КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История социологии. Следующий уровень организации — политический —Следующий уровень организации — политический — складывается как следствие высвобождения человека из плена родовых связей, решающую роль в котором играет развитие торговли и расширение социальных контактов за пределы родного локального сообщества. «Политической можно назвать такую взаимосвязь, которая образует общество, организованное не на семейном, а на территориальном базисе»1. Основой политического порядка является подчинение индивида государству, которое определяет его права и обязанности и обеспечивает их действенность, пользуясь для этого различными средствами принуждения (от формального законодательства до применения насилия). В конечном счете политическая власть опирается на социальную солидарность и мораль, позволяющие «большим совокупностям людей... действуя коллективно и согласованно, поддерживать корпоративное существование нации... и ее институтов — институтов, которые, по обыкновению, закрепляются в привычках и в самой структуре человека»2. Упомянутые солидарность и мораль конституируют четвертый, высший уровень организации сообщества — культурный. Механизмом, формирующим и поддерживающим культурный порядок, всегда является коммуникация. Хотя коммуникация в значительной мере зависит от пространственной организации контактов между индивидами и группами, продукты коммуникации (обычаи, конвенции, символы, взаимные ожидания и т. д.) имеют свою особую природу, которая не только не вытекает из природы экологических сил, но прямо ей противоположна. «Общество, в том смысле, в каком это слово употребляется применительно к людям, характеризуется тем, что накладывает на свободную игру экономических и эгоистических сил ограничения политического и морального порядка»3. В процессе коммуникации человек приобретает и реализует свою способность «принимать установки и точку зрения другого»; и эта способность позволяет людям выстраивать корпоративное действие через постоянное взаимное соотнесение своих индивидуальных линий поведения. Такое соотнесение обладает принудительностью и поддерживается различными санкциями, формальными и неформальными. Так принятые в обществе образцы становятся для действующего индивида постоянным объектом ориентации. 1 Парк Р.Э. Физика и общество. С. 146. 2 Там же. С. 148. 3 Там же. С. 149. СОЦИОЛОГИЯ США Иерархию этих четырех порядков как стадий эволюции сообщества не следует понимать буквально. Их последовательное расположение отражает не историю их поочередного становления, а их естественную историю. Каждая предшествующая стадия служит необходимым фундаментом для последующих, но все четыре вида развития (экологическое, экономическое, политическое и культурное) происходят одновременно. Каждое усложнение, на каком бы уровне оно ни происходило, затрагивает все остальные уровни; при этом структуры и процессы нижестоящих уровней остаются опорой для структур и процессов, относящихся к высшим уровням. Иерархическое расположение указанных порядков имеет ряд важных дополнительных коннотаций. Переход от нижестоящих порядков к высшим связан с убыванием человеческой свободы, возрастанием социального контроля и существенной трансформацией такого базисного социального процесса, как конкуренция. По словам Парка, «на каждом из последовательно расположенных уровней... индивид оказывается полнее инкорпорированным в социальный порядок, более подчиненным ему, нежели на предшествующем уровне. Общество повсюду является организацией контроля. Его функция состоит в том, чтобы организовывать, интегрировать и направлять усилия составляющих его индивидов. Наверное, можно сказать и так, что функцией общества везде является сдерживание конкуренции... Конкуренция на биотическом уровне... представляется относительно неограниченной. Общество, по факту своего существования, является анархичным и свободным. На культурном уровне эта свобода индивида конкурировать сдерживается конвенциями, пониманием и законом. Индивид более свободен на экономическом уровне, чем на политическом, и более свободен на политическом уровне, нежели на моральном. По мере развития общества контроль все более распространяется и усиливается, свободная коммерческая деятельность индивидов ограничивается...»1. Базисной (и в наименьшей степени социализированной) свободой является свобода передвижения на экологическом уровне; свобода на культурном уровне («свобода самовыражения») в наибольшей степени социализирована. Борьба за существование как форма конкуренции, присущая экологическому уровню, на высших уровнях уступает место ее сублимированным формам: экономической конкуренции, политическому конфликту и культурной ассимиляции. 1 Парк Р.Э. Экология человека. С. 398-399.
|