КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Становление и развитие теории правового государстваИдеи о правовом государстве возникли в связи с пониманием необходимости более совершенной государственной организации. Правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Государственная власть, как и любая другая, стремится к неограниченному расширению своих полномочий, что ведет к ущемлению прав и свобод личности. Такое стремление обусловлено как объективными факторами, так и субъективными, самой природой власти и биосоциальной сущностью властвующих. Ограничить власть может только другая власть – власть права, власть общества. Правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Именно через право, имеющее всеобщий, формально определенный характер, предоставляется возможность выразить и защитить интересы различных индивидов. Смысл идеи правового государства состоит в создании такой системы государственно-правовых отношений, которая обеспечивала бы примат права во всех сферах общественной жизни, приоритет личности над государством, постоянный контроль граждан за деятельностью государственного аппарата и его властных органов, их ответственности перед обществом. В идее правового государства можно выделить два главных аспекта: - обеспечение прав и свобод человека; - ограничение правом государственной власти. Свобода человека может быть определена как его способность действовать в соответствии со своими интересами, исходя из объективной необходимости. Таково может быть понимание свободы в философском смысле. Переводя же понятие «свобода» в плоскость государственно-правовой действительности, необходимо уточнить, что свобода каждой общественной личности может простираться до тех пределов, пока она не ограничивает свободы других. Эти пределы и устанавливаются правом, которое является мерой свободы, и обеспечиваются государством. Поэтому именно в связанности, ограниченности правом государственных органов и должностных лиц и заключается сущность правового государства. Право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не трансформировались в пороки государственной власти. Поэтому правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан. Концепция правового государства основывается на ряде основополагающих принципов: - обеспечение баланса прав и интересов личности и общества; - народ является источником государственной власти; - верховенство Конституции и законов во всех сферах общественной жизни; - единство государственной власти и её разделение на законодательную, исполнительную и судебную; - взаимная ответственность государства и личности, государства и общества; - принцип федерализма для федеративных государств. Из вышеназванных принципов вытекает ряд обязательных требований. Связанность государства правом в реальной жизни означает, что деятельность государства, государственных органов и его должностных лиц должна осуществляться в рамках права. Разделение властей означает, что законодательная, исполнительная и судебная власть действуют независимо друг от друга в соответствии с их правовым статусом, сдерживают друг друга. Смысл этого принципа состоит в том, чтобы не допустить узурпации властных полномочий отдельной ветвью власти в ущерб интересам общества и личности. Приоритет прав человека над интересами государства немыслим без взаимной ответственности государства и личности. Личность и государство в лице его органов и должностных лиц должны выступать в качестве равноправных партнеров. Реальное обеспечение прав и свобод личности зависит не только от их законодательного закрепления, но и от системы гарантий их реализации. Система гарантий: - социально-экономические гарантии (обладание собственностью, выбор рода занятий, право на труд, право заниматься предпринимательской деятельностью и т. д.); - политические гарантии (проведение референдумов и выборов и учет их результатов в деятельности власти, система разделения властей, реальная многопартийность, участие граждан в управлении обществом); - юридические гарантии (наличие правового законодательства, реальная судебная защита интересов граждан, процессуальное право, право граждан обращаться в международные организации); - административные гарантии (планирование и координация экономической деятельности в стране, охрана природной и культурной среды, социальное обеспечение граждан, запреты, касающиеся определенной деятельности, ущемляющей права и свободы граждан). Российская действительность характеризуется тем, что, признавая широкий объем прав и свобод граждан, государственная власть не создает систему гарантий их реализации. Верховенство Конституции означает её приоритет над всем действующим законодательством. Отсюда же вытекает требование высокого уровня правосознания и правовой культуры. Вместе с тем, в условиях преобладания сепаратистских настроений, федеративные отношения могут создать опасность для ущемления прав личности, как со стороны центра, так и со стороны субъектов федерации. Это убедительно проявилось в горячих регионах. Из принципов правового государства вытекает и такое требование, как наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны во всех сферах общественной жизни, прежде всего в политической, экономической, социальной. Основоположниками данной теории можно считать Аристотеля, Платона, Сократа, Цицерона. Однако в более-менее стройном виде эта теория сформировалась в эпоху буржуазных революций XVII–XIX вв. Наиболее известные её сторонники Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Н. Радищев и др. Дж. Локк и Ш. Монтескье обосновали необходимость разделения властей в государстве. Также Дж. Локк выдвинул идею о том, что пределами власти государства являются естественные права граждан. Философское обоснование идеи правового государства, так же как и гражданского общества можно найти в трудах И. Канта и Г. Гегеля. Они видели смысл идеи правового государства в создании такой системы государственно-правовых отношений, которая обеспечивала бы примат права во всех сферах общественной жизни, приоритет личности над государством, постоянный контроль граждан за деятельностью государственного аппарата и его властных органов. Речь идет о государстве, ограниченном в своих действиях правом и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности. Кант разработал философско-этическую основу правового государства, центральное место в которой занимает личность. Он обосновал принцип, согласно которому источником власти выступает народ, конкретные граждане. Государство рассматривалось им как объединение людей, подчиненных правовым законам. Идеи правового государства у Монтескье органически соединялись с теорией разделения властей, предусматривающей существование независимой законодательной, исполнительной и судебной властей. Термин «правовое государство» появился впервые в книге немецкого ученого К. Т. Велькера «Конечные основания права, государства и наказания» в 1813 г. Окончательное становление теории правового государства как целостной политико-юридической концепции завершилось к началу XX в. Во второй половине XX в. теория правового государства была реализована и юридически закреплена конституционным законодательством демократических государств. Хотя прямые упоминания о правовом характере в конституциях ряда государств и отсутствуют, а они определяются как социальные, демократические, светские, по уровню гарантий соблюдения прав и свобод граждан эти государства можно вполне назвать правовыми. Конституционное законодательство современных развитых демократических государств закрепляет три фундаментальных принципа правового государства: - народный суверенитет; - разделение властей; - обеспечение прав и свобод граждан. Принцип народного суверенитета означает, что государство, обладая реальной властью, выступает как официальный представитель не только правящей элиты, но и всех слоёв общества. При этом народ является главным источником всей власти и политики. В то же время необходимо формировать механизм, позволяющий народу воздействовать на власть. Конституционные нормы о правах и свободах должны дополняться статьями, предусматривающими гарантии реализации основных прав и свобод граждан. Теория правового государства – не застывшая догма. Она постоянно развивается, наполняясь новым содержанием.
|