Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Диалектический характер познавательного процесса, его основные ступени и формы




При рассмотрении первого вопроса нашей лекции мы пришли к диалектическим выводам о том, что познание в целом, вся познавательная деятельность есть единство результата и процесса, единство объективного и субъективного, статики и динамики. Наша задача сейчас выяснить: каким же образом осуществляется адекватно реальный процесс познания? В чем состоит суть его диалектичности?

Даже в современных учебниках по философии зачастую диалектичность познавательного процесса сводится к простой констатации и интерпретации двух основных ступеней познания (чувственной и рациональной) и их основных форм, «забывая» (осознанно или неосознанно) тот факт, что осмысление диалектического характера познавательного процесса предполагает уяснение специфики и особенностей прироста и приращения знаний, без понимания которых проблема диалектичности познавательной деятельности превращается в формально – логическую теорию.

Априори мы должны констатировать, что диалектика познания детерминирована, в конечном счете, диалектической природой самого познаваемого мира, диалектической природой самого мышления, всей мыслительной деятельности в целом и диалектической природой собственно познавательного отношения к миру, фиксируемой и отражаемой как в основных ступенях познания, так и в основных уровнях (предпосылочном, эмпирическом и теоретическом).

Диалектическую природу самого познаваемого мира и самого мышления мы уже с Вами разобрали, когда изучали тему «Философия бытия», останавливаясь на характеристике объективной потребности, для будущих ученых и инженеров ─ металлургов, в освоении и усвоении диалектики как метода и теории и необходимости применения этих знаний в будущей деятельности по окончании университета. Философов – метафизиков интересовал вопрос не о том что представляет собой знание, а как из старого знания возникает новое? Так возникли два течения в теории познания – сенсуализм и рационализм.

Представители сенсуализма полагали, что знание появляется там, где появляется новый чувственный образ. С их точки зрения, знать – значит ощущать. Поэтому новое знание – это всегда естественный дар природы. Появляются новые вещи – значит совершается переход от незнания к новому знанию.

Такого рода «упрощенный» вариант не мог устроить представителей рационализма, для которых основной формой знания является не чувственный образ, а понятия и их понимание.

Там, где есть переход к новым понятиям, - считают рационалисты, там появляются новое знание; нет перехода к новым понятиям – нет и развития человеческого познания.

И все же, каковы основания диалектики познавательного процесса?

Прежде чем ответить на данный вопрос, мы должны с вами разобраться в природе и сущности чувственной и рациональной (логической) ступеней познания и их формах.

Итак, начальной ступенью познания является чувственная ступень. Почему? А дело в том, что эта «первичность» обусловлена а) конкретно – историческим характером общественного разделения труда и ее высшей ступенью – отделением умственного труда от физического; б) априорно – чувственный природой самого человека (т.е. наличием у человека органов чувств, на основе которых осуществляется первоначальный контакт человека с миром. Не случайно в философской гносеологии марксизма было подчеркнуто, что процесс познания осуществляется «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике (я бы добавил – «на основе практики А.А.) – таков диалектический путь познания объективной реальности».

Итак, познание, будучи высшей формой отражения мира, позволяет «открыть» законы развития этого мира, которые в своей идеальной форме воспроизводят предметы и явления во всем многообразии их свойств и признаков.

Человек ничего не может знать о мире без того первичного материала, который он получает от органов чувств.

Поэтому мы можем отметить, что чувственная ступень познания – это первичная ступень познания с помощью 5 (пяти) органов чувств. Это те каналы, с помощью которых человек как субъект познания получает первичную информацию о мире во всей его красочности и многообразии. Одним словом, чувственное познание дает нам непосредственное знание о мире.

К основным формам чувственной ступени познания относятся ощущения, восприятия, представления.

а) Ощущение представляет собой начальную форму чувственного познания. Оно дает нам знание лишь об единичных, отдельных свойствах предмета. Но здесь уместен такой вопрос: любой предмет обладает только одним свойством или признаком? Очевидно, что нет, ибо в нем всегда существует несколько или множество свойств или признаков (например, цвет, форма, вес, величина, твердость, температура и.т.д.).

Как же правильно и адекватно познать предмет? Ведь здесь мы обнаруживаем противоречие между ощущением, способным отразить и получить лишь отдельные знания и наличием в самом предмете множества свойств или признаков.

Как разрешить это противоречие?

С одной стороны, кажется, что должно быть несколько видов ощущений – зрение, осязание, слух, обоняние и др., с помощью которых можно понять и познать многообразие свойств предмета. Но оказывается, что сумма ощущений еще не дает знание предмета в его целостности, Поэтому существует вторая форма чувственного познания – восприятие, с помощью которой формируется целостное знание и понимание предмета. Как ощущение, так и восприятие – это формы знания связанные с непосредственным воздействием предмета на органы чувств. Приобретенное знание, в этом случае, теряется или нет? Очевидно, нет, ибо у человека сформировалась третья, высшая форма чувственно отражательной деятельности, получившая название – «представление». Ее существование связано с памятью, с помощью которой человек как субъект познания выходит на уровень опосредованного отражения мира.

В целом, следует сказать, что чувственное познание - это ступень непосредственного отражения мира и получения знания о внешних, единичных, преходящих свойствах или признаках вещей. Но ведь, с одной стороны, человек, помимо органов чувств, наделен еще способностью к мыслительной деятельности, отличающего его от животного мира, а с другой, в любом явлении всегда существуют как внешние, так и внутренние свойства; любой предмет есть единство результата и процесса, как случайных, так и необходимых характеристик. В этом плане, чувственная ступень познания не позволяет, по своей природе и сущности, проникнуть в глубинные, сущностные параметры бытия мира и познать законы его развития.

Чувственное познание – это фундамент человеческих знаний, но не само здание. Кроме того, человек всегда стремится и стремился узнать внутреннюю природу мира, его скрытую сущность и закономерности его развития.

А это оказывается возможным лишь с помощью рациональной или логической ступени познания. Поэтому, рациональная ступень – это опосредованное познание мира, с помощью мышления, направленное на раскрытие его сущности и закономерностей развития.

Основными формами логической ступени познания являются: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это начальная форма логического познания, в которой отражаются наиболее общие и существенные признаки предметов и явлений (например, понятия – «плод», «общество», «человек», «наука» и др.).

В понятии обобщается опыт, практика человека. Прежде чем люди научились образовывать понятия, они научились, или точнее, развили способность абстрагирования (отвлечения), с помощью которого происходил переход от внешнего к внутреннему, от явления к сущности и т.д.

Умение мыслить, оперировать понятиями не является врожденной человеческой способностью, а приобретается и совершенствуется в ходе практического познания и преобразования мира.

Познавательная ценность понятий состоит в том, что с их помощью выделяются наиболее существенные, общие признаки в предмете, отвлекаясь от их частных, индивидуальных. Понятие характеризует не тот или иной предмет, а целый класс предметов, объединенных всеобщим признаком (например, человек как разумное существо, наделенное способностью к мыслительной деятельности).

Если, например, восприятие и представление имеют определенный аналог в действительности (можно указать на определенный, конкретный предмет, отображением которого они являются), то понятие такого аналога не имеет (например, понятие «яблоко»; в экономической науке, например, понятие «стоимость», в философии «бытие», материя и др.).

Суждение – следующая форма логического познания, в которой устанавливаются определенные отношения и связи между понятиями. В суждении всегда что либо отрицается, либо утверждается наличие того или иного отношения (например, сахар растворяется в воде).

Всякое суждение имеет определенную структуру:

1. субъект (s) - предмет рассуждения;

2. предикат (p) – понятие, с котором мы соотносим субъект;

3. связка (в утвердительном или отрицательном суждении) всегда есть связка «есть», «не есть».

Сами суждения могут быть единичными (например, Киев – столица нашей страны), общими (студенты - учащиеся Вуза), частными (некоторые города являются столицами государств).

Суждения являются важнейшей формой познавательной деятельности, ибо в науке, в этой форме, как правило, ставятся и фиксируются научные проблемы.

Умозаключение – высшая форма логического познания, в которой на основе двух или нескольких суждений (называемых в логике – посылками) делается обобщающий вывод.

Например: Все люди смертны

Иван – человек

Иван смертен.

Умозаключение является важнейшим способом или формой получения нового знания при условии, если искомые суждения (или посылки) носят истинный, а не ложный характер, и в ходе его познания используются строго определенные логические правила.

Таким образом, логическая ступень познания «выводит» познающего субъекта на более высокий уровень, позволяя понять сущность бытия, выявить его основные закономерности функционирования и развития.

Переход от чувственной ступени познания к рациональной обусловлен, с одной стороны, самой природой и сущностью человека как субъекта познания, а с другой, необходимостью за внешней стороной мира раскрывать внутренние глубины, сущностные пласты, позволяющие открывать законы развития.

Поскольку абстрактное мышление «отстоит» дальше от действительного, эмпирического мира, чем чувственное познание, постольку оно в большей степени содержит возможность «отлета» от самого мира.

В месте с тем, мышление позволяет глубже познать мир, его ментальные и латентные формы.

Надо признать, что взаимодействие 2-х ступеней познания возможно лишь на базе практической деятельности. В практике как бы чувственно предметное и мыслительное содержание познания слиты воедино, ибо это связано с человеческой природой и сущностью.

В процессе подготовки к практическим занятиям разберитесь с основными видами практики: материально – производственной, научной, общественной. И, кроме того, прокомментируйте и выпишите в своих рабочих тетрадях: в чем заключается абсолютный и относительный характер практики?


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 472; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты