КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие, признаки и сущность права
Важнейшим условием обеспечения общественного порядка является установление норм, нацеленных на регулирование общественных отношений. Право представляет собой систему общеобязательных, формально-определенных юридических предписаний, норм, выражающих определенную общественную или групповую волю, установленных или санкционированных и охраняемых государством и служащих важнейшим государственным регулятором общественных отношений. В литературе существует деление права на естественное и позитивное. В человеческом обществе существует идеальное право, общее для всех людей, иначе говоря, универсальное и незыблемое, которое должно соблюдаться в современном цивилизованном обществе. Это идеальное право и называется естественным правом, поскольку оно рассматривается и представляется как вытекающее из естества вещей, неотделимое от условий существования человека и его деятельности. Естественноеправо – это совокупность правил и свобод, обусловленных природой человека (право на жизнь, на свободу, на собственность, на продолжение рода и т. д.). Государство лишь подтверждает эти права в какой-либо форме и обеспечивает их соблюдение. Позитивное право – это право, выраженное в установленных государством нормах. С этой точки зрения законодательство и право отождествляются. Законодательство выражает лишь часть положений естественного права. Другие положения естественного права выражаются в виде принципов, правосознания и иных правовых явлений. С точки зрения сторонников теории естественного права, позитивное право, т. е. нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, т. е. общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей. Право как юридическое явление рассматривается в аспектах объективного и субъективного права. Объективное право – право, реально существующее в обществе. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему. В этом значении оно является социальным нормативным регулятором общественных отношений. Оно находит своё выражение в источниках (формах) права. Можно сказать, что объективное право представляет собой совокупность юридических норм, выраженных в нормативно-правовых документах соответствующего государства. Субъективное право представляет собой юридически обеспеченное возможное и обязанное поведения конкретного лица, право и обязанность конкретного человека на определенное поведение. Оно вытекает из норм, закрепленных в существующих в обществе источниках права и положениях естественного права. Если объективное право – это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право – это конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах прав объективного. В некоторых иностранных языках эти понятия обозначаются разными терминами (англ. «law» и «right»). Немецкий правовед Р. Йеринг, характеризуя понятия объективного и субъективного права, отмечал, что в первом смысле право означает совокупность всех защищаемых государством правовых положений, а во втором – конкретное проявление абстрактных правил в конкретном правомочии личности.[46] Таким образом, право в субъективном смысле охватывает не только систему прав (дозволений, полномочий, интересов), но и систему юридических обязанностей, предусмотренных нормами объективного права. Характеризуя объективное и субъективное право, нельзя допускать подмену этих понятий «объективным» и «субъективным» в праве. Объективное и субъективное в праве отражает его содержательную сторону. Содержание права как социального явления определяется его сущностью и функциями – основными направлениями воздействия на общественные отношения. Объективное в содержании права преобладает тогда, когда оно детерминировано социально-экономическими, политическими и иными потребностями. Если же содержание права формируется правотворческими субъектами по своему усмотрению и в своих интересах, то в нем преобладает субъективное, что приводит к социальным конфликтам. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что право может рассматриваться в трех аспектах: - право – это система общеобязательных норм, установленных или санкционированных и охраняемых государством и служащих государственным регулятором общественных отношений; - право отождествляется с регулируемыми им общественными отношениями. Этот подход включает в понятие права не только правовые нормы, нормы законодательства (объективное право), но и правосознание, правоотношения и другие элементы правовой действительности; - право – это масштаб свободы и справедливости, независимо от того, признан он государством или нет в качестве закона. Для глубокого познания права все определения, если они обоснованы, полезны. Для практического применения права как важнейшего социального регулятора необходимо единое понимание права. Каждый из рассмотренных подходов содержит рациональное зерно, а значит по-своему правильный. В результате их обобщения можно найти компромисс, выражающий истинную природу и сущность права. Верное понимание права определяет эффективность юридической науки. Для отражения инструментальной роли права наиболее пригодным является его нормативное понимание, поскольку только оно отражает нормативно-регулятивные характеристики права.
- Право, как и любое явление, обладает своими специфическими признаками, характеризующими его содержание. 1. нормативность – право представляет совокупность юридических норм; 2. общеобязательность – право обязательно для всех субъектов, т. к. оно устанавливает правила общего характера. 3. Государственный характер – оно устанавливается от имени государства и охраняется возможностью применения его принудительной силы. 4. конкретно-неопределенный характер, т. е. нормы права адресованы не конкретному лицу, а распространяются на всех без исключения субъектов и применяются конкретно-неопределенное число раз. 5. формальная определенность – правовые нормы имеют внутреннюю структуру и излагаются в официальных документах с соблюдением определенных формальностей. 6. системность – право представляет собой упорядоченную, внутренне согласованную систему, состоящую из определенных элементов, которые взаимодействуют между собой и дополняют друг друга. 7. волевой характер – право есть выражение воли господствующей социальной группы или всего общества. 8. право является важным регулятором общественных отношений – посредством законодательства закрепляются основополагающие институты и отношения. 9. право является выражением идеологии господствующей группы, класса или общества в целом. Под сущностью в философии понимается то, что составляет суть явления, совокупность устойчивых, постоянных характеристик, выражающих свойства этих объектов.[47] При рассмотрении сущности права важно учитывать две его стороны: формальную и содержательную. Формальная сторона – любое право есть, прежде всего, регулятор общественных отношений. Содержательная сторона: чьи интересы данный регулятор обслуживает, какие функции осуществляет в приоритетном порядке. По мнению известного русского философа В. С. Соловьева, «сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага»[48]. История свидетельствует, что право используется в целях первоочередного удовлетворения потребностей общества, социальных групп, религиозных, национальных, расовых и других интересов. Исходя из этого, можно выделить различные подходы к определению сущности права: классовый, общесоциальный, национальный, религиозный, расовый. В рамках классового подхода право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса. С точки зрения общесоциального подхода право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый и иные подходы к определению сущности права, в рамках которых в источниках права будут доминировать соответствующие интересы. Не умаляя значимости общесоциального подхода к определению сущности права в современных условиях, нельзя не учитывать и её классовую составляющую. Интересы правящей элиты, отраженные в существующем праве обычно маскируются под общесоциальные, национальные, всеобщие и т. п. Необходимо в более широком смысле понимать и само понятие «классовое». В современных государствах уже невозможно в такой степени разграничить общество на классы, имеющие ярко выраженные противоположные интересы. Современное общество, особенно в более развитых странах представляет сложную структуру, элементы которой сохраняют существенные различия, которые не достигают антагонизмов. Применяя в этих случаях понятие «классовый», обычно имеют ввиду интересы именно социальных групп, которые уже нельзя назвать классами в общепринятом понимании.
|