КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 4. Средневековая философия в Западной ЕвропеВы будете изучать:
Цели темы:
После изучения темы вы сможете:
Принято считать, что Средние века начинаются с 467 года, с падения последнего римского императора Ромула Августула. Но грань, отделяющая средневековье от Античности, приходится на годы правления первого христианского императора Константина Великого (306 – 337). Возникновение Средних веков – это огромный перелом в жизни европейских народов. Рухнул весь античный мир с его бытом, религией, философией, искусством. Нужна была новая мифология, новые мифы, новые символы. И задачу создания этого нового мира взяла на себя христианская религия (так, например, место театра и скульптуры, основных видов искусства в античности, занимают литургия и икона). Переход от Античности к средневековому миропониманию – это переход вовнутрь человека. У греков всё было вовне: истина всегда явлена, вся публичная жизнь происходила на площадях, нет ничего внутреннего, скрытого, нет никакой психологии. Главным тезисом в Средние века стал тезис основоположника средневековой философии Августина Блаженного: «Не блуждай во сне, но войди внутрь себя!». Сменяются ориентиры человеческого мышления – от внешнего мира к поискам внутреннего пространства души, сменяется настрой человека – от мужественной героической жизни к покорности перед божественным предопределением. Временные рамки средневековой философии – III – XIII вв. В этих рамках можно выделить 3 главных периода: 1. Апологетика (III в.) 2. Патристика (IV – V вв.) 3. Схоластика (V – XIII вв.) Основные черты средневековой философии: § теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог); § главный принцип онтологии - креационизм (изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога); § главный принцип гносеологии – откровение; § догматизм (философия, основанная на традиции, текстах Священного Писания была догматична и консервативна, ей был чужд скептицизм); § антропоцентризм (человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой, подчёркивалась божественная сущность человека); § «Философия – служанка богословия» (если бы философия не вступила в союз с религией, она была бы уничтожена нахлынувшими волнами варварства. Философия, мать всех наук, как бы осознала свою вторичность и стала обслуживать религию).
|