Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Актуализация проблемы личности в переломные эпохи истории.




Проблема человека является одной из самых важных в философии, но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества.

Чтобы полнее осознать сегодняшнее состояние философской антропологии, необходимо ознакомиться с историческим очерком ее развития.

 

В древней мифо­логии и философии человек истолковывался как своеобразный ключ к разгадке тайн универсума. Природа, человек и божество в древнейшей картине мира слиты воедино. Человек выступал как малый мир (микрокосмос) и большой мир (макрокосмос). Аристотель считал, что человек (свободный, а не раб) есть об­щественное животное, наделенное разумом, нравственно совер­шенствующееся в справедливом государстве. Аристотель давал типологию различных «уровней» души, выделив растительную, животную и разумную души.

Средневековая философия рассматривала человека как состав­ную часть божественной упорядоченности в мире. В человеке ус­матривалась трагическая расколотость. Он, владея божественным даром — свободной волей, одновременно опускается ниже любо­го скота, находится в рабстве у своих страстей и влечений.

Эпоха Возрождения вместо религиозно-аскетичной идеи о гре­ховности плоти и земной жизни человека провозгласила его вели­чие, свободу, достоинство, могущество разума.

 

В Новое время внимание обращалось на внутренний мир чело­века. Человека затмил его собственный разум, человек стал поз­нающим субъектом. Человек, оторванный от Бога, сам стал вещью, оперирующей (действующей) материальными и идеальными предметами.

 

Представители классической немецкой философии пытались преодолеть механицистскую трактовку в понимании человека. Гегель считал, что свою духовную сущность человек реализует, преодолевая природность, включаясь в многообразие отношений общественной жизни (семья, собственность, государство, право и т. д.).

 

К. Маркс и Ф. Энгельс развили общематериалистическую идею нравственного развития и роста человека объективной при­родной и социальной реальностью. Эта концепция дополнена идеалистической идеей человеческой активности, деятельности. Марксизм связывает сущность человека с общественными усло­виями его развития, сознательной деятельностью, в ходе которой человек оказывается предпосылкой и продуктом истории.

Представители антропологической философии, особенно экзи­стенциалисты, выступали против «диктата» философских аб­стракций и материальных вещей. Основной темой их размышле­ний стала существование и духовный мир человека. Экзистенциалисты считают, что гуманизм находится под угро­зой из-за технизации общества и человека, опасности ядерной войны, марксистской доктрины, абсолютизирующей всеоб­щность труда и техники.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 264; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты