КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История социологии. Как ученый-социолог П. Сорокин формировался под влиянием своих первых учителей, крупнейших представителей отечественного позитивизмаКак ученый-социолог П. Сорокин формировался под влиянием своих первых учителей, крупнейших представителей отечественного позитивизма, прямых последователей О. Конта и Г. Спенсера. От них он унаследовал отношение к науке как к делу всей жизни, безграничную веру в силу знания. В становлении его как личности, как гражданина большую роль сыграли и те гражданские принципы и гуманистические идеалы, которыми жила передовая интеллигенция России в XIX — начале XX столетия. Он был воспитан на просветительских идеалах П.Л. Лаврова, что особенно наглядно проявилось в его юношеском увлечении агитационно-пропагандистской работой: в ней он видел свой высший нравственный долг перед народом. Заметное влияние на формирование П. Сорокина-социолога оказали труды западных ученых, которые он хорошо знал по первоисточникам. Свои собственные взгляды на раннем этапе научной деятельности он характеризовал как синтез воззрений Г. Спенсера на эволюционное развитие, скорректированный и подкрепленный оригинальными теориями русских мыслителей Н. Михайловского, П. Лаврова, М.М. Ковалевского, Е.В. де Роберти, Л. Петражицкого, М. Ростовцева, П. Кропоткина. Из социологов Запада наиболее созвучные ему идеи он находил в трудах Г. Тарда, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М. Вебера, Р. Штаммлера, К. Маркса, В. Парето. Будучи одним из первых представителей неопозитивистской социологии в России, он сам себя называл умеренным русским би-хевиористом. Предметом особого интереса уже на раннем этапе творчества Сорокина стали проблемы эволюции и социального прогресса, теории и методологии социологических исследований. Его работы всегда отличались широтой и разнообразием тематики. Он занимался исследованиями предмета социологии, механизмами развития и функционирования общества. Со студенческих лет его привлекала природа счастья, которую он тесно связывал с проблемой социального прогресса. В одной из ранних своих работ он задается вопросом: возможен ли прогресс в обществе, если из формулы прогресса исключить принцип счастья? Если, рассуждал П. Сорокин, параллельно с такими явлениями, как любовь к ближнему, рост солидарности, увеличение объема знаний, не происходит увеличения счастья, а то и просто наблюдается его уменьшение, то все эти явления оказываются «полуценностями». Эти размышления приводят его к пониманию необходимости знания механизмов взаимоотношений (взаимодействия) между людьми. Уже тогда он СОЦИОЛОГИЯ США приступает к разработке темы человеческих бедствий, исследует влияния космических, природных и социальных сил на сознание и поведение человека. В трудное послереволюционное время П. Сорокин собирает материал в местах, где особенно свирепствовал голод (Самарская губ.), проводит обширные эмпирические исследования, составившие основу его работ о влиянии голода на сознание и поведение людей. Еще одна тема исследований российского периода была обусловлена необходимостью изучения национальных аспектов человеческих отношений. В них он видел одну из наиболее существенных сторон жизни общества. Выработка наукой представлений о перспективах дальнейшего развития человечества требовала изучения особенностей государственного и мирового устройства. Исследовательский поиск П. Сорокина во всех этих направлениях получил отражение в научно-популярных брошюрах, публиковавшихся им в 1913-1917 гг.1 Симптоматичен рост популяризаторской деятельности ученого, ее заметная активизация летом 1917 г. Изучение этой стороны творчества П. Сорокина, имеющей большое значение для получения всеобъемлющей картины его деятельности, многое может дать и для освещения темы «Роль социолога в обществе». Итогом интенсивной научной работы начинающего социолога стало его первое солидное исследование — дипломная работа «Преступление и кара, подвиг и награда». Исходя из принятого им понимания социологии как науки о совместной жизни людей, необходимо зависимых друг от друга, П. Сорокин в первую очередь устанавливает существующие формы зависимости в обществе: экономическую, культурную, биологическую, территориальную и социальную. Он определяет социальные явления как виды психического взаимодействия индивидов, реализуемого в актах их поведения. При этом подчеркивается обязательность одинакового понимания индивидами символов, без чего невозможно общение между ними и формирование социальных групп. Процесс символизации, этот необходимый элемент психических процессов, получил у П. Сорокина широкую трактовку как состоящий из 1 Сорокин П. Преступность и ее причины. Рига, 1913; Он же. Самоубийство как общественное явление. Рига, 1913; Он же. Кому и как выбирать в Учредительное собрание (по новому закону о выборах)? М., 1917; Он же. О свободах. Неотъемлемые права человека и гражданина. Пп, 1917; Он же. Что такое монархия и что такое республика? Пг., 1917; Он же. Проблема социального равенства. Пп, 1917; Он же. Причины войны и пути к миру. Пп, 1917; и др.
|