КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Во второй половине XX в. в Западной Европе возни-кает мощное философское движение, обозначаемое как «пост- структуралистско-постмодернистский комплекс». Выделим общие черты данной философской традиции. Во-первых, в ней философы отходят от узкопрофессиональной трактовки предмета философии, который традиционно связывал- ся с онтологией, гносеологией, аксиологией и т. д. Во главу угла ставится такое решение проблемы, которое может осуществляться в рамках интердисциплинарного подхода. Поэтому объектом фило- софии может выступить все что угодно, что может быть проинтер- претировано с целью поиска новых смыслов. Поэтому текст здесь понимается широко, как любая система знаков, несущая нам не- кую информацию и содержащая в себе скрытые смыслы. В связи с этим происходит отказ от традиционных способов и приемов философской рефлексии, а предпочтение отдается общим гумани- тарным методикам, почерпнутым из истории, филологии, фило- софии, даже политологии. Во-вторых, основой методологии исследования любого текста является принцип деконструкции. «Ее смысл как специфической методологии исследования литературного текста заключается в выявлении внутренней противоречивости текста, в обнаружении в нем скрытых и незамечаемых не только неискушенным, «наив- ным» читателем, но ускользающих и от самого автора «остаточных смыслов», доставшихся в наследие от речевых, иначе — дискур- сивных, практик прошлого, закрепленных в языке в форме не- осознаваемых мыслительных стереотипов, которые, в свою оче- редь, столь же бессознательно и независимо от автора текста трансформируются под воздействием языковых клише его эпо- хи». Таким образом, смысл во многом является проявлением спе- цифики языка как такового, текста как совокупности языковых выражений. Внешне здесь наблюдается связь с традициями герменевтики. На самом деле это не так. В герменевтике всегда присутствует по- пытка создать общую исследовательскую программу, а здесь, на- против, наличие любой программы рассматривается как дань классике. Поэтому если цель герменевтиков — понять текст и дать нам способы его понимания, то для деконструктивизма фактор понимания вообще становится малозначимым. Текст как таковой становится доминирующей предпосылкой, оказывая сам по себе (по своей форме, выражению и не обязательно смыслу) решающее влияние на любое содержание, облеченное в текстовую форму. За- коны риторики, метафоры и пр. детерминируют любой текст, как художественный, так и научный. На этой основе строится концеп- ция «нарратива» («повествования»). «Согласно этой теории мир может быть познан только в форме «литературного» дискурса; даже представители естественных наук, например физики, «рас- сказывают истории о ядерных частицах»1. Формы изложения та- ких историй заданы культурой и реализуются в виде, например, трагедии или комедии. В-третьих, для анализируемой традиции характерной является критика рационалистических схем объяснения, что в наибольшей степени проявляется в постструктурализме. Классический струк- турализм видел свою задачу именно в поисках некоторых исход- ных объяснительных схем, которые, например, имелись в перво- бытном сознании, но стали для нас сегодня «закрытыми» цивили- зацией и которые способны объяснить в том числе современные культурные феномены. Это придавало ему сциентизированный ха- рактер с ориентацией на точные науки. Постструктурализм, на- против, отказывается от любых «навязываемых» человеком, эпо- хой схем объяснения, так как они заставляют нас реальное поло- жение дел подгонять под выдуманную кем-то систему, насильно устанавливая некий порядок. Вместо этого предлагается свобод- ный полет мысли и интерпретации. Отсюда вытекает отношение к истине, которая трактуется не как некая адекватность реально- сти, подтверждаемая фактами, а как сам факт ее создания на ос- нове свободной интерпретации. В-четвертых, для исследуемых концепций харак- терным является резкое изменение трактовки соотношения между обыденным сознанием и рефлексирующим (философским или лите- ратурным) мышлением. Мы отмечали, что для классической фило- софии обыденное сознание представляло собой поле просветительской деятельности. В новой ситуации обыденное сознание становится не только равноправным объектом и источником фи- лософских изысканий и интерпретаций, но даже занимает более важное место. Теоретические предпосылки постструктурализма и деконструк- тивизма были разработаны Жаком Дерридой (р. 1930), француз- ским философом и литератором. Деррида развивает идеи Хайдег- гера о «поэтическом мышлении», рассматривая последнее как противостоящее традиционной метафизике. В основу философ- ской работы ставится не рациональное исследование, а интерпре- тация, причем трактуемая не в герменевтическом смысле, как средство понимания и поисков смысла, а как свободная игра слов. В связи с этим подвергаются критике структуралистские идеи, связанные с поисками некой изначальной культурной основы того или иного явления. В некотором отношении Деррида прав, так как действительно структуралистские поиски таких основ часто представляли собой лишь способ языкового обозначения, кото- рый самим фактом своего существования как бы закрывал от нас иные возможные смыслы. А главное, часто сам выбор этой изна- чальной структуры был не обоснован. Правда, отсюда философ делает негативистский вывод, предлагая положить в основу объяс- нения идею принципиальной бесструктурности. Таким образом, за- дача философа — не объяснять, ибо любое объяснение представ- ляет собой форму упорядоченности, а интерпретировать. Соответственно все феномены культуры рассматриваются сквозь призму сознания человека, которое можно уловить лишь в тексте. В этом смысле совокупность, или масса, наличных тек- стов и является по существу совокупностью сознания людей, т. е. сознанием человечества в целом. Но поскольку совокупность тек- стов есть по существу совокупность языковых форм, зафиксиро- ванных в текстах, то близость научных и, например, художествен- ные текстов больше, чем их различие. Нельзя поэтому противо- поставлять серьезные и несерьезные тексты. Философия, занимающаяся текстами, близка к поэзии, представляя собой лишь разновидность литературного письма. Поэтому в противовес традиционному исследованию текстов, Деррида предлагает их структурную деконструкцию, т. е. освобождение от логицизма и рационализма в их построении и истолковании. Мишель Фуко (1926—1984), вышедший из лона классического структурализма, поставил проблему выявления специфики гума- нитарного знания, заняв при этом более радикальную позицию. Его главные сочинения: «Слова и вещи» (1966), «Воля к знанию» (1976), «История безумия в классическую эпоху» (1997), «Рождение клиники» (1963), «Археология знания» (1969), «Порядок дискурса» (1971), «Воля к ис- тине» (1976-1984). Популярность идеи Фуко была связана с тем, что он стал рас- сматривать текст как вторичное образование по отношению к со- циокультурным обстоятельствам. В связи с этим он дает собствен- ное представление об историческом эволюционном процессе, ко- торый рассматривается им не как общая цепь взаимосвязанных явлений, а как случайная совокупность замкнутых и разнородных событий. Исторический анализ, предлагаемый нам классической традицией, говорит Фуко, всегда основан на поисках некоторой общей исходной точки (основы). Это базируется на представлении о существовании некой «культурной целостности». А найдя эту основу, вся история интерпретируется как единый преемственный процесс. Однако, задает вопрос Фуко, почему идея преемственно- сти имеет примат перед идеей прерывности и так ли это есть на самом деле? Таким образом, в основе интерпретации, например, истории лежат документы, т. е. тексты, которые аналогично естествен- но-научным выступают в качестве исторических фактов. Но спе- цифика любого текста позволяет его достаточно свободно интер- претировать, в том числе и на основе идеи разрывности истории. Так же как традиционная история «видела свою задачу в определе- нии отношений (простой причинности, цикличности, антагониз- ма и проч.) между фактами и датированными событиями, — пи- шет Фуко, — сегодня проблема состоит в установлении и переус- тановлении рядов, в определении элементов ряда»1, т. е. в иной интерпретации истории. Таким образом, можно интерпретировать историю как совокупность локальных замкнутых областей, кото- рые несводимы к другой и обозначаются как «эпистема» — прони- кающая дискурсивность (языковое мышление), от которой мы не можем освободиться, рассматривая историю. Каждая конкретная историческая эпоха имеет собственную эпистему, т.е. средство ее специфической языковой интерпретации. В основу, истории в ка- честве принципа может быть положена не только закономерность (разумность, упорядоченность, власть), но и случайность. Случай- ность, в свою очередь, наиболее адекватно реализуется в понятии «безумие», что позволяет нам дать иную интерпретацию человече- ской истории. Точно так же, поскольку история — это и становле- ние сознания человека, развитие его субъективности, мы можем интерпретировать историю через фактор развития сексуальности. В рамках указанной выше теоретической парадигмы развива- ется практическая деконструктивистская деятельность, связанная с именами Жиля Делеза, Юлии Кристевой, Ролана Барта и т. д. Язык представляет собой замкнутую личностную систему. В рамках структурированного текста это объект поиска смыслов. Однако слова могут иметь тайный смысл и быть присущими чело- веческому мышлению в еще не структурированном виде. В дан- ном случае мы можем рассматривать язык по тем или иным при- чинам как временное или постоянное, но лишенное смысла (бес- смысленное) образование. А бессмысленность (бессознательность) мы должны исследовать не рациональными, а аналогичными объ- екту методами, в качестве одного из которых выступает, напри- мер, шизоанализ. Его задача — разрушить общепринятые смыслы и структуры, раскрыв за ними принципиальную бесструктурность и бессознательность. Более того, фактор бессознательности (во внешне сознатель- ной деятельности) является более важным, чем фактор сознатель- ности. Проявления бессознательности при всем многообразии можно свести либо к параноидальному сознанию — паранойе, либо к шизофрении. Первый тип безумства является проявлением тотальности и подчиненности человека господствующим структу- рам. Второй тип, напротив, освобождает человека от социокуль- турной детерминации и зависимости от норм и традиций. Именно здесь человек становится абсолютно свободным, и именно на этом уровне бессознательности могут реализоваться его творче- ские потенции. Особое место в деконструктивизме занимает творчество Ролана Барта (1915-1980). Основные его труды: «Избранные работы. Семиотика. Поэтика» (М., 1989), «Мифологии» (М., 1996), «Система моды. Статьи по семиотике куль- туры» (М., 2003). Р. Барт интерпретирует понятие «смерть автора», делая его центральным звеном постструктурализма и деконструктивизма. В этом данное направление вступает в полемику с классической герменевтикой. Если для последней был важен сам автор текста как личность и вырабатывалась методика понимания текста, учи- тывающая социокультурные условия создания текста, то в декон- структивизме текст важен сам по себе настолько, что автором во- обще можно пренебречь. В связи с этим возникают особые требо- вания к «текстовому анализу», который «не ставит себе целью описание структуры произведения... Текстовой анализ не стремит- ся выяснить, чем детерминирован данный текст... цель состоит скорее в том, чтобы увидеть, как текст взрывается и рассеивается в межтекстовом пространстве... Мы будем прослеживать пути смыслообразования. Мы не ставим перед собой задачи найти един- ственный смысл, ни даже один из возможных смыслов текста. Основные направления современной западной философии 233 Наша цель — помыслить, вообразить, пережить множественность текста, открытость процесса означивания». Постструктурализм обратил внимание на значимость тех явле- ний, которые в силу их «бытийности» (от слова «быт», а не «бы- тие») оставались долгое время вне сферы философской рефлек- сии. Так, например, Ролан Барт подвергает такого рода интерпре- тации отдельные феномены современной, в том числе и массовой, культуры, показывая нам действительно новые смыслы и значе- ния, которые, может быть, оставались для нас невидимыми. Пре- ломленные через его личностное сознание (как теоретика мифо- логии), они выступают для нас как новые смысловые феномены. Ролан Барт реконструирует для нас те значения явлений, которые оставались какое-то время скрытыми. Одна из его классических работ так и называется — «Мифологии», чем подчеркивается факт его личной конструктивной работы по интерпретации обьщенных и ежедневно окружающих нас явлений. Постмодернизм является синтезом постструктурализма и де- конструктивизма, представляя собой новый этап антисциентист- ской установки, которая выступает как широкая социокультурная позиция, пронизывая буквально все уровни современного созна- ния. Это своеобразный новый взгляд на мир, взгляд сегодняшнего человека, он занимает место отошедших в прошлое идей гегелев- ской диалектики, просвещения, прогресса и т. д. Выглядит это как расщепление традиционной системы текстов с четкой структурой, героями, объемом и т. д. Место романа (как своеобразного мета- рассказа) занимает отдельная история, в основе которой лежит не объяснение, а описание. Каждый человек может составить себе из этих фрагментов не- кий собственный коллаж. Цитатное и комментирующее мышле- ние лежит в основе литературной деятельности. Подводя итоги проведенному анализу, можно выделить две ос- новные плоскости данного литературно-философского течения, которое в силу некоторых специфических черт (связь с обыден- ным сознанием и средствами информации, ангажированность его представителей, художественный стиль изложения) стало своеоб- разной визитной карточкой современной западной культуры и развивается как новомодное течение также и в нашей стране. Весь указанный философско-литературный комплекс, как нам представляется, не является магистральной линией развития современной философии, как иногда это пытаются обосновать его представители. Он по существу вторичен и продолжает антисци- ентистскую традицию, которая возникла в современной культуре еще в начале XX в. Его центральным смысловым стержнем высту- пает негативное отношение к научному мышлению, а в более ши- роком контексте — к рациональной традиции в целом. Причем критика основана не на методическом показе слабостей рацио- нального подхода к анализу некоторых проблем, а на трактовке рациональности как парадигмы, «навязанной» человечеству в пе- риод господства классической традиции в философии. Не случай- но в качестве исходного смыслового фундамента у представителей такого подхода выступают прежде всего концепции, связанные с критикой классического рационализма и с трактовкой с данной позиции человеческой культуры как некоего рационально объяс- нимого процесса становления человеческого самосознания. Авторы данных направлений пытаются разрушить классиче- ское представление о философии как о некой единой системе, имеющей достаточно строгий концептуальный каркас, и поэтому противопоставляется позиция, основанная на предположении о том, что философия вообще не должна иметь концептуального каркаса. Иногда это осуществляется в достаточно мягкой форме, как, например, у Дерриды, стратегию которого обозначают «как смещение, сдвиг в традиционном поле исследований». Но чаще всего комплекс данных философских направлений отличает высо- кая степень агрессивности к классической традиции и даже к сво- им единомышленникам, которые хоть как-то опираются на нее. В результате абсолютизируются методы деконструктивного разру- шения рациональной метафизики, причем деконструкция сама по себе становится в центр философской рефлексии. Деконструктивная установка может быть вполне вписана в об- щую рационально-конструктивную работу философа, она лишь расшатывает языковые и смысловые стереотипы, демонстрируя тем самым, что язык является той основой, которая составляет ве- дущий стержень человеческой культуры, объединяющий все ее уровни. Заслугой деконструктивизма и постмодернизма, пожалуй, сле- дует считать пристальное внимание к обыденному языку как важ- нейшему объекту философской рефлексии, потому что главной особенностью философии является то, что она выступает как ми- ровоззрение, а поэтому не может быть оторвана от индивида, яв- ляющегося носителем конкретного мировоззрения. Результаты философской рефлексии должны быть «возвращены», в том числе Основные направления современной западной философии 235 и на уровень обыденного сознания, в качестве некоторых практи- ческих мировоззренческих установок. А это в определенном смыс- ле конструктивная позиция, позволяющая понять роль филосо- фии в культуре, взаимосвязь ее различных структурных уровней. Философские схемы, создаваемые вне интересов индивида, при всей их рациональной очерченности, что было характерно для классической модели философии, оказываются слишком далеки- ми от человека, его внутреннего самоощущения. Деконструктивистско-постмодернистское течение, если не аб- солютизировать его негативистские установки, вовсе не противо- речит абстрактно-рефлексивной и конструктивной сущности фи- лософии, разработанной в классической традиции, если не трак- товать последнюю слишком упрощенно. Обе традиции — лишь стороны общего философского отношения к миру. Еще одна общекультурная позитивная особенность деконст- руктивистско-постмодернистского комплекса — это то, что он яв- ляется определенным симптомом ситуации, которая сложилась в современной культуре. Он выражает собой тенденцию разруше- ния «старой» культуры как системы отдельных локальных культур и процесс возникновения некой иной культуры, которая базирует- ся на ином коммуникационном пространстве1. В нем отражено умонастроение эпохи, когда человек устал читать толстые тексты (неважно, что это — образцы литературы или философии) или объективно не имеет для этого времени, поскольку практически все время отведено усвоению фрагментов новообразованных куль- турных феноменов. Одновременно это отражает увеличение степе- ни свободы человека, в том числе и в собственном мыслеизъявле- нии, что позволяет ему скорее строить собственное объяснение тех или иных феноменов, чем накладывать на них предлагаемые готовые объяснительные схемы, которые нужно еще усвоить, по- нять и принять. Человек не имеет возможности и времени держать в голове не- кую структуру (идею автора, как это было в классике), которая разворачивается посредством сконструированной другим челове- ком фабулы, развивающей эту идею. Человеку проще заглянуть в телевизор, как в окно, зафиксировав сиюминутный событийный момент, не утруждая себя при этом вопросами о сущности проис- ходящих событий. Наблюдение вместо рассуждения — вот одна из установок такой культуры. Причем особенность восприятия такова, что человек в любой момент может выйти из воспринимаемой системы без последующего ощущения какой-то неоконченности, как это было бы в случае прерывания чтения классического рома- на, а также вновь с любого места войти в нее. Этот феномен со- временной массовой культуры можно обозначить как «клиповое», фрагментарное сознание. Заслуга постмодернизма, на наш взгляд, заключается в том, что он не уходит от анализа проблем подобного рода, как недос- тойных внимания профессионального философа, а, напротив, ис- следует их. Человеческая культура несводима только к неким ра- финированным образцам, которые признаются какой-то группой людей в качестве таковых. Конечно, это в некоторой степени мо- жет сопровождаться эпатажем общественного мнения, но эпатаж всегда сопровождал развитие философии. Так что даже в этой форме своего проявления постмодернистский комплекс не явля- ется чем-то абсолютно новым.
|