КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 7. Философия Просвещения
Вы будете изучать:
Цели темы:
После изучения темы вы сможете:
Просвещением называют идейное движение в европейских странах XVIII в., представители которого полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путём просвещения возможно переустроить общественный порядок в разумных началах. Смысл «просвещения» (свет науки и культуры) в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Итак, Просвещение – течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума. Идеи Просвещения выражали интересы буржуазии, беспощадно критикуя отживающий феодально-крепостнический строй. Основное направление критики – паразитирующий на темноте и невежестве масс образ жизни и нецивилизованные порядки крепостничества. Понятие Просвещения стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран, в первую очередь Европу. Характерные особенности Просвещения: § рационализм как общая вера в разум; § антиклерикализм (от греч.anti – против и лат.clericalis – церковный) - направленность против засилья церкви (но не религии) в духовной жизни общества; § антиобскурантизм(от лат. obscurans – затемняющий) – борьба с мракобесием, с враждебными науке и образованию силами. Философия Просвещения известна главным образом своей социально-политической частью. В ней получили своё обоснование принципы буржуазного общества (свобода, равенство прав, частная собственность) взамен феодальных (зависимость, сословность, условная собственность, абсолютизм). Социальные явления философия Просвещения объясняла законами природы: законы развития общества и законы природы отождествлялись. Английское Просвещение представлено прежде всего учениями Т. Гоббса, Дж. Локка, Дж. Толанда, А. Шефтсбери,современников и идеологов преобразований Английской буржуазной революции. Главное место в наследии этих философов занимает проблема государственного устройства. Джон Локк (1632 – 1704) в «Двух трактатах о государственном правлении» дополнил теорию «общественного договора» Т. Гоббса идеей существования естественных прав человека. К естественным правам он относил право на жизнь, свободу, собственность. Но он, как и Т. Гоббс, считал, что для защиты «естественных прав» граждан, включая их жизнь, необходимо государство, которое является результатом «общественного договора». Но государственная власть не может действовать по произволу. Локк выдвинул идею конституционного ограничения монархической власти и впервые, идею разделения властей, которая делится у Локка на законодательную, исполнительную (в том числе и судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Решающее значение, по его мнению, должна иметь сосредоточенная в парламенте законодательная власть. Правовая концепция Локка ставит во главу угла соблюдение гражданской самостоятельности индивида и уважение конституции. Следует добавить, что новый стиль философского мышления привёл к выработке развитого юридического мышления.
|