КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Немецкое Просвещение.Представители: Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете. Гердер Иоганн (1744 – 1803) немецкий философ, критик, эстетик, ведущий деятель позднего Просвещения, создатель одной из первых версий естественного исторического развития природы и человеческой культуры. В «Идеях к философии истории человечества» Гердер реализует свой проект универсальной философской истории человечества. В этом грандиозном труде, включающем 20 книг (и плана заключительных 5 книг), Гердер, суммируя достижения современных ему космологии, биологии, антропологии, географии, этнографии, истории, дает изображение поэтапного становления человечества. В центре внимания автора — процесс мирового развития. Общий порядок природы Гердер понимает как ступенчатое поступательное развитие совершенствующихся организмов от неорганической материи через мир растений и животных к человеку и в будущем – к сверхчувственной «мировой душе». Как свободная и разумная сущность человек представляет собой вершину сотворенной божественным духом природы. Критикуя телеологию, Гердер подчеркивает значение воздействия внешних факторов (совокупность которых он называет «климатом») и считает достаточным для понимания истории ответить на вопрос «почему?», не задаваясь вопросом «для чего?». В то же время он признает ведущей силой истории внутренние, «органические» силы, главная из которых — стремление к созиданию общества. Основной сплачивающей силой общества Гердер считает культуру, внутренней сущностью которой является язык. Проблеме происхождения и развития языка Гердер уделяет особое внимание. В отличие от своей ранней критики цивилизации, близкой по духу Руссо, Гердер возвращается в «Идеях к историческому оптимизму Просвещения» и видит в прогрессирующем развитии человечества нарастание гуманизма, который понимается им как расцвет принципа личности и обретение индивидом душевной гармонии и счастья.
Значение эпохи Просвещения: § в философии оно выступало против всякой метафизики, содействовало развитию любого рода рационализма; § в науке способствовало развитию естествознания, достижения которого оно часто использовало для доказательства научной правомерности взглядов и веры в прогресс; § в области морали и педагогики проповедовало идеалы гуманности; § в политике, юриспруденции и общественно-экономической жизни проповедовало освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом. Идеология Просвещения легла в основу общественных преобразований, свершившихся в ходе буржуазных революций XVIII - XIX вв. Основные понятия и термины: Антиклерикализм (от греч.anti – против и лат.clericalis – церковный) - направленность против засилья церкви (но не религии) в духовной жизни общества; Антиобскурантизм(от лат. obscurans – затемняющий) – борьба с мракобесием, с враждебными науке и образованию силами. Атеизм (франц. atheisme, от греч. atheos — безбожный) – направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию. Географический детерминизм – представление о том, что именно географическая среда полностью определяет развитие общества. Деизм (от лат. deus — бог), религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. «промысел божий», чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума.
|