Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Глава 5. Арт-менеджмент в сфере концертно-гастрольной деятельности




Читайте также:
  1. III-яя глава: Режим, применяемый к почетным консульским должностным лицам и консульским учреждениям, возглавляемым такими должностными лицами.
  2. PR и смежные сферы деятельности
  3. V. Ориентированная основа деятельности (ООД).
  4. V. Ориентированная основа деятельности (ООД).
  5. V. Ориентированная основа деятельности (ООД).
  6. V. Ориентированная основа деятельности (ООД).
  7. V. Ориентированная основа деятельности (ООД).
  8. V. Ориентированная основа деятельности (ООД).
  9. XIII. Оценка деятельности торгового персонала
  10. Автоматизация офисной деятельности

5.1. Арт-менеджмент концертных проектов в сфере белорусской популярной музыки

 

Концертно-гастрольная деятельность в современной социально-культурной ситуации является, как правило, основным средством заработком музыкантов на постсоветском пространстве. В то же время в цивилизованном мировом шоу-бизнесе к данному виду деятельности прибегают только как к одной из составляющих промо-кампании раскрутки нового альбома того или иного артиста, так как львиная доля заработков приходится от продажи аудиовизуальной продукции.

Осуществив один мировой тур в поддержку альбома, можно спокойно заниматься творчеством дальше, не разрываясь между 40 концертами в месяц. Это все при условии того, что вы – востребованный артист и одного промо тура вам хватит на пару-тройку лет до выхода вашего следующего альбома. Конечно, в этот промежуток времени вам необходимо позиционироваться на ТВ, радио, записать и выпустить сингл и т.д. В нашем случае – концертно-гастрольная деятельность еще долгое время будет основным источником заработка артистов.

Концертно-гастрольную деятельность в Республике Беларусь осуществляют 15 государственных театрально-зрелищных организаций республиканского и областного подчинения, объединяющих около 1500 человек артистического персонала. В филармониях республики работают 53 творческих профессиональных коллектива и около 100 солистов. Для привлечения зрительской аудитории в 2006 г. силами отечественных коллективов было подготовлено свыше 60-ти новых концертных номеров и тематических программ.

Предоставленные Правительством Республики Беларусь льготы позволили увеличить объем платных услуг, оказанных населению государственными концертными организациями. Анализ статистических данных показывает, произошло некоторое уменьшение количества концертов, проведенных филармониями, что объясняется рядом объективных причин, одна из которых – отмена системы лицензирования гастрольно-концертной деятельности, при которой основная часть концертов коллективов художественной самодеятельности проводились через филармонии. В настоящее время у таких коллективов есть льготы, и свои концерты они проводят самостоятельно.

В Брестской областной филармонииработают 4 творческих коллектива и солисты-исполнители (всего 41 человек). Среди них – широко известные камерный оркестр и вокальных ансамбль “Крэсіва”. Основная проблема – отсутствие собственного концертного зала, что мешает полноценно заниматься планомерной просветительской и концертной деятельностью. За счет собственных средств филармония проводит ежегодный региональный фестиваль “Музыкальное Полесье” для жителей районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. За прошедший год значительно увеличилось количество новых концертных программ для детской и юношеской аудитории. Всего в этой области было создано более 15-ти концертных программ, которые пользуются успехом у слушателей.



Витебская областная филармонияобъединяет 5 творческих коллективов, среди которых такие популярные, как ансамбль танца, музыки и песни “Талака”, с успехом выступавший в Германии, Испании, Латвии, Молдове, и октет балалаек “Витебские виртуозы”. Недавно в филармонии созданы камерный джазовый квартет “Combo-fusion” под руководством лауреата международных конкурсов У.Сафонова и оркестр под управлением В.Корнилова. В филармонии работает много высокопрофессиональных солистов: Л.Кожарский, Т.Белоусова, заслуженная артистка Чечено-Ингушетии В.Шилова.



С первого дня создания филармонии, уже более 15 лет, здесь трудится солистка Г.Калинина. Создаются разнообразные тематические программы для школьников разного возраста с использованием поэтических произведений А.Пушкина, Я.Купалы, Я.Коласа, С.Есенина. Для детей дошкольного возраста подготовлены спектакли “Волшебник Изумрудного города” и “Мультипультия – чудесная страна”. Всего творческий коллектив филармонии насчитывает 68 исполнителей разных жанров.

В составе Гомельской областной филармониинасчитывается 12 творческих коллективов, около 80-ти артистов. Собственными силами проводятся фестиваль “Гомельская весна” и фестиваль гитарного искусства и музыки “Ренессанс гитары”, на который приглашаются исполнители из ряда стран ближнего и дальнего зарубежья.

Гродненская областная филармония. В состав филармонии входят 7 коллективов, объединяющих около 100 творческих работников. Артисты филармонии представляли свое искусство в Испании, Португалии, Польше, Литве, Украине. Собственными силами проводятся Республиканский фестиваль «“Белые Росы” приглашают...» и областной фестиваль “Парад оркестров”. Стратегия руководства филармонии заключается в том, чтобы собрать в рамках организации наиболее яркие творческие коллективы и исполнителей, имеющих смелые творческие замыслы, и готовность создать условия для реализации авторских идей. Эта стратегия приносит очевидные как для профессионалов, так и для публики результаты. В перечне наиболее значимых культурных событий, организованных с помощью филармонии, кроме уже перечисленных фестивалей – апрельские концерты юных дарований, стипендиатов специального фонда Президента Республики Беларусь, и лауреатов престижных конкурсов; “Рождественские встречи”, ставшие традиционными; создание эстрадно-симфонического оркестра; подготовка двух мюзиклов: “Все еще впереди!”, посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной войне и детского – “Пятачок и его друзья”.



Рекордным количеством концертов – 956 был отмечен 2006 г. Около 200 из них прошли на филармонической сцене, остальные – в районах Гродненщины и других областях Беларуси, в ближнем и дальнем зарубежье. Причем как на больших сценах, так и в сельских Домах культуры выступают популярные, обладающие званиями лауреатов и дипломантов престижных конкурсов и фестивалей коллективы и солисты: ансамбль “Белые Росы”, оркестр под управлением Б.Мягкова, группа современной хореографии “ТАД”, певец А.Зверович, гитарист-виртуоз В.Захаров и др.

Центр культуры и искусства Могилевской области. Творческие силы центра составляют 11 коллективов, среди которых широко известный оркестр народных инструментов под руководством Л.Иванова, коллектив молодых артистов эстрады. Всего в центре работают около 100 артистов. Ежегодно собственными силами проводится фестиваль “Могилевская музыкальная весна”. Еще пару лет назад когда основным организатором концертов являлась Могилевская областная филармония, было больше коммерческих концертов проводимых ей же, проводился фестиваль «Золотой шлягер» под руководством директора и художественного руководителя в одном лице Браиловского В.В., но в последние годы дела у филармонии шли не так хорошо, как раньше она погрязла в долгах и коммерческих махинациях собственного директора который в 2005 году был взят под стражу и позже осужден на длительный срок, а Могилевская филармония была расформирована и на ее месте появился «Центр культуры и искусства Могилевской области» который пока не может похвастаться большими достижениями в концертно - гастрольной сфере.

Белорусская государственная филармония. В ее состав входят 14 творческих коллективов, штатное расписание творческих работников составляет 425 человек. В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь в настоящее время проведена реорганизация Белгосфилармонии путем присоединения к ней гастрольно-концертного республиканского унитарного предприятия “Белконцерт” с передачей всех ранее выполняемых им функций. Филармонии это позволило более целенаправленно осуществлять концертную деятельность в республике, отдавая приоритет государственным коллективам, максимально исключив из практики проведение убыточных и нерентабельных концертов.

Необходимость внедрения новых форм управленческих и организационных технологий требует создания в новой организации следующих структур:

- отдела эстрадного искусства;

- продюсерского центра, занимающегося координацией и реализацией коммерческих проектов в республике;

- отдела спецмероприятий, фестивалей и конкурсов, осуществляющего организационно-творческие функции по подготовке и проведению мероприятий различного уровня;

- студии звукозаписи;

- дирекции концертных программ.

Анализ показывает, что работа по организации и проведению коммерческих проектов ведется недостаточно эффективно и требует постоянного внимания со стороны руководителей филармоний.

Сегодня очевидно, что филармонии как государственные учреждения культуры участвуют в развитии шоу-бизнеса как одной из составляющей культурной жизни общества. Коммерческая деятельность требует корпоративности, согласованности совместных действий. Назрела необходимость создания республиканского продюсерского центра, который стал бы координатором и организатором реализации коммерческих проектов. Одним из путей решения данной проблемы могло бы стать создание стабилизационных фондов, обеспечивающих оплату предварительных расходов на организацию мероприятия.

Неотъемлемой частью деятельности филармоний является концертное обслуживание сельских жителей. Концерты на селе, как правило, убыточны в связи с малочисленностью зрительской аудитории и низкими ценами на билеты. Вместе с тем это важная составляющая жизни сельского населения, которая нуждается в поддержке государства.

Дворец Республики. Это самая крупная государственная гастрольно-концертная организация в Беларуси, существующая с 2001 года сначала своего основания на площадке Дворца Республики. В большом (2500 мест) и малом (500 мест) залах прошло большое количество концертов. Вначале ДР являлся обычным посредником между организаторами концертов и зрителями, т.е просто напросто сдавал в аренду свои залы другим концертным организациям – от филармоний до частных концертных агентств. Последние несколько лет, получив лицензию на организацию и проведение концертов, Дворец Республики без посредников договаривается со звездами различной величины и на своих билетах проводит их концерты.

При переходе государства к рыночной экономической моделиконцертное дело получило свободу не только от цензуры, но и от обязательного прикрепления к какой-либо государственной концертной организации. Сегодня помимо государственных организаций, имеющих право на осуществление гастрольно-концертной деятельности, существует ряд частных коммерческих организаций, составляющих основную конкуренцию госструктурам в организации именно коммерческих концертов с целью заработка денежных средств. Среди них можно выделить:

«Класс-Клуб ДжасКрафт». Организован в 1992 году Леонидом Динерштейном и Геннадием Шульманом. В 1992-96 годах «Класс-Клуб» в помещении Альтернативного театра проводил вечера имени самого себя для финансово обеспеченных граждан, то есть бизнесменов и ограниченной части элиты столицы, поскольку остальная неограниченная часть элиты была шокирована ценами местного бара. Здесь выступали Б.Окуджава, И.Смоктуновский. Е.Леонов, З.Гердт, Р.Быков, С.Юрский, С.Ку рехин, М.Жванецкий, К.Райкин, А.Калягин, Г.Горин, В.Гафт, Л.Ярмольник, Е.Камбурова, Ю.Ким, А.Розенбаум и многие другие. Здесь же «Класс-Клубом» устраивались традиционные «Рок-абонементы».

Параллельно «Класс-Клуб» занимается организацией «Вечеров джаза» (1992-96), «Клуба пост-элитарного кино» (1994-95), «Молодежного дискоклуба» (1993-95), абонемента «Рубиновый вторник» (1994-95), всевозможных презентаций (для «Комплекс-банка», «Белвеста», Демократичсекой партии и др.), рекламных кампаний (банк «Поиск», торговой марки Levi's и др.), выставок, массовых праздников и благотворительных акций (Рождественский бал, шоу-розыгрыш «Твое жилье» и т.д.), выпуском авторских видеопрограмм «Класс-Клуб представляет: званый гость» («Владимир Этуш», «Армен Джигарханян», «Обычный человек С.Юрский», «Литературный театр А.Филиппенко» и др.) и презентаций пластинок («Неизвестные песни Виктора Цоя», «Праздник Св. Пасхи в Храме Христа Спасителя»).

Однако в 1996 году «Класс-Клуб» был лишен помещения и на непродолжительное время объединился с Радио Би-Эй. Впрочем, этот альянс существовал недолго. Сам г-н Шульман, начинавший во второй половине 80-х как один из организаторов рок-концертов (вместе с Иваном Полонейчиком), несомненно внес огромную лепту в рок-н-ролльно-концертную жизнь Минска. С годами стало понятно, что шоу-бизнес действительно является предметом бизнеса для директора «Класс-Клуба». Летом 1997 года партнером «Класс-Клуба» стала фирма «ДжасКрафт». Новое объединение получило название «Класс-Клуб ДжасКрафт» или «Класс-Клуб ДК».

Среди мероприятий, организованных «Класс-Клубом» и «Класс-Клубом ДК» фестивали: Рок-парад «Дракон»-88 (с участием групп «7 герц», «Бонда», «Магистрат», «Улiс», «Модуль», «Кросс»), Sni ckers Rock-n-Roll Day (1991), совместно с фирмой «Ковчег» - фестивали «Рок супраць рэвалюцый» (1993) и «Рок па вакацыях» (1993-1998), выступления Scorpions, Bellini, DJ Dodo, П.Каас, Д.Хворостовского, «ДДТ», «Алисы», «Акв ариума», «Наутилуса-Помпилиуса», «Машины времени», «Агаты Кристи», «АВИА», «Мумий Тролля», «Манго-Манго», «Любэ», Л.Вайкуле, Ю.Антонова, Ю.Лозы, В.Меладзе, А.Градского, М.Шуфутинского, Л.Гурченко, Ю.Никулина, Г.Хазанова, Е.Шифрина, Е.Петросяна, М.Жванецкого, К.Новиковой, И.Губермана, Н.Михалкова и многих, многих других.

Класс-Клуб имеет опыт профессиональной работы в этой сфере с 1987 г. В 1998 году, когда в Республике Беларусь было введено лицензирование гастрольно-концертной деятельности, ООО «Класс-Клуб ДК» получило государственную лицензию №1. Класс-Клуб организует концерты для широкого круга зрителей (на площадках от 300 до 20 000 зрительных мест) и камерные «атмосферные» вечера (от 50 до 300 зрителей).

Ими была запущена в жизнь «Рок-коронация» своего рода аналог церемонии «Грэмми», проводимой Национальной академией музыкальных искусств США». Фестиваль «Рок-коронация» до сих пор является одним из крупнейших событий в музыкальной жизни Республики Беларусь. Начиная с 1994 года, ведущие музыкальные обозреватели страны, продюсеры, работники студий аудиозаписи и музыкальных отделов магазинов определяют лучших исполнителей страны в жанре рок-музыки.

«Класс-Клуб ДК» была первой в стране компания, которая регулярно работала с крупнейшими зарубежными концертными агентствами по включению Беларуси в гастрольные графики мировых звезд. Deep Purple, Scorpions, Nazaret, UDO, Nazareth, Whitesnake, Robert Plant, DIO, Patricia Kaas, Vanessa-Mae, Dmitry Khvorostovsky, Pier Richard, Chris de Burgh, а также бесчисленного количества концертов звезд российской эстрады на самых крупных площадках страны.

Опыт Класс-Клуба по достоинству был оценен на Международных конгрессах, конференциях, семинарах и выставках по маркетингу, рекламе, информации, шоу-бизнесу и служит основой для оригинального учебного курса подготовки молодых продюсеров и менеджеров культуры.

«Альфа-концерт». Концертное агентство основанное в 2000 году на базе одноименного радио «Альфа радио». Директором данного агентства является Евгений Ершов в бывшем администратор Витебской и Могилевской областной филармонии. Занимается организацией концертов начиная с 1978 года, в том числе в Минске - с 1983 года. Одно время плотно работал с Э.Пьехой и С.Кульпой.Е.Ершов организовывал гастроли В.Сташевского, В.Меладзе, И.Аллегровой, В.Леонтьева, Ф.Киркорова, О.Газманова, «Виртуозов Москвы», «Вивальди оркестра», фестивалей «Золотой шлягер» (с участием М.Магомаева, Ю.Богатикова, Э.Хиля, М.Пахо менко, В.Ободзинского, Р.Лоретти, А.Вески В.Вуячича, Т.Миансаровой, Н.Брегвадзе, Н.Богуславской и т.д.).

ООО «Арт Мьюзик Сервис». Концертное агентство ООО “Арт Мьюзик Сервис” балует любителей концертов не так часто как другие его коллеги по цеху, но зато когда привозит то привозит дорогих российских звезд к примеру таких как Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Дима Билан, «ВиаГра» и др. организуя им концерты на таких больших площадках страны как Дворец спорта и стадион «Динамо».

«Виртуозы сцены». В прошлом - ЭТС «Арт-центр», Театральное агентство Ушакова. Продюсер - Владимир Ушаков. Работает с 1995 года. Организовывал выступления театральных трупп и артистов (Е.Яковлева, Л.Ахеджакова, А.Абдулов и А.Збруев), С.Ротару, Л.Агутин, Иванушки International. Предпочитает работать с театральными артистами, поскольку, по собственному утверждению, лучше чувствует в этом вопросе коньюктуру и является театральным продюсером. Специализировался на «закрытых концертах», т.е. презентациях с участием белорусских исполнителей: А.Шедько, И.Афанасьевой, А.Солодухи, Палаца, Сябров и т.д. Помимо Минска занимался прокатом артистов в Гомеле и Могилеве (Г.Хазанов, А.Калягин, С.Любшин).

В настоящее время, работая в Минске, Гомеле и некоторых регионах России: Брянск, Орел, Смоленск, занимается театральным проектом «Виртуозы сцены», участие в котором принимают лучшие актеры белорусских театров, занятые в четырех спектаклях.

Линия звука (Директор Владимир Шаблинский). В 1996 году во Дворце шахмат и шашек организует Reef Club, вскоре переезжающий в помещение клуба «Луч» на Немигу, 30. Заведение становится одним из самых популярных клубов столицы. Здесь выступают «Сплин», «Аукцыон», «Коррозия еталла»,Doctor Green «Троица», «Торнадо», «Новае неба», Thank You Jesus, Hasta La Fillsta, The Stokes, The Cranks, «Метеор», «Князь Мышкин», «Кали Юга» и еще очень многие. Однако в 1997 году Шаблинский закрывает Ree f Club в силу его нерентабельности. И уже на исходе года становится директором музыкального агентства «Линия звука», устраивающего концерты белорусских, украинских и российских музыкантов (К.Никольский, «Чиж и К», «Вопли Видоплясова», «Король и шут»), в 1998 год у помогает минской группе «Плато» выпустить компакт-диск «Нити жизней» с последующей его презентацией в к/з «Минск».

ПМ Концерт. Арт-директор агентства Виталий Морозов, это агентство в основном занимается организацией гастролей так называемой альтернативы и рок-коллективов таких как Вячеслав Бутусов, группа «Кипелов», Олег Митяев, Санкт-Петербургский гостеатр «Рок-опера», Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум», Владимира Кузьмина и Александра Баля и др.

Так же существует ряд гастролей, которые проводятся через мелкие частные концертные агентства. Как правило, эти агентства засвечиваются один-два раза и исчезают с просторов белорусской концертно-гастрольной сферы.

С начала 1990-х гг. в разных городах Беларуси проводятся различные фестивали. Так, с июля 1992 года Витебск стал столицей фестиваля «Славянский базар», в котором принимают участие эстрадные исполнители и коллективы из всех стран мира. В разных городах Беларуси проходит фестиваль «На скрыжаваннях Еўропы» с участием артистов эстрады Беларуси и других стран. С 1994 года в Могилёве проводится ежегодный фестиваль «Золотой шлягер». В 1997 году в Бресте стартовал фестиваль «Золотая осень», в котором принимают участие как профессиональные, так и начинающие эстрадные певцы, барды и рок-музыканты.

Далее обратимся к проблеме реализации концертнх проектов, кторая нынче обозначается модным термином "промоушн", проще говоря – "продвижение". В том или ином виде в смысле "продажа товара" понятие останется и будет использоваться. Как и технология "раскручивания" товара на перенасыщенном рынке, разработанная на Западе гораздо раньше, чем с этой проблемой столкнулись мы. Ведь когда на рынке нет свободных мест и реклама уже не привлекает потребителя так, как раньше, наступает время промоушна.

Нередко мы сталкиваемся с "узким" промоушном, когда уже известный исполнитель проводит промо-акции, направленные на расширение круга своих почитателей, например записи с кем-то нового дуэта или продвижение своего нового имиджа. Но когда на перенасыщенный музыкальный рынок приходит новый исполнитель, будь то сольный проект или группа, начинается настоящий полноценный промоушн – проталкивание нового продукта.

В этом случае осуществляется целый комплекс мер. Здесь, безусловно, нужна и реклама в СМИ, и PR. Но самое главное – непосредственная связь с потребителем, одновременная работа всей системы, а не поэтапная реализация ее слагаемых.

"…Продвижение любого товара начинается с выделения в нем потребительских свойств и представления этих свойств в форме притягательного сообщения и запоминающегося образа… Затем привлекаются все доступные средства коммуникации – печатные, аудио, визуальные и мультимедийные …

Промоушн в музыке включает несколько компонентов, в том числе информационное освещение в печатных СМИ, транслирование по радио и телевидению, публичные выступления и прямое коммерческое рекламирование. В комплексной программе продвижения музыкальной продукции используются всевозможные инструменты и техники. Например, рекламная кампания нового CD может включать следующие мероприятия:

- заказ статей о музыканте и о новом СD редакторам печатных и электронных периодических изданий.

- организация интервью с музыкантом на радио и телевидении,

- размещение информации о CD в виде баннеров в Интернете,

- организация раздачи музыкантом автографов в местах продажи компакт дисков,

- размещение рекламных сообщений в печатных изданиях, рассчитанных на определенную целевую аудиторию,

- включение музыки из нового альбома в программу вещания ради­останций…

Цепью всего этого является, безусловно, не краткий взлет объема продаж, но поддержание их высокого уровня в течение длительного времени. Это означает, что промоушн – процесс непрерывный и длительный" [1].

Как правило, реальные возможности продвижения вашей, к примеру, новой концертной программы будут зависеть в первую очередь от ваших финансовых затрат на раскрутку и позиционирование группы. Попытаеся перечислить основные составляющие элементы «раскрутки» проекта. Прежде всего, обратимся к личности самого промоутера, как конкретного реализатора конкретного концертного проекта.

Как любой предприниматель, он берет на себя риск. Как правило, промоутеры делятся на четыре категории: местные (один город); региональные (несколько областей); национальные (к примеру, вся территория Беларуси) и международные (весь мир).

Промоутеры, это люди, которые всегда рискуют своими деньгами. Бизнес так устроен. Принято считать, что вся организация конкретного концерта или туров делается на какие-то чужие, мифические деньги каких-то миллиардных спонсоров. Ничего подобного. Промоутер – это человек, который вкладывает свои деньги. Достал ли он их из своего кармана, занял ли он их под проценты – это неважно. В любом случае, он рискует каждой копейкой концерта.

Промоутеры выплачивают исполнителю, как российскому, так западному за выступление фиксированный гонорар (от нескольких десятков тысяч долларов российской поп-звезде до миллиона – западной). Чтобы привлечь в Россию, а тем более в Беларусь западного артиста, промоутер выплачивает ему в 1,5-2 раза больший гонорар, чем тот получает за свой концерт в Европе. Конечно же, в Беларусь западная звезда может попасть только при условии, что ее тур проходит по России (то есть неподалеку). В результате переговоров всех сторон та или иная звезда может «зарулить» и дать сольный концерт в Минске.

Доход промоутера – это продажа билетов. Если нет спонсоров, то этот источник является единственным. Расходы – это гонорар артиста, обеспечение концерта и тысячи долларов на рекламу. Рентабельность концерта выясняется следующим образом: считаем, какую цену на билеты мы должны установить для того, чтобы при 70 процентах заполняемости зала уйти в ноль, то есть вернуть личные вложенные деньги. Все, что сверху – уже заработок. Если заполняемость меньше 70 процентов – мы в убытке.

Рассмотрим составляющие на затраты. Прежде всего – гонорар артиста. Вот приблизительные расценки белорусских поп-исполнителей на 2007 год:

- от 3 до 4 тысяч долларов:
В номинации "Самый дорогой белорусский исполнитель" в гордом одиночестве представлен Р.Алехно.

- от 2 до 3 тыс. долларов: группа "J_Морс", ансамбль "Сябры", А.Агурбаш.

- от 1 до 1,5 тыс. долларов: П.Смолова, И.Дорофеева, группа "Тяни-Толкай", А.Хлестов, Алеся, П.Елфимов, К.Слука.

- от 700 до 1 тыс. долларов: А.Гайдук, И.Афанасьева, Г.Шишкова, Е.Гришанова, Л.Грибалева, группа "Атлантика", И.Абалян, А.Патлис.

- от 100 до 500 долларов: группы "Neo", проект "Da Vinci", участники "Звездного дилижанса", В.Каретникова, Niсоle, О.Вронская, О.Барабанщикова, Корриана, Н.Пальчевская, Жанет, Прима-vera, Влада, А.Шаркунова, С.Немо, С.Пшеничный, Гюнешь.

Сумму на порядок выше придется заплатить за российских артистов:

- от 30 до 40 тыс. долларов: А.Пугачева, Ф.Киркоров, В.Сердючка, С.Ротару, Д.Билан.

- от 15 до 30 тыс. долларов: И.Аллегрова, Валерия, Л.Вайкуле, К.Орбакайте, "ВИА Гра", В.Леонтьев, Н.Басков, М.Распутина, О.Газманов, Витас, "Мумий Тролль", Земфира, "Машина времени".

- от 10 до 16 тыс. долларов: Л.Агутин, А.Розенбаум, В.Кузьмин, И.Николаев, А.Буйнов, А.Варум, Л.Долина, Н.Ветлицкая, Ж.Фриске, Н.Бабкина, К.Лель, Н.Королева, Лолита, Жасмин, Глюк'oza, "Любэ", "Дискотека Авария", "Уматурман", "Блестящие", "Премьер-министр","Звери".

- от 7 до 10 тыс. долларов: Д.Маликов, Л.Лещенко, Ю.Антонов, М.Боярский, Б.Моисеев, А.Маршал, Н.Носков, С.Мазаев, В.Сюткин, А.Стоцкая, Д.Гурцкая, "Чайф", "Отпетые мошенники", "А-Студио", "Hi-Fi", "Непара", "Ногу свело".

- от 5 до 7 тыс. долларов: А.Апина, А.Свиридова, Т.Буланова, Л.Дэнс, Ю.Чичерина, В.Цыганова, Слава, Света, А.Глызин, В.Маркин, С.Пьеха, "Иванушки", "Ассорти", "Гости из будущего", "Пропаганда", "Земляне", "Стрелки".

- от 2,5 до 5 тыс. долларов: Александр Барыкин, В.Салтыков, В.Сташевский, Н.Борзов, М.Хлебникова, Н.Гулькина, И.Салтыкова, Ю.Савичева, Линда, "Самоцветы", "Краски", "Вирус".

- от 1,5 тыс. долларов: П.Шаляпин, С.Айвазов, К.Метов, А.Мон, Л.Перова, не очень популярные солисты "Фабрики звезд" и более или менее известные ВИА - вокально-инструментальным ансамбли (например, "Поющие гитары", "Синяя птица", "Веселые ребята").

Гонорары зарубежных артистовколеблются от 50 тыс. долларов до нескольких миллионов за выступление. Например, для султана Брунея за 5 млн. долларов сольный концерт исполнил Майкл Джексон. Пока "короля попа" не перепрыгнул никто, но это так называемый заказной концерт. В мировом турне гонорар за концерт того же Джексоны был бы в разы меньше.

Продолжим подсчитывать затраты промоутера на организацию концерта. Кроме гонорара артиста есть еще затраты на обеспечение концерта, в которые входят: транспортные расходы, расходы на проживание, питание, аренда зала, аппаратуры, реклама.

Транспортные расходы: Российские звезды обычно передвигаются в нашу страну по железной дороге. «Для звезды» и концертного директора необходима выкупить билеты в СВ каждому. Артисты смогут скромно доехать и в купе, если учесть что место на одного человека из Москвы в Минск стоит порядка 150 тыс.руб, а купе в среднем 80 тыс. руб. Сейчас многие исполнители стали ездить с составом музыкантов, а это 4-5 человек + звукорежиссер, директор, сам артист = 8 человек минимум. Это уже порядка 1 млн. руб. только в одну сторону. Сюда же смело можно плюсовать расходы на подтанцовку. Плюс заказ транспорта по городу. Опять же, для артиста и директора авто представительского класса, для персонала – комфортабельный микроавтобус.

Расходы на проживание и питание: Одна из центральных гостиниц Минска (Беларусь, Орбита, Минск), номер класса люкс для артиста, одноместный для директора и двухместные для персонала. Если повезет договориться, то персонал можно поселить в более дешевую гостиницу. То же и с питанием – артист с директором в ресторане, персонал в каком-либо кафе. Можно выдать суточные, но дешевле обойдется покормить их самому в кафе.

Аренда зала и аппаратуры: Аренда помещения для провидения концерта зачастую бывает соизмерима, с гонораром самого артиста, если это артист из России, а гонорары белорусских артистов аренда залов г. Минска может превысить и в 2 и в 3 раза. Вот, к примеру, аренда большого зала Дворца Республики (2500 мест) будет стоить 6 155,79 евро за одно концертно-зрелищное мероприятие. Правда, есть понижающие коэффициенты для жанров уступающих по популярности артистам российской эстрады. Государство в обеспечении понижающих коэффициентов на стороне отечественных артистов, и аренда такого зала как Дворец Республики обойдется для них всего лишь в три с небольшим тысячи евро.

Аппаратура в большинстве случаев входит в арендную стоимость зала, но ее может не всегда по мощности хватить для определенного концерта с составом «живых» музыкантов. В таком случае аппаратура берется в аренду у частных фирм. Это так же обходится в кругленькую сумму и может доходить до десятков тысяч долларов за одно выступления. Все зависит от требований, вписываемых в технический райдер артиста.

Рекламные расходы: Для того что бы промоутеру успешно продать как можно большее количество билетов на концерт без нее ни как не обойтись, поэтому затраты на рекламу являются очень существенной статьей затрат промоутера при организации концерта.

В рекламную компанию предстоящего концерта входят:

- печатная (газеты, журналы);

- наружная реклама (транспорт, метро, растяжки, рекламные щиты, тумбы);

- теле и радио реклама (центральные каналы и радиостанции);

- интернет реклама (на тематических сайтах в виде баннеров).

Для того чтобы, обеспечить рекламой ваше мероприятие, можно, конечно, отдельн посетить каждую организацию, будь то редакция газеты, ТВ, радио и т.п. На это может уйти уйма времени и средств. В таких случаях лучше обратиться в рекламные агентства, которые имеют связи и наработки в каждом виде рекламы и сотрудничают с их поставщиками (рекламных услуг). У них можно подобрать оптимальное количество как выходов рекламы, так и количество источников, через которые ваша промоушн-компания будет осуществляться. Там же на месте можно сделать заказ на производство рекламной продукции (афиш, рекламных флайеров и др.). В таком случае, заказав комплекс услуг по рекламе мероприятия у одной фирмы, можно сэкономить уйму времени и средств (так как любое приличное агентство всегда вам сделает значительную скидку, если вы закажите у них весь комплекс рекламных услуг).

Вы уменьшаете свой документооборот, экономите время, получаете консультации по медиапланированию, профессиональный анализ цен и систем скидок в белорусских рекламных изданиях.

В результате приведенных выше статей расходов на организацию концерта, либо гастрольного тура мы получаем очень кругленькую сумму на выходе которую необходимо потратить прежде, чем даже артист приедет. Другими словами – обратного пути нет.

Ни один большой концерт не обходится без спонсоров. Взаимоотношения со спонсорами – это необходимая часть работы промоутера, т.к. материальное благосостояние наших граждан еще не дошло до такого уровня, при котором можно бы было делать концерты без спонсоров. Спонсоры, естественно, помогают снизить расходную часть, что соответственно снижает цену билета. На больших концертах они берут на себя все финансовое обеспечение, все финансовые риски, оставляя промоутеру определенный гонорар за работу. Спонсоры преследуют обычно понятную цель: либо это в чистом виде реклама, как например, для западных компаний (их больше всего интересует свое позиционирование в рекламе – наружной, телевизионной), либо, как для многих местных спонсоров, особенно корпоративных, это чистый PR, т.е. работа со своими клиентами, возможность подарить им билеты, возможность пригласить на концерт людей, с которыми они работают и т.д. Это очень тонкий вопрос.

При этом существует условие № 1: промоутер никогда не должен рекламировать себя. Промоутер – это техническая должность. Если спонсор дает деньги на проект, то он заслуживает того, чтобы быть представленным в той же степени, что и артист. Конечно, спонсор не может быть представлен больше артиста: ни один артист этого никогда не допустит. Очень часто спонсоры сами не знают, чего хотят, и дело промоутера – предложить им такую программу, которая была бы интересна для их бизнеса. Главное в любых взаимоотношениях со спонсором, чтобы это не было основано только на личных взаимоотношениях, как это часто бывает. Участие в проектах должно быть комплементарно основному бизнесу «деньгодателя». В этом основная задача.

Бюджет доходов промоутера имеет два источника: продажа билетов и спонсорские деньги. Другого нет. Бизнес достаточно мимолетный. В течение дня необходимо быстро принять множество решений, нет выходных, нет отдыха, это не работа офисного чиновника. Постараешься и бизнес развивается, если нет, то первый же проект – и ты всю жизнь должен. Если вы захотели стать промоутеом и у вас есть 50 тыс.долл. чтобы организовать концерт, к примеру того же Леонтьева, необходимо обдумать все риски, чтобы не остаться в должниках.

Поэтому лучше начинать в команде профессионалов, или на первом этапе работать с белорусскими артистами. При этом и затратная часть меньше, и опять же – поддержка государства. После того, как вы наберетесь опыта, узнаете многие тонкости нелегкой работы промоутера, тогда может и стоит рискнуть и вложить деньги в серьезный проект. Ведь надо развиваться и зарабатывать, а белорусские артисты пока такой возможности промоутерам, организующим их концерты, не дают. Все вышеизложенное характерно в основном в работе с российскими звездами, т.к.о мировых пока говорить сложно. Вот и получается, что на концерты отечественных звезд публика ходит пока неохотно и за не большие деньги. Попасть же на концерт западной звезды не у каждого получается, ввиду недостатка средств. Вот и работают белорусские промоутеры в основном с российскими звездами.

Концертно-гастрольная деятельность в Беларуси – рисковый, но уже серьезный бизнес, выгодный для игроков рынка и инвесторов. В Беларуси, наконец, стало более или менее достаточно хлеба, чтобы народ пожелал зрелищ. И шоумены расторопно взялись за работу.

Впрочем, концертные агентства и продюсерские центры нельзя обвинить в прежней бездеятельности, ведь была же культурная жизнь в стране и раньше – им не пришлось закладывать первый камень. Но насколько динамичным стал рынок белорусского шоу-бизнеса сегодня? Какие он приобрел очертания? И все ли так радужно, как кажется со стороны? Запад пока не очень серьезно нас воспринимает. Концертные агентства за рубежом сформировали о нашем шоу-бизнесе собственное мнение.

Они оценили каждый регион бывшего СССР. И, к сожалению, не стали работать с нами напрямую. Для них Беларусь – часть российского, российско-украинского или российско-балтийского маршрута. Объясняется такой подход достаточно просто. Беларусь – самостоятельный регион, а, например, Прибалтика – единый. И когда промоутеру из Вильнюса или Таллина предлагают хорошего артиста, он выстраивает тур по всей Прибалтике, а не только по Эстонии, Литве или Латвии. Белорусские же организаторы реально не могут предложить исполнителям ничего, кроме столичного зрителя. Белорусские концертные агентства пытались делать что-то в регионах, когда были построены ледовые дворцы, но все проекты заканчивались финансовым крахом. Мало кто даже в областных центрах способен заплатить более 70 тысяч рублей за билет на концерт.

Однако в целом шоу-бизнес, конечно, приносит доходы своим владельцам. К примеру, аншлаговый концерт во Дворце Республики, валовой сбор которого $60 тыс., дает организатору прибыль в 15 – 20%. При хорошем раскладе концертное агентство может провести 1 – 2 больших успешных концерта в месяц. Это вполне возможно, так как конкуренция у нас небольшая. Директора концертных агентств признают, что всегда есть возможность работать в уже существующих сегментах.

Создание новой промоутерской фирмы вряд ли сможет серьезно пошатнуть позиции лидеров: продюсерского центра «Класс-Клуб ДжасКрафт», концертных агентств Дворца Республики, агентств «Арт Мьюзик Сервис», «Линия звука», «Джаз Саунд Клуба», «Альфа-концерт» и театрального проекта «Виртуозы сцены», К тому же шоу-бизнес имеет свою специфику: главное – выбрать подходящий сегмент. Сегодня рынок считается сформировавшимся и поделенным. Но в основном это деление по жанру: одна компания занимается эстрадной музыкой, другая организовывает концерты рок-музыкантов, третья предлагает зрителю джаз-шоу, а кто-то приглашает гастролирующие театральные коллективы. И хотя большинство белорусских шоуменов отмечают организованность рынка, при этом никто не забывает упомянуть о его «зачаточном состоянии.

Белорусский шоу-бизнес находится на начальном этапе развития. Белорусские бизнесмены стремятся к получению мгновенной прибыли, мало вкладывая в шоу. Они платят за организацию концертов, но продукт какого качества продают? У нас нет как таковой индустрии развлечений, а мы пытаемся зарабатывать на том, что еще не создано. Отсюда и результат. Сегодня многие готовы заняться шоу-бизнесом. Но для того, чтобы все заработало, необходимо, чтобы на сцене были артисты, а не искусственные звезды, которые сегодня есть (потому что их песни крутятся по всем FM-станциям и телевидению), а завтра (когда денег на прокрутку не будет) их нет.

 

 

5.2 Менеджмент в деятельности детских концертных организаций

 

В современных условиях девальвации духовной культуры общества, особенно очевидной в молодежной среде, роль музыки в воспитательном процессе неоспорима. Ряд исследователей констатируют тот факт, что сегодня музыкальная культура общества столкнулась с рядом важных проблем: противоречие между потенциальной ценностью всего музыкального искусства во всём его объёме и актуальной значимостью для большинства лишь популярной музыки; стереотипность и стандартизация музыкальных интересов стали потребностью восприятия; возрастают потребительско-развлекательные установки основной части общества; снижается общий уровень художественной культуры населения [3;5;6].

В этой связи огромное значение приобретает система организованного педагогического воздействия – музыкального воспитания – как основополагающий фактор социального, духовного, художественно-эстетического развития личности.

Освоение ценностей музыкальной культуры для подрастающего поколения возможно лишь в пространстве свободной нерегламентированной деятельности, которую осуществляют внешкольные культурно-образовательные учреждения. Сегодня остаётся актуальной проблема создания и внедрения новых эффективных технологий в музыкально-воспитательный процесс, способствующих самоопределению, самореализации и самосовершенствованию подростков средствами музыкального искусства в сфере досуга.

Социально-культурные изменения в обществе создают предпосылки для пересмотра системы музыкально-образовательных учреждений, создания заведений нового типа. Одним из таких учреждений является Детская филармония[2], созданная как концертная общественная структура на базе Учреждения культуры «Могилёвской государственной детской школы искусств №2 имени М.Н.Солдатова».

Ссылаясь на определение понятия «менеджмент» Г.Н.Новиковой как форму управления предприятием, цель которой достижение наивысшей эффективности материального и духовного производства [2, с.21], рассмотрим некоторые особенности управления детским концертным учреждением.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что в основе деятельности Детской филармонии лежит решение организационно-управленческих задач, способных повлиять не столько на экономический, сколько на педагогический эффект, влияние на формирование и развитие личности ребёнка, его творческую самореализацию в музыкальном искусстве, а также стимулирование саморазвития культурной жизни в регионе.

Главная цель Детской филармонии – создание условий для реализации музыкального потенциала подростков и дальнейшего творческого развития. Реализация данной цели предполагает решение основных задач:

1. повышение культурного уровня населения города через приобщение и целенаправленную пропаганду музыкально-эстетических ценностей искусства.

2. содействие повышению исполнительского уровня учащихся и преподавателей;

3. повышение уровня качества музыкально-образовательного процесса;

4. проведение культурно-просветительской, воспитательной, концертной работы;

5. внебюджетная деятельность услуг с целью пополнения материально-технической базы школы;

6. использование, создание и хранение произведений, определяющих развитие музыкальной культуры города Могилёва;

7. проведение методической, культурно-просветительской, концертной работы.

Функционируя как концертная организация, Детская филармония, с одной стороны, расширяет функции музыкально-образовательного учреждения – детской школы искусств, а с другой – является той автономной досуговой нишей, в которой подростки могут самовыражать и самореализовывать свой музыкально-творческий потенциал в различных формах музыкальной деятельности, адаптироваться в социуме, решать проблемы межличностного взаимодействия со сверстниками, эффективно осваивать различные формы культурных практик.

Таким образом, организационно-административный механизм управления детской концертной организации синтезирует особенности детского музыкально-образовательного учреждения (ДШИ, ДМШ), центра детского творчества, методического образовательного центра, концертной филармонической организации, включающей целый ряд творческих коллективов и индивидуальных исполнителей.

В штат Детской филармонии входит творческий актив, формируемый из педагогического коллектива УК «МГ ДШИ № 2 им. М.Н.Солдатова» и ее администрации, а также творческие коллективы школы и их руководители, исполнители, учащиеся школы. Творческий актив филармонии имеет следующую структуру:

· Менеджер концертно-зрелищных программ.

· Менеджер по связям с общественностью, СМИ и рекламе.

· Концертно-лекционный отдел (ведущие, режиссёр концертов и зрелищных мероприятий).

· Отдел организационно-технического обеспечения (звукооператор, технические работники).

Единство музыкально-образовательных, воспитательных и творческих задач в деятельности Детской филармонии позволяет активно включаться её участникам в целенаправленную систему трансляции музыкального искусства, расширяя культурно-образовательное пространство.

Как концертная организация Детская филармония при УК «МГ ДШИ № 2 имени М.Н.Солдатова» располагает большим арсеналом детских и взрослых творческих коллективов (1 имеет звание «Народный», 4 – «Образцовый»). При филармонии существуют и самодеятельные детские творческие коллективы, которые функционируют на базе музыкальной студии. Это позволяет привлечь в систему общеэстетической музыкальной подготовки большое число подростков, а музыкальное образование делает доступным для учащихся разного уровня способностей и возможностей.

Наличие такого количества творческих коллективов, с одной стороны, предоставляет учащимся возможность выбора наиболее оптимальной формы музицирования и музыкального саморазвития, а, с другой стороны, является необходимым условием для совершенствования исполнительского уровня и творческой самореализации преподавателей.

Высокий уровень профессиональной музыкальной подготовки учащихся позволяет говорить о необходимости рекламы талантливой молодёжи, создании дополнительных условий для реализации творческого потенциала за рамками школы, в концертной деятельности.

Необходимость создания детской концертной организации вызвана значительным объёмом концертно-лекционной и внеклассной работы, проводимой школой. Общее количество концертов и внеклассных мероприятий ежегодно составляет 120-140 концертов, по нескольким направлениям:

1. Цикл концертов для учащихся школы, родителей, преподавателей.

2. Цикл музыкально-просветительских концертов для учащихся детских воспитательных и образовательных учреждений Октябрьского района и города.

3. Циклы тематических концертов в рамках деятельности «Литературно-музыкальной гостиной» (Детская библиотека им. А.С.Пушкина и областной библиотекой им.В.Ленина.

4. Участие в социально значимых акциях для детей-инвалидов, ветеранов труда и ВОВ, многодетных матерей.

5. Циклы концертов «Мастера искусств – детям», проводимые в сотрудничестве средними специальными и высшими музыкальными учебными заведениями города и республики.

6. Участие в городских, областных и Республиканских социально-культурных мероприятиях.

7. Музыкально-развлекательные концертные программы на взаимовыгодных условиях для предприятий, фирм коммерческих и общественных организаций города, приуроченных к календарным и профессиональным праздникам, юбилеям, общереспубликанским праздникам.

8. Гастрольные поездки в другие города Беларуси и за её пределы в рамках международного культурного сотрудничества; проведение концертов зарубежных коллективов в рамках культурного обмена.

Современная система музыкально-образовательного учреждения рассматривается как открытая для взаимодействия в культурно-образовательном пространстве, главной характеристикой, которой выступает сотрудничество с другими субъектами социокультурной деятельности (родители, преподаватели, учащиеся), общественными организациями, учреждениями, прочими воспитательными системами, а также активная роль учреждения в социокультурной жизни региона [4]. В условиях всеобщей нехватки бюджетных средств на саморазвитие, ограниченном бюджетном финансировании такая деятельность позволит пополнять и расширять материально-техническую базу, что, безусловно, влияет на дальнейшее развитие творческого потенциала.

Обобщая данные отчетов можно утверждать, что Детская филармония вполне может претендовать на статус концертной музыкально-развлекательной и просветительской организации города. По нашему мнению, разноплановая концертная деятельность филармонии способна увеличить панораму концертной жизни города, привлечь широкую слушательскую аудиторию. Вовлечение в музыкально-творческую среду большого круга молодёжи региона, приобщение населения к профессиональному музыкальному искусству, целенаправленное художественно-эстетическое воспитание является непременным условием деятельности Детской филармонии.

Говоря о взаимосвязи всех управленческих функций следует отметить, что в детской концертной организации основное внимание уделяется изучению, удовлетворению и развитию творческих потребностей как участников филармонии, так и слушательской аудитории.

Концертная деятельность способствует формированию устойчивой мотивации к музыкально-познавательной и творческой деятельности у подростков, повышению уровня личной самооценки, самовыражению и самореализации в музыкальном искусстве. Кроме того, широкая сфера слушательской аудитории способствует тому, что каждый исполнитель может найти «своего» слушателя, «свою» концертную площадку, адаптироваться к условиям сцены. Только при условии постоянного и непрерывного общения с музыкой становится возможным влиять на формирование устойчивых и осознанных музыкально-познавательных интересов молодёжи, развития музыкального вкуса и внутренней духовной культуры.

Обобщая сказанное, можно выделить следующие направления арт—менеджмента в деятельности детской концертной организации:

· Планирование концертной деятельности, отбор репертуара, разработка творческих проектов.

· Организация творческого развития участников, репетиционной и концертной деятельности творческих коллективов, индивидуальных исполнителей.

· Привлечение внебюджетных средств на реализацию творческих проектов.

· Формирование положительного общественного мнения о детском музыкальном творчестве и рекламе талантливой молодёжи через взаимодействие со СМИ.

· Контроль над проведением выполнением музыкально-творческих проектов, техническим обеспечением музыкального проекта.

· Изучение мотивации и стимулирование учащихся и преподавателей на эффективное выполнение творческих задач, а зрителей – на активное посещение творческого проекта.

· Координация деятельности всех участников Детской филармонии в разработке и реализации творческого проекта.

· Создание деловой репутации Детской филармонии как реального и действенного партнера.

Обозначенные механизмы арт-менеджмента позволяют превратить Детскую филармонию в канал трансляции художественной культуры, где задаются новые модели культурной жизни и поведения не только детей и подростков, но других категорий населения.


Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 129; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.064 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты