КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос. Материалистическая диалектика как всеобщий метод познания и преобразования мираМы с вами уже говорили о том, что материалистическая диалектика как теория и метод была разработана немецкими философами XIX в. К.Марксом и Ф.Энгельсом. Они четко показали, что необходимость в создании новой формы диалектики - материалистической: было обусловлена потребностями развития науки, философии, экономической теории и социально-исторической практики. Предшествующими ей формами были: античная стихийная диалектика и идеалистическая диалектика Гегеля. Материалистическая диалектика предстала как учение о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. В ней материализм и диалектика слились воедино, что позволило освободиться от тщетных поисков сверхестественных сил в объекте познания, от субъективного произвола в подборе и объяснении фактов, от односторонности в научном познании. Надо признать, что объективная потребность и необходимость знания сущности диалектики и её применения ученым и производственником в своей работе обусловлена диалектической природой самого познаваемого мира, человеческого мышления и сущности познавательного процесса. Об этом подробно мной изложено во второй лекции по "Философии бытия". Материалистическая диалектика представляет собой единство теории и метода. Как теория, она представляет собой систему принципов, законов и категорий. Основными принципами диалектики являются принципы всеобщей связи, развития, единства мира, противоречия, отражения, практики и д.р. основные законы материалистической диалектики – законвзаимного перехода количественных изменений в качественные, раскрывающий механизм развития материального мира, закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник развития, коим является противоречие; закон отрицания отрицания, раскрывающий направление и преемственность развития, категории диалектики – единичное, особенное, общее и всеобщее; необходимость и случайность; причина и следствие; сущность и явление; форма и содержание; возможность и действительность. Диалектика как метод представляет собой идеальную модель непрерывно и объективно развивающейся природы, общества и мышления. В конечном счете, материалистическая диалектика есть такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в их взаимосвязи, взаимозависимости, взаимодействии противоположных сил и тенденций, в их противоречивом изменении и развитии по объективным законам. По существу своему, материалистическая диалектика носит всегда критичный характер и направлена не просто на познание мира, но, в первую очередь, на его преобразование. Развитие науки и философии в начале XV в. подтверждает тот факт, что недостаточно знать всеобщие законы диалектики, которым подчиняется история развития природы, общества и мышления. Одно дело – стихийная диалектичность мышления,а другое – её сознательное применение как единства теории и метода. Она дает возможность студенту правильно пользоваться понятиями, узнавать строгую и имманентную взаимосвязь явлений действительности, их противоречивость и изменчивость. Без овладения диалектикой как всеобщим философским методом невозможно выявить тот огромный пласт общечеловеческой культуры, который лежит в основании любой науки и научного знания в целом. Более того, плодотворная творческая деятельность ученых и практиков – инженеров вне использования диалектики просто невозможна и немыслима. Таким образом, современный этап в развитии гносеологии находится на принципиально новом витке осмысления природы современного знания – этапе гуманизации, введения "человеческого фактора" в познавательный процесс, понимания современного знания как единства объективного и субъективного, собственно познавательного (когнитивного) и ценностного (аксиологического), явного и неявного аспектов. Это будет означать и способствовать не только переосмыслению прежнего понимания сущности, природы и структуры научного знания, но и освоению, с помощью философии, его новых уровней, методов и форм, во благо науки и человека.
|