Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


История социологии. эпохи вплоть до VI в., когда на смену ей пришла христианская идеациональная культура




эпохи вплоть до VI в., когда на смену ей пришла христианская идеациональная культура. Господство последней длилось до XII в. В конце XII в. снова начинается процесс дезинтеграции культуры, в результате чего идеациональная культура уступает место ново­му, чувственному типу. В XIII в. «встреча» этих двух культурных потоков привела к зарождению европейской интегральной куль­туры, которая сохранялась на протяжении XIII и XIV вв. В XV в. в Европу приходит чувственный тип культуры. Его господство, продолжавшееся в течение более трех столетий — до XIX в., со­провождалось ростом экономики, интенсивным развитием по­литической жизни, созданием прекрасных образцов чувственных форм искусства (музыки, живописи, скульптуры, словесных видов художественного творчества). К концу XIX в. чувственная куль­тура впадает в состояние усталости и снова начинается процесс ее дезинтеграции. Состояние культуры XX столетия П. Сорокин характеризует как переходное, за которым должна последовать смена этого типа интеграционной суперсистемой. Все известные в истории человечества крупные цивилизации (египетская, вави­лонская, греко-римская, индуистская, китайская и др.), считает П. Сорокин, пережили последовательную смену выделенных им трех типов культур.

Содержание научных трудов П. Сорокина на позднем этапе американского периода его творческой деятельности (время, на­ступившее после окончания Второй мировой войны) составляют темы, изучение которых было начато ранее, или новые, подсказы­ваемые событиями текущей жизни. Он обращается к актуальной в то время для американского общества теме сексуальной рево­люции и ряду других. В центре его исследовательских интересов оказывается тема созидательного альтруизма. Силами специально созданного им научного центра он собирался разрабатывать спе­циальную теорию альтруизма, которая могла бы выполнять роль необходимой научной основы для реальных действий по реконс­трукции человечества, по преодолению бездуховности цивилиза­ции во имя вечных ценностей человеческой культуры.

Одним из предметов постоянного внимания и творческого поиска П. Сорокина всегда была история социологии. Первый опыт историко-научных исследований относится к российс­кому периоду, когда он обратился к анализу научного наследия П.Л. Лаврова1, опубликовал статью, посвященную личности своего

1 Основные проблемы социологии П.Л. Лаврова // Лавров П.Л. Статьи, воспоминания, материалы. Пг., 1922.


СОЦИОЛОГИЯ США 585

учителя М.М. Ковалевского1, разбор основных положений теории религии Э. Дюркгейма2, обзор важнейших исследований по тео­рии прогресса3 и др. В этих и других работах П. Сорокин знакомил читателей с развитием и современным состоянием социологии и психологии на Западе и в России. Широкая эрудиция позволяла ему устанавливать преемственные связи между социологическим знанием разных эпох и разных стран. Так, в небольшой обзорной статье об успехах психологии в США за 1914—1918 гг. он опубли­ковал весьма ценное для историков науки свидетельство амери­канского ученого о русских корнях чисто американской теории бихевиоризма, основу которой составили психофизиологические исследования школы И.П. Павлова и В.М. Бехтерева4. В начале американского периода (1927) появилась статья П. Сорокина о развитии социологии в России5. За этим последовал ряд изданий, в которых достижения мировой социологии и философской мысли представлялись во все более полном виде с точки зрения хроно­логических границ, тематического охвата опубликованных работ и критических оценок. В конце 20-х гг. вышел в свет обширный труд П. Сорокина, посвященный современным социологическим теориям6. К началу 30-х гг. им было подготовлено новое большое исследование, содержащее анализ социологических теорий XIX и XX столетий. Ряд работ историко-научного содержания вклю­чал материал по отдельным разделам социологии (например, об­зор теорий по социологии искусства). Историко-научные статьи публиковались в журналах и сборниках. И наконец, итог научных изысканий в области развития социальной мысли был подведен П. Сорокиным в книге «Главные тенденции нашего времени» (1964), русский перевод которой был опубликован в России в 1993 г.7

П. Сорокин многое сделал в области критики крайностей эм­пиризма в социологии. К этому его побуждало чрезмерное увле-

1 Духовный облик М.М. Ковалевского как мыслителя // Социологические
исследования. 1989. № 3.

2 Э. Дюркгейм о религии // Новые идеи в социологии. Сб. 4. СПб., 1914.

3 Обзор теорий и основных проблем прогресса // Там же. Сб. 3. Что такое
прогресс? СПб., 1914.

4 Состояние психологии в Америке за последние годы (с 1914 по 1918 г.) //
Вопросы изучения и воспитания личности. 1922. № 4/5.

5 Russian Sociology in the Twentieth Century // American Journal of Sociology.
\bl. 31. 1927.

6 Contemporary Sociological Theories. N.Y., 1928.

7 The Basic Trends of Our Time. N.Y., 1964.


586 История социологии

чение многих социологов микросоциологическими исследовани­ями, количественным анализом социальных явлений. Необходимо было отстаивать позиции теоретической социологии, не уповая на одни лишь конкретные социологические исследования, ибо они не дают информации об обществе в целом. В то же время его компетентная критика распространялась и на концепции крупных теоретиков. Авторитет П. Сорокина был столь высок, что он один из немногих отваживался критиковать теорию социального дейс­твия Т. Парсонса, с рядом принципиальных положений которой он не был согласен. Так, он не разделял трактовки Т. Парсонсом ключевых понятий его теории, не был согласен с объяснением им форм существования личности и отношений между людьми в груп­пах, возражал против отождествления Т. Парсонсом сознательных действий с действиями волюнтаристическими.

В Америке П. Сорокин продолжал общаться, а подчас и плодотворно сотрудничать с философами, историками и соци­ологами из России. Судьба свела его здесь с И.И. Лапшиным, Н.С Тимашевым, М.И. Ростовцевым, Г.Д. Гурвичем. Живя в Америке, он не переставал живо интересоваться тем, что проис­ходит на его родине, в России, в том числе в области социологии. Он был в курсе всех событий, регулярно знакомился с содержа­нием советских научных журналов, особенно журнала «Вопросы философии», и собирался написать солидную статью с изложени­ем своих взглядов на состояние социологической науки в СССР. Он надеялся на издание своих трудов на русском языке. Однако разрыв, который длительное время существовал между западной и советской наукой, препятствовал нормальным контактам меж­ду учеными. Это усугублялось разницей понятийных средств, тер­минологии. Необходимо было искать пути к смягчению позиций, преодолению заблуждений, проявляя терпимость, — одним сло­вом, налаживать нормальный диалог между учеными. Некоторые шаги в этом направлении были сделаны с обеих сторон, но, к со­жалению, наладить постоянные контакты со своими соотечествен­никами П. Сорокин уже не успел.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 95; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты