Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Логическая (логико-философская) структура правовой культуры




В отечественной юридической литературе этот вопрос рассматривается порой весьма упрощенно. «Нельзя в полной мере представить сущность правовой культуры, – пишет, например, В.П. Сальников, – не выделяя логическую ее структуру. В данной плоскости правовая культура представляет собой юридические понятия и категории, оценки (оценочные суждения) и деонтические правовые модальности» [1. С. 44; 23. С. 369].

Автор явно смешивает здесь логический подход к ПК с логической ее структурой. В философской литературе правильно подчеркивается, что «структура – это не только способ расположения элементов объекта в пространстве, но и строение определенного процесса во времени, это определенная последовательность и ритм изменения процесса. Она есть единство содержания и формы» [17. С. 302].

В институциональном аспекте содержание ПК составляют конституирующие ее элементы и свойства. Поскольку основные ее свойства мы уже исследовали, перейдем к тем элементам, из которых складывается ее строение.

Рассматривая свойства ПК, мы обращали внимание на то, что она не является самостоятельным компонентом правовой системы общества, а служит лишь одной из фундаментальнейших ценностных ее (правовой системы) характеристик. Поэтому в данном контексте важно выяснить, какие компоненты включаются в правовую систему общества.

Анализ разнообразных точек зрения по поводу структуры правовой системы общества привел нас к выводу о том, что она состоит из права, юридической практики и правосознания, которые образуют относительно самостоятельные подсистемы (подробнее см. [8. Ч. 1. С. 22 – 28; 58. С. 55 – 64]).

Таким образом, к ПК относятся следующие юридические явления, процессы и состояния, отражающие их ценность, зрелость, полезность и прогрессивность в любом обществе (см. пункты А, Б, В).

А. Право берется нами в единстве его содержания и формы, а не в виде законодательства, как полагают некоторые авторы (см., например [9. С. 270 – 271]). Юридическое содержание права – это система нормативно-правовых предписаний (о многообразии подходов к понятиям «право», его содержанию, формам, источникам, функциям см., например, [58. Гл. 4 – 11]). В русском языке слово «предписание» трактуется как письменное распоряжение, приказ (см. [27. С. 501]). Понятие «нормативно-правовое предписание» позволяет охватить все элементы юридического содержания права (принципы, нормы, юридические дефиниции и т.п.), весьма удачно соединить психологический и социологический, логический и языковый, юридический и иные его аспекты.

Основными, ведущими элементами в юридическом содержании права являются принципы и нормы права. Относительно самостоятельное место в содержании права занимают другие, так называемые «нестандартные», «нетипичные» нормативно-правовые предписания: юридические формулы, рисунки, предписания-сроки, легальные дефиниции и т.п.

По своей сущности нормативно-правовые предписания – это логически завершенные и цельные общеобязательные веления (правила, требования, распоряжения и т.п.), которые выражены и непосредственно закреплены в соответствующих единицах (статьях, абзацах, параграфах, пунктах, частях и т.п.) текста нормативного акта, нормативного договора и иных форм права.

Таким образом, под правом нужно понимать систему общих, обязательных, ясных и четких нормативно-правовых предписаний, реально обеспеченную мерами государственного и иного воздействия, внешне выраженную в доступных для субъектов нормативных правовых актах, договорах и других формально юридических источниках, отражающую высокий уровень юридической технологии (техники, тактики, стратегии и т.п.), идеи и состояния свободы и ответственности, справедливости и равенства, гуманизма, личной и общественной безопасности, служащую особым (юстициабельным и т.п.) и эффективным регулятором поведения людей, их коллективов и организаций.

Данное определение, на наш взгляд, позволяет «снять» основные спорные моменты (точки зрения и т.п.) по поводу понятия права, достаточно четко выделить его существенные признаки, элементы содержания и формы, научную, учебную, практически-прикладную и социально-культурную его ценность.

Право, как компонент правовой системы общества, представляет относительно самостоятельную полиструктурную подсистему, под которой необходимо понимать взятые в единстве, органической целостности и тесном взаимодействии нормативно-правовые предписания, институты, субинституты, подотрасли, отрасли и другие нормативно-правовые общности и массивы (содержательные элементы права) и способы внешнего их выражения и закрепления (нормативные акты, нормативно-правовые договоры, юридические прецеденты и другие формы права).

Творчески-преобразующий и конструктивный характер права, его собственная и инструментальная ценность как важнейшего элемента правовой культуры проявляется также в его общесоциальных (экономической, политической, социальной, экологической, идеологической, демографической и др.) и специально-юридических (регулятивной, охранительной, превентивной, правовосстановительной, компенсационной и др.) функциях, когда право выступает важнейшим средством достижения общественной солидарности, согласия и компромисса, управляемости и упорядоченности общественных отношений.

Дисфункции, влекущие негативные последствия юридического воздействия, «выпадают» из сферы социально-культурного пространства, не входят в комплекс правовых ценностей.

Б. Второй существенный компонент правовой системы общества, отражающий соответствующие культурные параметры, – это юридическая практика (правотворческая, интерпретационная, правореализующая, правосистематизирующая, их отдельные виды и подвиды), осуществляемая в рамках юридических связей и правовых отношений. Практика представляет собой относительно самостоятельную подсистему, включающую в свое содержание юридическую деятельность и социально-правовой опыт (подробнее см. [8. Ч. 1 – 5; 58. Гл. 12 – 16]).

Уровень зрелости юридической деятельности, а именно: ее субъектов и участников, их действий и операций, юридической техники (системы средств), тактики (системы способов грамотного использования средств), стратегии (умения планировать, прогнозировать и т.п.), достигнутых позитивных результатов (социальных и юридических) характеризуют в динамике важнейшие параметры социально-культурного пространства.

Юридический опыт, который накапливается в процессе подготовки и издания нормативных правовых актов, их толкования, систематизации, реализации и т.п., представляет собой комплекс образцов (статику ПК) наиболее целесообразных, грамотных и полезных юридических решений. Этот опыт как важнейший компонент практики и ПК представляет собой коллективную, надындивидуальную, социально-правовую память, обеспечивающую накопление, систематизацию, хранение и передачу информации (знаний, умений, оценок, подходов, образцов поведения, использования средств и т.д.), позволяющую фиксировать и в определенной степени воссоздавать весь процесс деятельности или отдельные его фрагменты. «Опыт – вот учитель жизни вечной», – писал Гете [54. С. 187]. Без социально-правовой памяти невозможно эффективное правотворчество и толкование, конкретизация и правоприменение, восполнение пробелов в праве и эффективное правовое регулирование общественных отношений в целом.

Для определения качества юридической практики особое значение имеет анализ ее внутренней и внешней форм. Внешней формой, как известно, выступают разнообразные юридические акты-документы (нормативно-правовые, интерпретационные, правоприменительные, судебные, следственные, нотариальные и т.д.), в которых закрепляются правовые действия и операции, средства и способы их осуществления, вынесенные решения т.д.

К внутренней форме, т.е. способу организации, внутренней связи элементов содержания, относится процедурно-процессуальное оформление юридической практики. Она включает определенные процессуальные стадии, производство и режимы.

Логическая (логико-философская) структура юридической практики – это не только состав определенных элементов содержания и формы. Взаимообусловленность развития всех компонентов практики обеспечивается внутренними и внешними, прямыми и обратными, правовыми и неправовыми связями и отношениями, с помощью которых совершается перенос юридической энергии, информации, свойств и т.д., осуществляется взаимный обмен результатами различных видов юридической деятельности, контроль и взаимопомощь в реализации субъектами права разнообразных полномочий и функций. В этом легко убедиться, если рассмотреть, например, взаимодействие органов следствия, прокуратуры, суда.

Главное место среди этих связей и отношений занимают правовые отношения, которые в силу своей нормативно-правовой заданности, персонифицированности, гарантированности в каждой социально-правовой ситуации определяют индивидуализированные полномочия и обязанности, конкретную направленность юридических действий субъектов и участников практики. Существенное значение в социально-культурном пространстве в данном случае имеют своевременность возникновения субъективных прав и субъективных юридических обязанностей, качество и эффективность их реализации, степень удовлетворения законных интересов и потребностей участников правоотношений (подробнее см. [58. Гл. 17]).

Применительно к юридической практике в целом, ее содержанию и формам, функциям и т.п. мы имеем огромный социально-культурный пласт «юридической материи», который требует глубочайшего и всестороннего осмысления со стороны значительного числа ученых (юристов, философов, психологов, историков, социологов, лингвистов и т.д.), их коллективов и организаций. Данные исследования позволят более четко выявить пути и основные направления проведения правовых реформ в любом, в том числе и российском обществе.

В. Одним из центральных компонентов правовой системы общества является правосознание, которое находит выражение в праве, юридической практике и правоотношениях. Анализ соответствующих теоретических источников, а также психического механизма поведения людей позволяет сделать вывод о том, что в ПК могут быть включены как сознательные, так и бессознательные элементы психики. Дадим краткое пояснение данному выводу.

Правосознание – это система психических явлений, процессов и состояний, не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания (подробнее см., например, [52. С. 165 и след.; 56.С.9-14]).

Юридическую значимость имеют такие, например, явления, как: а) инстинкты (самосохранения и т.п.), порождающие у людей подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы и т.п., которые впоследствии могут быть осознаны субъектами права; б) интуиции, т.е. знания и способности достигать определенных знаний, результатов и т.п., возникающие без осознания путей и способов их получения (они лежат в основе предчувствий и предвидений); в) юридические автоматизмы – достаточно сложные порой действия людей, формирующиеся первоначально под контролем сознания, в результате же многократного их повторения «уходят» в подсознание (стереотипы действий, используемых средств, юридические навыки, привычки и т.п., особенно характерны для профессиональной культуры юристов); г) правовые установки, т.е. состояния предрасположенности, готовности субъекта права к определенной активности в соответствующей социально-правовой ситуации (могут быть сознательными и неосознанными).

Юристам необходимо прислушиваться к словам Дж. Мерфи, который писал: «Благородные стремления, внезапные озарения и большие видения выходят всегда из подсознания. Ваши самые глубокие убеждения – это те, которые вы не можете облечь в слова или четко и вразумительно обосновать, так как они исходят не от сознания, а от импульса, предчувствия, инстинктивного порыва и творческих идей. Оно всегда заставляет вас идти вперед, от цели к цели, и достигать новых высот» [65. С. 135].

В зависимости от уровня развития правосознания, степени его зрелости, эффективности воздействия на общественные отношения можно выделить такие его социально-культурные элементы, как юридические взгляды, чувства, эмоции, знания, переживания, настроения и т.п. людей и их общностей, которые складываются у субъектов стихийно в ходе обыденной их жизни, в процессе непосредственного и опосредованного общения (психологический уровень), а также юридические идеи, идеалы, знания, понятия, теории и т.п. (идеологический уровень).

Ценностную характеристику можно дать и отдельным блокам и элементам психологического механизма правового поведения людей (см. главу 19).


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты