КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В) Методы и формы предпосылочного (неявного) знания.Познавательные возможности эмпирического и теоретического уровней необходимо дополнить социокультурными, философско-мировоззренческими основаниями и предпосылками, содержащимися не только в самом обществе и культуре, но и в знании в целом. Именно они определяют стратегию научного поиска и оценку его результатов, отражаясь на уровне неявного знания. Уже в античной философии диалоги Платона отразили эту проблему, а в философии И.Канта в обоснованной форме она была зафиксирована в виде априорных (доопытных) форм знания. Результатом этого уровня познания является формирование так называемого неявного знания, которое предстает как некоторая, до поры до времени невербализованная (не сформулированная в понятиях и суждениях) и дорефлексивная (скрытая) форма сознания и самосознания субъекта. Будучи опосредованным выражением совокупного социального опыта, оно не обладает вместе с тем достоинствами непосредственного отражения мира. Основными, методами этого уровня являются рефлексия и умозрение. Я уже давал краткую характеристику в этой лекции, что такое рефлексия как метод выявления и осознания неявных предпосылок и основания знания. Это выявление осуществляется через сравнение, экспликацию и анализ. Если суть первого и третьего приемов известны, то экспликация служит для четкого определения смысла того или иного высказывания, предполагая при этом две процедуры: а) вербализацию, т.е. явное формулирование в понятийной форме логических или иных символов; б) собственно экспликацию, т.е. объяснение, толкование понятий с целью уточнения их предметного содержания. И хотя это не просто сделать, тем не менее ученый или практик, принадлежащий к другой культуре, может выявить новый смысл, объективно существовавший, но который был недоступен людям иной культуре. М.М.Бахтин заметил: "Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, а чужая культура отвечает нам, открывая перед нами свои новые смысловые глубины" [См.журнал" Новый мир",1970г,№11-С.240]. Что касается умозрения как метода предпосылочного уровня познания, то он способствует созданию теорий, принципов, понятий, не являющихся результатом непосредственного логического вывода (уже в античной философии формой проявления метода умозрения выступила натурфилософия); опирается умозрение, как правило, на интуицию и творческое воображение. Использование этих методов позволяет ученому или практику выявить глубинные пласты неявного знания, обусловленные философско-мировоззренческими, социокультурными предпосылками и выразить его в вербализованной, т.е. логико-понятийной форме.
|