КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Скульптура. Особенностью месопотамской пластики было преобладание малых форм и популярность рельефных изображенийОсобенностью месопотамской пластики было преобладание малых форм и популярность рельефных изображений. Небольшие фигурки из белого камня, изображавшие людей и дом. Животных, обычно помещались в культовых нишах храма. Фигурки животных удивительно точны, людей же, напротив, абстрактны. Шумерская скульптура начинается для нас со статуэток из Джемдет-Насра - изображений странных существ с фаллообразными головами и большими глазами, чем-то похожих на земноводных. Назначение этих статуэток до сих пор неизвестно, и самая распространенная из гипотез - их связь с культом плодородия и воспроизводства. Кроме того, можно вспомнить маленькие скульптурные фигурки животных этого же времени, очень выразительные и точно воспроизводящие натуру. Гораздо характернее для раннего шумерского искусства глубокий рельеф, почти горельеф. Из произведений этого рода самым ранним является, пожалуй, голова Инанны Урукской. Голова эта размером была немного меньше человеческой, плоско срезана сзади и имела отверстия для крепления на стену. Вполне возможно, что фигура богини была изображена на плоскости внутри храма, а голова выступала в направлении молящегося, создавая эффект устрашения, вызванный выходом богини из своего изображения в мир людей. Рассматривая голову Инанны, мы видим крупный нос, тонкий длинный рот, маленький подбородок и большие глазницы, в которых некогда помещались инкрустированные огромные глаза - символ всевидения, проницательности и мудрости. Мягкой, едва уловимой моделировкой подчеркнуты носогубные линии, придающие всему облику богини выражение надменное и несколько мрачное. Свой подлинный расцвет скульптура переживает только после Аккадской династии. От времени правления другого лагашского правителя Гудеа (ум. ок. 2123 г.), правившего через три столетия после Эанатума, дошло множество монументальных статуй этого правителя, выполненных из диорита. Статуи эти иногда достигают размеров человеческого роста. На них изображен человек в круглой шапочке, сидящий со сложенными в молитвенной позе руками. На коленях он держит план какого-то сооружения, а внизу и по бокам статуи идет клинописный текст. Из надписей на статуях мы узнаем, что Гудеа обновляет главный городской храм по заданию лагашского бога Нингирсу, и что статуи эти ставятся в храмах Шумера в месте поминовения усопших предков - за свои деяния Гудеа достоин вечного загробного кормления и поминовения. Можно выделить два типа статуй правителя: одни статуи более приземистые, с несколько укороченными пропорциями, другие - более стройные и изящные. Некоторые искусствоведы полагают, что различие типов связано с различием ремесленных технологий у шумеров и аккадцев. По их мнению, аккадцы более умело обрабатывают камень, более точно воспроизводят пропорции тела - шумеры же стремятся к стилизации и условности из-за неумения хорошо работать по привозному камню и точно передавать натуру. Признавая разницу между типами статуй, вряд ли можно согласиться с приведенными выше доводами. Шумерское изображение стилизовано и условно по самой своей функции - статуя ставится в храме для того, чтобы молиться за поставившего ее человека, для того же предназначена и стела. Нет фигуры как таковой - есть действие фигуры: молитвенное преклонение. Нет лица как такового - есть выражение: большие уши - символ неустанного внимания к советам старших, большие глаза - символ пристального созерцания невидимых тайн. Магических требований сходства скульптурных изображений с оригиналом не было - передача внутреннего содержания была важнее передачи формы, и форма разрабатывалась лишь в той мере, в какой отвечала этой внутренней задаче ("думай о смысле, а слова придут сами"). Аккадское же искусство с самого начала посвящено разработке формы и в соответствии с формальными требованиями способно исполнить на камне и глине любой заемный сюжет. Именно этим и можно объяснить разницу между "шумерским" и "аккадским" типами статуй Гудеа.
|