Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Культура как объект изучения социологии




1. Криминалистика / Под ред. Р.С. Белкина. – М., 2010.

2. Криміналістика / За ред. А.Ф. Волобуєва. – К., 2011.

3. Криміналістика / За ред. В.Г. Гончаренка. – К., 2011.

4. Криминалистика / Под ред. Е.П. Ищенко. – С-Пб., 2013.

5. Криміналістика / За ред. А.В. Кофанова. – К., 2011.

6. Криміналістика / За ред. М.В. Салтевського. – X., 2008.

7. Криміналістика / За ред. В.Ю. Шепітька. – К., 2010.

8. Криміналістика / За ред. А.П. Шеремета. – К., 2009.

9. Криминалистика / Под ред. Н.П. Яблокова. – М., 2011.

10. Криминалистика. Техника, тактика, организация и методика расследования преступлений. – Волгоград, 1994. – Т.2.

11. Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования / Под ред. Т.В. Аверьяновой, Р.С. Белкина. – М., 1997

12. Криминалистический словарь. – М., 1993.

13. Осмотр места происшествия: Справочник следователя - М., 1982.

14. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С, Корухов Ю.Г., Российская Е.Р. Криминалистика / Под ред. Р.С. Белкина. – М., 1999.

15. Андреев К.С., Громов Г.И., Порубов Н.И. Криминалистика. – Минск, 1997.

16. Бахин В.П. Следственная практика: проблемы изучения и совершенствования. – К., 1991.

17. Бахин В.П., Биленчук П.Д., Кузьмичев В.С. Криминалистические приемы и средства разрешения следственных ситуаций. – К.: КВШ, 1991. –104 с.

18. Бахін В.П., Гора І.В., Цимбал П.В. Криміналістика: Курс лекцій (ч.1). – Ірпінь: ДПС України, 2002. – 356 с.

19. Бахин В.П., Карпов Н.С, Цымбал П.В. Преступная деятельность: понятие, характеристика, принципы изучения. – К.: АДПС України, 2001.–274 с.

20. Біленчук П.Д., Дубовий О.П., Салтевський М.В., Тимошенко П.Ю. Криміналістика / За ред. П.Д. Біленчука. – К., 1998.

21. Белкин Р.С. Курс криминалистики: В 3–х т. – М., 1997.

22. Белкин Р.С. Курс советской криминалистики. – М., 1977–1979.–Т. 1–3.

23. Белкин Р.С. Общая теория советской криминалистики. – Саратов, 1986.

24. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. Общая и частные теории. – М., 1987.

25. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории – к практике. – М., 1988.

26. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. – М., 1997.

27. Белкин Р.С, Винберг А.И. Криминалистика и доказывание. – М., 1969.

28. Белкин Р.С, Винберг А.И. Криминалистика. Общетеоретические проблемы. – М., 1973.

29. Белкин Р.С, Винберг А.И. История советской криминалистики. Вып. 1: Этап возникновения и становления науки (1917–1930 гг.). – М., 1982.

30. Белкин Р.С, Винберг А.И. История советской криминалистики. Вып. 2: Формирование частных криминалистических теорий (1940–1950 гг.). – М, 1983.

31. Гончаренко В.И., Бергер В.Е. Криминалистика и криминалисты. – К., 1989.

32. Іщенко А.В. Методологічні проблеми криміналістики. – К., 1997.

33. Іщенко А.В., Карпов Н.С, Кондратьев Я.Ю. Наукове забезпечення протидії злочинності. – К., 2002.

34. Ищенко А.В., Карпов Н.С. Научное обеспечение практики борьбы с преступностью. – К., 1997.

35. Клименко Н.И. Криминалистические знания в структуре профессиональной подготовки следователя. – К., 1990.

36. Клименко Н.И. Криминалистика как наука. – К., 1997.

37. Клименко Н.И., Кириченко А.А. Криминалистика как наука и учебная дисциплина. – Днепропетровск, 1994.

38. Коломацкий В.Г. Курс криминалистики (дидактика и методика). – М., 1991.

39. Коновалова В.Е., Шепитько В.Ю. Криминалистическая тактика: теории и тенденции. Харьков: Гриф, 1997. – 256 с.

40. Кузьмічов В.С. Криміналістичний аналіз розслідування злочинів. – К., 2000.

41. Кузьмічов В.С, Прокопенко Г.І. Криміналістика: Навч. посібник / За ред. В.Г. Гончаренко та Є.М. Моїсеєва. – К.: Юрінком Інтер, 2001. – 368 с

42. Лузгин И.М. Методологические проблемы расследования. – М., 1973.

43. Матусовский Г.А. Криминалистика в системе научных знаний. – X., 1976.

44. Настільна книга слідчого: Наук.-практ. видання для слідчих / М.І. Панов, В.Ю. Шепітько, В.О.Коновалова. – К., 2003. – 728 с.

45. Полевой К.С. Криминалистическая кибернетика. – М, 1989.

46. Разумов Э.А. Практическое руководство по криминалистике: учеб. практ. пособие / Под ред. И.П.Красюка. – К.: Элит Принт, 2011.

47. Рощин А.И., Биленчук П.Д.., Омельченко Г.Е. Книга криминалиста. – К., 1995.

48. Руководство для следователей / Под ред. Н.А. Селиванова, В.А. Снеткова. – М., 1997.

49. Салтевский М.В. Криминалистика. В современном изложении юристов. – X., 1996.

50. Шепітько В.Ю. Криміналістика. Енциклопедичний словник. – X.: Право, 2001. – 560 с.

3. Юридичні ресурси Інтернет:

Офіційний сайт Верховної Ради України www.zakon.rada.gov.ua
Сайт нормативно-правових документів Кабінету Міністрів України www.kmu.gov.ua
Офіційний сайт Верховного Суду України www.scourt.gov.ua
Офіційний сайт представництва Президента України www.prezident.gov.ua
Офіційний сайт Міністерства Юстиції України www.gdo.kiev.ua
Офіційний сайт Вищої ради юстиції України www.vru.gov.ua
Газета "Юридична практика" www.practix.com
Дніпропетровський державний університет внутрішніх справ www.dduvs.dp.ua
Академія правових наук України www.aprnu.kharkiv.org
Юридичний факультет Львівського національного університету ім. Івана Франка www.lawschool.lviv.ua
Юридичний факультет Академії управління та інформаційних технологій www.ariu.berdyansk.net
Юридичний факультет Київського національного економічного університету www.uf-kneu.kiev.ua
Юридичний сайт Київського національного університету внутрішніх справ www.naiau.kiev.ua
Освітній портал Харківського національного університету ім. В.Н. Каразіна www.osvita.org.ua
Бібліотека національного університету державної податкової служби України www.library.ufei.ukrsat.com
Юридичний факультет Запорізького державного університету www.lib.profi.net.ua
Вісник податкової служби України www.visnuk.com.ua
Вісник державної служби України www.guds.gov.ua
Обговорення правових питань "LIGA ONLINE" www.liga.kiev.ua
Юридичний сайт "ЮРИСТ" www.urist.com.ua
Національна бібліотека України ім. В.І. Вернадського www.nbuv.gov.ua
Національна Парламентська бібліотека України www.nplu.kiev.ua
Бібліотека ім. Лесі Українки www.lucl.lucl.kiev.ua
Бібліотека Верховної Ради України www.rada.kiev.ua/library
Харківська державна наукова бібліотека ім. В.Г. Короленка www.korolenko.kharkov.com
Електронний каталог Рівненської державної обласної бібліотеки www.libr.rv.ua
Вінницька обласна універсальна наукова бібліотека ім. К.А. Тімірязєва www.library.vinnitsa.com

 

ДЛЯ НОТАТОК

 

 

Здано до набору 11.09.2013. Підписано до друку 18.10.2013. Формат 60х90/16.

Папір типографський №1. Гарнітура Таймс. Ум. друк. арк. 2.8. Тираж 100 прим.

Вид. №2235. Зам. №412. Комп’ютерний набір Microsoft Word for Windows ’ 2000.

ДДУВС. 69006, м. Дніпропетровськ, проспект Гагаріна, 26.

Культура как объект изучения социологии

План:

1. Определение термина «культура».

2. Структура культуры (компоненты культуры: нормы, ценности, символы, язык).

3. Формы существования культуры (народной, элитарной и массовой культуры).

4. Субкультура и контркультура (морфология культуры).

5. Функции культуры (познавательную, коммуникативную, идентификационную, адаптационную, регулирующую.

6. Формы культурных процессов («аккультурация», «культурный релятивизм», «культурная идентичность», «аномия»).

7. Культура как фактор социальных изменений (влияние культуры на экономические, политические и социальные процессы в обществе.

1. Определение термина «культура»

Слово «культура» знакомо каждому и ассоциируется обычно с «воспитанностью», «образованностью», «интеллигентностью».

Культура представляет собой необходимое условие существования человеческого общества.

Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека. Понятие "культура" фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных общностей. Так как культура - это неотъемлемая часть человеческой жизни, то социология изучает и ее. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет регулирующую функцию в поведение человека, духовной сфере, а также в сфере создания материальных ценностей.

Под культурой понимается система убеждений, ценностей и выразительных средств, применяемых в искусстве и литературе, которые являются общими для какой-то группы и которые служат основой упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.

В предельно широком понимании "культура" охватывает все, созданное людьми и если использовать термин «культура» в этом значении, то и формы социальной жизни человека могут рассматриваться как продукт культуры. Ведь и семья, и религия, и формы хозяйственной активности и политической власти - все это не дано «от природы», но возникло в результате человеческой деятельности и взаимодействия. Можно сказать, что социальные формы жизни человека - продукт культуры. Но и культура - продукт общества, продукт человеческой деятельности. Невозможно четкое разграничение "социального" и "культурного", но также невозможно и полное их отождествление. Культура - это, прежде всего, совокупность смыслов и значений, которыми люди руководствуются в своей жизни. К "социальному" же следует отнести именно сам процесс взаимодействий между людьми, в ходе которого используются и складываются значения и смыслы.

Социология культуры занимается исследованием социальных закономерностей развития культуры и формами их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой.

Культура - накопленный, приобретенный опыт, передаваемый от поколения к поколению, обеспечивает человека необходимыми для выживания знаниями и образцами поведения, которые не наследуются генетически, но передаются посредством научения и воспитания. Когда в повседневном разговоре заходит речь о культуре, ее роли в нашей жизни, чаще всего вспоминают классическую художественную литературу, театр, изобразительное искусство, музыку, то есть часто культуру в обыденном сознании отождествляют с образованностью и особым, “культурным” поведением. Несомненно, всё названное есть важная, но очень большая часть того, что представляет собой многогранное и сложное явление, называемое культурой. Понятие культуры является фундаментальным для социологии, поскольку культура определяет своеобразие поведения людей, являющихся её носителями и отличает одно общество от другого.

Человек может нормально жить только в окружении себе подобных при соблюдении правил, выработанных в течение многих тысяч лет. Человек выделился из природы, создав искусственную среду, вне которой он не может существовать - культуру. Иногда говорят, что в виде культуры человек создал “вторую природу”. Культура представляет собой совокупный результат деятельности множества людей в течение длительного времени.

Понятие культура произошло от латинского «cultura», которое первоначально означало «возделывание», «обработка», «уход», т.е. использовался как агротехнический термин. Отпpaвной точкой в формировании теоретических представлений о культуре принято считать работу «Тускуланские беседы», принадлежащую выдающемуся римскому политику, оратору и философу Марку Туллию Цицерону (106-43 до н.э.). Цицерон впервые использовал этот термин в переносном значении как «возделывание и обработка души человека».

Другим понятием, которое еще в античной философии одновременно противопоставленным и взаимодополняющим слова «культура», явилось понятие «природа», «натура» (от лат. natura).

В III-IV вв., в эпоху поздней Римской империи, понятие «культура сблизилось по смыслу с понятием «civitas», которым римляне обозначали общество граждан, государство, живущее по законам, городской образ жизни, который противопоставляли дикости и невежеству.

Многозначность понятия «культура», а также различные его интерпретации весьма ограничивают возможности дать его единственное и четкое определение. Это и обусловило многочисленность определений культур, число которых продолжает расти. Так, в 1952 г. Американские культурологи впервые систематизировали известные определения культуры, насчитав их 164. В 1990-х гг. число определений достигло 500.

Разумеется, перечислить все известные определения культуры невозможно, да и не нужно.

Каково же содержание понятия «культура»?

Во-первых, культура включает и себя лишь то, что создано или создается человеком: виды и формы человеческой деятельности, возникающие в ее результате продукты (артефакты) и отношения. Следовательно, в этом плане культура выступает как противоположность природы, как противопоставленность искусственного естественному.

Во-вторых, культура и совпадает с обществом как таковым, и не совпадает, хотя бы потому, что в жизнедеятельности человека и общества немалое место занимают факторы именно природного характера.

В-третьих, и это самое главное, содержанием культуры является именно «возделывание», воспитание, формирование человека, а значит таких отношений, в которых человек биологический становится личностью (человеком социальным).

Культура в самом широком смысле понимается и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как творческая деятельность по их созданию и развитию. Понятие «культура» используется для характеристики творческих сил и способностей человека, его единства с природой и обществом.

В социологии под культурой в широком смысле слова понимают специфическую, генетически ненаследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура определяется социологией как система коллективно поддерживаемых ценностей, убеждений, норм и образцов поведения, присущих определенной группе людей.

Культура может быть определена как поведение, специфичес­кое для Homo sapiens, и как совокупность материальных объектов, используемых в качестве неотъемлемой части этого по­ведения. В частности, культура состоит из языка, идей, верований, традиций, кодексов, институтов, орудий, техно­логий, произведений искусства, ритуалов, церемоний и т. д. Развитие культуры зависит от способности к овладению и передаче знаний следующим поколениям. Существование и использование культуры основано на способности, кото­рой обладает только человек.

Культура создается людьми, культуре обучаются; по­скольку она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвое­ния ценностей, верований, норм, правил и идеалов проис­ходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

Именно феномен культуры позволяет органически соеди­нить в себе не просто производство вещей и сознания в его аб­страктных формах, а производство самого человека как «об­щественного» человека, т. е. производство его во всем богатстве общественных связей и отношений. Выступая одной из форм проявления сущностных сил человека, показателем уров­ня и меры прогресса общества, его классов и социальных групп, культура представляет собой единство различных форм общественного сознания и практической деятельности, кото­рые направлены на материальное или духовное воплощение идей, взглядов, ценностных ориентаций.

Социологический словарь дает следующие определения понятия «культура»: «Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».

Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.

Понятие «культура» может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культуре труда, политической культуре). Понятие «культура» может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (национальная культура) и всего общества в целом.

 

 

2.Структура культуры (компоненты культуры: нормы, ценности, символы, язык).

Основные элементы культуры:

1. Язык - система знаков и символов, наделенных определенным значением.

Язык - базовый элемент культуры, без которого культура не могла бы существовать. Именно с помощью языка происходит обмен информацией, ее накопление, передача от поколения поколению. Язык - это посредник между человеком и окружающей его реальностью, как природной, так и социальной. Язык и культура - явления, по сути своей социальные. Они возникают и существуют лишь благодаря постоянному взаимодействию между людьми. В процессе взаимодействия складываются культурные значения, которые передаются от поколения к поколению, переосмысливаются, корректируются и изменяются.

2. Социальные ценности - это социально одобряемые и принятые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться.

Ценности - это присущие той или иной культуре представления о том, к чему следует стремиться. Успех, святость, богатство, свобода, слава, любовь - все это примеры ценностей. Ценности - это духовные ориентиры, задающие общую стратегию поведения человека в обществе. Разные культуры различаются в первую очередь разным набором ценностей. В этом наборе выделяются базисные ценности, которые определяют содержание культуры и образ жизни ее носителей. Функция базисных ценностей - защита и сохранение целостности социальной группы - носителя данной культуры (патриотизм, вера в Бога и т.д.). Но есть ценности, общие для всех культур и народов, так называемые общечеловеческие (уважение к старшим, забота о детях и т.д.). Ценности являются основаниями социальных оценок, т.е. разделяемых большинством людей представлений о том, что есть добро, красота, справедливость, счастье и т.д. Ценности указывают на то, что есть самое важное в культуре, что должно уважаться и сохраняться.

Нормы - это присущие общности представления о допустимом поведении, поведенческие стандарты. В нормах содержится требование поступать определённым образом, их исполнение и предписание обеспечиваются разными формами принуждения, начиная с общественного и кончая государственными. Совокупность норм образует нормативную систему. К основным типам нормативных систем можно отнести: обычай, мораль, религию, право.

3. Социальные нормы - это правила, образцы и стандарты поведения, регулирующие взаимодействия людей в соответ­ствии с ценностями определенной культуры.

4. Обычаи, традиции и обряды - это воспринятые из прош­лого формы социальной регуляции поведения людей.

Обычаи означают исторически сложившиеся массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. Это свое­го рода неписаные правила поведения. К их нарушителям применяются неформальные санкции - замечания, неодобре­ние, порицания и т.д. Обычаи, имеющие моральное значение, образуют нравы. Это понятие характеризует все те формы по­ведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. Если обычаи перехо­дят от одного поколения к другому, они приобретают харак­тер традиций.

Традиции - это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение, сохраня­ются в течение длительного времени. Традиции являются объединяющим началом, способствуют консолидации социальной группы или общества в целом. В то же время слепое следование традициям порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

Обряд - это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе определённые нормы и ценности. Обряды сопровождают наиболее важные моменты человеческой жизни: крещение, помолвку, свадьбу, погребение, отпевание и т.д. Сила обрядов заключается в их эмоционально-психологическом воздействии на поведение людей.

С обрядами тесно связаны церемонии и ритуалы. Под церемонией понимается определенная последовательность символи­ческих действий по поводу какого-либо торжественного собы­тия (коронации, награждения, посвящения в студенты и т.д.). В свою очередь ритуалы связаны с символическими действиями по отношению к священному или сверхъестественному. Это, как правило, стилизованный набор слов и жестов, цель которых - вызвать определенные коллективные эмоции и чувства.

Отмеченные выше элементы (в первую очередь, язык, ценно­сти, нормы) образуют ядро социальной культуры как ценностно-нормативной системы регуляции поведения людей. Существуют и другие элементы культуры, выполняющие определенные функции в обществе. К ним относятся привычки (стереотипы поведения в тех или иных ситуациях), манеры (внешние формы поведения, подлежащие оценке окружающих), этикет (особые правила поведения, принятые в определенных социальных кругах), мода (как проявление индивидуальности и как стремление поддерживать свой социальный престиж) и др.

Таким образом, культура, представляя собой сложную систе­му функционально взаимосвязанных элементов, выступает как важный механизм человеческого взаимодействия, определяющий социальное пространство деятельности людей, их образ жизни и главные ориентиры духовного развития.

Язык - знаковая система для установления коммуникаций. Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.

Язык является ретранслятором культуры. Очевидно, что культура распространяется и жестом, и мимикой, но язык является наиболее емким, доступным ретранслятором культуры.

Ценности - это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то, к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности).

Различают ценности:

1) терминальные (ценности цели);

2) инструментальные (ценности средства).

Ценности определяют смысл целенаправленной деятельности, регулируют социальные взаимодействия. Иными словами, ценности ориентируют человека в окружающем мире и мотивируют. В систему ценностей субъекта входят:

1) смысложизненные ценности - представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;

2) универсальные ценности:

а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, образование, и др.);

б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и др.);

в) межличностного общения (честность, сострадание и др.);

г) демократические (свобода слова, суверенитет и др.);

3) партикулярные ценности (частные):

а) привязанность к малой родине, семье;

б) фетишизм (вера в Бога, стремление к абсолютизму и т. д.).

В наши дни происходит серьезная ломка, трансформация системы ценностей.

Нормы допустимых действий. Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе и ожидания, определяющие круг допустимых действий. Различают следующие виды норм:

1) формализованные правила (все, что официально записано);

2) правила морали (связаны с представлениями людей);

3) образцы поведения (мода).

Возникновение и функционирование норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений. Нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию, распределяясь по степени их социальной значимости.

Убеждения и знания. Важнейшим элементом культуры являются убеждения и знания. Убеждения - это определенное духовное состояние, свойство, в котором соединяются интеллектуальный, чувственный и волевой компоненты. Любые убеждения включают в свою структуру определенные сведения, информацию о данном явлении, норме поведения, знания. Между знаниями и убеждениями связь устанавливается неоднозначно. Причины могут быть различными: когда знания противоречат тенденциям развития человека, когда знания опережают реальную действительность и т. д.

Идеология. Как было отмечено выше, в качестве своей основы убеждения имеют определенную информацию, утверждения, обоснованные на теоретическом уровне. Соответственно, ценности могут быть описаны, аргументированы в виде строгой, логически обоснованной доктрины или в виде стихийно сложившихся представлений, мнений, чувств.

В первом случае мы имеем дело с идеологией, во втором - с обычаями, традициями, обрядами, воздействующими и передающими свое содержание на социально-психологическом уровне.

Идеология предстает как сложное и многоярусное образование. Она может выступать в виде идеологии всего человечества, идеологии конкретного общества, идеологии класса, социальной группы и сословия. При этом происходит взаимодействие разных идеологий, что обеспечивает, с одной стороны, стабильность общества, а с другой - позволяет выбирать, развивать ценности, выражающие новые тенденции в развитии общества.

Обряды, обычаи и традиции. Обряд - это совокупность символических коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы поведения и вызывающие определенные коллективные чувства (например, свадебный обряд). Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей.

Обычай - воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношения людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. Обычай - неписаные правила поведения.

Традиции - социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и сохраняющееся в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии культуры, к утрате ценных достижений прошлого. И наоборот, преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

Практически с самого начала культурной деятельности человека возникает потребность в регулировании его поведения и общения с другими людьми. Необходимость этого вызвана тем, что материальные продукты культуры, которые создаются людьми, лишь показывают границы их возможностей, но они не определяют, как должны действовать люди в различных отношениях между собой. Поэтому вместе с созданием ценностей культуры стали одновременно формироваться также требования к поведению человека, которые регулировали как распределение этих ценностей, так и разнообразные отношения между людьми. Первоначально они представляли собой правила, регулирующие человеческое поведение, позднее в науке они получили название норм. Изначально нормы служили указателями на то, где, как, когда и что должны были делать люди в повседневной жизни. Различные нормы имели разную степень влияния и значения в поведении людей, и те из них, которые приобретали наибольшее влияние, становились общепринятыми.

Таким образом, нормы - правила, регламентирующие человеческое поведение. Они указывают на то, где, как, когда и что именно мы должны делать. В этом смысле они оказываются чем-то, что можно сравнить с картой или схемой культурной жизни. Нормы предписывают образцы поведения и передаются индивиду в процессе инкультурации. Культурные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.

В норму превращались коллективные идеалы красоты, добра, отваги. В статусе идеала или эталона культурные нормы тут же становились ценностями - особо уважаемыми и почитаемыми предоставлениями о том, как должен быть устроен мир и каким должен быть человек. В любом обществе ценности оберегаются особым образом. За нарушение норм и попрание ценностей полагались всевозможные санкции и наказания. На соблюдение культурных норм был ориентирован огромный механизм социального контроля. Он действует поныне. Пресса, радио, телевидение, книги пропагандируют нормы и идеалы, которым должен соответствовать цивилизованный человек. Их нарушение осуждается, а соблюдение вознаграждается.

На протяжении всей истории человечества различными культурами было создано огромное количество самых разнообразных норм поведения и общения. В зависимости от способа, характера, цели, сферы применения, границ распространения, строгости исполнения все многообразие поведенческих норм было разделено на следующие виды: традиции, обычаи, обряды, законы, нравы.

Одним из первых регуляторов человеческого поведения стали нравы, которые были предназначены регулировать повседневное поведение людей, способы реализации ценностей, оценивать различные формы их отношений и т.д. Из всех культурных норм нравы являются наиболее подвижными и динамичными, поскольку призваны регулировать текущие события и поступки. Нравы - это моральные оценки допустимости тех или иных форм как собственного поведения, так и поведения других людей. Под действие этого вида культурных норм попадают такие формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. В силу такого своего характера нравы не предполагают немедленного их практического исполнения, а ответственность за их нарушение в целом значительно меньше, чем во всех других нормах. Эта ответственность носит относительный характер, поскольку наказание за нарушение нравов может быть разным - от неодобрительных взглядов до смертной казни, но наиболее распространенным наказанием в этом случае является устное порицание. Например, если вы громко чавкаете во время обеда в обществе, то, возможно, в вашу сторону будут направлены лишь неодобрительные взгляды людей, которые вас слышат. Но в некоторых культурах, наоборот, считается нормой «потягивать» свой суп, и эта манера не вызывает никаких реакций окружающих.

Среди других видов культурных норм наиболее распространенными и влиятельными являются обычаи - общепринятые образцы действий, предписывающие правила поведения для представителей одной культуры. Влияние обычаев, главным образом, распространяется на область частной жизни людей. По своему назначению они призваны регулировать взаимоотношения и коммуникации внешнего характера, то есть отношения с близкими и дальними родственниками, со знакомыми и соседями, публичное поведение человека за пределами собственного дома, бытовой этикет со знакомыми и незнакомыми людьми и др.

Регулятивная роль обычаев заключается в том, что они предписывают строго установленное поведение в определенных ситуациях. Обычаи возникли в незапамятные времена как традиционные формы поведения, благодаря которым обеспечивалась культурная стабильность. В такой их роли было заинтересовано все общество, и оно стремилось их сохранять и культивировать. Поэтому многие обычаи оставались на протяжении веков неизменными.

В каждой культуре формируется своя система обычаев, распространяющаяся на все стороны повседневных отношений. Тот или иной обычай всегда связан с соответствующей специфической ситуацией. Поэтому характер и основные черты обычаев соответствуют образу жизни общества и его социально-сословной структуре. По этой причине одинаковые, на первый взгляд, обычаи в разных культурах приобретают совершенно разное содержание. Примерами здесь могут служить различия в разных культурах по отношению к свадебным обрядам и половым контактам.

Свадебный обряд предполагает множество форм проявления. Сегодня в Северной Америке вполне естественной является ситуация, когда молодой человек встречает молодую девушку, они влюбляются и женятся. Несомненно, такая свадьба не является чем-то необычным; во многих государствах нужно свидетельство о браке, и простая церемония бракосочетания неизбежна, но даже по сравнению с другими культурами это — минимум контроля. У многих народов принято, чтобы главы семей заключали договор о браке. Как у древних греков, так и до недавнего времени в Китае, жених и невеста вообще не имели права видеться до свадьбы. В западном обществе с его идеалом романтической любви девушка ужаснулась бы при одной мысли быть проданной будущему мужу, не имея права принимать личного участия в этом решении. В других культурах, напротив, продажа невесты считается нормой: родственники назначают цену за невесту, которую добровольно готова заплатить другая сторона.

Становление различных регуляторов поведения человека шло одновременно с развитием и усложнением его взаимоотношений с окружающим миром. По мере накопления культурного и социального опыта стали возникать устойчивые формы поведения, которые предписывали наиболее рациональные действия при взаимоотношениях различных групп людей в соответствующих ситуациях. Имеющие рациональный характер и многократно проверенные на практике, они стали передаваться от поколения к поколению, что придало им традиционный характер и породило новый вид культурных норм - традицию. Первоначально это слово обозначало «предание», подчеркивавшее наследственный характер соответствующих культурных явлений. В настоящее время назначение традиций сводится к регуляции межличностных и межгрупповых отношений, а также передаче социального опыта от поколения к поколению. Фактически традиция - это своего рода устные «культурные тексты», аккумулирующие в себе совокупность образцов социального поведения, сложившиеся формы социальной организации, регуляции и коммуникации.

Традиции имеют место в самых разных областях человеческой жизни. Взятые вместе, они представляют собой устойчивую систему поведения человека в самых разных сферах жизни и в разных ситуациях, выполняя при этом свою особую роль. Основной особенностью традиций является акцент на использование таких образцов и моделей поведения, следование которым служит необходимым условием общественной жизни каждого человека. Этот вид социальной регламентации исключает элемент мотивации поведения: нормы, составляющие традицию, должны выполняться автоматически. Представители данной культуры в этом случае должны твердо следовать установившейся модели поведения, основываясь только на интуитивном убеждении, что «так поступали наши предки», «так принято» и т.п.

Автоматическое следование традиции на практике представляет собой простое соблюдение привычных норм и требований к поведению представителей какой-либо культуры. Возьмем для примера процедуру совершения покупок. В европейских странах при покупке товара отношения продавца и покупателя определяются устойчивыми ценами. В редких случаях здесь уместен торг, но он скорее исключение, а не правило. В то же время именно торг является необходимым атрибутом процедуры покупки в арабских странах. Там торговля является одновременно процессом общения между участниками и поэтому превращается в увлекательную и эмоциональную форму коммуникации. Другим примером может служить традиция приглашения на обед друзей и знакомых, которая существует во многих странах Европы и Азии. Однако в Азии сразу после обеда принято попрощаться и уходить. Если кто-то поступает не так, то это значит, что он еще хочет есть. И, напротив, если так поступить в Европе или Северной Америке, то это будет расценено как невоспитанность и неуважение. Такое поведение будет означать, что вы пришли в гости только пообедать.

Разновидностью традиции является обряд, который представляет собой массовое выражение религиозной или бытовой традиции. Его главной отличительной чертой является не избирательность, а массовость, поэтому влияние обрядов не ограничивается какой-то социальной группой, оно относится ко всем носителям данной культуры. Как правило, обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением, свадьбой, вступлением в новую сферу деятельности, переходом в другую возрастную группу, смертью. Однако наиболее известными и распространенными являются религиозные обряды, особенно связанные с использованием пищи. Достоверно известно, что во многих древних религиях жертвоприношения совершались предметами пищи, а в христианстве обряд причащения совершается хлебом и вином. Это неслучайно. Поскольку еда является первоосновой физического существования человека, то практически в любой культуре она обретает мистическое и символическое значение. На самых ранних стадиях развития культуры процесс потребления пищи значил для человека не только утоление голода, но и приобщение к окружающему миру: так, сила съеденного животного как бы переходила к съевшему его человеку, а злаки и ягоды давали символическое приобщение к силам земли. Подобного рода символические значения и лежат в основе многих религиозных традиций жертвоприношения и таинств.

Наряду с традициями и обычаями неотъемлемой частью культуры любого народа является право, которое представляет собой систему обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах. Прообразом права были запреты (табу) в поведении человека. Право представляет собой совместный договор людей о правилах поведения. Эти правила являются общеобязательными для всех, а их исполнение контролируется государством. Действие права распространяется на все сферы общественной жизни: они определяют производство и распределение продуктов между людьми, регулируют отношения между ними, регламентируют контакты и связи между народами.

Своим строго нормативным характером право отличается от обычаев, которые представляют собой распространенную практику поведения, типичные действия, то, что случается по обыкновению.

Сравнительный анализ норм права в разных культурах показывает, что они весьма существенно отличаются у разных народов. В основе этих отличий лежит, как правило, различное понимание справедливости.

Каждый человек в своей жизни стремится к свободе и справедливости, этого же он ожидает и от поведения других людей. И в нормах права он хотел бы видеть прежде всего отражение этих идей. Но сами эти идеи детерминируются как социально-экономическими, так и личностными факторами. В зависимости от комбинации этих факторов формируется различное отношение к нормам права. Так, долгие годы правового произвола в нашей стране привели к утверждению в общественном сознании неверия в действенность таких демократических принципов общественной жизни, как неприкосновенность личности, равенство людей перед законом, справедливость судебного разбирательства и т.д. В силу этих причин правовые нормы стали восприниматься не как целесообразные принципы взаимоотношений людей и устройства общества, а как аппарат репрессий и ограничения свободы. В результате в современном российском обществе мы имеем явление правового нигилизма, при котором нормы права не выполняют своей регулятивной функции, и поэтому страна оказалась в высокой степени криминализирована.

Наконец, вероятно, наиболее важным и значимым регулятором поведения отдельного человека и отношений между людьми является мораль, которая призвана регулировать обыденные отношения людей, их ценностные ориентации, интерпретации различных явлений культуры, правила человеческого поведения и т.п. Необходимость морали как регулятора поведения обусловлена тем, что каждый человек так или иначе ведет себя, совершает какие-либо поступки, действия по отношению к окружающему миру и прежде всего по отношению к другим людям. При этом в его поведении проявляются особенности характера, темперамента, взгляды, вкусы, привычки, эмоции, чувства и т.д. Сопоставляя поведение какого-либо человека с определенными культурными ценностями общества, принято говорить о поведении нормальном либо отклоняющемся. Нормальным считается поведение, соответствующее нормам, которые выработало и которых придерживается данное общество. Оно включает определенные манеры, общепринятые способы общения, обращение с окружающими, которые могут быть подвергнуты нравственной оценке. Так, например, во многих культурах считается недопустимым ходить по улицам нагим, оскорблять старших, бить женщин, обижать слабых, издеваться над инвалидами и т.п.

Таким образом, различные виды культурных норм пронизывают практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Их спектр довольно широк - от простых запретов до сложной системы социальных институтов. В процессе развития культуры некоторые из них сами приобрели статус культурных ценностей, а обязательность их исполнения в общественном сознании современного общества воспринимается не только как простая повинность, но и как осознанная необходимость, внутреннее убеждение человека. Нормативные регуляторы могут быть как разрешительными, так и запретительными. Однако с их помощью регулируются, координируются действия отдельных личностей и человеческих групп, вырабатываются оптимальные пути решения конфликтных ситуаций, предлагаются рекомендации для решения разнообразных жизненных вопросов.

Индивидуальные культурные нормы:

Привычки - установившиеся схемы (стереотипы) поведения в определенных ситуациях. Они возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения.

Манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Манеры основаны на привычках.

Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям; принятая в особых кругах общения система правил поведения, составляющих единое целое.

Общественные культурные нормы:

Табу - абсолютный запрет, наиболее древняя из коллективных культурных норм. Это самый сильный вид социального запрета, нарушение которого карается особенно строго. Табу стало основой множества позднейших культурных норм.

Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычках, но, в отличие от манер, касается коллективных форм действия. Обычаи – это всегда одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

Традиция - ценности, образцы поведения, идеи, взгляды, вкусы и т.п., унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию, как правило окружены почетом и уважением, служат объединяющим началом в обществе.

Обряд - одна из разновидностей соблюдения традиций. В основе обряда лежит совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.

Чаще всего мы можем встретить обряды в культовой религиозной практике. Но обряды имеют не только религиозную природу. Разновидностями обрядов являются церемония и ритуал.

Во всех обрядах все действия глубоко символичны.

Аномия (от фр. anomie - буквально беззаконие, отсутствие норм) - такое состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 244; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты