Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Проблема текста в современной философии.




Читайте также:
  1. B.6.4.1. Способы выделения текста.
  2. C2 Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в современной России.
  3. HTML- язык разметки гипертекста
  4. I.1. Римское право в современной правовой культуре
  5. Quot;Понимание" текста на естественном языке
  6. Агрегатные индексы. Проблема соизмерения индексируемых величин.
  7. Азық – түлік проблемаларын шешудің химиялық аспектілерін сипаттаңыз.
  8. Актуальное членение предложения. Виды связи между предложениями текста.
  9. Алдық проблемасы. Қоқыс көбеюінің басты себептерін талдаңыз
  10. Анализ основных недостатков современной российской финансовой системы

Важнейшей формой реализации философского знания высту-

пают тексты, совокупность которых составляет общее проблемное

поле философии. Текст представляет собой многослойное образо-

вание, которое содержит в себе множество смыслов, и одна из за-

дач философии заключается как раз в поиске этих смыслов. В ис-

тории философии сформировалось направление, которое ставит

одной из своих задач истолкование текста, — герменевтика. Само

направление имеет очень длительную историю, уходя корнями

в античность и особенно в Средневековье1. Кроме того, герменев-

тика выступает еще и в качестве особой методологической про-

граммы гуманитарных наук, так как в последних текст занимает

особое место, являясь также формой реализации данного вида по-

знания бытия.

У истоков герменевтической традиции в философии стоят та-

кие фигуры, как И. М. Хладениус (1710—1759), В. Гумбольдт

(1767—1835), Ф. Шлейермахер (1768—1834), которые сформирова-

ли общетеоретические представления о герменевтике.

В современной западной философии эту линию продолжает

В. Дильтей (1833-1911).

Основные его труды: «Введение в науку о духе. Критика исторического

разума» (1883), «Описательная психология» (1894), «Возникновение герме-

невтики» (1900).

Он расширяет понятие герменевтики до ее понимания как

особой философской дисциплины, выступающей своеобразной

методологией наук о духе. Однако в отличие от предшествующих

авторов, он занимает не чисто объективистско-рационалистиче-

скую позицию, а пытается объединить в этой науке психологиче-

ские и объективные методы.

Духовная культура, по его мнению, представляет собой цело-

стное образование, в которое включаются как знания о внешнем

мире, так и внутренние переживания этого мира субъектом. Соот-

ветственно внешний мир постигается человеком на основе естест-

венно-научной методики. А внутренний мир, зафиксированный

в текстах (культура прошлого), требует своей особой интерпрета-

ции, в качестве которой и выступает герменевтика. Два вида по-

нимания отражают два имеющихся комплекса наук: науки о духе

и науки о природе. Это разделение, конечно, весьма условно

и представляет собой лишь разные сконструированные разумом предметные области. Однако такое разделение позволяет разли-

чать специфику природных и духовных объектов.

В частности, объектом любых наук о духе выступает текст, по-

этому здесь в наибольшей степени используются методы интер-

претации и истолкования текстов, целью которых является пони-

мание. «Понимание и истолкование — это метод, используемый

науками о духе. Все функции объединяются в понимании. Пони-

мание и истолкование содержат в себе все истины наук о духе.

Понимание в каждой точке открывает определенный мир».

Поскольку Дильтей как философ сформировался в рамках



классической традиции, то он пытается построить методику пони-

мания по аналогии с методами познания иных наук. Так как лю-

бая рациональная деятельность реализуется в логических формах

мышления, то он пытается построить некую особую логику для

исследования наук о духе. Однако эта в целом сциентистская уста-

новка дополняется им обоснованием необходимости учета в ис-

следовании наук о духе проблемы бессознательности как одного

из важнейших факторов гуманитарной реальности (что и стано-

вится позже предметом особо пристального внимания философов,

занимающихся проблемой текста).

В результате методика понимания наряду с ее логическими ха-

рактеристиками и особенностями дополняется еще двумя компо-

нентами проявления жизни. Это, во-первых, поступки, совершая

которые, человек исходит не только из знания, но и из иных мо-

тивов. И, во-вторых, переживания, которые определяют глубину

восприятия человеком мира, других людей и т. д. Переживание ле-

жит в основе художественных форм самовыражения человека (ис-

кусство), где истинность в объективированном смысле недости-

жима, а оценка осуществляется с помощью иных категорий, на-

пример правды, лжи, эстетических оценок.

В более поздних работах Дильтей расширяет область действия

герменевтики, рассматривая ее не только как методику понима-

ния объективированных структур духовной жизни (тексты), но

как более общий метод понимания всех проявлений человеческой

духовности (поступки, жесты, мимика и пр.). Собственно говоря,

понимать мы можем все, что позволяет нам выявлять духовные

самовыражения исследуемого объекта. Общей базой, позволяю-

щей нам объективировать способы понимания, выступает язык,

точнее, язык данной культуры, который влияет на восприятие

и ретрансляцию информации о внешнем и духовном мире. Поэто-

му люди одной культуры, одного этноса могут понимать то, что

для людей иной культуры требует дополнительного истолкования.

Постепенно на базе идей Дильтея, особенно ее субъектив-

но-психологической части, развивается современная герменевтика,



которая реализуется уже как прямая антисциентистская мировоз-

зренческая позиция. Более того, Дильтею как основателю герме-

невтики ставится в упрек его слишком робкое отношение к клас-

сической философии, в частности к теории познания (Гадамер).

В онтологическом направлении развивает герменевтические

идеи М. Хайдеггер, взгляды которого в несколько ином аспекте

мы уже анализировали выше. Хайдеггеровское понимание герме-

невтики основано на понятии «жизнь», которая представляет со-

бой единство и однородность сознания и предмета. Она есть всег-

да некоторое субъективное истолкование, которого не существует

в реальности. Проблема поиска смысла решается философом че-

рез вводимую им диалектику чтения и понимания текста, когда

читающий еще до прочтения текста ожидает получить в результате

некий смысл.

Понимание, по Хайдеггеру, возможно только в языке, кото-

рый является сущностным свойством человеческого бытия. То

есть язык приобретает самостоятельное онтологическое качество,

является подструктурой бытия, а не просто свойством человека.

Соответственно и понимание трактуется Хайдеггером онтологиче-

ски. Это не столько результат языковой интерпретации, сколько

выявление общефилософского (онтологического) отношения

к бытию, к миру. Средством выявления этого отношения выступа-

ет философия.

И наконец, классическим выражением герменевтики стано-

вятся идеи немецкого философа X. Г. Гадамера (1900—2002).

Основные его сочинения: «Истина и метод», (1960), «Диалектическая

этика Платона», (1968), «Диалектика Гегеля» (1971), «Разум в эпоху науки»

(1976), «Актуальность прекрасного» (1985).

Он указывает на два основных направления, которые взаимо-

связаны постановкой задач, но различаются методами их реализа-

ции.

С одной стороны, герменевтика рассматривается как «истори-

ческая реконструкция» произведений искусства (Шлейермахер).

То есть это прежде всего метод эстетического анализа. Его цель —

воссоздать культурный контекст, в котором было создано произ-

ведение, так как именно это позволит понять его истинный

смысл. Однако такой подход таит в себе опасность, которая при-

суща всякой реконструкции прошлого, а именно опасность из-

Основные направления современной западной философии 227

лишней модернизации, когда смысл произведения детерминиру-

ется современными взглядами и потребностями.

С другой стороны, герменевтика трактуется не как некая ре-

конструктивная наука о прошлом, а, напротив, как наука о совре-

менности (Гегель). Поэтому понимание смысла возникает как

синтез истории и современности. Герменевтик должен не «вжи-

ваться» в авторский мир, а находить в нем современный смысл

и значение, актуализировать его для современника.

Как ученик Хайдеггера, Гадамер развивает его онтологические

идеи. Любое понимание базируется на особом состоянии созна-

ния исследователя, которое обозначается как «предпонимание».

Оно основано на совокупности культурных (общественных, этни-

ческих, религиозных и т. п.) традиций, внутри которых развивает-

ся личность, определяя сам характер будущего понимания, или,



по выражению Гадамера, «горизонт понимания». Традиции высту-

пают своеобразным методом внерационального, культурного

обоснования, так как они навязывают индивиду то понимание,

которое поколениями закрепилось в данной культуре. В этом пла-

не традиции выступают мощным фактором регуляции совместной

жизни людей. Человек сначала воспитывается в рамках традиций,

не подвергая их критическому анализу, и лишь уже позже, на зре-

лом уровне, может возникнуть проблема их анализа, критики

и даже разрушения. Таким образом, это базис культуры, ее кон-

сервативная часть, обеспечивающая преемственность. Иначе гово-

ря, традиция — это форма внеличностного авторитета, связываю-

щая историю и современность.

Формой выражения традиции выступают язык, текст, которые

и должны стать объектом герменевтических изысканий. Таким об-

разом, проблема понимания заключается в поиске смыслов, со-

держащихся в языке в виде переплетения субъективных и объек-

тивных предпосылок. Язык, по Гадамеру, есть мир, который окру-

жает человека, без языка невозможны ни жизнь, ни сознание, ни

мышление, ни чувства, ни история, ни общество. Все, что связано

с человеком, находит свое отражение в языке. Язык есть не только

«дом бытия» (Хайдеггер), но и способ бытия человека, его сущно-

стное свойство. Язык является условием познавательной деятель-

ности человека. Таким образом, язык является существенным

свойством человеческого бытия, и понимание из модуса познания

превращается в модус бытия. Гадамер считает понимание момен-

том человеческой жизни.

В этом пункте Гадамер осуществляет решительный переход

к тому, что в центре герменевтического подхода находится диалог,

так как любое понимание является продуктом взаимопонимания.

Введение диалога в круг герменевтических категорий очень важно, так как это возвращает философию к античной традиции ее восприятия прежде всего как разговора между как минимум двумя субъектами (или целыми культурами, в рамках которых находятся данные субъекты). Философ должен быть существом говорящим и слушающим (вспомним искусство майевтики Сократа и его принципиальную позицию вести философские диалоги). Поэтому понимание есть схватывание момента жизни в процессе диалога.

Внимание к тексту как феномену философской и гуманитар-

ной рефлексии является существенным признаком современной

философии.


Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 14; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2022 год. (0.017 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты