Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Значимое человеческое взаимодействие как родовое социаль­ное явление

Читайте также:
  1. I. ВРЕМЯ КАК ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
  2. IV. ПОЯВЛЕНИЕ БУМАЖНЫХ ДЕНЕГ
  3. XX столетие нередко характеризуется как "атомный век", что связано не только с появлением атомного оружия, но и с развитием атомной энергетики.
  4. А) Кризис как проявление отчужденного бытия (Н. И. Лапин, 1994).
  5. А. Свойства и виды рецепторов. Взаимодействие рецепторов с ферментами и ионными каналами
  6. Безработица как социально-экономическое явление
  7. Билет 8.Магнитное поле. Взаимодействие токов.
  8. Билет № 9. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
  9. В.Взаимодействие чел-ка и орг-ции.
  10. В27. Взаимодействие международного права и внутригосударственного права Российской Федерации.

Изучение структурного аспекта социокультурных явлений начи­нается с анализа родовых свойств, общих для всех социокультурных явлений — прошлых, настоящих и будущих.

Под родовым социокультурным явлением не имеется в виду «простейшее образование». Имитируя плохо понимаемые есте­ственные науки, социологи все еще ищут «простейшее образо­вание» в социальных явлениях, аналогичное атому в физике или клетке в биологии. Некоторые ученые, такие, как сторонники органической, механистической и психологической школ в соци­ологии, находят это «образование» в индивиде. Другие, такие, как Ф. Гиддингс, определяют его как «соций» или «дружбу». Третьи, как Ф. Морено и Ф. Знанецкий, трактуют как его «роль», которую

* Цит. по: Сорокин П. Родовая структура социокультурных явлений // Сорокин П, Человек. Цивилизация. Общество. /Пер. с англ. под ред. АЛО. Согомонова. М., 1992. С. 190—220. Цитируемый текст иллюстрирует содержание главы 1 первого раздела базового пособия учебного комплекса по общей социологии.


принимает на себя индивид. Многие идентифицируют его с «со­циальным отношением». Большая группа социологов, понимая, что изолированный индивид не может представлять собой социальное явление, ищет «простейшее образование» в «наиболее элементар­ном обществе», имея в виду семью, как в случае Ф. Ле-Плея и его школы, или в «самом примитивном обществе», недифференци­рованном и плохо интегрированном, как в случае Г. Спенсера и Э. Дюркгейма1...

Общая социология — это не теория о простейших социальных явлениях, а теория о родовых свойствах, отношениях и закономер­ностях социокультурных явлений2.

Самой родовой моделью любого социокультурного феномена является значимое взаимодействие двух или более индивидов. Под «взаимодействием» понимается любое событие, с помощью которого один человек полуосязаемым путем влияет на открытые действия или состояние ума другого... Под «значением» нужно понимать «все то, что для одного сознания выступает как знак чего-то иного»3. Значимое взаимодействие — это любое взаимодействие, в котором влияние, оказываемое одной частью на другую, имеет значение или ценность, возвышающиеся над чисто физическими и биологически­ми свойствами соответствующих действий...



§ 2. Компоненты родового социокультурного явления

Каждый процесс значимого человеческого взаимодействия со­стоит из трех компонентов, а каждый компонент, в свою очередь, складывается из множества других, которые определяют его кон­кретный абрис. Эти компоненты включают в себя: 1) мыслящих, действующих и реагирующих людей, являющихся субъектами взаимодействия; 2) значения, ценности и нормы, благодаря кото­рым индивиды взаимодействуют, осознавая их и обмениваясь ими; 3) открытые действия и материальные артефакты как двигатели или

' О «простейшем образовании» в органической, механистической, психологической школах и в концепции Ле-Плея, а также о других простейших образованиях см.: Sorokin P. A. Contemporary Sociological Theories. N. Y, 1928. Ch. 12, 4; Giddings F. Inductive Sociology. N. Y., 1901; Moreno L. J. Sociomctry and Cultural Order// Sociometry. 1943. V. 6. P. 304 If; Znaniecki F. The Social Role of the Man of Knowledge. N. Y, 1940. C. 13 IT; Spencer H. Prin­ciples of Sociology. V. 1. Ch. 10; Dwkheim E. The Rules of Sociological Method. Chicago, 1938. Ch. 4; Malinowski B. A Scientific Theory of Culture. Chapel Hill, 1944. P. 39 IT.



2 Sorokin P. A. Remarks// Revue international dc sociologic. 1935. March.

3 Lewis С 1. The Modes of Meaning // Philosophy and Phenomenological Research.
1943. V. 4. P. 236.


 




проводники, с помощью которых объективируются и социализиру­ются нематериальные значения, ценности и нормы 4.


Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 13; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Питирим Сорокин | Материальные носители как универсальный компонент со­циокультурных явлений
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2019 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты