Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Человек и понятие «картина мира».




 

Картина мира — это совокупность знаний о мире: о природе, обществе, человеке. Человек всегда стремился сделать понятным окружающий его мир, осмыслить свое место в нем, т. е. осуще­ствить потребность в создании картины мира. Каждая из картин мира, возникающих в общественном сознании, включает в себя несколько устойчивых компонентов. У каждой картины есть ее смысловой центр, вокруг которого располагаются все компонен­ты, составляющие целостный образ вселенной.

 

Обыденная картина мира - совокупность общих представлений о социальной реальности, которыми обладает простой человек . Обыденная картина действительности представляет мир как еди­ный и единственный. Он единственный, потому что никакие другие миры не интересуют человека, занятого обыденными делами. Нередко человеку бывает невозможно отвлечься от повсе­дневности. Чрезмерная концентрированность на практическом достижении повседневных целей сужает картину мира до того жизненного пласта, где сосре­доточены основные цели и задачи, лишает возможности выйти к другим возможным мирам. Человек является естественным центром для повседневного видения реальности, поэтому человеческая жизнь выступает здесь как безосновная и беспредпосылочная данность, как факт, который есть. Вопрос о его происхождении не ставится. Высшие цели и ценности, существующие в рамках повседнев­ной картины мира, диктуются конкретным обществом и конкрет­ной культурой.

 

Религиозная картина мира - целостная сис­тема представлений об общих свойствах и закономерностях при­роды, возникающих в результате обобщения и синтеза религиоз­ного опыта людей. Религиозная картина мира делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потусторонне­го. Она не существует как целостная система знаний, потому что основана на знании-вере. Земное и небесное, сфера человеческо­го и сфера Божественного — вот что является смыслом религиоз­ных размышлений. Постороннее и трансцендентное всегда слож­но и противоречиво связаны, но религиозное, богословское сознание стремится показать эту связь как понятную человече­скому уму, однако подразумевая интуитивное постижение.  

 

Научная картина мира - целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях мира, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов. В ее структуре можно выделить два главных компонента понятийный и чувственнообразный. Концептуальный компонент представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время и др.), принципами (системное единство мира, всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность явлений), общенаучными понятиями и законами (закон сохранения и превращения энергии). Чувственнообразный компонент научной картины мира — это совокупность наглядных представлений о природе (планетарная модель атома, образ Meтагалактики в виде расширяющейся сферы).


Философия как тип мировоззрения осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира. Объект мировоззрения — мир в целом, но его предмет, т.е. то, что мировоззрение выделяет в объекте, — взаимоотношение мира природы и мира человека, или употребляя термин античной философии — макрокосмоса и микрокосмоса. Главная тема философии — соотношение человека и мира, взя­тое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познаватель­ном, ценностном, деятельностном. Именно поэтому филосо­фские картины мира множественны и не похожи одна на другую. Их всегда объединяют между собой интеллектуальность рассмо­трения и вечное сомнение в собственных утверждениях, постоян­ная критичность. Это резко отличает философское представле­ние о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой. Философские картины мира весьма многообразны, однако все они строятся вокруг отношений «мир — человек» или «чело­век — мир». В этом различии присутствуют две ведущие линии в философском знании, которые можно условно назвать объек­тивистской и субъективистской. Объективистские концепции независимо от того, являются ли они материалистическими или идеалистическими, отдают прио­ритет миру, полагая, что он так или иначе объективен. Субъективизм в противоположность объективизму мир, об­щий для всех живущих субъектов, заменяет на множество миров. Я — сам себе вселенная, я вижу действительность исключительно со своей точки зрения, пребывания в своих ситуациях. Вся иная действительность преломляется через мое уникальное субъектив­ное «я», потому очень трудно выявить что-либо объективное. Огромная разница между объективностью и субъективностью как раз и составляет основу философского поиска.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 335; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты