Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Универсальные связи бытия и их выражение в категориях диалектики: единичное и общее, явление и сущность.




Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений. Сам факт связи вещей, событий заметить нетрудно: жизнь ежечасно, ежеминутно дает тому массу примеров. Труднее понять, что взаимозависимость, переходы одних явлений в другие отражают всеобщее свойство движущейся материи, выступают как проявление всемирной универсальной связи объектов, «всего со всем».

В поле внимания диалектики издавна попали универсальные связи, пронизывающие все бытие. Так, одной из центральных проблем античной философии, в размышлениях над которой формировалось диалектическое искусство, была проблема «единого и многого». Она не утратила своего значения и по сей день. Различия стран, народов, людей и общечеловеческие ценности, интересы – вот одно из современных проявлений этой «вечной» проблемы. И в веках она приобретала все новые обличья: связь единичного, а общего, части и целого, инвариантного и варьируемого и т.д. Такие универсальные связи бытия стали важным предметом диалектики. Формой познания сложных, гибких, противоречивых универсальных связей бытия служат категории диалектики. Категориальные связи постепенно осмысливались как диалектические закономерности.

Философское мышление открывает всеобщие черты, отношения, присущие не каким-то отдельным видам явлений, процессов, а всему бытию. Знания такого рода выражаются в универсальных формах человеческого мышления – категориях. Философские понятия, в которых универсальные связи бытия осмысливаются в их сложной, гибкой, противоречивой динамике, образуют группу категорий диалектики. Их взаимосвязи выражают всеобщие принципы разумения, исследования.

Для диалектики характерно формирование парных категорий, отражающих «полярные» стороны целостных явлений, процессов.

Единичное- это философская категория обозначающая объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от всех других объектов и составляющих его индивидуальную, качественную и количественную определенность. Отражаясь в нашем сознании в виде чувственного образа или понятия, единичное обозначается именем собственным или указательным местоимением, или другим конкретизирующим средством языка.

Общее - это философская категория обозначающая единое во многом. Единство может выступать в форме сходства или общности свойств, отношений предметов, объединяемых в определенный класс, множество. Общие свойства и отношения вещей познаются на основе обобщения в виде понятий и обозначаются нарицательными именами: «человек», «растение», «закон», «причина» и т.д.

Особенное, философская категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов - единичного и общего (всеобщего). Обычно особенное рассматривается лишь как нечто, что лишь опосредствует отношение между единичным и общим. При более глубоком рассмотрении особенное выступает не просто как только промежуточное звено между единичным и общим, а прежде всего как объединяющее их начало в рамках какого-либо целого. В процессе познания противоположности общего и единичного снимаются, преодолеваются в категории особенное, которая выражает общее в его реальном, единичном воплощении, а единичное – в его единстве с общим. Следовательно, особенное выступает как реализованное общее, например Великая Октябрьская социалистическая революция, когда она рассматривается как конкретная, единичная форма проявления закономерностей социалистической революции. Особенное мыслится как отличное от всего иного и имеющее нечто, чего нет у других объектов, а вместе с тем как такое, что находится в многообразных связях и закономерных отношениях с ними.

Категория особенное относительна, подвижна, текуча. В одном отношении особенное может больше или меньше "приближаться" к общему и выступать и мыслиться как нечто общее в его связи со своим единичным, а в других случаях - как нечто единичное в его связи со своим общим. Особенное как бы стоит посредине между общим и единичным, одновременно включая их "в себя".

Конкретной формой своего существования единичная вещь обязана той системе закономерно сложившихся связей, внутри которых она возникает. Отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Всякое отдельное неполно входит в общее и т. д. Общее раскрывается в понятии только через отражение единичного и особенного. Ещё Аристотель отмечал, что общее существует в неразрывной связи с единичным. Наука интересуется прежде всего общим, закономерным, к которому она идёт через единичное, искусство и др. сферы человеческой деятельности постигают общее в форме единичного.

Таким образом, в каждом единичном заключается общее как его сущность. Предметы могут обладать различной степенью общности. Единичное и общее существуют в единстве.

 

Сущность и явление, философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком.

 

Сущность - это внутреннее содержание предмета, совокупность существенных свойств и качеств вещи, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия, субстанциональное ядро самостоятельного сущего.

 

Явление - чувственно воспринимаемая характеристика вещи, то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования.


Сущность и явление неразрывно связаны друг с другом. Явление представляет собой форму проявления сущности, последняя раскрывается в явлении. Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существенных связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. Но, будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется: не только явления преходящи, подвижны, текучи, но и сущности вещей.

Сущность может проявлять себя неадекватно, в форме видимости, причинами которого являются обман органов чувств, недостаточная осведомленность, социально-групповая позиция субъекта познания (субъективная видимость). Объективная кажимость имеет свои основания внутри структуры действительной сущности. Межсущностная кажимость вызвана взаимодействием двух сущностей. Явление выражает лишь одну из сторон сущности, сущность никогда полностью не совпадает со своими явлениями. В диалектике сущности и явления основная роль принадлежит сущности, проявление последней оказывает влияние на развитие сущности. Процесс познания идет от явлений к сущности и от менее глубокой сущности к более глубокой.

Структурные связи бытия, часть и целое, форма и содержание. Типы систем. Принцип системности.

Система – это комплекс, целостная совокупность взаимодействующих элементов, в которой все элементы настолько тесно связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам как единое целое.

В понимании того, что такое система, решающую роль играет значение слова «элемент».

Элемент - это минимальная единица в составе данного целого, выполняющая в нем определенную функцию. Элемент понятие относительное. В любом элементе можно найти следующую систему, но мы ограничиваемся только относительно данной системы. Например, человек является элементом общества, но он и сам является системой клеток.

Свойство элемента — его непосредственное участие в создании системы: без него система не существует.

Структура - относительно устойчивый способ-закон связи элементов того или иного сложного целого, отражающий упорядоченность внутренних и внешних связей объекта, обеспечивающих его устойчивость, стабильность, качественную определенность.

Типы систем

Целостная - система, базирующаяся на взаимопроникающем, взаимообуславливающем характере отношений между составляющими ее элементами. Она представляет собой целое, свойство которого больше суммы свойств его частей. Для целостных систем характерно то, что энергия внутренних связей существенно выше энергии внешних воздействий. Преодолевая эти воздействия объективного и субъективного характера, целостные системы изменяются, но сохраняют свою качественную определенность в течение более или менее продолжительного времени (примеры целостных систем – учебная группа в школе и вузе, факультет в вузе, коллектив вуза, магазина, фирмы, партии, профсоюзы и т.д. и т.п.)

В целостной системе ее элементы группируются в подсистемы, каждая из которых может быть сложной и большой системой.

Суммативная - система, возникающая путем простого соединения качеств, составляющих ее элементов, в результате чего образуется целое, свойство которого равно сумме свойств его частей. Примеры суммативных систем: публика в театре, смотрящая спектакль; покупатели в магазине; пассажиры на любом виде транспорта и т.п. Все признаки систем здесь налицо: конечное множество людей, общий интерес, взаимосвязь, взаимодействие на основе этого интереса. Но есть и специфика. В суммативных системах специфично то, что энергия внутренних связей системы равна или немногим выше энергии внешних воздействий со стороны среды. В силу этого суммативные системы легко распадаются. (Закончился спектакль – общий интерес пропадает, заменяясь интересами отдельных индивидов-зрителей и т.п.)

Существует множество целостных материальных систем, подразделяемых на типы по разным основаниям:

по формам движения материи:

механические;
физические;
химические;
биологические;
социальные.

 

по отношению к движению:

статичные;
динамичные.

 

по видам изменений:

нефункциональные;
функциональные;
развивающиеся.

 

по характеру обмена со средой:

открытые;
закрытые;
изолированные.

 

по отношению к энтропийному процессу:

энтропийные;
антиэнтропийные.

 

по степени организации:

простые;
сложные.

 

по характеру внутренней детерминации:

 

однозначно-детерминированные;
вероятностные.

 

по уровню развития:

 

низшие;
высшие.

 

по характеру происхождения:

 

естественные;
искусственные;
смешанные.

 

по направлению развития:

 

прогрессивные;
регрессивные.

 

по характеру связи между частями и целым:

 

 

неорганичные - взаимозависимость частей и целого. По степени взаимозависимости частей и целого неорганичные системы различны:

 

органичные - активность целого по отношению к частям:


системы, в которых целое больше зависит от частей, чем части от целого;
системы, в которых зависимость частей от целого более значительна.

 

характеризуются большой активностью целого по отношению к частям, подчинением частей целому гибкой вероятностной связью между элементами и между элементами и системой, самовоспроизведением и саморазвитием.

 

Все отмеченные классы и типы систем одновременно существуют в трех сферах материальной действительности. Между ними нет непроходимой грани, наоборот, эти грани подвижны, а конкретные материальные системы одного типа или класса способны переходить в системы другого типа или класса.

Категории часть и целое:

 

Частью называется предмет, процесс, явление, входящие в другие предметы, процессы, явления и некоторые являются сторонами содержания.

 

Целым называется предмет, процесс, явление, которое включает в себя другие предметы, процессы, явления, и свойства которые не совпадают со свойствами составляющих частей.


По своему строению можно выделить следующие три вида целостности.
Первый вид это неорганизованная целостность или конгломерат. Здесь свойства целого во многом совпадают со свойствами частей. Например, куча камней. Удаление большого числа частей не меняет сущности кучи, конечно до известной меры, с нарушением которой, куча как определенное качество исчезает.
Второй вид целого - организованное целое, в котором связи между частями определяют его характер, а свойства целого могут быть отличными и даже противоположными свойствами частей.. Так, водород горит, кислород поддерживает горение, а молекулы воды в своей совокупности гасят огонь. Примерами организованного целого являются федеративные государства и т.д. В организованном целом выделение частей не означает еще их уничтожение, они могут существовать и самостоятельно. Хотя целое при этом может и качественно измениться. Так, выделение республик, хотя и привело к исчезновению Советского Союза, но отдельные республики продолжают существовать как суверенные государства.
Третьим видом является органическое целое, в котором внутренние связи уже настолько прочны и существенны для целого и частей, что разделение может привести к гибели и целого и частей. Примерами такого целого являются главные самоорганизующиеся системы.

Часть и целое диалектически взаимосвязаны. Не может быть целого без частей, поскольку все материальные предметы неисчерпаемы вглубь. В тоже время всякое целое может являться частью другого целого. А всякая часть в то же время является целым по отношению к своим составляющим. Надо сказать, что в микромире понятия "часть" и "целое" теряют свой смысл, т.к. нельзя говорить, что элементарные частицы состоят из других элементарных частиц, хотя и происходят их взаимопревращения при взаимодействиях. Например, нейтрон распадается на протон, электрон и антинейтрон. Однако отсюда не следует, что протон по своим размерам меньше нейтрона, более того, их массы примерно равны. Это связано с особой природой элементарных частиц, которые не имеют каких-то застывших и неизменных размеров, что определяется их корпускулярно-волновой сущностью. В процессе познания, перехода от сущности первого порядка к более глубокой, часто приходится обращать внимание на характер внутренних связей внутри целого. Частями целого вообще являются не только различные предметы, процессы и явления, но и связи между ними. Если же мы обращаем в процессе познания внимание на связи, то речь будет идти о структуре целого.

В вопросах соотношения целого и частей получили развитие два основных направления их решения: меризм – любой предмет, объект или явление рассматривается как сумма составляющих их частей. Сумма частей составляет качество целого предмета, холизм – любой объект имеет некоторые внутренние неотъемлемые качества, которые остаются в нем даже при отделении частей

На основе первого тезиса формируются тоталитарные политические концепции, в которых основным принципом является идея безоговорочного подчинения части «целому». Наряду с такого рода решением проблемы «целое и часть» существует концепция «социального атомизма», согласно которой предпочтение должно быть отдано интересам индивида, а интересы общества им подчинены. Фактически здесь наблюдается тот же «культ личности», что и в тоталитаризме, только в иной форме. Но произвол личности ничуть не лучше произвола общества.

Диалектическое понимание вопроса несовместимо ни с тоталитаризмом, ни с индивидуализмом. Общество и человек должны одновременно выступать друг для друга средством и целью. Ни одна из сторон не должна подавлять интересы другой; они могут совпадают в главном. Мы должны исходить не из человека вне общества и не из общества над людьми, но из общественного человека и человечного общества. Должно быть достигнуто взаимное соответствие целей системы и целей ее частей.

Предметы и явления действительности имеют много сторон. Существенными сторонами предметов и явлений выступают содержание и форма. Каждое явление или вещь имеют свое содержание и свою форму, составляющие разные, противоположные их стороны.

Содержание - вся совокупность элементов и процессов внутренних, а иногда и внешних связей вещи, то, из чего она состоит. Форма - внутренняя и внешняя структура, способ существования содержания, определенное соотношение элементов и процессов во времени и пространстве, устойчивые связи между ними.

Форма и содержание неразрывно связаны между собой. Как и все другие, эти категории являются абстракциями, вычленяющими различные стороны вещи, что необходимо для их глубокого изучения и анализа. Сами же стороны отдельно существовать не могут, так как, скажем, разрозненные, не связанные между собой элементы еще не содержание. Оно возникает тогда, когда элементы определенным образом организуются, вступают во взаимосвязи между собой. Короче говоря, содержание не может существовать без формы и, наоборот, форма не может быть бессодержательной. Например, элементы производительных сил - люди и средства производства составляют содержание способа производства лишь тогда, когда они взаимодействуют и функционируют. В социально-экономическом смысле они соединяются посредством определенной формы собственности, которая суть, основа производственных отношений, - общественно-экономической формы производства. Иначе говоря, производительных сил не может быть без производственных отношений и наоборот. Содержание и форма активно воздействуют друг на друга. Определяющим значением обладает содержание, но и форма, сложившись в зависимости от содержания, также воздействует на содержание. Это воздействие может быть двояким. Форма способствует развитию содержания, если она соответствует ему; она тормозит развитие, если устарела и не соответствует содержанию. Между старой формой и новым содержанием обостряется противоречие, оно доходит до конфликта, возникает застой, кризисное состояние явления. Для восстановления возможности развития старая форма должна быть заменена новой. Это всегда происходит в природе и обществе. Противоречия между новым содержанием и старой формой являются важным стимулом движения и развития. Форма устаревает и отстает от содержания в результате особенностей своего развития. Если содержание изменяется непрерывно, то форма имеет консервативную тенденцию, она сохраняется до известного времени без существенных изменений, а потом изменяется скачком. Воздействие формы на содержание связано с ее относительной самостоятельностью. Это выражается в том, что форма может опережать содержание или отставать от него, а также в том, что одно и то же содержание развивается в нескольких формах, хотя одному содержанию соответствуют не любые, а лишь некоторые определенные формы. Относительная самостоятельность формы проявляется и в том, что новое содержание может использовать некоторые старые формы и, наоборот, старое содержание может использовать отдельные новые формы. Зная диалектику содержания и формы можно в практической жизни воздействовать на то и другое при достижении своих целей.

Принцип системности заключается в том, что, исследуя различные объекты, мы должны подходить к ним как к системе. Это означает прежде всего выявление в них элементов и связей между ними. При этом, изучая элемент, мы должны выделять прежде всего те его свойства, которые связаны с его функционированием в данной системе. Ведь сам по себе элемент как отдельный объект может обладать неограниченным числом свойств. В системе он проявляется как бы одной из своих сторон. Поэтому предметы могут быть элементами разных систем, включаться в разные взаимосвязи.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 1569; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты