Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Индуктивный метод ф. Бэкона




Родоначальником эмпиризма был английский фи­лософ и политический деятель Фрэнсис Бэкон (1561—1626), который, как и другие мыслители Нового времени, был убежден в том, что философия способна стать наукой и должна ею стать.

В сочинении «Великое Восстановление Наук» Ф. Бэкон ратует за восстановление наук, причем отмечает, что восстанавливать сле­дует не те или иные учения древних, а дух смелого поиска, прису­щий их создателям. Стыдно было бы для человечества, считает Ф. Бэкон, после открытия многих стран, земель и морей терпеть, чтобы границы мира умственного были скованы в тесном кругу древних открытий. Поэтому следует привести границы мира умственного в соответствие с новыми открытиями и изобретениями Науку, знание он рассматривает как высшую ценность, обла­дающую практической значимостью. Свое отношение к науке он выразил в афоризме «Знание — сила», или (более точный перевод) «Знание — власть». Бэкон любил повторять: мы столько можем, сколько мы знаем.

Исходя из познавательных возможностей человека, которые
включают в себя память, разум и воображение, Ф. Бэкон разрабо­тал классификацию наук. На памяти основывается история как опи­сание фактов, на воображении — поэзия, литература и искусство
вообще. Разум же лежит в основе теоретических наук или филосо­фии в широком смысле слова. Кроме философии в широком смыс­ле слова Бэкон выделяет также и «первую философию», или собст­венно философскую науку, которая включает «естественную теоло­гию» (косвенное познание Бога через факты природы), «антрополо­гию» (философское учение о человеке) и «философию природы».

Главное затруднение в познании природы, по мысли Бэкона, находится сейчас не в предмете, не во внешних, не зависящих от нас усло­виях, а в уме человека, в его употреблении и применении. Суть в том, чтобы идти совершенно иным путем, иным методом.

Для Бэкона правильный метод — наилучшее руководство на пу­ти к будущим открытиям и изобретениям, кратчайший путь к исти­не. Метод выступает как величайшая преобразующая сила, по­скольку ориентирует практическую и теоретическую деятельность человека. Указывая кратчайший путь к новым открытиям, он уве­личивает власть человека над природой.

Прежде чем восстанавливать науки, нужно вскрыть те факторы, которые привели к ее отставанию от жизни и опыта. Созидательной, положительной части новой философии должна предшествовать ра­бота, направленная на выяснение причин, затемняющих естественный разум, его проницательность. Такими причинами выступают «идолы» (от лат. idola — буквально образы, в том числе искаженные). Идола­ми Бэкон называет заблуждение разума, искажающее познание. Сре­ди них он выделяет как индивидуальные заблуждения, так и заблуж­дения, присущие человеческому познанию в целом.

Первый вид заблуждений — «призраки рода». Они вскормлены самой человеческой природой», являются следствием несовершен­ства органов чувств, которые неизбежно обманывают, однако они же и указывают на свои ошибки.

Второй вид заблуждений — «призраки пещеры» — происходит не от природы, а от воспитания и бесед с другими. По мнению Ф. Бэкона, каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры, и своего субъективного внутреннего мира, что, конечно, сказываете на его суждениях.

Третий вид заблуждений — «призраки рынка» — проистекав
из особенностей социальной жизни человека, от ложной мудрости, от привычки пользоваться в суждениях о мире расхожими
представлениями и мнениями. Они, по мнению Бэкона, наиболее тяжкие из всех, так как «они внедрены в разум согласовани­ем слов и имен». .

Четвертый вид заблуждений — «призраки театра» связан со
слепой верой в авторитеты, ложные теории и философские учения. Они заслоняют глаза пеленой как катаракты, продолжают
плодиться и, возможно, в будущем их будет еще больше. А потому
«истина — дочь времени, а не авторитета'».

Очистив разум от призраков, следует выбрать метод познания. Бэкон образно ха­рактеризует методы познания как пути паука, муравья и пчелы. Паук выводит истины из разума, а это ведет к пренебрежению фактами. Путь муравья — узкий эмпи­ризм, умение собирать факты, но не умение их обобщать. Подлинный путь познания — путь пчелы, который состоит в умствен-, ной переработке опытных данных, подобно тому как пчела, собирая нектар, перерабатывает его в мед.

Метод пчелы позволяет, по Ф. Бэкону, прийти к познанию природы вещей.

Каким же образом следует познавать вещи? Нужно начинать с выделения в вещи элементарных форм и познавать эти формы, со­поставляя их с фактами и данными опыта. Путь истинного познания — индукция, т.е. движение познания от единичного к общему. Индукция, по Бэкону, — компас корабля науки. Определяя индук­цию как истинный метод, Бэкон вместе с тем не выступает против дедукции и общих понятий. Но они должны образовываться постепенно в процессе восхождения от единичных, опытных данных, фактов и не отрываться от опыта, эксперимента. Истинность общих дедуктивных понятий, по Ф.Бэкону, может быть обеспечена лишь постепенным индуктивным восхождением. Особенность индуктив­ного метода Ф. Бэкона — анализ. Это аналитический метод, основанный на «расчленении» природы в процессе ее познания. Познав первичные, простые элементы, можно постичь тайну природы (ма­терии) в целом и тем самым добиться власти над природой. Эмпирическая философия Ф.Бэкона, его призыв обратиться к опыту оказал сильное влияние на становление экспериментального есте­ствознания XVII в.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 212; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты