КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 6. Психологическое направление в социологииПодводя в целом итоги возникновения и развития психологического направления в социологии во второй половине XIX — начале XX в., следует отметить, что это был важный шаг на пути приближения к целостному анализу конкретных проблем личности, социальной группы, общества. Это направление отразило интерес социологии к внутреннему миру человека, к социально-психологическим отношениям между общностями. В рамках психологического направления был преодолен биологический редукционизм. В отличие от социал-дарвинизма и органицизма представители психологического направления видели в усложнении форм общественной жизни результат развития сознательного начала, т.е. разумного управления социальными процессами. Сторонниками психологического направления в социологии были поставлены и проанализированы важные проблемы общественного, группового (коллективного) и индивидуального сознания, касающиеся его природы, механизмов, структуры, функций. Они во многом способствовали более строгому, чем раньше, объяснению группового и индивидуального поведения, причем для этого были использованы и проанализированы явления психического заражения, внушения, подражания. Были созданы предпосылки для исследования, и начато изучение общественного мнения, средств массовых коммуникаций. Теоретические концепции представителей психологической социологии становились все более аналитическими, что в немалой степени способствовало появлению новой науки на «стыке» социологии и психологии — социальной психологии. Широкие социальные проблемы получали свое конкретное рассмотрение на уровне группового (межгруппового) и межличностного взаимодействия. Все это означало важный шаг на пути перехода от макросоциологической к микросоциологической парадигме. Однако на смену биологическому пришел новый вид редукционизма — психологический, сводивший всю совокупность социальных связей, отношений, процессов, взаимодействий к психическим. Это означало отказ от исследования общества в институциональном разрезе, от полномасштабного изучения социальной структуры, социальной динамики, социальных общностей в их единстве и взаимосвязи. Нужны были принципиально новые взгляды на социологию как науку, ее предмет, возможности и перспективы. Значительную роль в этом плане сыграла классическая немецкая социология и ее выдающиеся представители — Ф. Теннис, Г. Зиммель, М. Вебер. Вопросы и задания 1. Чем вы можете объяснить усиление психологических тенденций в социологии в конце XIX в.? 2. Раскройте существо психологического направления в социологии и охарактеризуйте основные самостоятельные ответвления в его структуре. Подчеркните отличительные особенности каждого ответвления.
Часть I. Классический этап 3. Какие разрабатываемые психологическим направлением проблемы особенно aiciy- 4. В чем состоят особенности учения Л. У орда о социальных силах? Расскажите о нем 5. Почему Ф. Гиддишта считают одним из наиболее крупных представителей психо 6. Что дал социологии инстинктивизм как одно из ответвлений в структуре психологи 7. Как бы вы раскрыли особенности психологии народов в учении В. Вундта? 8. Дайте характеристику групповой i геихологии й выявите существо взглядов Г. Лебо- 9. Чем теория подражания Г. Тарда отличается от других течений психологической) на- правления в социологии? Охарактеризуйте творчество французского мыслителя. 10. Покажите процесс зарождения интеракционизма. Почему Ч. Кули считают его ос 11. Проанализируйте учение Ч. Кули о первичных и вторичных группах. Литература Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. Бараз/ова Е.С Американская социология (традиции и современность). Екатеринбург; Бишкек, 1997. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.П., Самьиии СИ. Социология: история и современное! ь. М.; Ростов п/Д., 1999. Вупдт В. Проблемы психологии народов // Западно-европейская социология XIX — начала XX веков: Тексты. М., 1996. Гиддишс Ф. Основания социологии // Американская социологическая мысль. М., 1996. Громов ИЛ., МацкевичА.Ю., Семенов В А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996. История социологии. Минск, 1993. История социологии в Западной Европе и США. М.,1999. ' История теоретической социологии: В 4 т. М., 1997. Т. 1. Капитонов Э.А. История и теория социологии. М., 2000. Кули Ч. Социальная самость. Первичные группы // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000. Култыгж В.П. Французская классическая социология XIX — начала XX веков. М., 1991. Култыгип В.П. Классическая социология. М., 2000. Лебон Г. Психология народов и масс // Западно-европейская социология XIX — начала XX веков: Тексты. М., 1996. Лебон Г. Психология масс. Минск; М., 2000. Тард Г. Социальная Логика // Западно-европейская социология XIX — начала XX веков: Тексты. М„ 1996. Тард Г. Социальная логика. СПб., 1996. Глава 7 Классическая немецкая социология. Социологическое творчество Ф. Тенниса § 1. Понятие и общие черты классической немецкой социологии I la рубеже XIX—XX вв. появились новые, крайне важные социологические концепции, которые привели к профессионализации и ипституциопализа-ции социологии, выходу ее на принципиально иной уровень теоретического развития. Значительную роль в данном процессе сыграло творчество крупнейших немецких социологов этого периода Ф. Тенниса, Г. Зиммеля, М. Ве-бера. Несмотря па значительные различия между их концепциями, есть и немало общего, того, что позволяет рассматривать идеи названных авторов в рамках единого направления — классической немецкой социологии. В этом названии видна явная аналогия с немецкой классической философией, представленной именами И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха. То, что сотворили «великие немцы» в конце XVIII — первой половине XIX в. для философской науки, возможно, не в той степени, но было воспроизведено (по уровню и силе воздействия) в социологической пауке почти па столетие позднее. Но здесь необходимо учитывать, что при всем интеллектуальном влиянии классической немецкой философии, да и не только се, а в целом философской науки на «остальных» социальных мыслителей, она встречала с их стороны определенное, порой сильное идейное сопротивление. В первых рядах «сопротивляющихся» находились сторонники зарождающейся пауки социологии. Далеко не все философские концепции принимались социологами. И уж конечно, встречало резкое неприятие со стороны последних негативное в своей основе отношение философов к социологической пауке. Не следует забывать о том, что в университетах Германии преподавание всех социальных паук сосредоточивалось на кафедрах философии и было целиком под контролем представителей этой дисциплины. Сразу после революции 1848 г. наметившийся консервативный поворот в философии Германии оказался направленным против специальной науки об обществе. Ее развитие считалось вредным и недопустимым, поскольку она могла выступить с критикой прусской государственной идеи, содержащей в себе призыв к национальному объединению в рамках Германской империи. Часть I. Классический этап
■i А i ^ I i Поэтому, даже несмотря на то, что становящаяся на ноги немецкая социология была тесно связана с философскими концепциями и являлась в основе своей теоретико-методологической, а не эмпирической дисциплиной, она воспринималась консервативной социальной наукой как «инородное тело». Реакция его отторжения была, пожалуй, наиболее типичной для немецких уни-1 верситетов. В этих условиях утверждение немецкой социологии в качестве самостоятельной и автономной науки, ее институционализация проходили достаточно сложно и длительно. Соединяя в одно целое творчество Тенниса, Зиммеля, Всбера, необходимо понимать определенную условность такого единства. Внутри этой великой «троицы», вероятно, имеет смысл выделить создателей формальной социологии Тенниса и Зиммеля (Вебер также тяготел к ней, но не столь явно). Что это такое — формальная социология? Ее сторонники придавали особое значение форме, структурированию, классификации общественных явлений и процессов. Они стремились рассматривать социальные процессы и отношения в рамках многообразных и детальных классификаций социальных форм, «укладывая», «упаковывая» в них самые различные общественные структуры, действия и тенденции. Итак, мы назвали две общие черты классической немецкой социологии, представленные в творчестве Тенниса, Зиммеля, Вебера. Это ее теоретико-методологическая нацеленность на постановку и изучение широких социальных проблем и «формальный» характер. И та, и другая черта далее будут конкретно раскрываться на материалах, характеризующих творчество всех трех социологов. Помимо сказанного, следует отметить, что классическая немецкая социология была антипозитивистской по своей направленности и содержанию (исключая, пожалуй, творчество Тенниса, который следовал ряду требований и принципов позитивизма и, что уж совершенно точно, не подвергал его «остракизму»). Ближе к концу XIX в. в адрес позитивистской социологии стало раздаваться все больше критических замечаний в связи с тем, что в теоретических исследованиях ее представителей игнорировались особенности социальных явлений и процессов. Наиболее сильная реакция на «засилье» позитивизма, рассматривавшего их как часть природы, последовала со стороны немецких социологов. В их концепциях общество как объект исследования и в особенности человек четко противопоставлялись природе. Конечно, в антипозитивистской направленности немецкой социологии значительную роль сыграли гносеологические традиции немецкой философии — как классической, так и неокантианской. Наиболее видные представители философии конца XIX в. В. Дильтей, Г. Риккерт, В. Вин-дельбанд, под сильным влиянием идей которых находились немецкие «классические» социологи, вообще ставили под сомнение существование I Глава 7. Классическая немецкая социология. Социологическое творчество.. 119 и необходимость социологии как науки — на том основании, что известная им ее позитивистская разновидность претендовала на роль обобщения исторического процесса развития общества и человека. По их мнению, ни человек, ни общество не могут быть поняты и осмыслены через их включение в природный мир на правах его части. Несмотря на теоретико-методологическую ориентированность классической немецкой социологии, она оказалась серьезной основой для возникновения и развития эмпирической социологии в XX в. Более того, Теннис и Вебер сами были участниками эмпирических исследований. В этом также общая черта, присущая немецкой классической социологии. Еще одна свойственная ей и достаточно типичная характеристика — акцепт на исследовании социального действия и взаимодействия (особенно это было присуще Зиммелю и Веберу), которые, но существу, превратились в основную «клеточку» при изучении общества и человека. Многочисленные классификации и типологии, главная среди которых — выделение четырех типов социального действия Вебером, сыграли заметную роль не только в концепциях самих немецких «классиков», но и в последующем развитии социологической науки. Завершая рассмотрение общих черт, присущих классической немецкой социологии, нельзя не отметить подлинной энциклопедичное™ ее наиболее выдающихся представителей, их чрезвычайно широких научных интересов и глубокого следа, который они оставили как в социологии, так и в смежных общественных и социально-гуманитарных науках (исторической, экономической, правовой, религиоведческой, философской и др.). Благодаря их усилиям социология а Германии сделала решающие шаги в направлении институционализации, широкого общественного (государственного) признания и превращения в одну из наиболее значимых форм социальной деятельности. Научные труды и практическая работа Тёшшса, Зиммеля, Вебсра пробудили громадный интерес к социологии, способствовали формированию социальной потребности в ее развитии и в дальнейшем — высокой общественной оценке их деятельности. Один лишь, казалось бы, незначительный факт, но он представляется в высшей степени важным. В Мюнхене, где прошли последние годы жизни и работы в университете Вебера, одна из центральных площадей и станций метро названа его именем. Нам неизвестен другой такой же случай, связанный с данью памяти какого-либо социолога (исключая Маркса в бывших странах социализма, где возводились памятники, назывались его именем центральные улицы и площади городов; но в данном случае речь шла о нем не как о социологе, а как об основателе коммунистической идеологии). Тем значимее приведенный факт, который, среди многих других, свидетельствует о том, что классической немецкой социологии, ее наиболее выдающимся представителям удалось реализовать поставленные задачи. Часть I. Классический этап
4 1 I ii i § 2. Социологическое творчество Ф. Тенниса Основные вехи жизненного пути Фердинанд Теннис (1855 — 1936), один из основателей формальной социологии, родился в Германии в семье богатого крестьянина. В молодости получил хорошее образование, изучал историю, философию, археологию, экономику, статистику, классические языки. В 1872 г. поступил в университет г. Страсбурга, завершил образование в 1875 г. в Университете г. Тюбингена, защитив диссертацию по классической филологии. Главная работа, содержащая основную социологическую концепцию и принесшая Теннису впоследствии мировую известность и славу, - «Общность и общество» (1887). Другие работы — «Преступность как социальное явление» (1909), «Мораль» (1909), «Критика общественного мнения» (1922), «Собственность» (1926), «Прогресс и социальное развитие» (1926), «Введение в социологию» (1931). Академическое призвание пришло к Теннису поздно, свидетельством чего явилось приглашение его на работу па должность профессора Киль-ского университета в 1913 г. С 1921-го по 1933 г., т.е. вплоть до прихода фашистов к власти, он читал лекции по социологии в этом университете. В 1933 г. новый правящий режим уволил демократически мыслящего профессора и врага этого режима с работы. В 1909 г. во Франкфурте состоялось учредительное заседание Немецкого социологического общества, одним из основателей которого (вместе с Зиммслем, Зомбартом, Вебером) был Теннис. В этом же году он был избран его президентом и оставался им бессменно до 1933 г., когда нацисты разогнали общество. Вплоть до последних дней жизни Теннис боролся с национал-социализмом. До этого он активно участвовал в поддержке социал-демократического и рабочего движения, выступил в защиту Кильской стачки (j 896—1897), отстаивал свободу слова и право на образование профсоюзов. Чисто практическая, социальная и политическая деятельность Тенниса характеризовала его не только как ученого, но и как демократа и антифашиста, конституционалиста и социал-реформиста. В последние годы жизни, работая в условиях фашистского режима, он, в отличие от многих коллег, покинувших Германию, остался в стране и мужественно отстаивал антифашистские позиции. Бесстрастный ученый и яростный политик — таким Теннис запомнился людям, которые с ним общались и хорошо его знали. Далее будет охарактеризована концепция и основные взгляды проработавшего в социологии более 50 лет немецкого ученого с использованием в качестве первоисточника и материала для ссылок статьи Тенниса «Общность и общество», написанной для «Настольного словаря но социологии» в 1931 г. В отличие 6т одноименной книги (где социологическая концепция автора приведена в довольно сложной форме), эта статья отличается относительной простотой и доступностью изложения и, по су- Глава 7. Классическая немецкая социология. Социологическое творчество... 121 ществу, воспроизводит все основные положения и понятия главного труда его жизни. Предмет социологии Необходимо начать с того, что Теннис понимает под социологией. «Социология, - пишет он, — :ж> исследование человека, но не его телесного, душевного, а его социального существа, стало быть, телесного и душевного лишь постольку, поскольку оно обусловливает социальное» [1998. С. 207]. Социология изучает различия в отношениях между людьми. Немецкий социолог пишс'1 о таких из них, как различия между знанием и незнанием (знакомос-тыо и чуждостью в терминологии Тенниса), симпатией и антипатией, доверием и недоверием. Но главный тин (или форма) различий характеризуется наличием или отсутствием связанности между людьми. Теннис говорит о том, что у социологии как особой пауки есть свои специфические предметы. Эго — «вещи», имеющие место только в социальной жизни. «Они, — пишет социолог, — продукты человеческого мышления и существуют только для человеческого мышления, но в первую очередь — для мышления самих социально связанных людей...» [Там же. С. 214]. Эту «связанность» людей (т.е. различные формы социальных связей между ними) и изучает социология. По существу, речь идет об исследовании взаимозависимости и взаимодействия людей. В качестве простейшего случая социальной связанности Теннис анализирует обмен. Он говорит, чго «если всякую взаимную деятельность и всякое взаимное содействие понимать как обмен, то очевидно, что любая совместная жизнь также есть беспрерывный обмен взаимной деятельностью и взаимным содействием — и тем в большей мере, чем эта совместная жизнь интимнее...» |Там же. С. 213]. Но, конечно же, социальные связи не ограничиваются только обменом. Они гораздо более многообразны, а их типы и формы положены в основу социологической концепции Тенниса. Он сопоставляет (а в известной мере, и противопоставляет) два типа связей и соответствующих им типа общества. Первый тин социальных связей он определяет как общинные (общностные), второй — как общественные. Общинные (общностью) связи обусловливаются такими психологическими характеристиками как душевная близость, склонность людей друг к другу, наличие эмоций, привязанности, личных переживаний. Общественным связям присущи характеристики рационального плана: обмен, торговля, выбор. Первый тип отношений свойствен преимущественно патриархально-феодальным обществам, второй — капиталистическим. Общинные (общностные) отношения включают в себя родовые отношения, отношения соседства и дружбы. Общественные отношения имеют вещную природу и строятся в рамках принципов и структур рациональности. В общине (социальной общности) доминируют чувства, инстинкты, органические человеческие отношения. В обществе превалируют расчет- Часть I. Классический этап
4 I ливый разум, абстракции, механические рациональные отношения. 064, щина (общность) выступает как неформальная социальная группа, обще-| ство — как совокупность формальных социальных групп. Эти два ряда связей — общинные (общностные) и общественные — ха-1 рактеризуют отношения людей не только друг к другу, но и к обществу.' В общине (общности) социальное целое логически предшествует частям, в обществе, наоборот, социальное целое складывается из частей. Различие общины (общности) и общества — это различие органической и механической связи (солидарности) составляющих социальное целое частей. Впоследствии эту идею широко использовал французский социолог Дюркгейм в своей концепции социальной солидарности, базирующейся па его теории разделения общественного труда. В социологической концепции Тенниса два типа отношений, соответственно, два типа организации социальной жизни тесно связаны с двумя тина- ^ ми воли — естественной, инстинктивной и рассудочной, рациональной. Первый тип воли является фундаментом общинных (общностных) связей, 1 второй — общественных связей. Немецкий социолог уделял большое значе-' ние проблеме волеиия. «Это общечеловеческое воление, — писал Теннис, — способность хотеть, понимаемая нами как естественная и изначальная, исполняется в способности мочь и существенно обусловлена взаимодействием с ней» [Теннис. 1998. С. 216]. Социальная связанность между людьми основана на том, что воля одного влияет на волю другого, либо стимулируя, либо сковывая ее. В отношении понимания воли Теннисом есть две точки зрения. Представители первой полагают, что тот большой интерес, который уделялся немецким социологом проблеме воли (воления), свидетельствует о исихоло-; гизме его концепции. Однако есть и другая позиция, согласно которой воля вряд ли трактуется ученым как психологический фактор. Скорее всего, она отождествляется в его концепции с разумом. Отсюда побуждение к социальному взаимодействию, которое идет, по мнению социолога, от воли, имеет не столько психологический, сколько рациональный характер. Учение о формах социальной жизни Общность и общество выступают у Тенниса как основные критерии классификации социальных форм. Сами формы социальной жизни подразделяются социологом на три типа: а) социальные отношения; б) Группы, совокупности; в) корпорации, или соединения, союзы, объединения, товарищества. Названные типы форм социальной жизни характеризуются историками социологии как одна из самых первых попыток рассмотреть социальную структуру общества. «Социальное отношение, — говорит Теннис, — самая общая и простая социальная сущность, или форма. Но у него и самые глубокие корни; ибо оно зиждется отчасти на первоначальных, естественных, действительных обсто- Глава 7. Классическая немецкая социология. Социологическое творчество... 123 ятельствах жизни как причинах взаимной связи, взаимной зависимости и взаимной привязанности между людьми, отчасти — на глубинных, наиболее общих, необходимейших человеческих потребностях» [Там же. С. 219]. Социальные отношения имеют объективный характер. Они существуют тогда, когда не только чувствуются и осознаются участвующими в них людьми, но и признаются ими в качестве необходимых для осуществления взаимных действий. Теннис подчеркивает, что следует различать социальные отношения товарищеского тина, социальные отношения по типу господства и смешанные отношения. Каждый из этих типов отношений имеет место как в организации общности, так и в общественной организации. Совокупность социальных отношений между более чем двумя участниками являет собой «социальный круг». Это ступень перехода от социальных отношений к группе или совокупности. Совокупность — второе понятие формы (после социальных отношений); «сущность социальной совокупности заключается в том, что естественные и душевные отношения, образующие ее фундамент, сознательно принимаются, а стало быть, их сознательно хотят. Это явление наблюдается повсюду, где происходит народная жизнь, в многообразных формах общностей, например в языке, укладе жизни и обычаях, религии и суевериях...» [Там же. С. 223]. Группа (совокупность) образуется тогда, когда объединение индивидов рассматривается им как необходимое для достижения какой-то специфической цели. Далее Теннис продолжает: «К совокупности также применимы понятия общности и общества. Социальные совокупности имеют общностный характер постольку, поскольку те, кто в них входит, мыслят их данными от природы или сотворенными сверхъестественным волением; самым простым и наивным образом это выражается в кастовом устройстве Индии» [Там же. С. 219]. К этой второй форме (совокупности, группе) тоже (как в случае с социальными отношениями) применяется классификация человеческих отношений по критерию «господство — товарищество». Третья форма, рассматриваемая ученым, — корпорация. Она возникает тогда, когда социальная форма обладает внутренней организацией, т.е. те или иные индивиды выполняют в ней определенные функции. «Ее (корпорации. — Г.З.), — пишет социолог, — отличительной чертой является способность к единому волению и деянию — способность, которая наиболее явно представлена в способности к принятию решений...» [Там же. С. 224]. Корпорация может возникнуть из естественных отношений (Теннис приводит в качестве примера кровно-родственные связи), из общего отношения к земле, из совместного проживания и взаимодействия как в сельской местности, так и в городе. Применительно к корпорации имеет место та же самая процедура рассмотрения человеческих отношений по критерию «товарищество — господство» с последующим членением типов социальных связей на общностные (общинные) и общественные. 124 Часть I. Классический этап Как видно, предложенная классификация социальных форм, включаю-1 щая три перекрещивающиеся «группировки» понятий (первая: социальные отношения, совокупности, корпорации; вторая: товарищество, господство; третья — общность (община), общество), является достаточно сложной для понимания и объяснения исторического развития и актуального «среза» социальной действительности. Она позволяет лишь описагь с позиции социологического «формализма» (увлечения формой, иногда в ущерб содержанию) некоторые изменения изучаемой социальной реальности. Еще одна классификация Тенниса касается социальных норм, дейп вую-щих в каждом типе социальной организации. Все нормы, по мнению немецкого социолога, делятся на: 1) нормы социального порядка; 2) правовые нормы; 3) моральные нормы. Первые основаны на общем согласии, они определяются нормативной силой фактов. Вторые создаются либо на базе формального законодательства, л ибо во:л i икают из обычаев. Трс i ьи ус i ai шв-ливаются религией либо общественным мнением. Все три вышеназванных типа норм, в свою очередь, делятся па общинные (присущие только общине) и общественные. Таким образом, в трактовке проблемы норм и их i ипов действуют те же правила, что и в классификации основных социальных форм. Основываясь на различиях социальных форм, Теннис утверждает, что по мере их развития от первоначального базиса совместной жизни возникает индивидуализм, который является провозвестником перехода от общности к обществу. Один из вариантов описания такого перехода, связанного с появлением индивидуализма, выглядит следующим образом: «...убавляется не просто социальная жизнь, а общиостпая социальная жизнь — развивается, приобретает все большую власт ь, и, наконец, получает превосходство другое, новое взаимодействие, происходящее из потребностей, интересов, желаний, решений действующих личностей. Таковы условия «гражданского общества»» как радикальной формы разнообразных! явлений, которые охватываются социологическим понятием общее! ва и iiq своей тенденции безграничны, космополитичны и социалистичиы» [Tein пис. 1998. С. 226]. Это общество — по существу речь идет о капиталист ич ском обществе — представляет собой совокупность семей и индивидов преимущественно экономического характера. Учение о социальных формах является предметом рассмотрения чистой, или теоретической, социологии. Об этом следует специально сказать, учиты-. вая, что Теннис пытался создать в социологии единую и логически стройную систему понятий, представить эту науку как многоуровневую. Он различал" чистую (теоретическую), прикладную и эмпирическую социологию. Первая анализирует общество в состоянии статики, вторая — динамики, третья исследует факты жизни современного общества па основе статистических данных. Поэтому эмпирическая социология была названа им социографией. Сам Теннис проводил эмпирические (социографические) исследования, касающиеся преступности, самоубийств, развития промышленности, Глава 7. Классическая немецкая социология. Социологическое творчество... демографических изменений, деятельности политических партий и др. Как видно, круг интересов немецкого социолога к эмпирическим проблемам был достаточно широким. Причем некоторые из его исследований были весьма скрупулезными. Соотношение социологии и политики Интерес в творчестве Тенниса представляет проблема соотношения социологии и политики. Он следовал в этом вопросе в фарватере позитивистских постановок. Это значит, что социология, во-первых, должна постоянно оставаться объективной, во-вгорых, независимой от практической социальной деятельности, в-третьих, свободной от политики и политических решений рассмафивасмых в социологии вопросов. Социолог не ставил цель полностью отделить и отдалить их друг от друга. Более того, выступая за независимость социологии от политики, он не считал, что точно так же,следует поступать и в политике. Ее необходимо постоянно «онаучивать» за счет усвоения политиками социологических знаний и использования их в практике политической деятельности, считал Теннис. Следует сказать, что его взгляды на поставленную проблему на годы, даже десятилетия вперед определили позицию в этом вопросе многих социологов, особенно тех, кто проявлял высокую общественную активность в практической деятельности и оставался «чистым» теоретиком в сфере научных исследований. Проблема взаимодействий между социологией и политикой имеет в своей основе другое, более широкое отношение — между социальной теорией и социальной практикой. Здесь вступает в силу ценностный аспект проблемы. Суть его в том, как относиться социологу к использованию оценок, ценностных суждений и социальных ценностей. Ценностных суждений и оценок необходимо по возможности избегать, а социальные ценности — изучать, потому что без них оказывается очень трудно исследовать научно обоснованные формы политической деятельности. Такова была точка зрения Тенниса. Значение социологического творчества Ф. Тенниса Оценивая значение творчества Тенниса для последующего развития социологии, нужно иметь в виду, что оно способствовало ее самоопределению и институционализации. Это плодотворная попытка и интересный пример разработки социологии как пауки, рассматривающей свой предмет независимо от его содержательных характеристик посредством использования многообразных аналитических построений. Стремление с помощью сложных классификаций формализовать социологическое знание было неоднократно воспроизведено в истории мировой социологии XX в. Вместе с тем позиция и влияние Тенниса противоречивы. Это касается идеализации общности (общины), которую он зачастую иротивопос- Часть I, Классический этап
i i i t тавлял современному ему капиталистическому обществу, чья культура| оценивалась им достаточно пессимистически. Социальные отношения общинного (общностного) типа рассматривались социологом исключительно в рамках понятий взаимопонимания, согласия, дружбы, сотрудничества и других сугубо положительных характеристик. Конфликтные же отношения в общине он игнорировал, равно как и факторы принуждения, которые, конечно же, не могли в ней не действовать. Специалисты, исследовавшие творчество Тенниса, безусловно, заметили довольно резкую грань (а временами и пропасть) между общиной (общностью) и обществом. Несмотря на обилие самых разнообразных форм и классификаций, они не «схватывают» всей сложности, постепенности, поэтапности перехода от общины к обществу. Критика Теннисом последнего в лице современного ему капитализма и его культуры не требовала от социолога поиска диалектического перехода от общности к обществу. Ему достаточно было показать плюсы первой (общины) и минусы второго (общества). И хотя социальное развитие от общины к обществу представляло собой процесс возрастания рациональности как становление последнего, его подлинная динамика осталась где-то втуне. Непосредственное влияние Тенниса на Зиммеля, Дюркгейма, Вебера очевидно. Он выдвинул оказавшую на них серьезное воздействие идею аналитического построения социологаи (в противоположность историческому), что способствовало осознанию социологией самой себя как науки. В целом нельзя недооценивать социологическое творчество Тенниса, которого отдельные исследователи относят к «классикам второго эшелона» [Шпакова. 1995. С. 139]. В какой эшелон зачислять ученого — первый или второй — вопрос спорный; что же касается отнесения его к весьма немногочисленному кругу классиков социологии, то здесь предмета для дискуссий, похоже, не существует. Вопросы и задания 1 Что 1акое классическая немецкая социология? Назовите ее основные особенности Чем классическая немецкая социология отличается от классической немецкой философии? 2. Охарактеризуйте понятие «формальная социология». Кто был ее наиболее ярким 3. Как понимал предмет социологии Ф. Теннис? В чем суть его социологической кон 4. Какие уровни социологической науки выделял ученый и почему? 5. Каким образом и почему Теннис различал общность (общину) и общество? Какие ти 6. Раскройте содержание учения Тенниса о формах социальной жизни. Назовите эти 7. Какие типы социальных норм выделял немецкий социолог? Как они соотносились с Глава 7. Классическая немецкая социология. Социологическое творчество... 8. Как понимал Теннис соотношение социологии и политики? Какое значение он при 9. Охарактеризуйте значение социологического творчества немецкого ученого. Литература Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин СИ. Социология: история и современность. М.; Ростов н/Д., 1999. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999. История теоретической социологии: В 4 т. М., 1997. Т. 1. Капитонов Э.А. История и теория социологии. М., 2000. Култыгин В.П. Ранняя немецкая классическая социология. М., 1991. Култыгин В.П. Классическая социология. М, 2000. Теннис Ф. Эволюция социального вопроса // Западно-европейская социология XIX — начала XX веков: Тексты. М, 1996. Теннис Ф. Общность и общество // Социол. журн. 1998. № 3/4. Шпакова Р.П. Фердинанд Теннис. Забытый социолог? // Социол. исслед. 1995. № 12.
|