КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социально-экологический подходОсновные принципы социально-экологического подхода наиболее полно освещаются в статьях Р. Парка «Экология человека»1, «Физика и общество»2, «Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок»3 и Р. Маккензи «Экологический подход к изучению человеческого сообщества»4, «Область человеческой экологии», «Понятие господства и организация мира»5. Основная исходная посылка этого подхода состоит в том, что общество следует изучать в соотнесении с его средой. Каждое социальное образование (общество, сообщество, институт и т.д.) так 1 Парк Р.Э. Экология человека // Теория общества. М., 1999. С. 384-400. 2 Парк Р.Э. Физика и общество // Социальные и гуманитарные науки. 3 Парк Р.Э. Городское сообщество как пространственная конфигурация и 4 Маккензи Р. Экологический подход к изучению человеческого сооб 5 Маккензи Р. Понятие господства и организация мира // Личность. СОЦИОЛОГИЯ США или иначе размещено в физической среде, локализовано и конфигурировано в пространстве. Факт закрепления в среде роднит человека с растениями и животными, а потому при изучении человеческой социальной жизни могут быть с пользой применены некоторые принципы, разработанные в растительной и животной экологии, исследующей связь растительных и животных организмов со средой обитания. Уровень существования, на котором к человеческому обществу применимы эти общие экологические принципы, определяется как биотический. На этом уровне люди функционируют как обособленные живые организмы («социальные атомы»), передвигающиеся в пространстве, конкурирующие друг с другом за те или иные ресурсы и связываемые (в силу конкуренции) узами взаимозависимости. Силой, социализирующей и организующей индивидов на биотическом уровне, является конкуренция, принимающая форму борьбы за выживание. Живые организмы (как растения и животные, так и люди) в ходе конкуренции приспосабливаются к среде и друг к другу: они занимают в среде определенные «ниши», их конкурирующие притязания на ресурсы среды уравновешиваются, и на базе элементарного (или «естественного») разделения труда между ними образуется целостная территориально закрепленная единица, называемая сообществом, в которой они являются элементами, изменение одного из которых влечет цепочку изменений во всех остальных элементах. Такое естественное сообщество, прототипом которого служит природный ареал как целостная экосистема, является биотическим базисом для развития более сложных форм социальной жизни. Над биотическим уровнем общества возвышается культурный уровень, характеризующийся иными закономерностями и иной внутренней логикой. Его конституирует коммуникация, или субъективно осмысленное взаимодействие. На этом уровне люди выступают в своем сугубо социальном качестве: уже не как обособленные организмы, а как «персоны», обладающие способностью к «воображению» и целеполаганию, выстраивающие свои действия на основе интерпретации ожидаемых реакций других и выполняющие социальные роли. Культурный уровень общества — это уровень установившихся обычаев, норм, ценностей, конвенций. Именно на нем становится возможной самая сложная форма человеческого социального поведения — коллективное (корпоративное) действие; и основополагающим для него является принцип кооперации. Главная функция культурных конвенций — социальный контроль, регулирование биологических импульсов человека, сдерживание
|