КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практического, определяя философию как всеобщую науку о ценностях.Культура, история общества - это сочетание уникальных событий по реализации ценностей, поэтому социальные науки не имеют дела с закономерностями и описывают единичное. Познать историю невозможно, есть только субъективная точка зрения отдельных историков. Тем самым вносится субъективный метод познания, основанный на ценностной или целевой оценке. 2) Неогегельянство - идеалистическое направление, основанное на обновлении интерпретаций философии Гегеля. Представители: -немцы Р. Кронер (1884 - 1974), Г. Лассон (1862 - 1932) -англичане Дж. Мирилинг, Ф. Брэдли -итальянцы Кроче (1866 - 1952), Джантипе (1875 - 1944) Главные направления: 1. Попытки истолковать диалектику в духе примирения противоречий 2.Стремление совместить гегелевскую диалектику с религиозным мировоззрением 3. Использование гегелевского метода для преодоления позитивизма 4. Истолкование гегелевской диалектики как релятивизма 5. Вытаскивают на свет самые реакционные идеи Гегеля об обществе, оправдывая политику имперского государства. 3)Неотомизм: Стремление сохранить классические корни философии провозгласила религиозная философия, возникшая как течение в 70-х гг. 19 века и получившая название неотомизм(Томас - латинское написание имени Фомы Аквинского) которое стало философией Ватикана. Иррационализм- это философское учение, отрицающее рационализм. (т.е. противостояние классической философии) Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обязательность общественного прогресса был впервые дан Великой французской революцией (1789- 1794 гг.), которая породила террор, гражданскую войну с десятками тысяч человеческих жертв. Это заставило многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки и создать свои, критические по отношению к рационализму, философские системы. Критический переход новой философии сыграл положительную роль в развитии философского знания: -давалась критическая оценка рационального познания, определялись его границы, пределы его возможностей -изучалось соотношение мыслительных качеств человека, а также психологических качеств (воли, эмоции, чувства и т.д.) -«духовный мир» рассматривался не в его высших формах, а в понятиях опыта, практики, в психологических формах. Новая философия выдвигает целый ряд смелых и новых идей конкурирующих со старой «классической » философской системой: 1. Идея изучения жизни отдельного человека и важности её анализа, примата изучения жизни индивида над исследованием больших человеческих общностей (классов, народов, наций, этносов); 2. Движение от идеи свободного и разумного человека, способного переделать природу, общество и себя лично, к человеку, жестко детерминированному экономикой, политикой, религией и пр. Выяснилось, что у человека есть не только разум и сознание, но и подсознание. 3. Сознание и разум отдельного человека и (что важнее) общественное сознание не понимаются как независимая структура, а объявляется, что они подвержены манипуляции со стороны различных сил - государства, партии, авторитетов. 4. Активно проводится идея двух не пересекающихся линий человеческого знания - научного и философского, имеющих своим продуктом «научную истину», «философскую правду». Иррационализм проявился в таких течениях западной философии как: -философия науки -экзистенциализм -психоанализ З. Фрейда -некоторые варианты Герменевтики и Феноменологии -философский мистицизм Первые шаги в сторону от рационализма к иррационализму были сделаны Кьеркегором, Шопенгауэром, Ницше. 1. «Философия жизни» -всё, что существует, Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) понимает как волю, волю к жизни. · Воля понимается как универсально- космический феномен, а каждая сила в природе - как воля. · Всякая телесность есть «объективность воли». · Человек есть проявление воли, его природа и поэтому не рациональна, а иррациональна. · Разум вторичен по отношению к воле. · Мир есть воля, и воля борется сама с собой. Так абсолютный рационализм был сменен крайним волюнтаризмом. -для Фридриха Ницше (1844 - 1900) в основе всего находится не воля к жизни (как у Шопенгауэра), а воля к власти. · «воля к власти» пронизывает всё: вселенную, природу, общество, человека, саму жизнь. Она внедряется в само бытие, но она не едина, а множественна (т.к. много борющихся «центров» сил). · воля контролирует мир · создал прообраз освобожденного человека -сверхчеловек с гипертрофированной волей к власти - «белокурая бестия». -продолжили развитие «философии жизни» · Анри Бергсон (1859 - 1941) · Вмльгельм Дильтей (1833 - 1911) · Георг Зиммель (1858 - 1918) Понятие «жизнь» рассматривалось ими как целостный непрерывный поток, как становление уникального и неповторимого в природе. А интеллект, разум ухватывает только лишь общее, сходное, повторяющееся, не ухватывая уникального целостного. Охватить целостность и уникальность может лишь духовное видение мира в форме интуиции. Таким образом «Философия жизни»: -осуществляет прорыв к более динамичной картине мира -реалистически осознает ограниченность разума 2. Психоанализ Зигмунда Фрейда (1856 - 1939) - философская концепция, возводящая психоанализ в ранг философико - антропологического принципа. Заслуга Фрейда состоит в выяснении места и роли бессознательного в жизни человека. Человек - это биосоциальное существо, личность психика которого состоит их 3-х структур: -с помощью сознания человек формирует своё собственное «Я» (эго); -«оно» (ид) - бессознательная часть психики, глубинный слой, унаследованный людьми, в котором скрыты движения души, инстинкты человека,(воздействует на «Я»); - «Сверх - Я» (супер - эго) - культурные запреты общества (воздействующие на «Я»). «Я» находиться в тисках «оно» и «сверх - Я», запретов и влечений, инстинктов и в первую очередь - полового (sex) инстинкта, описываемого термином «либидо». Для того чтобы реализовать своё стремление к удовольствию человека «либидо» превращает (сублимирует) в творчество, искусство, религию, в историю. Таким образом психика человека разорвана и владеет всем SEX. -перенося принципы действия психических механизмов на общество в целом, Фрейд дал своеобразную тракторику генезиса и сущности основных явлений культуры- искусства, морали, религии, мифологии, массовой психологии. В целом учение З. Фрейда носит иррациональный характер, хотя сам он себя продолжателем традиций рационализма, ибо стремился научно объяснить поведение людей и мотивы действий отдельного человека, заботясь именно о нём, а не о массе. Последователи Фрейда - Адлер и Юнг, а также неофрейдисты Райх, Маркузе, Фромм - вносят коррективы, преодолевая фрейдовскую все сексуальность. -Юнг дополняет индивидуальное бессознательное коллективным бессознательным, опытам человечества заключенным в архетипах. -Райх создаёт фрейдомарксизм, психоаналитическая проблематика приобретает экономическую окраску. 3. Феноменология - философское течение, главным направлением которого является: -стремление освободить философское сознание от натурфилософских установок; -достигнуть в области философского анализа рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании; -выявить предельные параметры познания, изначальные основы познавательной деятельности. Основатель современной феноменологии немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938). До него феноменология понималась в качестве описательного исследования, которое должно предшествовать всякому объяснению интересующего явления, постигаемое в чувственном опыте. Для Гуссерля - феноменология - это, прежде всего выяснение смыслового пространства сознания, выявление тех инвариантных (низменных) характеристик, которые делают возможным восприятие объекта познания, а феномен - возникающие в сознании смыслы предметов. Феноменология ориентирует познание на: непосредственный опыт сознания; - созерцание феноменов как очевидных данностей. Посредством редукции (переход от феноменов к структурам «чистого сознания»). Гуссерль последовательно «выносит за скобки» все данные опыта, суждения, оценки, пока сущность не станет «чистой» и интуитивно осознаваемой, а сознание будет мыслить логически. Дальнейшее своё развитие идеи феноменологии получили в экзистенцианализме и герменевтике. 4. Герменевтика - способ философствования, главным центром которого является истолкование, понимание текстов. (от имени греческого бога Гермеса в обязанности которого входило разъяснение простым смертным воли богов. Т.к. боги и люди говорили на разных языках). Герменевтика - это учение о понимании, о научном постижении предметов наук о духе. При понимании происходит осознание смысла предметов или дальнейшее осмысление того, что уже имеет некоторый смысл. Герменевтика зародилась в античности и прошла свой путь исторического развития от искусства и теории истолкования текстов до «свободной» герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста. -основоположником «свободной» Герменевтики в 19 веке стал Фридрих Шлейермахер, который поставил задачу «вживания» в текст, дабы понять его смысл «лучше, чем сам его автор», т.е. психологическая интерпретация текста. Шлейермахер вводит метод «герменевтического круга», т.е. понимание целого через часть и понимание части через целое. Выход из круга – совпадение интерпретации и смысла произведения. Этот метод стал основным для всех последующих герменевтических концепций. -У Вильгельма Дильтея Герменевтика превращается в специфический метод наук о духе (все науки делились на две группы: науки о природе и науки о духе), призванный обеспечить реконструкцию духа прошлых эпох и «понимание» общественных событий исходя из субъективных намерений исторических деятелей. -В 20 веке Герменевтика оформляется в одну из основных методологических процедур философии: · в экзистенцианализме Мартина Хайдеггера она была превращена в онтологическое философское учение. · у Ганса- Георги Гадамера она приобретает характер всеобщей методологии, соединившись с диалектикой. Становиться универсальной, интегрируя научные знания в практическое сознание. 5. Философский мистицизм 20 века. Мистицизм (от греч. - таинственный) - религиозно- философские концепции, допускающие возможность непосредственного знания каким- либо человеком познаваемых им сверхъестественных сущностей или феноменов, путем прямого пребывания в них его души (с помощью озарения, экстаза, откровения). К числу наиболее влиятельных концепций мистицизма 20 века относятся: -теософская концепция «мистического космизма» русской писательницы и философа Елены Петровны Блаватской (1831 - 1891) -антропософская теория немецкого мыслителя Рудольфа Штайнера (1861 - 1925) -современное учение американского философа Карлоса Кастанеды (1925 г.) Особенности современного мистицизма: -включенность их в совокупный опыт человечества, тесная связь с философскими учениями Востока, Запада, Азии, обращенность к глубокой древности; -его неорелигиозный характер (считается, что он более реалистичен и построен на естественно - научном основании в отличии от традиционной религии); (Более подробно: Л.З. Немировская. Философия. Курс лекций. М. 1995 г.) Итак, 1) Современная западная философия основываясь на достижениях философии 20 века разделилась на два крупных течения: -продолжателей традиций рационализма: · неокантианцев, неогегельцев, неотомистов пытавшихся модернизировать идеалистический рационализм к современным условиям. · марксистов, развивающих рационализм на материалистических основах. -иррационалистов - отдающих предпочтение в познании мира и человека созерцанию и интуиции и принижающих возможностях разума. 2) В недрах этих течений сложились 3 типа философствования (направления): -позитивизм -экзистенциализм -религиозная философия Эти направления мы рассмотрим во втором вопросе. Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенциализм, религиозная философия. 1. Позитивизм Позитивизм - философское направление, основанное на принципе, что подлинное «положительное» знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук и их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. 1-й этап - позитивизм. Основателем позитивизма был французский философ Огюст Конт (1798 - 1857).Значительный вклад в развитие позитивизма внесли английские ученые Дж. Миль (1806 - 1873) и Г. Спенсер (1820 - 1903). Лозунг позитивизма «Наука сама себе философия». (Как бы продолжая позицию И. Ньютона: "Физика бойся метафизики(философии)"): -наука ничего не объясняет, она не отвечает на вопрос «почему», а отвечает на вопрос, «как»; -она дает позитивный материал, т.е. описывает и регистрирует факты, а не объясняет их; -она не нуждается в какой- либо стоящей над ней философией, имеющей дело с «метафизическими» абстракциями Позитивисты: -объявили борьбу материализму, идеализму и диалектике -заявили, что позитивизм будет иметь всеобъемлющее значение -задача положительной философии должна состоять в систематизации конкретно- научного знания на основе рациональной классификации наук. Причины возникновения позитивизма: 1. Бурный прогресс естественных наук на рубеже 19 и 20 столетий. 2. Доминирование (преобладание) в области методологии спекулятивных философских воззрений, не соответствовавших конкретным целям естествоиспытателей. Позитивизм широко распространился среди ученых естественников, в том числе и в России. (Петр Лавров, Николай Михайловский).
|