КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 5. Философские и идейные течения в эпоху Возрождения
Вы будете изучать:
Цели темы:
После изучения темы вы сможете:
Эпоха Возрождения (ХIV-ХVI вв.) - очень важная веха в культурном и интеллектуальном развитии Западной Европы. Она показательна тем, что человеческий разум освобождается от жестких оков религии и пробуждается к самостоятельному мышлению. Разум рассматривается как начало человеческого бытия, богатый своими потенциальными возможностями и, что немаловажно, сулящий практические выгоды,- словом все, что может сделать человеческую жизнь осмысленной, полнокровной, наполненной земными радостями. Это обусловило поворот от ценностей религии к ценностям философии: возрождался интерес к учениям античных греческих и римских мыслителей. Европа как бы вспомнила свое далекое прошлое, обращаясь к нему через эпоху Средневековья, когда богатства античности были преданы забвению. Не следует, однако думать, что религия была окончательно отвергнута. Христианские догмы и авторитеты еще сохраняли силу, но пробудившийся разум теперь выступал едва ли не равноправным партнером религиозной веры, поскольку только он мог рассматриваться в качестве опоры в земной жизни, а она, в свою очередь, стала в значительной мере самодовлеющей ценностью. Слово «возрождение» означает быть, умереть и возродиться вновь. Первой в эпоху Возрождения вступила Италия, и сам термин связан с именем Джорджо Вазари (1511-74), итальянского живописца, архитектора, историка искусств. Другое название этой эпохи Ренессанс (франц. Renaissance — Возрождение, от renaitre — возрождаться). Предпосылки возникновения эпохи Возрождения: § совершенствование орудий труда; § кризис феодализма; § развитие ремесла и торговли; § усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и церкви; § укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти; § появление первых парламентов (конец XIII века, Англия); § кризис церкви и схоластической философии, что выразилось в таком явлении как секуляризация(от позднелат. saecularis — мирской, светский) – ослабление влияния церкви на государственную, общественную жизнь; § повышение уровня образованности в Европе в целом; § великие географические открытия: ü Христофор Колумб (открытие водного пути в Америку); ü Васко да Гама (открытие водного пути в Индию); ü Магеллан (первое кругосветное плавание); ü Виллем Янсзон (открытие Австралии); ü Абел Тасман (открытие Тасмании, Новой Зеландии, Фиджи, части побережья Северной и Западной Австралии); § научно-технические открытия: ü изобретение пороха (к середине 14 в. порох, известный в Европе от арабов и описанный у Роджера Бэкона, начинают изготовлять в довольно широких масштабах. В Германии изобретателем доступного способа изготовления пороха считают долгое время некоего монаха по имени Бертольд Шварц, но это легендарная личность. Распространение пороха и огнестрельного оружия положило конец господству рыцарского сословия и изменило не только способы ведения войны и набора армии, но и образ жизни. Бесполезными оказались огромные стены замков, тяжелые доспехи, обучение рыцарским навыкам с детских лет. Одновременно с Европой порох появляется и на Руси. Первый с исторической достоверностью установленный случай применения огнестрельного орудия в европейских войнах имел место на итало-германской границе во Фриоле в 1331 году во время нападения на город Чивидале); ü изобретение очков (еще в античности описаны случаи употребления отшлифованных природных кристаллов для улучшения зрения (в частности император Нерон использовал огромный изумруд). Использование стеклянных линз в Европе достоверно известно с 13 века, по-видимому, сначала в Италии. Очки также подробно описаны у Роджера Бэкона); ü строительство доменных печей (в середине 14 века для выплавки металлов в Европе стали строить домны — шахтные печи. Увеличение высоты этих печей и интенсивная подача в них воздуха способствовали повышению температуры и значительно более сильному развитию процессов восстановления металла из руды и науглероживания металла. Вместо тестообразной массы сыродутного железа в доменных печах металлурги получали высокоуглеродистый железный расплав с примесями кремния и марганца — чугун); ü переход к мануфактурному производству (предприятия, основанные на разделении труда и ручной ремесленной технике, — мануфактуры — зародились в городах Северной Италии. Предпосылки для их возникновения были созданы ростом благосостояния горожан и селян, увеличившего спрос на изделия ремесленного производства. Спрос стимулировал специализацию ремесленников и рост их числа, появление мастерских с наемными рабочими. Первоначально мануфактура существовала в рассеянной форме — предприниматель скупал и продавал продукт самостоятельных ремесленников, снабжая их сырьем и орудиями производства); ü изобретение книгопечатания (в 1440-х годах Иоганн Гуттенберг в Страсбурге делает свои первые опытные издания, сохранившиеся только в отрывках); ü огнестрельное оружие (в начале 16 века появились первые образцы нарезного оружия — с винтовыми нарезами в канале ствола. Нарезы придавали пуле вращательное движение, что обеспечивало большую дальность и меткость стрельбы. Однако трудность заряжания нарезного оружия приводила к чрезвычайно низкой скорострельности. Лишь в 19 веке, после создания разнозарядных систем, винтовка начинает широко применяться в армии. В начале 16 века в Европе и Азии появились первые пистолеты. Они представляли собой укороченные ружья с фитильным замком (медленно горящий фитиль, закрепленный в курке, при нажатии на спусковой крючок опускался на порох в лотке). Первые пистолеты использовались главным образом в кавалерии); ü появление первых газет (в 16 веке в Венеции стали распространяться рукописные листки с сообщениями о новостях городской жизни, слухах, происшествиях, с хроникой придворной жизни. За такой листок с покупателя брали газетту (gazetta — мелкая венецианская серебряная монета), в связи с чем эти эпизодически появлявшиеся листки стали называть «газетами». В обиход европейских языков слово «газета» вошло с широким распространением основанной в 1631 году во Франции газеты «La Gazette», переименованной в 1762 году в «La Gazette de France» и просуществовавшей до 1914 года. Первая более или менее регулярно выходившая газета появилась в 1609 году в Германии, в 1616 году в Голландии, 1622 году в Англии. Первую ежедневную газету начали издавать в 1663 году в Лейпциге. В России прообразом газеты были выходившие нерегулярно рукописные известия под названием «Вестовые письма, или Куранты» (наиболее ранний из сохранившихся экземпляров относится к 1621 году), а первая печатная газета «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и в иных окрестных странах» появилась в самом конце 1702 года); ü григорианский календарь (Папа римский Григорий XIII издал специальную буллу «Inter gravissimas», предписывавшую сдвинуть счет дней на десять суток вперед и день после четверга 4 октября 1582 года считать не 5, а 15 октября. Новый календарь в память папы получил название «григорианского», или календаря «нового стиля», в отличие от прежнего «юлианского», или календаря «старого стиля», введенного в 46 году до н. э. Юлием Цезарем. В католических странах — Италии, Франции, Испании, Португалии, Бельгии — григорианский календарь был введен в 1582 году в Польше в 1586, в Англии в 1752, в Китае в 1911, в Болгарии в 1916, в России в феврале 1918, в Турции в 1926, во Вьетнаме в 1967); ü изобретение микроскопа (в1590 голландский оптик З. Янсен изобрел микроскоп с двумя линзами. С 1609-1610 оптики-ремесленники во многих странах Европы изготавливают подобные микроскопы, а Галилей использует в качестве микроскопа сконструированную им зрительную трубу. Необычайного мастерства в шлифовании линз достиг А. ван Левенгук (1632-1723), который сделал микроскоп из единственной линзы, но необычайно тщательно отшлифованной. Левенгук впервые наблюдал микроорганизмы); ü изобретение телескопа (в 1608 в Нидерландах появляется один из первых телескопов. Это изобретение быстро становится известно в Италии, и Галилео Галилей в 1609 строит свой усовершенствованный телескоп с 32-кратным увеличением, с помощью которого делает ряд важнейших открытий в астрономии); ü появление ватерклозетов (рост городов и увеличение плотности населения вело к ухудшению санитарного состояния городской среды. Участившиеся эпидемии вызвали необходимость строительства водопроводов, а затем и канализации. Одновременно появляются и соответствующие санитарные приборы); Характерные черты философии эпохи Возрождения: § антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; § пантеизм(от пан... и греч. theos — бог), религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое; § оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматикой, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики); § принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.); § большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; § широкое распространение идеи социального равенства.
Основные направления философии эпохи Возрождения: Гуманизм.Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV – середине XV вв. Его центром была Италия. По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним, прежде всего, относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла. Основные черты гуманизма: - антицерковная и антисхоластическая направленность; - стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека; - антропоцентризм – особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей; - жизнеутверждающий характер и оптимизм
Данте Алигьери (1265 – 1321), итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка, автор произведений «Божественная комедия», «Новая жизнь». В своих произведениях воспевает христианство, но одновременно, между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения. Восхваляет человека и отходит от трактовки его исключительно как Божественного создания. Данте признаёт за человеком наличие как Божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом. Он верит в счастливое будущее человека и его изначально добрую природу. Франческо Петрарка (1304 – 1374), итальянский поэт, родоначальник гуманистической культуры Возрождения. Автор «Книги песен», трактата «О презрении к миру». Петрарка вносит в литературу, философию, культуру чуждые схоластике идеи, а именно: Ø человеческая жизнь даётся один раз и уникальна; Ø человек должен жить не для Бога, а для самого себя; Ø человеческая личность должна быть свободной – как физически, так и духовно; Ø человеку принадлежат свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим; Ø человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал; Ø загробной жизни, скорее всего, не существует, и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей; Ø человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить; Ø внешний облик и внутренний мир человека прекрасны. Лоренцо Валла (1507 – 1557), итальянский гуманист эпохи Возрождения, филолог, философ. Автор трактата «О наслаждении как об истинном благе». В своём произведении Лоренцо Валла ниспровергал церковные авторитеты, критиковал схоластику за искусственность и неистинность. В центр мироздания он ставил человека, верил в его возможности и разум. Отвергал аскетизм и самоотрешение. Призывал к активному действию, борьбе, смелости и изменении мира. Был сторонником равенства мужчины и женщины. Высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека. Неоплатонизм. Неоплатонизм – идеалистическое направление, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранения из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета достиг в XV веке. Основные черты неоплатонизма: - противопоставление сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новой философской системы, основанной на идеях Платона; - создание новой картины мира, в которой уменьшалась роль Бога, и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей; - призыв к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления. Николай Кузанский (1401 – 1464), философ, теолог, ученый, церковно-политический деятель. Хоть и был священнослужителем, придерживался новаторских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания. Основные произведения: «Об ученом незнании», «О не ином», «Об охоте за мудростью», «О видении бога». Суть учения Кузанского состоит в том, что не существует разницы между Богом и его творением (мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная – одно и то же, т.н. пантеизм). «Единое» (Бог) и «бесконечное» (его творение) относятся как минимум и максимум (т.е. противоположности), а поскольку Бог и его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум. Кузанским был введён закон совпадения противоположностей: т.к. противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность и существование неразрывны и бытие едино). Едины идея и материя. Реально же существует (поглощая всё остальное) актуальная бесконечность. Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром вселенной. Вселенная – это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершённый (мир, природа, всё сущее заключено в боге). Бесконечность Вселенной, всего мира ведёт к бесконечности познания, то есть невозможно достичь абсолютного знания, увеличение знаний приведёт только к учёности, но не к истинному знанию. Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления, близко подошёл к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея и др. Джованни Пико дела Мирандола (1463 – 1494), итальянский философ и гуманист эпохи Возрождения. Попытался объединить религиозные и философские учения в произведении «900 тезисов». Также он попытался возвысить человека и отделить его от окружающего мира, признать отдельной реальностью («четвёртым миром» космоса наряду с элементарным, небесным и ангельским), признать за человеком полную свободу выбора. Стремился объединить все философские учения и найти «золотую середину» путём их согласования. Натурфилософия.Получила распространение в период Позднего Возрождения (XVI – XVII вв.) в Европе, особенно Италии. Основные черты натурфилософии: - обоснование материалистического взгляда на мир; - стремление отделить философию от теологии; - формирование научного мировоззрения, свободного от теологии; - выдвижение новой картины мира (в которой Бог, природа и космос едины, а Земля не является центром Вселенной); - утверждение, что мир познаваем, и в первую очередь благодаря чувственному познанию (а не Божественному откровению). Андреас Везалий (1514 – 1564), естествоиспытатель, основоположник анатомии. Основной труд «О строении человеческого тела».Материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека. Опровергнул взгляды, господствовавшие в медицине со времён Галена (130 – 200) – древнеримского врача, описывавшего строение человека, опираясь на исследования животных. Везалий же основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую книгу «О строении человеческого тела», где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности. Николай Коперник (1473 – 1543), польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. (Гелиоцентризм - солнце — центральное тело, вокруг которого обращаются планеты. Гелиоцентрическая система мира сменила представление о Земле как центре мироздания (Геоцентрическаясистема мира)). Главное сочинение - «Об обращении небесных сфер». Опираясь на астрономические наблюдения, выдвинул принципиально иную картину бытия: Земля не является центром Вселенной. Солнце – центр по отношению к Земле. Все космические тела движутся по собственной траектории. Космос бесконечен и процессы в космосе объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла. Джордано Бруно (1548 – 1600), итальянский философ-пантеист и поэт. Основные сочинения: «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О героическом энтузиазме». Автор антиклерикальной сатирической поэмы «Ноев ковчег», комедии «Подсвечник», философских сонетов. Развил и углубил философские идеи Коперника. А именно, солнце – центр по отношению к Земле, но не центр Вселенной. Вселенная вообще не имеет центра и бесконечна в пространстве и времени, состоит из галактик. Звёзды – небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы. Число миров во Вселенной бесконечно. Все небесные тела и всё, что имеется на них, обладают свойством движения. Не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое. Галилео Галилей (1564 – 1642), итальянский физик, механик и астроном, один из основоположников естествознания; поэт, филолог, критик. Основное произведение - «Диалог о двух системах мира — птолемеевой и коперниковой». Галилей на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно. Изобрёл телескоп, с помощью которого доказал, что небесные тела движутся и по траектории и вокруг своей оси. Обнаружил пятна на солнце и разнообразный ландшафт на Луне. Открыл спутники вокруг других планет. Доказал множественность миров. Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в наблюдении, выдвижении гипотезы, расчётах воплощения гипотезы на практике и опытной её проверке на практике.
|