Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Социально-политические концепции




Социально-политические концепции в философии XVII в. полу­чили наиболее полное развитие в философских системах английских мыслителей Томаса Гоббса и Джона Локка. Основным социальным фактором, повлиявшим на формирование воззрений Т. Гоббса и Дж. Локка на общество государство, была история буржуазной револю­ции XVII в., закончившаяся компромиссом дворянства и буржуазии Томас
Гоббс (1588-1679) выделил одну главную проблему, ради которой и строилась вся система. Таковой для него была проблема государства, законности, мира и порядка в нем, он рассматривает в работах «О гражданине» и «Левиафан» Будучи представителем механистического материализма Т. Гоббс и Общественные явления пытался истолковать с точки зрения меха­нистического естествознания. По его мнению, геометрический, ма­тематический метод, являясь универсальным научным методом, должен найти свое применение и в области общественной. Общест­ве, государство он рассматривает как большой механизм, который можно разложить на его основные элементы и объяснить их про­стыми законами природы. Исходя из этого, Гоббс различает два со­стояния общества: естественное и гражданское.

Естественное состояние получится, по его мнению, если вы­членить из человеческих отношений все, что внесло в них госу­дарство. В естественном, т.е. дообщественном, состоянии люди действуют согласно законам своей природы, подчиняясь своим страстям. В этом состоянии, считает Гоббс, все люди равны от природы, «природа дала все всем», из-за чего возникает «равенст­во надежд на достижение цели»; в нем каждый хочет не только сохранить свою жизнь и свободу, но и приобрести господство над другими. Стремление людей к удовлетворению своих потребностей порождает постоянные конфликты и столкновения между ними, из-за чего возникает состояние «войны всех против всех». Чтобы удовлетворить свои страсти к соперничеству, наживе, славе, к вла­сти, человек, утверждает Т. Гоббс, не останавливается ни перед чем, ни перед какими злодеяниями. В этой войне не может быть победителей.

В целях самосохранения люди должны искать мира, что, по мнению Гоббса, вытекает не только из страха смерти, который он считает главным, но и из требований естественного разума. Требо­вания разума Гоббс называет естественными законами.

Естественный закон есть предписание или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и упускать то, что он считает наилучшим средст­вом для сохранения жизни.

Поэтому второй естественный закон гласит: «люди должны выполнять заключенные ими соглашения».

Власть издает гражданские законы и обязывает людей к и-
безоговорочному исполнению с помощью силы. Когда власть из­
брана, утверждает Гоббс, граждане теряют все права, так как они
были перенесены на органы государственной власти, за исключением тех, которые сочтет целесообразным предоставить им
правительство.;;

Организация государственной власти, по Гоббсу, может быть различной: монархия, аристократия, демократия Главное в том, что власть в государстве должна быть абсолютной, суверенной и единой. Именно поэтому его сим­патии склоняются к абсолютной монархии, которая для него наи­более полно выражает политическое могущество государства. Дж. Локк произведении «Два трактата о правительстве», опубликован­ном в 1689 г., развил учение Т. Гоббса об общественном договоре. Локк — один из основателей доктрины либерализма.

Подобно Гоббсу Дж. Локк в своем социально-политическом учении исходит из естественного состояния общества. Однако в от­личие от Гоббса он не считал естественное состояние «войной всех против всех». Естественное состояние он изображает как царство свободы и равенства, в котором люди свободно располагают своей личностью, имуществом и все имеют равные права на свободу. К основным неотчуждаемым естественным правам человека Дж. Локк относит три права: на жизнь, свободу и собственность, приобретен­ную своим трудом. Никто не имеет права «причинить вред жизни, здоровью, свободе или имуществу другого».

Основной целью людей при установлении государства по вза­имному соглашению является, по Локку, сохранение их неотъемле­мых прав и собственности, которые не гарантированы в естествен­ном состоянии. В отличие от Гоббса он утверждает, что полного отказа от естественной свободы при заключении договора быть не может. Индивид лишь настолько ограничивает свою естественную свободу и свои естественные права, насколько это нужно для охра­ны его личности и имущества.. Отсюда Локк делает вывод о том, что власть правителя не может быть абсолютной. Абсолютная мо­нархия, по его мнению, хуже, чем естественное состояние, так как над абсолютным монархом нет суда и он находится как бы в есте­ственном состоянии по отношению к своим подданным. Променять естественное состояние на абсолютную монархию — это то же, го­ворит Локк, что во избежание вреда, наносимого хорьком или ли­сицей, отдать себя в когти льва.

Учение Локка о естественном праве и общественном договоре стало обоснованием установления в Англии конституционной пар­ламентской монархии.

Этому же служат его идеи о разделении властей, которые он вы­двинул одним из первых и которые затем нашли свое воплощение в политических теориях Французской и Американской буржуазных революций XVIII в. Разъясняя принцип разделения властей, он ука­зывает, что нужно различать три власти: законодательную, испол­нительную и федеральную. Законодательная власть (парламент осуществляет право издавать законы, исполнительная (правительст­во) — проводить законы в жизнь, а федеральная (король и минист­ры) занимается вопросами внешней политики. Власти, по мнению Локка, неравноправны. Законодательная власть — верховная, она' должна повелевать другими властями.

Дж. Локк в своем трактате также ставит вопрос о возможности
сопротивления суверену (правителю), когда он злоупотребляет
своей прерогативой. Тогда его поданные имеют право отказаться
от договора.

Социально-политические концепции Т. Гоббса и в особенности: Дж. Локка оказали огромное влияние на общественно-политическую; мысль европейского Просвещения и получили свое дальнейшее раз­витие прежде всего в трудах Ш. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты