание принципиально новых моделей бытия, преодолевающих прежние ограничения.

Источником этого нового могут быть самые различные начала: создание принципиально новых моделей в архитектуре конструктивизма, апология техницизма в техноутопии и живописи футуристов, утверждение абсолютной ценности индивидуального начала в философии и литературе экзистенционализма, приобщение к архаическим мифам, связующим человека со стихиями природы, непосредственное соприкосновение с высшим началом в различного рода мистических течениях.

К модернизму принято относить самые разные течения в искусстве XX века, зачастую вступающие в ожесточенную конкуренцию и полемику друг с другом: ранний и поздний импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, супрематизм, конструктивизм, фовизм, дадаизм, сюрреализм.

Постимпрессионизм стал общим названием различных художественных течений в XX в. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучание света, постимпрессионисты противопоставляли ему поиски материальных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей (П.Гоген, В.Ван Гог, П.Сезанн, А.Тулуз-Лотрек). Творчество П.Пикассо, Ж.Брака развивалось в духе кубизма, течения изобразительного искусства, в котором решаются задачи выявления геометрической структуры видимых объемных форм. Фовизм - направление постимпрессионизма, отличающееся необычайной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы (А.Матисс, М.Вламинк и др.). Экспрессионизм - это художественное течение, в основе которого лежит столкновение контрастов, дисгармония. Экспрессия, как отмечалось, была свойственна искусству Северного Возрождения и барокко, но сам термин появился в XX в. Предтечи экспрессионизма - В.Ван Гог, О.Редон. Он характерен для творчества художников Э.Мунка, Ф.Ходлера, архитекторов А.Гауди, Ф.-Л.Райта и Ле Корбюзье.

Многие модернистские направления встали на путь как можно большего разрыва с художественной, литературной традицией. Так, дадаизм - течение абстрактного искусства, в основе которого подражание наивному искусству дикарей или детей (Г.Гросс, Ф.Пикабиа, М.Дюшан и др.). Дадаизм в поэзии утверждал алогизм как основу творческого процесса - "мысль формируется во рту" (Л.Арагон). Абстрактным импрессионизмом стал ташизм - направление абстрактного искусства, пренебрегающее традиционными приемами рисования и сводящееся к разбрызгиванию краски (Х.Хартунг, М.Тоби и др.).

Сюрреализм - художественное течение, отражающее сверхреальные, алогичные связи объектов реального мира, которые проявляются в подсознании или состоянии транса, сна, гипноза, болезни (поэты А.Бретон и Г.Аполлинер, художники А.Массон, С.Дали и др.).

Модернизм отвергает принцип систематически организованного философского рассуждения, ставит под сомнение саму способность слова выражать глубинное содержание миросозерцания. Так возникает футуризм- художественное течение, отражающее ускорение темпа жизни, абсолютизирующее идеи движения (поэты Ф.Маринетти и Г.Аполлинер, В.Маяковский, художники К.Карра, Дж.Северини и др.), а также имажинизм - особое нелогическое художественное соединение метафор и образов (А.Мариенгоф, С.Есенин).

Аналогичный процесс протекает в сфере пространственных искусств: модернизм признает безнадежно устаревшим сам принцип изображения реального мира, который сохранялся на протяжении тысячелетий, при всех исторических изменениях изобразительных средств и стилевых систем, - тот способ формообразования, который позволял рассматривать живопись как "немую поэзию", - и заменяет его неизобразительным - "беспредметным" -способом конструирования абстрактных цвето-пластических композиций (Р.Делоне и П.Мондриан на Западе, В.Кандинский и К.Малевич в России). Это направление модернизма получило название супрематизма - течения абстракционизма, методу которого свойственно выражение структуры мироздания в наипростейших геометрических формах.

Абсолютизировав ценность "современного", модернизм противопоставлял себя "классическому", как "живое" - "мертвому". Опора на прошлое оказывалась оправданной лишь в тех случаях, когда оно само было "антиклассичным", как в обращении к буддизму, йоге, восточной мистике или даже в возвращении к первобытной культуре, остатки которой сохранялись в Африке и на островах Тихого океана и потому оказывались психологически близкими иррационализму "современного" европейского духа - таковы мотивы творческих исканий П.Гогена и П.Пикассо, а также "изобретателей" джаза и новых бытовых танцев.

Такая интеллектуальная парадигма получила универсальное значение -разрушение, гибель, исчезновение предрекались всему сущему и в природе, и в человеческом бытии, и в культуре. Теоретики модернизма говорят о "конце философии", о "смерти искусства", об исчерпанности возможностей "классической" науки, об абсолютной относительности и потому архаичности всех ценностных критериев - нравственных, религиозных, эстетических - и об иллюзорности всех идеалов.

Хотя XX в. проходит под знаком модернизма, он характеризуется разнообразием жанров и стилей в каждом виде искусства и литературы.

В архитектуре на смену стилю модерн, создающему необычные символические здания (А.Гауди, Й.Ольбрих) приходят новые теории, согласно которым эстетическое решение должно соответствовать фунциональным задачам сооружения - "эстетика комфорта"- в условиях городов (Ле Корбюзье), пригорода (Э.Хоуард). В духе теории функционализма создается новый тип здания - небоскреб. Против этого выступал Ф.Л.Райт, развивший "стиль прерий". На протяжении XX в. теория урбанизма и противоположная ей варьируются и даже переплетаются.

В XX в. продолжает развиваться классическая музыка (Б.Бриттен, Г.Малер), легкая, песенная музыка; синтез джаза с классикой порождает симфоджаз (Дж. Гершвин). Возникает рок-музыка.

Появление кинематографа, а затем и телевидения подрывает монопольное господство театра как ведущего зрелищного искусства. Но он выдерживает конкуренцию. Пути развития театра в XX в. предопределены драматургией Г.Ибсена, А.П.Чехова, Б.Шоу. Эксперименты Б.Брехта по созданию эпического театра и театр "драмы абсурда" (С.Бекет, Э.Ионеско) - таковы направления театральных поисков в XX в.

В XX в. кино выделилось в самостоятельный вид искусства. В нем нашли отражение все характерные для XX в. творческие методы: романтические (А.Корда, Кристиан-Жак), реалистические (М.Карне, П.Джереми), модернистские (Ф.Ланг, Ф.Леже). Философскими размышлениями наполнены фильмы Ф.Феллини, Л.Висконти, И.Бергмана и др.

На протяжении XX в. многие культурологи писали о кризисе современной культуры. Этот кризис показывает дезинтеграцию определенной формы культуры. В мироощущении эпохи все явственнее отражается не просто мотив фиксации кризиса, а поиска путей выхода.

Техногенная цивилизация существует чуть более 300 лет, но она оказалась очень динамичной, подвижной и очень агрессивной: она подавляет, подчиняет себе, переворачивает, буквально поглощает традиционные общества и их культуры. Что мы видим повсеместно. Сегодня этот процесс идет по всему миру, что ведет к гибели традиционных аграрных культур как самобытных ценностей.

Техногенная цивилизация в самом своем бытии определяется как общество, постоянно изменяющее свои основания. В нем совершается генерация новых идей и образцов, различных концепций, возникают новые ценностные ориентации. Многие ученые особую роль отводят идеям как регуляторам жизни общества.

Идея преобразования мира и подчинения человеком природы остается доминантой в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории, вплоть до нашего времени. Приобретая большие полномочия, техника начинает выходить из-под контроля человека и превращается в стихию «нового типа». В наше время она оказалась нарушителем природного равновесия планеты.

Кризис культуры, о котором с тревогой пишут современники, выражается прежде всего в функциональных нарушениях механизмов адаптации человека, в запаздывании подстройки к этим изменениям. Происходящие изменения на социальном или природном уровне стали превышать адаптивные способности человека и природы.

Симптомами кризиса культуры и конца цивилизации в цепочке этих изменений на Земле оказался кризис экосистемы, который в современных условиях приобретает все более необратимый характер. Развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границы ее роста.

Середина XX столетия - начало нового этапа развития культуры. Ощущение начавшегося радикального изменения культурной ситуации отразилось в появлении и все более широком использовании, начиная с 70-х годов, понятия "постмодернизм", или "постмодерн" (Ж.-Ф.Лиотар "Постмодернистское состояние"). Сущность этого состояния, его содержательное отличие от того, которое оно сменяет, еще неопределенно, расплывчато, противоречиво. К тому же в разных областях постмодерн проявляется не одинаково. Но уже понятно, что становится более ясной всеобщность изменений социокультурной сферы бытия во второй половине века. Постмодернизм - новый этап развития культуры XX в., антитеза модернизму, попытка преодоления кризиса технократической культуры.

Показательны суждения одного из американских культурологов, который отмечал, что и немарксисты и марксисты одинаково ощущают начавшееся после второй мировой войны формирование нового типа общества (оно описывается и как постиндустриальное, и как потребительское общество, и как общество массовых коммуникаций). Действительно, развитие культуры на новом изломе истории непосредственно обусловлено грандиозным скачком в развитии производительных сил, техники, системы коммуникаций - всего того, что охватывается понятием "постиндустриальное общество" или "информационная цивилизация". Для постиндустриального общества характерны неэкономические формы социального структурирования; информатизация; приоритет гуманитарных наук; представления о человеке как важнейшем факторе и ресурсе социального и культурного развития; определяющее начало духовного производства. Суть этого скачка описана в трактатах Д.Белла, Е.Масуды, А.Тоффлера и др., которые сделали заключение, что организация общественной жизни должна быть приведена в соответствие с нынешним уровнем научно-технического развития человечества. Во второй половине века фактически возник феномен новой культуры, основанной на развитии электронной техники и телевидения и получившей название экранной культуры. С помощью средств массовой информации, прежде всего компьютеров, системы глобальной связи Internet на планете формируется "глобальная деревня".

Именно в середине нашего столетия наиболее проницательным политикам, социологам, философам, экономистам стало ясно: односторонности феодальной социокультурной системы капитализм противопоставил столь же одностороннюю индустриальную цивилизацию, каждое великое культурное достижение которой имело свою оборотную сторону. Следовательно, нужно искать способы разрешения трагических парадоксов индустриальной цивилизации.

Ее критики давно видели выход либо в возвращении к патриархально-крестьянскому, феодально-религиозному типу культуры, либо в нравственном, эстетическом, художественном воспитании человечества, либо в ориентации западной цивилизации на "неразвращенный Восток". Реальным может быть путь нелинейного перехода к более высокому уровню организации совместной жизни людей, в котором завоевания цивилизации сопряжены с нравственными и эстетическими ценностями. Эта переходность означает необходимость разрешения противоречий, которые были характерны для модернизма.

Поскольку постмодернизм осмысливает данное состояние переходности, его сущностью становится "мозаичность" культур, эклектика, игра граней и стилей. Постмодернизм подразумевает цитирование известных образцов, известное передразнивание, развитие игровых принципов. Наиболее ярко это нашло отражение в поп-арте- популярном, естественном искусстве, разнообразных композициях из реальных объектов.

Содержание постмодернизма составляет стремление преодолеть противостояние элитарной и массовой культур, казавшихся несовместимыми в силу индивидуалистического характера одной и конформистского - другой. О ненормальности такого антагонизма говорят теоретики и ищут реальные способы совмещения форм практики (барды во Франции и России, мюзиклы и рок-оперы).

Аналогичный смысл имеют и опыты преодоления столь характерного для модернизма противостояния новаторства и традиционализма, их диалог (Д.Шостакович, Б.Брехт, И.Бродский, А.Тарковский, А.Шнитке и др.). Идет поиск нового языка современного искусства (синтез реалистического, натуралистического, романтического способов воспроизведения реальности с сюрреалистическими, абсурдно-гротескными, символистскими формами). Все, что раньше было разнесено по жанрам и произведениям, скрещивается теперь в одном (М.А.Булгаков, Г. Гарсиа Маркес). Тем самым абсурдность социального бытия человека не утверждается уже с кафкианским трагизмом как абсолютный закон бытия, как неодолимая иррационально-сатанинская сила или как фатально-неотвратимое будущее человечества, каким его представляли авторы "антиутопий", а снимается гротескно-ироническим - в традиции романтизма Э.Гофмана и Н.В.Гоголя - восприятием этого абсурда, который говорит о его духовном преодолении. Будучи образным самосознанием культуры, искусство выражает протекающие в ней процессы с особой точностью проникновения в самую суть.

В области научно-теоретического мышления это выразилось в разработке самими учеными - биологами, кибернетиками, математиками, а затем философами, социологами, культурологами - теории информации и методологии системных исследований, призванных преодолеть "мозаичность" картины мира. Был "реабилитирован" свойственный классической философии системно-целостный взгляд на бытие, и он был сопряжен с новыми идеями и методами ("информатизация"). Позже родилась синергетика, развившая идеи теории систем.

Постмодернизм как переходная фаза в истории культуры Запада заключает в себе радикальное изменение его отношений с Востоком. Если модернизм в обоих его проявлениях - элитарном и массовом - был типичным детищем западной культуры и потому неспособным на контакт с культурой Востока: ее можно было либо игнорировать, либо отвергать, либо пытаться ей подражать, то новое мировоззрение начало искать формы общения с Востоком так же, как завязывало диалог с Классикой - это логика складывающегося сейчас диалогического отношения к Иному. Ведь Иное - это другая ипостась единой культуры человечества, столь же односторонне ее представляющая. Это особенно актуально в свете современных национальных конфликтов. Очевидно, что ставка на войну является пережитком архаического сознания, первобытно-феодальной антитезы "Мы - Они", а истремление к диалогу культур - проявление нового типа сознания "Мы - Вы".

Запад и Восток предлагают все больше примеров диалогизма. Примечательна книга Д.Андреева "Роза мира" (утопическая, но представительная в историко-культурном отношении концепция объединения всех конфессий в одной, общечеловеческой религии - экуменизм). Реальное воплощение диалога Запада с Востоком - философия Ф.Фукуямы и М.Мамардашвили, романы Г.Гессе и Ч.Айтматова, фильмы А.Куросавы и Т.Абуладзе: живое взаимопроникновение двух ментальностей, двух опытов, двух идеалов. В мире культуры альтернативные свойства не только соприкасаются и взаимодействуют, но и образуют различные синтетические структуры. Живой пример - Россия, которая принадлежит и Западу, и Востоку.

 

Контрольные вопросы:

1.Периодизация европейской культуры.

2. Назовите этапы развития средневековой культуры и дайте их характеристику.

3. Основные черты духовной культуры Средневековья.

4. Идейная основа эпохи Возрождения.

5. Назовите «титанов» Возрождения.

6. Характерные черты эпохи Просвещения.

7. Вклад просветителей в развитие европейской культуры.

8. Назовите и охарактеризуйте художественные стили западноевропейской культуры.

9. Особенности современного социокультурного развития Западной Европы.

 

 


Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 58; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.038 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты