КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Чем последовательнее осуществляется функциональное разделение деятельности на уровне институтов и социальных ролей, тем стабильнее сама социальная система.Для реализации многообразных функций общества формируются соответствующие структуры – организации (институты) и отношения. Потребности и формы их выражения (стремления, ценности, интересы) играют большую роль в жизни как отдельного человека, так и групп людей, регионов и всего общества. Эта роль состоит, прежде всего, в том, что и само общество, как способ существования человека, и производство выполняют основную функцию – удовлетворение потребностей людей. Потребности, как личные, так и общественные, выступают одной из основных движущих сил развития производства. Но чтобы потреблять продукт, его необходимо произвести. Человек также является результатом определенного процесса воспроизводства. В общественном производстве выделяется духовное производство. В процессе духовного производства осуществляется создание духовных ценностей, социальная роль которых состоит в духовном регулировании поведения и деятельности людей. Духовные ценности выражаются в различных вещественных формах, которые в совокупности со спецификой содержания выступают как искусство, религия, философия, мораль, что составляет содержание духовной культуры. Механизм развития общества Общество, как и природа, представляет собой противоречивое единство стабильности и нестабильности, устойчивости и изменчивости, покоя и движения. Поэтому социальный анализ предполагает рассмотрение общества не только в статике, с точки зрения его структуры, но и в динамике, с точки зрения его изменения и развития. В наиболее общем смысле развитие – это процесс движения от низшего (простого) к высшему (сложному), главной характерной чертой которого является исчезновение старого и возникновение нового. В обществе как в социальной системе должны происходить многие сложные процессы, чтобы оно продолжало функционировать, как и прежде. Эти процессы, сохраняя само общество, ведут и к его изменению, развитию. Важным является и вопрос об источниках, факторах или причинах происходящих в обществе изменений. Источник развития общества представляет собой единство разных сил – природных, социальных и духовных. Главным источником развития общества является инновационная энергия людей. Одна из причин происходящих в обществе изменений связана с повседневным процессом функционирования общества, постоянной деятельностью людей по удовлетворению своих насущных потребностей в еде, одежде, жилье и т.п. Хотя этот повседневный процесс и выглядит внешне однообразным, в ходе его все же постепенно совершенствуются навыки и способности людей, становятся все более разнообразными виды их деятельности. Состав общества, социальных групп постоянно изменяется. Уже в силу этих естественных и длительных процессов, измеряемых десятками и сотнями лет, люди изменяются по возрасту, рождаются и умирают, поколения сменяют друг друга, происходят достаточно глубокие изменения в структуре и организации общества. Функционирование общества – это его постоянное самовоспроизводство на основе социализации, институциализации и легитимации. Но кроме процессов повседневного функционирования, в общественной жизни обнаруживаются и более серьезные, коренные изменения, затрагивающие основы жизни общества. Они происходят под влиянием мощных реформаторских и революционных движений. В целом алгоритм развития общества представляет собой следующие этапы: инновация – нарушение равновесия (шок) – бифуркация (разделение) – флуктуация (отклонения, колебания) – новое общество. Это означает, что точкой перехода общества к новому состоянию является нововведение (инновация). Но поскольку социальные системы обладают достаточной инерционностью, то любое нововведение требует осмысления, осознания. После этого общество раскалывается на сторонников и противников инновации (бифуркация). А затем начинается борьба между сторонниками и противниками инновации, т.е. так называемое «растягивание» общества (флуктуация). И та социальная сила, которая побеждает, формирует новое общество.
|