Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Практика как деятельность человека. Структура практики. Разновидность практики.




Основной формой проявления жизни человека является деятельность - чувственно предметная, практическая, и духовная, теоретическая. Человек - активное существо. Он активно воздействует на окружающие его вещи, придает им форму и свойства, необходимые для удовлетворения его общественных и личных потребностей. Именно в преобразовании мира человек придает определенность своему бытию.

Практика - материальная, чувственно-предметная, целеполагающая, целенаправленная деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу и движущую силу развития человеческого общества и познания. . Все, что выступает как деятельность человека, есть практика. Непрактикой является отсутствие деятельности в ее специфических человеческих качествах. Если природные процессы не вовлечены в сферу деятельности человека, то они не относятся к сфере практики.

Структура практики

субъект - человек с его целями, знаниями и навыками:
объект практического действия - то, на что направлена деятельность человека;
цель — это субъективный образ желаемого будущего. Это то, ради чего предпринимаются определенные действия;
целесообразная деятельность - деятельность преследующего свои цели человека;
средства практики - все, что используется ради достижения цели. Орудия труда, знания и жизненный опыт людей;
результат практики - реализованная цель.

Виды практики:

Материально-производственная - форма практической деятельности, лежащая в основе всех остальных видов и форм жизнедеятельности человека в целом; Социально-преобразующая - направлена на реальное практическое преобразование условий нашей жизни, общественных отношений, самих людей; Научно-экспериментальная - форма, превращающаяся в непосредственную производительную силу, средство управления социальными процессами; Техническая - представляет собой важнейший элемент производительных сил, определяющих характер и содержание способа производства, она тесно связана с преобразованием тех или иных устройств, созданных человеком - артефактов.

 

Такая дифференциация видов практики относительна, ибо в реальной жизни они взаимосвязаны и взаимозависимы. Природные и социальные компоненты среды жизни человека и общества образуют единое целое: мир природных состояний является отражением мира социальных состояний и, наоборот, жизнь общества, общественные отношения существенно зависят от состояния той природной среды, в которой люди живут и действуют.

Оценка феномена практики в различных способах философствования.

В античном обществе тяжесть физического труда была уделом рабов. Наиболее высокой формой деятельности считалось созерцание мудреца. Созерцательное отношение к действительности перемещает проблематику практики в разум человека. Учение о практике выступает как этика. Через всю мировую философию проходит традиция этического понимания практики.
Христианство первоначально рассматривало труд как проклятие, наложенное Богом на человека. Главная форма деятельности связывается со служением Богу, а это прежде всего молитва и все, что с ней связано.
В Новое время в борьбе против схоластики практическая направленность философии подчеркивалась английскими философами (Бэконом, Гоббсом, Локком). Стремление создать философию, имеющую применение в жизни, основывается на могуществе разума. Во всей философии Нового времени в качестве подлинной формы деятельности рассматривается мыслительная деятельность. Кант вводит градации разума: теоретический разум созерцает мир вещей; только практический разум преодолевает границы созерцательного отношения к объектам, и поэтому он имеет приоритет над теоретическим разумом. Практический разум выступает как воля, а практика — как нравственно-справедливое деяние. Практика характеризуется Кантом в категориях цели, свободы, воли, нравственности. Гегель делает решительный шаг по освобождению практики от субъективной установки. Он обращает свое внимание на категорию средства. Средство, по Гегелю, обладает преимуществом перед целью, а именно "всеобщностью наличного бытия". Субъективное единично, а средство всеобще. Для Гегеля труд есть самопорождение человека, но реализует он логику не человека, не средств производства, а абсолютного духа. Абсолютный дух как целое реализуется в своих абстрактных моментах в теории и практике. Практика выше теоретического познания, ибо она обладает достоинством не только всеобщности, но и действительности. К гегелевским приоритетам объективного над субъективным, практического над теоретическим, средств над целью самым теснейшим образом примыкает марксизм, который Грамши, итальянский философ и политический деятель, называл философией практики.
Для многих направлений западной философии XX в. практика есть деятельность индивида, понимаемого как волевое (прагматизм), рациональное (неопозитивизм) существо, реализующее свою свободу в проекте и выборе (Сартр). В философии Гуссерля практика содержит все формы активности человека, из которых, однако, философский анализ вычленяет чистое знание, теорию. Именно это знание становится предметом анализа. Для Хайдеггера "бытие-в-мире" человека есть обхождение с вещами. Сфера общественно-практического обладает неподлинным бытием, в ней источники кризиса человечества.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 548; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты