КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формационная и цивилизационная парадигма истории.
Формационный подход К. Маркса и Ф. Энгельса.
|
Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.
| Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая новая формация является более высоким типом организации общества.
| Достоинства формационного подхода - понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса.
| Недостатки - неучет других факторов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой.
|
Механизм перехода от одной формации к другой.
|
В общественно-экономической формации есть дива главных компонента - базис и надстройка. Базис - экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка - государство, политические, общественные институты. К переходу от одной формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.
| Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт€. противоречия между новым уровнем развития производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным или мирным путем происходят изменения в экономическом базисе - производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.
| Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки - возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.
|
Пять общественно-экономических формаций, выделенных К. Марксом
|
Первобытнообщинная формация
|
Примитивные формы организации труда - ручной труд;
| Отсутствие частной собственности - общая собственность на средства и результаты труда;
| Равенство и личная свобода;
| Отсутствие принудительной публичной власти;
| Слабая общественная организация - объединение в племена по кровнородственному принципу, совместное принятие решений.
|
Рабовладельческая формация
|
Частная собственность на средства производства, в том числе на рабов;
| Социальное неравенство и классовое расслоение;
| Государство и публичная власть;
|
Основывалась на крупной земельной собственности особого класса землевладельцев - феодалов;
| Труд свободных, но зависимых экономически от феодала крестьян;
| Особые производственные отношения в городах.
|
Капиталистичекая формация
|
Основную роль в экономике начинает играть промышленность;
| Усложняются средства производства - механизация, объединение труда;
| Промышленные средства производства принадлежат буржуазии;
| Основной объем труда выполняют свободные наемные рабочие, экономически зависимые от буржуазии.
|
Коммунистическая формация
|
Отсутствие частной собственности на средства производства;
| Государственная собственность на средства производства;
| Труд рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;
| Справедливое равномерное распределение совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;
| Высокий уровень развития производительных сил и высокая организация труда.
|
Цивилизационный подход к развитию общества.
|
Цивилизация - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.
Один из основоположников теории локальных цивилизаций Арнольд Тойнби считал, что история – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли.
|
Основные цивилизации оставившие яркий след в истории человечества и косвенно повлиявшие на другие цивилизации.
|
Шумерская;
| Вавилонская;
| Минойская;
| Эллинская;
| Китайская;
| Индусская;
| Исламская;
| Христианская.
|
Локальные цивилизации, замыкающиеся в национальных рамках, их около тридцати: американская, германская, русская и др.
|
Движущие силы цивилизации по Тойнби:
|
вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);
| ответ цивилизации в целом на этот вызов;
| деятельность великих людей, талантливых, “богоизбранных” личностей.
|
Внутренняя структура цивлизации:
|
Творческое меньшинство, которое ведёт за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.
|
Инертное большинство склонно “тушить”, поглощать энергию меньшинства. Это ведёт к прекращению развития, застою.
|
Стадии, через которые проходит каждая цивилизация:
| зарождение;
| рост;
| надлом;
| дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
|
Теория стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии).
|
Традиционное общество. Существуют аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников;
| Переходящее общество. Растёт сельскохозяйственное производство, появляется новый вид деятельности – предпринимательство и соответствующий ему новый тип предприимчивых людей. Складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание. Таким образом, созревают предпосылки для перехода общества на новую ступень развития;
| Стадия “сдвига”. Происходят промышленные революции, за которыми следуют социально-экономические и политические преобразования;
| Стадия “зрелости”. Идёт научно-техническая революция, растёт значение городов и численность городского населения;
| Эра “высокого массового потребления”. Наблюдается значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики.
|
Понятие формации имеет значение как системообразующего начала всего социально-экономического и политического строя данного общества. Формации различаются по доминирующим формам собственности. Переход от одной формации к другой обусловлен сменой форм собственности на основные средства производства, происходящей под влиянием прогресса производительных сил, открывающего новые материальные возможности для человеческой деятельности, для формирования общественных отношений.
В понятии цивилизация объединяются социальные и культурные аспекты жизни общества, цивилизация представляет собой этап истории, начинающийся вместе с выходом истории из естественного, т.е. первобытного, состояния и развивающемся далее на основе им самим создаваемых предпосылок, что она характеризует преемственность в развитии общества.
Если теория формаций ориентирована на выявление закономерностей, присущих обществу на различных этапах истории, а так же его структуры на каждом из этих этапов, то цивилизационный подход решает совершенно иные познавательные задачи. Две из них являются главными. Первая — это анализ социальных механизмов деятельности людей, обеспечивающих саму возможность существования общества на данном, т.е. цивилизованном уровне, уберегающих его от распада и одичания. Эти механизмы постоянно развиваются, совершенствуются или устраняются. Если тот или иной механизм устраняется, то начинается деградация связанных с ним социальных структур. Каждая последующая формация является и шагом вперед в развитии цивилизации, а не посягательством на ее основы. Гибель тех или иных цивилизаций в прошлом не останавливала исторического движения, потому что это были локальные катастрофы.
Прогресс цивилизации при всей его противоречивости все-таки связан с развитием и совершенствованием ее социальных механизмов. Эти механизмы обеспечивают для жизни современного общества развитие производительных сил, техники, науки, поддерживают соответствующую динамику общественных отношений.
Вторая задача, которая решается цивилизованным подходом к истории, — выявление ее человеческого измерения, механизмов формирования личности цивилизованного человека, анализ культуры, как меры развития человека, его способности к деятельности.
Понятие «цивилизации» шире понятия формации, однако эту ее объемность нельзя рассматривать упрощенно: нельзя скажем утверждать, что цивилизация — это формация плюс сфера культуры данного общества. Различия между этими категориями обусловлены еще неадекватностью структурных связей между явлениями и процессами.
Итак, такие понятия как цивилизация, формация и культура нельзя уравнять, но в то же время они тесно связаны между собой.
Каждая из рассматриваемых парадигм необходима и важна, но недостаточна сама по себе. Так, цивилизационный подход сам по себе не может объяснить причины и механизм перехода от одной ступени цивилизации к другой. Подобная недостаточность обнаруживается и при попытках объяснить, почему интеграционные тенденции в прошлой истории тысячелетиями, начиная с рабовладельческого общества, прокладывали себе путь в дезинтеграционных формах.
И «формационщики» и «цивилизационщики» обладают обширными возможностями для преодоления односторонности и обогащения своих концепций. В частности, «формационщикам» наряду с задачей освобождения своей концепции от того, что не выдержало проверку временем, предстоит наверстать длившееся десятилетиями отставание марксизма в разработке проблем, связанных с цивилизацией.
Взаимосвязь между формационным (с его экономическим базисом) и цивилизационным (с его технико-технологическим базисом) реальна и осязаема.
|