КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Советский период развития российской культуры: достижения и утраты.Культура советского периода – сложное, трагическое и противоречивое явление. В начале XX века В. И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно-творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики советского государства. В работе «Партийная организация и партийная литература» (1905 г.) В. И. Ленин доказывал, что «... жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Поэтому основной целью культуры, по мысли В. И. Ленина, является служение интересам простого народа, прославление дела революции. Искусство, культура носят классовый характер, и прогрессивным является лишь пролетарское искусство. Социалистическое общество, в идеале, было задумано как общество, где должна была сформироваться и новая культура, новый тип личности, лишённой индивидуализма, эгоизма и других изъянов. Совершенные экономические и социально-политические отношения должны способствовать росту духовной культуры широких народных масс и одновременно повышать уровень образования основной части населения, что в сумме способствовало бы решению ключевой задачи – формированию всесторонне развитой личности. Взаимоотношения советской власти и культуры характеризуются периодическим чередованием моментов «оттепелей» - коротких передышек, когда правительство несколько ослабляло контроль за духовной жизнью общества, допускало элементы свободомыслия. Но эти короткие периоды обязательно сменялись периодами террора, репрессий, жёсткой регламентации. За почти 80 лет существования советской власти трижды культура получала некоторую свободу: в период НЭПа, во время Великой Отечественной войны и в 60-е годы. Октябрьская революция 1917 года должна была коренным образом изменить ситуацию в сфере духовной культуры. Новая пролетарская культура предполагала отказ от традиционных христианских ценностей, утверждение равенства трудящихся под руководством партии большевиков. В октябре 1917 года был взят курс на культурную революцию. Для многих культурологических концепций того периода характерен классовый подход в отборе и оценке художественных средств в творчестве деятелей-культуры. В абсолютизации классового аспекта в художественной культуре особо выделялись две творческие организации – Пролеткульт и РАПП. Пролеткульт – это культурно-просветительная и литературно-художественная организация, возникшая накануне Октябрьской революции и прекратившая свое существование в 1932 году. Теоретики Пролеткульта А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин утверждали, что пролетарская культура может быть создаваема только (!) представителями рабочего класса. В пролеткультовских концепциях отрицалось классическое культурное наследие, за исключением, пожалуй, тех художественных произведений, в которых обнаруживалась связь с национально-освободительным движением. Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой критике даже руководством большевистской партии. Речь идет о знаменитом письме В. И. Ленина в ЦК РКП (б) «О пролетарской культуре» 1920 года. После революции большая часть русской интеллигенции отказалась сотрудничать с Советским правительством, из-за чего разрушились система государственных и общественных органов руководства культурой и старая система финансирования. Кроме того, стихия народного бунта, разбуженная революцией, не щадила ни человеческих жизней, ни материальных ценностей. Уничтожались дворянские усадьбы, а вместе с ними гибли библиотеки, произведения живописи и скульптуры (так, были сожжены усадьбы Блока Шахматово, пушкинское Михайловское). Много ценностей было продано за границу и советским правительством (например, часть алмазного фонда пошла на закупку зерна во время голода в 20-е годы), и частными лицами. В этот период большевистским правительством предпринимались отчаянные попытки наладить диалог с интеллигенцией, ибо установить над ней гегемонию в тот момент не представлялось возможным. Многие художники искренне «уходили в революцию», свято веря в революционное обновление всей цивилизации (примерами могут служить с трагические судьбы Маяковского, Есенина, Шолохова, Фадеева, Меерхольда, многих учёных, военных и т.д.) Незаурядный талант налаживания отношений между новой властью и интеллигенцией проявил первый советский нарком просвещения А. В. Луначарский, занимавший свой министерский пост вплоть до 1929 года. Благодаря своей необыкновенной эрудиции, блестящим ораторским возможностям А. В. Луначарскому удалось в двадцатые годы перекинуть «временный мост» между революцией и миром русской интеллигенции. Но власти не доверяли интеллигенции, особенно в годы гражданской войны. Широко проводились аресты в профилактических целях, что стало причиной эмиграции многих деятелей культуры. Среди эмигрировавших преобладали философы, юристы, историки. Всего уехало около 5000 человек, причём лучших специалистов. А в 1922 году большая группа учёных, писателей, публицистов была насильственно выслана из страны. Среди них были выдающиеся учёные Н. Бердяев, П. Сорокин, С. Франк, Н. Лосский, С. Булгаков. Эта акция получила название «философский пароход». Так власть избавлялась от оппонентов, но если учесть события 30-50 годов, то разлука с родиной сохранила этим людям жизнь. В 1924 году ОГПУ получило особые права заключать в лагеря и ссылать лиц, представляющих опасность для режима. Пожалуй, самые решительные перемены в первое революционное десятилетие произошли с русским театром. Революция способствовала созданию советского режиссерского театра, в котором именно режиссеру не только необходимо было иметь изобретательную фантазию постановщика, но и творческую волю, способную сплотить театральный коллектив, а также очень высокую гражданскую и художническую активность. Всеми этими качествами обладал Е. Б. Вахтангов – создатель одноименного театра, одного из самых известных театров мира. За свою недолгую жизнь он поставил несколько спектаклей, но каждый из них (будь то «Принцесса Турандот» К. Гольдони или чеховская «Свадьба») стал образцом сценической трагедии, сценического гротеска и того, что мы сегодня называем праздничной театральностью. Создание новой культуры в противовес классической требовало повышения общекультурного уровня населения, преодоление отсталости и неграмотности, развитие новых художественных тенденций. Здесь решающими стали два момента: 1) Постановление XVI съезда ВКП (б) «О введении всеобщего обязательного начального образования для всех детей в СССР» (1930 г.). 2) Выдвинутая И. Сталиным в тридцатые годы идея обновления «экономических кадров» на всех уровнях, повлекшая за собой создание по всей стране промышленных академий и инженерных вузов, а также введение условий, стимулирующих трудящихся к получению образования на вечерних и заочных отделениях вузов «без отрыва от производства». Школа стала массовой, но по качеству подготовки специалистов значительно уступала дореволюционным гимназиям и реальным училищам. В вузах изменился состав студенчества. После революции существовали ограничения приёма в вузы для детей дворян, священников и т.д., но в 1935 году эти ограничения были сняты. Идея преобразования мира и человека средствами искусства нашла отражение в творчестве литературной группы ЛЕФ (Маяковский, Бурлюк, Асеев), театральных постановках Меерхольда, Фильмах Эйзенштейна и Козинцева, Изобразительное искусство было представлено работами групп ОМХ (Общества молодых художников – Грабарь, Фальк, Лентулов), «4 искусства» - Петров-Водкин, Кузнецов, Сарьян, Мухина. Многие писатели обращаются к осмыслению исторического опыта России, появляются произведения о гражданской войне и революции, некоторые из которых поражают правдивостью, отсутствием идеологического лоска – пьесы, романы и рассказы Булгакова, Платонова, Шолохова. Но короткая «оттепель» НЭПа быстро закончилась. В начале 30-х годов усиливается контроль государства за духовной жизнью общества, что проявляется в свёртывании творческого многообразия, упразднении художественных группировок и создании единых творческих союзов (Союз писателей, Союз художников и Союз композиторов). Утверждение социалистического реализма как единственно приемлемого художественного метода на практике вело к подчинению всех видов искусства идеологическим и политическим интересам власти. Регламентация художественного творчества не остановила развитие литературы, театра, кино, музыки, но сдерживала его, порой исключая или полностью ограничивая контакты деятелей искусства с народными массами. Для искусства того периода характерно приукрашивание действительности, её идеализация, которые приводили к формированию искажённой картины мира у значительной части населения страны. Официальное искусство 30–40-х годов было приподнято-утверждающим, даже эйфорическим. Мажорный тип искусства, который рекомендовал Платон для своего идеального «Государства», воплотился в реальном советском тоталитарном обществе. Здесь же следует иметь в виду трагическую противоречивость, сложившуюся в стране в довоенный период. В общественном сознании 30-х годов вера в социалистические идеалы, громадный авторитет партии стала соединяться с «вождизмом». В широких слоях общества распространилась социальная трусость, боязнь выбиться из общего ряда. Использование технических средств (радио, кино) способствовало распространению достижений культуры, что по сути означало появление и развитие массового сознания. Негативно сказалось на состоянии культуры замалчивание многих великих произведений и физическое уничтожение деятелей культуры и искусства. В конце 40-х годов были проведены идеологические кампании, направленные против самых ярких представителей творческой и научной интеллигенции. В пропаганде буржуазной идеологии, аполитичности, формализме были обвинены Зощенко, Ахматова, Эйзенштейн, Шостакович, Прокофьев. Даже Корней Чуковский не имел возможности печатать свои сказки и детские стихи. В эти же годы наступает расцвет советской детской литературы. Ее большими достижениями стали стихи для детей В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, повести А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Каверина, сказки А. Толстого, Ю. Олеши. Накануне войны в феврале 1937 года в Советском Союзе было широко отмечено 100-летие со дня смерти А. С. Пушкина, в мае 1938 года страна не менее торжественно встретила 750-летие со дня создания национальной святыни «Слово о полку Игореве», а в марте 1940 года в СССР была опубликована последняя часть романа М. Шолохова «Тихий Дон». В годы Великой Отечественной Войны культура стала средством интеграции, сплочения общества на основе мощного подъёма патриотического чувства. В условиях общей борьбы с внешним врагом внутренние противоречия отступали. Искусство выражало всеобщую волю к победе. Поэзия, песенное творчество, деятельность выездных театральных трупп, поднимало дух солдат, помогало переживать утраты и стремиться к победе. Исключительным успехом пользовались в военные годы концерты симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского, ансамбля песни и пляски Советской Армии под руководством А. Александрова, русского народного хора им. М. Пятницкого, солистов К. Шульженко, Л. Руслановой, А. Райкина, Л. Утесова, И. Козловского, С. Лемешева и многих других. Тенденции либерализации общественно-политической жизни, наметившиеся в конце 50-х – 60-х годах, дали мощный импульс для развития художественной культуры. Хрущёвская «оттепель» стала началом духовного обновления, временем осмысления событий предшествующих лет. Булгаковское «Рукописи не горят» начало сбываться: в искусство входит тема репрессий (в творчестве Солженицына, Твардовского, Шаламова, Ахматовой). Реабилитация многих деятелей науки и искусства, издание произведения многих русских и зарубежных авторов, относительная свобода слова, активизация межкультурных связей (в Москве проходят международные конкурсы, фестивали), издание новых журналов, открытие новых театров («Современник») и художественных выставок свидетельствуют об активизации, бурном развитии культурной жизни общества. Но противоречия между руководством страны, его стремление ограничить свободу творческой деятельности идеологическими рамками привели к открытому конфликту между властью и интеллигенцией, проявлением которого стало диссидентство. Деятели культуры (Сахаров, Григоренко, Чуковская) выступали с требованиями сохранения свободы слова, творчества, соблюдения прав человека. Власть ответила усилением контроля, преследованием инакомыслия (гонения на Пастернака, судебные процессы над писателями Даниэлем и Синявским, суд над Бродским). В 70-80-х годах нарастают кризисные явления во всех сферах общественной жизни, приведшие к развалу СССР и обновлению культуры. Важнейшей идеей, пронизывающей культуру 80-х годов стала идей покаяния за все грехи и утраты советского периода развития русской культуры. Культура восьмидесятых годов отличается наметившейся тенденцией дать новую концепцию человека и мира, где общечеловеческое, гуманистическое значимее, чем социально-историческое. Ключевая проблема художественной культуры восьмидесятых годов, связанная с самосознанием личности в ее отношениях с миром природы и миром людей, в стилевом выражении обозначилась движением от психологизма к публицистичности, а затем к мифу, синтезирующему стили разных эстетических ориентации. 8. Современная российская культура: проблемы и перспективы. После распада Советского Союза в 1991 кардинально изменились взаимоотношения культуры и власти. Государство перестало диктовать свои требования, и культура утратила гарантированного заказчика. Исчез общий стержень культурной жизни – централизованная система управления, были разрушены принципы, на которых базировалась единая культурная политика в государстве. Определение путей развития стало делом самого общества и, следовательно, предметом острых разногласий. Экономические реформы 90-х годов привели к сокращению финансирования культуры. Так, с 1985 по 1995 годы бюджетное финансирование науки сократилось в 15-18 раз. Поэтому многие учреждения культуры были вынуждены заниматься коммерческой деятельностью. Пострадали и другие сферы культуры. Произошёл резкий спад кинопроизводства, сократилась зрительская аудитория российского кино, вытесняемого с рынков западной продукцией. Если в 1991 году было снято 375 картин, то в 1996 – всего 30. Сейчас ситуация стабилизируется, государственное финансирование кинопроизводства частично восстановлено, развитию кинематографа также способствует развитие фестивальной деятельности: ежегодно проводится Московский международный кинофестиваль, традиционными стали фестивали в Сочи, Выборге и других городах. Большие проблемы постигли и народное образование. С ростом в 90-х годах детской беспризорности и безнадзорности число детей, не посещавших школу, достигло 30%. В начале XXI века положение стабилизировалось. Стали приниматься и вводиться государственные стандарты и санитарные нормы, принята концепция модернизации системы образования, предусматривающая увеличение финансирования, повышение качества образования. Но развитие образования, в том числе высшего, осложняется тяжёлым материальным положением большинства учебных заведений, низким уровнем жизни преподавателей, студентов, учителей. В постсоветский период изменилась сама культурная среда. На первый план вышла массовая культура, продукция которой наводнила книжный рынок, радио- и телеэфир, заполнила экраны кинотеатров и видеотеки. Увеличился разрыв между массовой и элитарной культурой. Литературно-художественная жизнь стала всё больше замыкаться на узком круге творческой интеллигенции. Современное состояние отечественной культуры характеризуется наличием всех общих для мировой культуры тенденций, но существуют и индивидуальные особенности. Так, русский национальный характер претерпевает сегодня серьёзные изменения: А. Солженицын отмечает, что народ теряет такие качества, как уживчивость, открытость, прямодушие, долготерпение, выносливость, отрицание внешнего успеха, готовность к самоосуждению и раскаянию. Но главная черта «загадочной» русской души остаётся неприкосновенной: антиномичность, способность вмещать несовместимое. Смутное время, переживаемое нашей культурой – показатель не только её кризиса, но и зарождение новых тенденций: 1. Кризис российской культуры совпал по времени с глобальным кризисом, поэтому в России он переживается особенно остро. 2. Складывается общая картина, свойственная постмодернистскому обществу. Это особый тип мировоззрения, направленный на отказ от каких-либо ценностей, норм и традиций, отрицающий любые истины и признающий равноценность любых культурных проявлений. Постмодернизм хорош как арена творческой активности, но вызывает дискомфорт личности из-за отсутствия определённости и предсказуемости жизни. 3. Жизнь индивида внутри российской культуры сегодня характеризуется тенденцией к духовной и психологической изоляции: развитие средств связи не решает проблему, а усугубляет её, так как SMS, смайлики, телефонные разговоры являются суррогатом общения. 4. Коммерциализация культуры, распространение её массовой разновидности грозит обеднением и утратой традиций, т.е. разрушением самобытности российской культуры. 5. Экспансия Запада происходит в России в ситуации предельного обмирщения и универсализации самой русской культуры, что представляет опасность для её будущего. 6. Снижение нормативности культуры во всех сферах: массовая культура предлагает заниженные стандарты в оценке произведений искусства, морально-этическая свобода принимает формы вседозволенности, развиваются различные формы девиантного и асоциального поведения. 7. Остро стоит проблема многонациональности российской культуры, решение которой необходимо для процветания России. 8. Попытки православной церкви возродить духовные традиции России Место и роль России в мировой культуре определяется не только суммой произведений искусства, ставших классикой. Так, заметным культурным и историческим событием духовной жизни России и Европы стало «открытие» чуда древнерусского иконописания (1912), к которому непосредственное отношение имел французский художник А. Матисс. И в начале 3-его тысячелетия русская икона по-прежнему остаётся непревзойдённым образцом совершенства в создании визуального образа подлинной духовности. Вновь открытая для взора в начале 20 в., икона является ориентиром для художника и человека, напоминанием о высоком предназначении человека и ответственности перед людьми и миром. Человеку не следует забывать. по чьему Образу и подобию он сотворён. Икона – не портрет, а прообраз грядущего храмового человечества, в этом её символическое значение. Аскетизм, как неотъемлемая черта средневекового искусства и сознания, в русской иконе сочетается с жизнерадостностью, так как икона возвещает миру существование более совершенной жизни, другого мира – светлого и прекрасного. Высшая скорбь и высшая радость слиты в русской иконе, и в этом её неповторимость и своеобразие. Достижения в области науки, техники, философии не менее внушительны. Как геополитическая сила, Россия дважды спасала европейскую цивилизацию: от монгольского погрома в средние века и от «коричневой чумы» - фашизма в 20 в. Постсоветский период (80-90 годы) характеризуется плюрализмом общественно-политических и эстетических взглядов, всплеском развития истории, экономики и искусства, который порой принимал форму кризиса. Но сохранение ориентации не на материальное производство и потребительство, а умеренность и приоритет духовных ценностей позволит России не просто вступить в ВТО, обогатиться за счёт продажи ресурсов, а занять по-настоящему достойное место в мировой культуре. В дискуссиях по вопросу о будущем России выделяются две основные идеи, высказываемые политологами, деятелями науки, образования, политиками, бизнесменами: 1. Социальный прогресс России возможен только при условии сближения с Европой и Америкой в экономике, политике, культуре, что приведёт к процветанию, к постиндустриальной цивилизации. 2. Сближение с западом означает вестернизацию и опасно для России, так как грозит потерей самостоятельности и самобытности, превращением в сырьевой придаток. Поэтому следует искать свой путь в будущее, сохраняя культурную специфику и не исключая интеграцию в мировое сообщество. Развитие отечественной культуры в XX веке происходило на фоне глубоких социальных катаклизмов и в условиях научно-технического прогресса. Это определило высокую динамичность культурно-исторических процессов. В конце XX века Россия очередной раз оказалась на перепутье, но как бы ни сложилась её судьба в нынешнем столетии, русская культура останется главным богатством страны и залогом единства нации.
Контрольные вопросы: 1.Какие этапы выделяются в развитии отечественной культуры? 2.К какому типу – восточному или западному – относится культура России? 3.Что такое мессианское сознание? 4.Каких славянских языческих богов вы знаете? 5.Как повлияло на развитие культуры Древней Руси принятие христианства? 6.Каковы были свойства средневековой русской культуры? 7.Каковы цели и содержание реформ, проведённых Петром I? 8.Что такое секуляризация? 9.В каком веке начинается становление национальных школ в русской живописи и музыке? 10.Почему XIX век назван золотым веком русской культуры? 11. Назовите хронологические рамки серебряного века. 12.Что такое соборность? 13. Что такое декаданс? Когда он начался в русской культуре? 14. Какова была политика советского правительства в области культуры? 15. Какие проблемы в культуре современной России вы считаете наиболее сложными?
|