КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Свитич, Луиза ГригорьевнаС 24Профессия: журналист. Учебное пособие / Л. Г. Свитич. — М.: Аспект Пресс, 2003.— 255 с. ISBN 5-7567-0305-5 Пособие ставит целью познакомить первокурсников с журналистской профессией, рассказать о ее истории, специфике, роли в обществе, об условиях труда, парадоксах и сложностях журнализма, представить модель личности журналиста как совокупность профессионально-творческих, лич-ностно-психологических, социально-демографических, нравственных и гражданских качеств. Пособие знакомит с историей и системой журналистского образования, формами учебной работы, условиями и правилами рациональной организации умственной деятельности, методами самовоспитания и развития творческой личности. Для студентов факультетов и отделений журналистики. УДК 070(075.8) ББК 76.01я73 ВВЕДЕНИЕ Предмет и задачи курса Курс «Введение в специальность (журналистика)» является разделом дисциплины «Основы журналистики». Цель курса ввести первокурсников в журналистскую профессию: рассказать о ее истории, специфике, роли в обществе, об условиях труда, парадоксах и сложностях журнализма*, представить модель личности журналиста как совокупность профессионально-творческих, индивидуально-психологических, социально-демографических, нравственных и гражданских качеств. Познакомив студентов с профессией, моделью журналиста и специалиста в более узкой области (репортер, аналитик, публицист, ведущий телепередач и др.), курс предлагает освоить способы овладения ею путем обучения, самопознания и саморазвития. В связи с этим рассматриваются такие темы, как история, система и проблемы журналистского образования, формы учебной деятельности, культура умственного труда, способы саморазвития творческой личности. Лекции перемежаются семинарскими и лабораторно-практи-ческими, тренировочными и тестовыми занятиями, деловыми играми (например, игрой «Требуется журналист»). Курс предполагает контрольную творческую работу «Портрет журналиста» (желательно по избираемой студентом специализации) и реферат по культуре умственной деятельности и саморазвитию. Студенты получают рекомендации по литературе, что предполагает большой выбор и достаточную степень самостоятельности в соответствии с их личными интересами и склонностями, а также потребностями в овладении профессией.
ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2003 Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте www.aspectpress.ru '""TiiKA * г а j ОГО I * Термин «журнализм» вводится в пособии для обозначения журналистской профессии. Он позволяет вычленить профессию журналиста из очень широкого понятия «журналистика», которое включает и систему средств массовой информации, и журналистскую деятельность, и каналы передачи информации, и тексты СМИ, и даже науку о журналистике (подробнее см. с. 54). Часть I СПЕЦИФИКА ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРОФЕССИИ Ориентация в профессии Многие абитуриенты, пришедшие на факультеты журналистики, довольно романтически и восторженно настроены. Они мечтают стать известными людьми, поехать собственными корреспондентами в зарубежные страны, побывать в разных уголках страны и планеты. На факультеты, как правило, приходят люди, чувствующие вкус к литературному творчеству, желающие быть в гуще событий, первыми узнавать самые сенсационные новости. Они мечтают познакомиться со знаменитостями, встретиться с любимыми актерами или певцами, побывать на официальных приемах или светских встречах. В последние годы, судя по социологическим исследованиям, все чаще привлекает рискованность профессии, возможность участвовать в пересоздании социальной действительности. Нередки и финансовые мотивы, хотя журналистская профессия никогда не была особенно щедро оплачиваемой. И все-таки основная мотивация выбора профессии — творческая, связанная с интересным и многообразным трудом. И в самом деле, профессия журналиста — одна из самых живых, интересных и творческих. Но вчерашние школьники, подавшие заявление на факультеты журналистики, редко задумываются о том, как сложна, ответственна и опасна их будущая профессия, сколько требует она мужества, выдержки, самоотверженности, физической и нервной энергии при выполнении профессионального долга. Думаю, для вас убедительными станут слова известного обозревателя «Комсомольской правды», лауреата премии союза журналистов Ярослава Голованова, который сказал их специально для студентов в интервью учебной газете МГУ «Журналист»: «Встречаясь с читателями, я понял, что у людей, мало знакомых с журналистской кухней и излишне доверчивых к откровениям кинематографа, бытует представление о жизни журналиста как о некоем ненормированном празднике, за который тебе еще и деньги
платят. Да, космодром, выставка в Осаке, салон в Париже — все это было. Не хочу лукавить: я очень рад, что говорил с Норбертом Винером, обедал с Гагариным, купался с Ландау. Но неужели взрослый человек может серьезно подумать, что все эти беседы и обеды и есть потный труд журналиста? И отчего тогда срок жизни у людей этой профессии короче века водолазов?» Голованов говорит об огромной ответственности журналиста перед читателями, о том, что он не имеет права на ошибку, отвечает за каждую букву написанного им. Журналист обязан в срок сдать материал, каких бы сил это ему ни стоило. Приходится ездить в командировки нередко по бездорожью, на перекладных добираться до глухих, почти не обитаемых мест, где нет ни гостиницы, ни столовой. Очень часто журналисты едут в опасные точки планеты, где идет война, случаются катастрофы или другие экстремальные события. Все помнят, как во время захвата заложников на мюзикле «Норд-Ост» чеченскими террористами в октябре 2002 г. журналисты четыре ночи подряд не смыкая глаз находились под дождем и снегом, освещая эти страшные события. А во время войны в Ираке весной 2003 г. погибли 13 журналистов. Беззаботно и романтически настроенные относительно будущей профессии студенты, познакомившись с работой в редакции поближе, порой бывают удивлены тем, что журналисты не только и даже не столько заняты созданием собственных публикаций, сколько большую часть рабочего времени работают с авторами и письмами в редакцию, правят рукописи сотрудников. Вычитка публикаций, дежурство по номеру, подготовка к выступлению на летучке, участие в планировании работы отдела и редакции и многое другое тоже входит в работу журналиста. Часто после этого студенты приходят к выводу, что в журналистской профессии слишком много «черновой» будничной работы. А какие сложные проблемы, какие опасные расследования приходится проводить по заданию редакции либо по собственной инициативе. С каким трудом добывается информация, которую хотят по тем или иным причинам скрыть от глаз общественности! Журналистам угрожают, их пытаются подкупать и, если это не удается, с ними могут расправиться физически, устроить провокацию, пригрозить семье. Если такие трудности, а они — сегодняшняя реальность, пугают, пока не поздно, нужно подумать о другой профессии. Если вас интересует в нашей профессии только ее парадная сторона, вы ошиблись дверью вуза. Только преданных делу, инициативных, энергичных, выносливых, смелых, трудолюбивых и ответствен- ных, творческих людей примет журналистская профессия в свои ряды. Но если вы несмотря ни на что решили посвятить ей свою жизнь, вас можно с этим поздравить, потому что нет более интересной и захватывающей, более многообразной и неповторимой профессии, чем журналистская! Журналистика — это оперативный информационный аналог своего времени. Она живет один день, она сиюминутна (вчерашняя газета или передача редко кого интересует), хотя из этих сиюминутностей складывается вечность. Очень образно говорил об этом Константин Паустовский: «Профессия журналистов — быть машинистами около делающей миллион оборотов в секунду машины времени». Журналист — это захватывающе интересно. Журналист всегда в гуще жизни, на острие самых новых событий. Сейчас, когда страна переживает период тектонических перемен, к обычным романтическим и творческим мотивам профессии, ее новизне и необычности прибавляется щекочущая нервы доля риска, игры, возможности включиться в процесс переформирования жизни, ее пересоздания, азарт первопроходца. Журналистская профессия настолько многолика, универсальна, разнолика, что даже профессионалы затрудняются определить ее специфику. Собрались как-то поговорить о профессии известные журналисты. Егор Яковлев и Юрий Рост воспринимают ее как литературную работу, более молодое поколение — как фактографическую информацию. Для Натальи Геворкян профессия — это игра. А обобщил мнения Леонид Шаров: «Это и служба, и творчество, и спектакль, и игра: с самим собой, с читателями, с главным редактором, с подчиненными, если они у тебя есть. Но вот когда тебе удается кому-то реально помочь, тогда возникает понимание особого смысла профессии»*. Вот оно сказано: когда удается сделать добро, помочь человеку остаться или стать ЧЕЛОВЕКОМ. Обеспечить общество такой информацией, которая позволит ему развиваться оптимально и динамично во благо своих граждан — это и есть цель и сверхзадача журналистики и журналистской профессии. Давайте поразмышляем об этой сверхцели более глубоко. Если я вас спрошу, для чего существует журналистская профессия, вы мне скорее всего скажете: чтобы давать читателям, зрителям, слушателям оперативную, информацию. И будете правы. Но я опять задаю вопрос: а для чего давать эту информацию? Предвижу ответы: чтобы информировать о событиях, расширять кругозор, фор- * Журналист. 1994. № 5. С. 3-4. мировать мнение, воспитывать, объединять людей, помогать им ориентироваться в быстро изменяющемся мире. Но снова вопрос: с каких позиций? Что есть общественный идеал? Одни на это ответят — «с позиций добра», другие скажут — «идеал — это категория историческая и неуловимая». Что есть добро и зло? Абсолютные это категории или относительные? Кто прав был в армяно-азербайджанском или грузино-абхазском, израильско-палестинском и т.п. конфликтах? Порой ответить очень трудно, потому что у каждой стороны своя правда, свой интерес. И как журналист должен освещать подобные конфликты? Есть ли вообще какая-то объективная истина в таких вопросах? Подсказка в самой жизни. Очевидно, что при всех вариантах нужно стремиться к миру, компромиссу и решать проблемы не на поле брани, не убивая друг друга, а путем переговоров. Юрий Рост очень точно сказал о роли СМИ в таких ситуациях: «Я думаю, задача журналистов заключается в том, чтобы попытаться как-то вывести обе стороны на позицию диалога». И конечно, ожесточенность, с какой журналисты набрасываются на инакомыслящих, даже коллег, придерживающихся иных позиций (напомню о яростной борьбе «Московского комсомольца» и «Независимой газеты», информационные войны между разными телеканалами и т.п.), не приводит к согласию в обществе. И журналисты, которые так неосторожны в описании межнациональных, социальных, политических конфликтов, могут спровоцировать трагические события. Вечные гуманитарные ценности — основа нормального общества: созидай, трудись, помоги ближнему своему, не навреди, не убий, не укради. Выявление в человеке человеческого, развитие светлых качеств его души, проповедь добра и справедливости, стремления отдавать, а не только брать — такова сверхцель журналиста, о чем бы он ни писал. Зло вряд ли можно победить ответным злом и ожесточенностью. Зла будет меньше, если добро овладеет душами. Если следовать этому, если в вашей профессиональной судьбе возобладают высокие человеческие ценности и социально полезные мотивы, а не сомнительная коммерческая выгода, значит, вы истинный журналист. «Журналистика — это один из способов прожить жизнь интересно. И порядочно. Именно так — в сочетании. Без второго может ничего не получиться» — пусть западут вам в душу слова Егора Яковлева, редактора популярной в свое время «Общей газеты». Очень мудрый совет начинающим журналистам дала известный публицист Татьяна Тэсс. Очерками ее в «Известиях» зачиты- валась вся страна: «Выбирая своей профессией журналистику, надо прежде всего думать о том, что ты можешь дать ей, а не о том, что она может дать тебе, твердо знать и помнить, что в руки тебе дано очень сильное оружие. Надо держать его в безупречной чистоте».
|