КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 13. Отечественная культура.План: 1.Исторические особенности русской культуры. 2.Древнерусская культура. 3.Средневековая русская культура. 4.Век Просвещения в России. Значение и сущность реформ Петра I в области культуры. 5.XIX век – «золотой век» русской культуры. 6.«Серебряный век» русской культуры. 7.Советский период развития отечественной культуры: достижения и утраты. 8.Современная российская культура: проблемы и перспективы.
1. Исторические особенности русской культуры. Русский философ И.А. Ильин считал, что российская культура сложилась под влиянием 4-х факторов: природа (континентальность, равнина, климат, почва); славянская душа (национальный характер); вера (православие); историческое развитие (государственность, войны, размеры территории, многонациональность, хозяйство, образование, техника и т. д). Не следует абсолютизировать каждый из факторов, только их совокупность проливает свет на закономерности развития отечественной культуры. Культура любого народа содержит проблемы и парадоксы, плохо объяснимые даже для самих носителей культуры, тем более для посторонних наблюдателей. Западная и восточная культуры очень разные, во многом противоположные. Россия – страна на стыке Востока и Запада. Н.А. Бердяев писал: «Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира». Близость к восточному типу культур многие века демонстрировали такие черты культуры России, как созерцательность, склонность к философствованию, следование традициям, крепкое общинное начало (серьёзные проблемы принято было решать всем миром, сообща), тоталитарный тип власти и своеобразный фатализм русских людей (русская судьба – чёрно-белая тельняшка, чередование благоприятных и кризисных периодов жизни). Восточная специфика русской культуры есть результат её истории: отражение набегов азиатских кочевников, принятие православия – восточной разновидности христианства, освобождение от монгольских завоевателей и объединение разрозненных княжеств в самодержавно-деспотическое государство. В сознании русского народа после монгольского нашествия сформировались чувства и настроения, отразившиеся в фольклоре и литературе и ставшие неотъемлемой частью русской культуры: необходимость сильной государственной власти как гарантии национальной независимости, патриотизм, недоверчивое отношение к чужеземным государствам, любовь к «царю-батюшке». Крестьянская масса видела в царе прежде всего защитника, опору и поэтому поддерживала его в войнах против иноземцев. «Восточный» деспотизм царского самодержавия в определённой мере является наследием монгольского ига. Большую роль в развитии самосознания русского народа сыграла православная церковь. Приняв христианство именно от Византии, князь Владимир совершил великий исторический выбор, определивший судьбу Российского государства, а, возможно, и судьбу мировой истории. Этот выбор, во-первых, был шагом к Западу, к цивилизации европейского типа. Произошло отделение Руси от Востока и тех вариантов культурной эволюции, которые связаны с буддизмом, индуизмом, мусульманством. Во-вторых, выбор христианства в его православной, греко-византийской форме позволил Руси остаться независимой от духовно-религиозной власти римского папства. Православие явилось духовной силой, которая скрепляла русские княжества и толкала народ к объединению, чтобы выстоять под давлением как с Востока, так и с Запада. После падения Византии в 15в. Московское княжество стало единственным независимым православным государством в мире. Великого князя Московского Ивана III стали считать преемником византийского императора и называли царём – слово, произошедшее от лат. «цезарь». А на рубеже 15-16 вв. родилась гордая теория, объявлявшая Москву «третьим Римом». Так в конце 15в. была сформирована национально-государственная идеология, на многие века определившая ход российской истории. Имперская идеология за 5 веков завоевала прочные позиции в русской культуре. Она проникла в умы аристократов и простых крестьян, закрепившись в виде традиции прославления «православие, самодержавия, народности». На её почве развивалось мессианское сознание - представление о данном от Бога великом предназначении России в истории человечества. В крайних формах мессианство доходит до воинствующего шовинизма и высокомерного национализма, граничащего с манией величия. Споры об исключительной исторической миссии России не прекращаются до сих пор. 2. Культура Древней Руси (до 15 в.) не является чисто славянской. Древнерусская народность складывалась в смешении нескольких народностей. Она зарождалась как общность, образуемая из соединения трех хозяйственных укладов - земледельческого, скотоводческого, промыслового; трех образов жизни – оседлого, кочевого, бродячего; в смешении нескольких этнических потоков – славянского, балтийского, финно-угорского с заметным влиянием германского, тюркского, северокавказского, в пересечении влияния нескольких религий. Единственный элемент древнерусской культуры, в котором славянское доминирование не вызывает сомнений – это язык. С древних времен наряду с земледелием и скотоводством население Древней Руси успешно занималось торговлей. Традиционные торговые связи славяне имели с хазарами, Византией, через территории славян проходил важнейший торговый путь «из варяг в греки». При таком условии можно предположить раннее существование городов, уже в III–VIII веках. Летопись не приводит времени их появления. Они были «изначала» – Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев – все на речных, торговых путях. Города являлись не только пунктами племенной обороны и культа. К XI веку они – центры политической, культурной жизни, ремесленного производства. С появлением частной собственности, богатых земледельцев, возникают грады – хоромы (замки). В скандинавских сагах IX века. Древняя Русь называлась «Гардарикой» – страной городов. Формирующаяся культура Киевской Руси была городской. Центральное место в культуре этого периода занимала языческая религия. Язычество – это религиозная форма освоения человеком мира. В центре мифологической картины мира находилась природа, к которой приспосабливался человеческий коллектив. Боги древних славян олицетворяли явления природы, им посвящались обряды и культы, создавались их изображения из дерева и камня – идолы, которые устанавливались на открытых площадках – капищах или погостах. В жертву богам приносили растения, животных, редко (если всему роду угрожала опасность) людей. Поклонялись Роду (прародитель всего живого, отец мира) и Рожаницам (матери мира, богини любви и брака), Перуну (бог грозы, покровитель воинов), Велесу (покровитель домашних животных), Яриле (бог солнца), Мокоши (богиня земли) и другим. В связи с потребностью внутреннего объединения княжеский бог Перун становится богом общегосударственным. В 980 году Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой – слияние разнородных богов в едином пантеоне. Но она потерпела неудачу. Принятие христианства в 988 году изменило характер и содержание славянской культуры. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киева и Константинополя. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение, зависела от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Для него было важным, чтобы крещение и связанное с этим заимствование византийской культуры не лишало Руси ее политической и культурной самостоятельности. Кроме того, в католицизме богослужение проходило на латыни, а Византийская церковь разрешала отправление религиозного культа на национальном языке. Рядом с христианской верой, недостаточно крепкой в народе, были живы культы старых богов. Складывалось не двоеверие, а новая синкретическая вера как результат обрусения христианства. Христианство было своеобразно усвоено русскими, как и все, что попадало извне. К XII–XIII векам древнерусская культура достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Восточной Европы. Выдающееся развитие получило русское ремесло. В Древней Руси существовало более 40 ремесленных специальностей. Важное место занимало кузнечное дело. Производилось более 150 видов изделий из железа, стали. На Руси были сделаны научно-технические открытия, в том числе создание цилиндрического замка, который с успехом продавался в Европе. Знания ремесленно-практического толка развивались, укреплялись, передавались из поколения в поколение. В дописьменный период значительных успехов достигло устное народное творчество. Богатство устной языковой культуры запечатлено в народной поэтической и песенной традиции: песнях, сказках, загадках, пословицах. Значительное место в фольклорной языковой традиции занимала календарная языковая поэзия, опиравшаяся на языческий культ: заговоры, заклинания, обрядовые песни. На протяжении многих поколений народ создавал и хранил своеобразную «устную» летопись в виде эпических сказаний о прошлом родной земли. Устная летопись предшествовала летописи письменной. К X веку относится возникновение героического былинного эпоса, явившегося вершиной устного народного творчества. Былины – это устные поэтические произведения о прошлом. В их основе лежат реальные исторические события. Былины пелись часто в сопровождении гусляров. Главной темой былин Киевского цикла была тема борьбы с иноземными захватчиками, идея единства и величия Руси. Значительным культурным переворотом было введение единой письменности, так как язык являлся несущим элементом культуры. Славянская азбука была составлена греком Кириллом Философом и распространена его братом Мефодием. Славянская письменность, литература в XI–XII веках достигла своего расцвета. За менее чем 150 лет Русь прошла путь от периода бесписьменности к вершинам словесного искусства. Язык величайшего произведения «Слово о полку Игореве» корнями уходит в народную устную поэзию, откуда автор черпал свои образы, эпитеты, сравнения. «Слово» уникально, оно наиболее полно отражает дух эпохи, ее мировоззрение. Для истории русской культуры важно подчеркнуть еще одно свойство. Русский язык, литература при наличии особенностей народных говоров прочно внедрились на всей территории Руси. Благодаря мощным связям с Византией развивалось просвещение. Городское население Руси было грамотным. Князья владели иностранными, древними языками. Киевскую Русь называли «книжной страной». При монастырях были созданы школы, библиотеки, архивы, переводилось большое количество литературы, писались летописи. Уровень развития культуры Киевской Руси для своего времени был достаточно высок. Так, в Киеве к началу XIII века действовало 40 школ, где учили грамоте, арифметике, риторике, церковному пению. При храме Софии Киевской действовала библиотека, а при Киево-Печёрском монастыре – больница и аптека. Берестяные грамоты, найденные в Новгороде, свидетельствуют о том, что грамотными были и простые люди, и женщины. Уже в XII веке русские иконописцы создают оригинальные художественные композиции на темы, не известные в Византии. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем в XI веке. Эта икона получила название «Владимирской Богоматери» и стала своеобразным символом Руси. В середине XII века во Владимиро-Суздальском княжестве началось широкое строительство монументальных храмов (Успенского, Дмитровского во Владимире, роскошных дворцовых сооружений в Боголюбове). Высокого развития достигло церковно-певческое искусство. В XIII–XIV веках крупнейшим центром древнерусской культуры становится Новгород. Искусство Новгорода отличалось чертами яркого своеобразия. В новгородских былинах воспевалась не только защита страны от внешнего врага, но и внутренняя жизнь большого города с его контрастами, борьбой интересов, широким разгулом, весельем, расточительностью. Популярный герой новгородского эпоса Садко – бедный гусляр, певец – становится первым в городе купцом. Типично русским явлением в новгородской культуре было искусство колокольного звона, которое здесь доведено до степени высокого и тонкого мастерства. Монголо-татарское иго задержало развитие страны. На земле Руси были разрушены города, села, ремесла, утрачена культура земледелия, резко сократилась численность населения. Становление Московской Руси определялось ее сложной и противоречивой связью с Золотой Ордой. С одной стороны – неприязнью к завоевателям, с другой – Орда была метрополией, т.е. источником привилегий, должностей. Орда провоцирует внутренние распри между князьями, уничтожает лучших людей, стремившихся к освобождению и объединению Руси, честных и неподкупных, поощряет доносчиков и изменников. Экономическая зависимость является тормозом в развитии экономики. Духовная жизнь на Руси не исчезла (захватчики не вмешивались в религиозные вопросы), но значительно затруднена: погибло множество памятников религиозного искусства, сгорели библиотеки и храмы. Но именно христианство стало «национальной идеей» того времени: с монголо-татарами боролись как с язычниками, отстаивая свою социокультурную независимость.
|