КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История социологии. Принципиально важной является постановка Гиддингсом вопроса об отношении этой формы социальной оценки к прогрессуПринципиально важной является постановка Гиддингсом вопроса об отношении этой формы социальной оценки к прогрессу. Он предлагает два ответа. Один сводится к тому, что рациональное усовершенствование общества возможно осуществить путем критики социальных ценностей1. Чтобы обеспечить основы рационального социального выбора, общество должно точно оценить возможности использования каждого института или обычая, а также жертвы, необходимые не только для защиты отжившего, но и для его восстановления. В другом случае ученый исходит из того, что социальное поведение обусловлено комбинацией социальных ценностей, определенных рациональным выбором. «Сгруппируйте социальные ценности в определенном порядке, — пишет он, — и вы получите определенную форму социального поведения согласно неизменным отношениям, заложенным в законах социального выбора». Получается, что прогресс зависит, во-первых, от того, как сформулированы законы социального выбора, и, во-вторых, от комбинации социальных ценностей. Первым законом социального выбора Гиддингс называет «закон предпочтения какой-либо одной из достижимых целей», вторым — «закон социального выбора комбинаций и средств». Закон «предпочтения какой-либо одной из достижимых целей» гласит, что в любом социальном выборе «самым главным идеалом является идеал личной силы, или добродетели, в первоначальном смысле этого слова; вторым по влиянию является гедонистический, или утилитарный, идеал; третьим — идеал аскетического человека, пуританские добродетели самоограничения и, наконец, четвертым — идеал самоосуществления рационального сознательного человека». Но, уточняет ученый, если продолжается умственная и нравственная эволюция, то влиятельными должны становиться более высокие идеалы2. В этой формулировке Гиддингса основные ценностные понятия и представления рассматриваются с позиций классического буржуазного утилитаризма. В ней можно усмотреть также проявление сильного влияния дарвиновской и спенсеров-ской эволюционной доктрины с ее оппозицией коллективизму и поддержкой индивидуалистических идеалов. В основу определения «закона социального выбора комбинаций и средств» Гиддингс положил категорию «интерес». Согласно 1 Giddings F.H. Democrasy and Empire. N. Y., 1901. P. 59. 2 Гиддингс Ф. Основы социологии. Анализ явлений ассоциации и социаль СОЦИОЛОГИЯ США этому закону, «население с немногочисленными, но находящимися в гармоничном сочетании интересами будет консервативно в своих выборах. Население с разнообразными, но не находящимися в гармоничном сочетании интересами будет радикально в своих выборах. Только население, имеющее многочисленные, разнообразные и гармонично переплетающиеся интересы, будет постоянно прогрессивным в своих выборах»1. Следовательно, прогресс находится в функциональной зависимости от установления шаг за шагом более высоких идеалов, которые Гиддингс перечисляет в первом законе, и от создания многочисленных разнообразных и гармоничных интересов, названных им во втором законе. Представления Гиддингса о социальном прогрессе связывались, как видим, исключительно с миром разума. Ученый по существу предложил инструменталистский подход к социальным ценностям, связав социальный прогресс с необходимостью рационального выбора обществом только таких ценностей, которые полнее отвечают задачам общей пользы. Главное, что характеризовало эволюционистскую теорию Гиддингса, — это его идея о неизбежности социального прогресса, который он олицетворял с ростом материального благосостояния народа, увеличением его популяции, а также со все большей рационализацией поведения индивидов2. Социальный прогресс соотносится не только с его «объективными» характеристиками, но и с «субъективным фактором», т.е. с сознательной деятельностью людей. Сущность прогресса видится Гиддингсу в «расширении нравственной и умственной жизни», которое осуществляется с помощью такого психического фактора, как сознание рода3. Психологический подход к феномену общества предопределил и взгляды Гиддингса на социальную организацию, которая, по его разумению, предстает в двух формах: в форме «социального состава» и в форме «социального устройства». Эти формы социальных связей во многом напоминают «общность» и «общество» Ф. Тенниса, «механическую солидарность» и «органическую солидарность» Э. Дюркгейма. Основополагающим признаком групповых организаций Гиддингс считает «сознание себе подобия» или «сознание несходства с собой». «Социальный состав» представляет 1 См.: Гиддингс Ф. Основы социологии. Анализ явлений ассоциации и соци 2 Там же. С. 367. 3 См. там же. С. 368.
|