КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПередвижникиНовый этап в развитии жанрового русского искусства начался в 1870 году. В этом году по инициативе московских художников, поддержанной петербуржцами, было учреждено Товарищество передвижных художественных выставок и принят его устав. В 1871 году состоялась первая выставка произведений художников, вошедших в Товарищество. Эти художники получили название «передвижники». В состав Товарищества входили художники, весьма различавшиеся между собой в характере творчества. К числу передвижников принадлежали такие резко противоположные художественные индивидуальности, как Мясоедов и Ге, Саврасов и Шишкин, Репин и Суриков, и т.д. Но все они были едины в понимании цели искусства как служения истине и интересам народа. Классическим временем в истории передвижничества были 70-е и 80-е годы. Во главе Товарищества на протяжении почти всего этого срока стоял Крамской (1837-1887). Роль Крамского в истории русского искусства не исчерпывается его личным творчеством. Она заключается и в организаторской деятельности самого Крамского, и в его направляющем, идейном влиянии на деятельность Товарищества. Существенно меняется общественный статус искусства, демократическая живопись прочно завоевывает общественную трибуну. Теперь она имеет свою критику в лице И.Н. Крамского и В.В. Стасова и своего мецената в лице П.М. Третьякова – основателя знаменитой галереи русской живописи в Москве. Еще в 1856 году Третьяков начинает свою собирательскую деятельность, но именно в 1870-е годы профиль его коллекции начинают определять произведения современного реалистического искусства. Наконец, представители молодой прогрессивной живописи учреждают свою выставочную организацию – Товарищество Передвижных художественных выставок. Еще в 1860-е годы в центре официальной школы – Петербургской Академии художеств – назрела борьба за право искусства обратиться к реальной, действительной жизни, вылившаяся в 1863 г. в так называемый бунт 14-и.Ряд выпускников Академии отказались писать программную картину на тему скандинавского эпоса, когда вокруг столько волнующих современных проблем, и, не получив разрешения на свободный выбор темы, вышли из Академии, основав «Петербургскую артель художников» (Ф. Журавлев, А. Корзухин, К. Маковский, А. Морозов и другие). В квартире Крамского на 17-й линии Васильевского острова они создали нечто вроде коммуны, наподобие описанной в романе Чернышевского, под влиянием которого тогда находилась почти вся передовая разночинная интеллигенция. «Артель» просуществовала недолго, к 1870 году она уже не существовала. В 1870 году в Москве передовые художественные силы объединились в «Товарищество передвижных художественных выставок». Передвижными эти выставки назывались потому, что их устраивали не только в Петербурге и Москве, но и в провинции, иногда в 20 городах в течение года. Каждая выставка была огромным событием в жизни провинциального города. Товарищество продолжило дело петербургской Артели художников, но в отличие от Артели у передвижников была четкая идейная программа – отражать жизнь со всеми ее острыми социальными проблемами, во всей злободневности. Один из инициаторов организации Товарищества Передвижных художественных выставок, художник Г.Г. Мясоедов, пояснял, что цель нового объединения – «высвободить искусство из чиновничьего распорядка». Идея передвижных выставок, разъезжающих по провинции (основные города – Киев, Харьков, Одесса, Казань и другие), была новым и более радикальным шагом на пути освобождения искусства от академической догматики.Передвижные выставки явились как бы формой опроса и активизации общественного мнения по поводу нового искусства, так сказать, «снизу», поскольку «вверху», в столицах, вкусы публики, выступавшей в роли заказчиков, в основном были воспитаны на салонно-академической живописи. Передвижники решились выйти на свободный рынок и, завоевав его, способствовали расширению эстетических горизонтов русского общества в целом. Тем самым на практике осуществлялась просветительская программа реалистического искусства второй половины XIX в. Одним из учредителей Товарищества был ведущий художник предшествующего десятилетия В.Г. Перов. Знаменательно, что основную массу произведений Перова, демонстрированных на первых передвижных выставках, составляли портреты, в противовес преобладанию жанра в 60-е гг. Некоторые из них, например портрет Ф.М. Достоевского, создавались по желанию П.М. Третьякова, который именно в это время начинает часто прибегать к заказам, особенно на портреты известных деятелей русской культуры. В стране, лишенной демократических свобод и тех институтов общественной гласности, которые уже существовали в буржуазной Европе, искусство оказалось единственной трибуной, с высоты которой общество могло услышать крик негодования и протеста – голос угнетенного народа. Самосознание искусством такого положения вещей и своей миссии в мире российской действительности пробуждает повышенное внимание к внутренним человеческим ресурсам творческой личности, облекаемой столь высоким нравственным авторитетом. Именно этот процесс и происходит в 70-е годы. Порожденная им тенденция к психологизации искусства, сосредоточенного на теме личности и ее внутренней биографии, наиболее полное воплощение получила в творчестве двух художников второй половины XIX века – И.Н. Крамского и Н.Н. Ге.
|