КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция Западная философия 19-20 ввГлавные отличительные черты философии конца XIX—XX в обусловлены особенностями развития в это время культуры, на техники и всей человеческой деятельности. Рассматриваемый человеческой истории — это предельно противоречивое время, когда происходят революционные изменения в самых различных областях жизни людей: • возникновение единого мирового рынка, транснациональных объединений и вместе с тем глубокая социально-экономическая- дифференциация как между странами, так и внутри них; • понимание недопустимости и разрушительности мировых войн и их развязывание; • интернационализация культуры и культурной жизни и вм с тем межнациональные и межконфессиональные конфликты • демонстрация силы и мощи человеческого разума, сумевших проникнуть в микро- и мегамиры, и неспособность его справиться с плодами своей собственной деятельности. Плюрализм в философском мышлении. Философия этого периода представлена разнообразными философскими направлениями, концепциями и школами: материалистическими и идеалистическими, рационалистическими и иррационалистическими, религиозными и атеистическими и т.д. В это время существуют также такие философские школы, как сциентизм и антисциентизм. Сциентизм (от лат. scienta — наука) Ориентирован на естествознание, опирается на научные предпосылки и является главным образом продолжением позитивизма. Антисциентизм, напротив, ищет опору в иррациональных и интуитивистских предпосылках и положениях. При этом современная философия не отвергает ни того, ни другого. Она не без основания Полагает, что помимо научного знания существует множество других видов человеческого познания мира и самого человека, способных раскрыть их с разных сторон. Другими словами, многогранный мир можно познать только посредством многообразных форм познания. Плюрализм философии рассматриваемого периода выражается также в том, что с развитием науки, культуры, человеческого опыта и, конечно, самой философии все новые и новые объекты становятся предметом ее изучения. В свою очередь это влечет за собой увеличение различных философских концепций и теорий. Вот лишь некоторые из них, появившиеся в XX в.: философия жизни, философия культуры, философия политики, философия техники, философия науки и многие другие. Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) современной философии. Различные школы и направления терпимо относятся друг к другу и не стараются вступать в резкое противоборство между собой. Во многом благодаря тому, что сегодня часто стираются жесткие грани между рационализмом и эмпиризмом, научностью и иррационализмом даже внутри одной философской школы, Современные философские течения все больше основываются на диалоге, как главном способе взаимодействия между собой. Диалог часто имеет место не только внутри одной философской традиции, между Западом и Востоком. 3. Интегративность современной философии является также важной чертой, которая особенно проявилась во второй полов XX столетия. Этому во многом способствовало утверждение в на этого периода принципов синергетики, математизации научного знания, принципа универсального эволюционизма, системный подхода и других методов. Их утверждение в конкретных наук способствовало интеграции философии с естественными и гуманитарными науками. Антропоцентризм современной философии, означающий, в центре ее идей и размышлений находится человек, его сущность и существование, цель и смысл его жизни и деятельности. Философия этого периода рассматривает человека во всей его целостно и противоречивости, в качестве и субъекта и объекта истории, исследует самые разнообразные отношения человека не только миром, Но и с самим собой. В своем объяснении и понимании человека философия конца XIX—XX-вв. использует самые разные формы и методы, соответствующие многообразным проявлениям человеческой жизнедеятельности. Подвергнутая критическому переосмыслению в марксизме классическая философия нашла своих защитников в лице неокантианцев, неогегельянцев, неотомистов 1) Неокантианцы. Под лозунгом «Назад к Канту» родилось «неокантианство» (60-е гг.19 века). Проблема познания у них стала основной. Ограничивая познание сферой опыта, они фундаментом его считали врожденные образцы. Оно представлено двумя философскими школами: а)Марбургской (Герман Коген (1842 - 1918), П. Натор (1954 - 1924), Э. Кассирер (1874 - 1945)). Они считали, что познание осуществляется в конкретных науках, философия же является наукой о познании. Они абсолютизируют кантовские положения об активность субъекта познания, который не дан ему, а задан самим человеком, т.е. в отличие от Канта разум у Когена порождает не только форму мысли, но и её содержание. Ощущения не играют в познании никакой роли, ибо сами постигаются соответствующими науками. Все это вело к релятивизму. б) Баденская школа (Вильгельм Вильдельбанд (1848 - 1915), Генрих Риккерт (1863 - 1936)). Они опирались на кантовское различение разума теоретического и
|