КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Урбанизация страныНа протяжении двух послевоенных десятилетий повседневная жизнь не только постепенно налаживалась — в ней все более ощутимо проявлялись новые качественные черты. Менялась атмосфера в обществе, общий стиль и качество жизни. Пожалуй, важнейшим фактором этих изменений было повсеместное распространение городской культуры и охват ею широких слоев населения страны. С начала 1960-х до середины 1980-х годов в города переехало более 35;млн человек, что составляло приблизительно пятую часть всего населения страны. Всего же с 1939 по 1980;гг. население городов увеличилось с 56 до 180 млн чел. Согласно переписи населения 1979 г., численность городского населения составляла 62%. Этот массовый исход деревенского населения в города стал результатом последовательной реализации "приоритетов" социально-экономического развития, среди которых промышленности придавалось первостепенное значение, а деревня рассматривалась прежде всего как источник дешевых рабочих рук и инвестиций. Как бы то ни было, но превращение страны из крестьянской в городскую стало следствием ее модернизации. В 1960—1980-е годы происходил рост небольших и средних городов. Однако наиболее стремительно развивались крупные городские центры, население которых превышало 1 млн человек. За этот период их число увеличилось с 3 до 23, а к концу 1980-х годы в них уже жила четвертая часть населения СССР.Если сами новые горожане пополняли премущественно ряды рабочих, то их дети 1960-х и последующих годов рождения устремлялись главным образом в вузы. Это был естественный выбор в условиях высокого социального престижа высшего образования, открывающего более благоприятные возможности для карьеры и повышения социального статуса. Поэтому уже к началу 1980-х годов около 40% городских жителей имели вузовские дипломы. В реальной жизни это означало их включение в категорию служащих и интеллигенции. В городах явно обозначились признаки явления, называемого структурной безработицей, которое на официальном уровне тщательно скрывалось. Это выражалось в использовании на вспомогательных и обслуживающих работах вчерашних выпускников вузов, поскольку все вакансии инженерно-технических работников (ИТР) по негибкому штатному расписанию были уже заполнены. Ситуация усугублялась системой обязательного распределения молодых специалистов, реальной потребности в которых у предприятий не было. Труд инженера обесценивался, терял прежнюю социальную значимость. Повсеместно происходила дисквалификация невостребованных обществом молодых ученых, которые "просиживали" положенное время в многочисленных ведомственных научно-исследовательских институтах (НИИ), так и не внедрив ни одной из разработок. Заработная плата была слабо связана с эффективностью труда, процветала "уравниловка". Материальные стимулы к труду отсутствовали и в деревне, где оплата колхозников никак не была связана с конечным результатом. Поскольку экстенсивные факторы были уже исчерпаны, то на селе все более остро ощущался дефицит рабочих рук. Выход был найден в массовой "шефской помощи" селу, когда молодые специалисты, студенты, ученые каждый год в "добровольно-принудительном" порядке отправлялись "на картошку", убирать сахарную свеклу или перебирать полусгнившие овощи на овощных базах. Большая часть населения города теряла интерес к основной трудовой деятельности, старалась внутренне от нее дистанцироваться. Возникает особый тип городской субкультуры, названный в западной литературе "кухонной культурой". На самом деле круг неформального общения людей далеко не ограничивался "кухней". Животрепещущие споры велись во время "перекуров" на производстве, на молодежных "тусовках". Наряду с таким общением получают популярность турпоходы, особенно престижно становится заниматься альпинизмом и горными лыжами. Именно на досуге складывались сообщества единомышленников, зачастую направлявших всю свою активность на эту не основную деятельность. Наиболее точно этот дух городской жизни удалось выразить в своем творчестве Владимиру Высоцкому. Со второй половины 1970-х годов в городской среде возникают неформальные объединения, которые сначала были ориентированы преимущественно на культурно-спортивную жизнь. Среди таких объединений получают распространение клубы самодеятельной песни, любителей бега, самодеятельные театры, общества помощников реставраторов, проводивших отпуска и выходные на благоустройстве памятников старины. Именно эти "городские микромиры" с началом перестройки и гласности активно включатся в политические процессы на низовом уровне.
|