КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тест №1Идеологическое со стояние верхушки античного общества накануне его катастрофы получило многостороннее отражение в творчестве плодовитого сатирика Лукиана. Измельчание философской мысли и рост суеверия, претензии софистики и вульгарно-философская оппозиция против нее, педантический архаизм и бессодержательность литературы, — все эти симптомы идеологического распада нашли в лице Лукиана острого и язвительного критика, обратившего формально-стилистическое искусство софистики против нее самой. Став уже известным писателем, он вспоминает в автобиографическом «Сновидении» о трудностях своего пути к образованию. Родители хотели обучить его какому-нибудь ремеслу, но его влекла слава софиста. В «Сновидении» изображается, как, после неудачной попытки обучения у дяди-ваятеля, мальчику являются во сне Скульптура и Образованность (т. е. софистика), и каждая старается привлечь его к себе. Лукиан в полной мере разделяет рабовладельческое презрение к ремесленнику, «живущему трудом своих рук», а Образованность сулит славу, почести и богатство. Темы этого рода были не новы, но Лукиан, как типичный софист, не раз подчеркивает, что стилистическая отделка и остроумие изложения для него дороже, чем новизна мыслей. Он блещет мастерством живого, легкого повествования, рельефными деталями, образным стилем; особенно удаются ему описания памятников изобразительного искусства. Уже в этих ранних произведениях порою чувствуется будущий сатирик. реторический парадокс «Похвала мухе» имеет почти пародийный характер. С годами Лукиан стал ощущать себя все более в оппозиции к господствующему направлению в софистике. Торжественная, панегирическая установка на искусственные «высокие» чувства всегда была ему чужда, а к усиливавшимся религиозным тенденциям он относился резко отрицательно. Сатирическая струя в его творчестве стала расширяться. Первым этапом на этом пути был переход к периферийным малым формам софистической прозы. Лукиан выбрал здесь жанр комического диалога, мимической сценки, В «Разговорах гетер» воспроизводятся ситуации типа средней и новой комедии с их постоянными мотивами сводничества, обучения молодых гетер, их взаимного соперничества, любви и ревности к «юношам». Такую же разработку получают мифологические темы в «Разговорах богов» и в «Морских разговорах». Лукиан делает мифологический сюжет предметом бытовой интимной беседы богов. достигает карикатурного эффекта самым фактом перенесения мифологического сюжета в бытовую сферу. Миф оказывается нелепым и противоречивым, боги — мелочными, ничтожными, безнравственными. Многочисленные любовные оказания превращаются в «скандальную хронику» Олимпа; существование олимпийцев заполнено любовными шашнями, сплетнями, взаимными попреками, боги жалуются на надменность Зевса и на то, что им приходится выполнять для него всевозможные холопские обязанности. Образ Прометея не раз привлекал Лукиана. В диалоге «Прометей, или Кавказ» воспроизведена ситуация «Прикованного Прометея» Эсхила, и софистически построенная защитительная речь Прометея превращается в обвинительный акт против Зевса во имя разума и морали. для Лукиана это служило лишь прелюдией к более серьезной и более острой критике религии и поддерживавшей религию вульгарной философии. К 60-м гг. II в. наметился отход Лукиана от софистики. Его начинает привлекать философия. Теории философов интересовали, однако, сатирика Лукиана не положительными учениями, к которым он относился с ироническим сомнением, а своей критической стороной, как орудие просветительской борьбы против религиозных и моральных предрассудков. Сатира Лукиана принимает резко выраженный философский уклон. Основные объекты ее — религиозное суеверие, стоическое богословие с его учением о божественном провидении и оракулах (стр. 194, 237), пустота и ничтожество человеческих стремлений к богатству и власти, причуды богачей, догматизм вульгарных философов, их недостойный образ жизни, их тщеславие и завистливость, распри и раболепие. Перед лицом смерти все оказывается ничтожным, красота и богатство, слава и власть, — один лишь киник прибывает в преисподнюю с улыбкой, сохраняя свою «свободу духа и свободу речи, беззаботность, благородство и смех». Против учений о божественном промысле, предвидении и воздаянии направлен «Зевс уличаемый». Одна из наиболее красочных антирелигиозных сатир Лукиана— «Зевс трагический». Наряду с антирелигиозной сатирой, у Лукиана нередко встречается сатира, направленная против философов. Лицемерие философов, их грубость, жадность и чревоугодие обрисованы в диалоге «Пир», а памфлет «О состоявших на жалованье» дает яркую картину унижений, которым подвергались «домашние философы», находившиеся на службе у знати. Острота социальной сатиры представляет собой, однако, сравнительно редкое явление у Лукиана. Его сатира отличается изяществом и остроумием, но не глубиной захвата!. Ясный, просто развертывающийся сатирический сюжет, четкость литературного замысла, разнообразие и легкость изложения, остроумная, ироническая аргументация, живое, занимательное повествование, неистощимое обилие выразительных средств, красок, образов, сравнений, все это — бесспорные достоинства произведений Лукиана, но ему недостает глубины идейного содержания. Важнейший недостаток сатиры Лукиана — отсутствие положительной программы. Его сатира скользит по поверхности социальной жизни, избегая «опасных» тем; Неизбежная историческая ограниченность сатиры Лукиана и отсутствие у него положительной программы не должны все же заслонять того обстоятельства, что Лукиан принадлежал к числу наиболее свободомыслящих умов своего времени. Несмотря на свое софистическое воспитание, он не поддался распространенным в софистике реакционным настроениям. Лукиан не был оригинальным мыслителем;. идеологическое оружие, которым он пользовался, создано было другими и задолго до него, но свой недюжинный литературный талант он отдал непрестанной борьбе с суевериями, шарлатанством и позерством, воскрешая лучшие традиции эллинской культуры. В последний период литературной деятельности Лукиана борьба эта приняла еще более обостренные формы. Тематика становится все более современной. Сатирик отходит от диалогической формы, которая вынуждала его выступать в маске одного из собеседников, и обращается к памфлету-письму, высказываясь непосредственно от своего лица. Лукиан неоднократно выступал с памфлетами и по чисто литературным вопросам. В «Учителе красноречия» он рассчитался с софистикой, нарисовав карикатурный образ модного оратора, наглого и невежественного шарлатана; Под именем Лукиана сохранилось 80 произведений; некоторые из них ошибочно приписаны Лукиану, а в иных случаях вопрос о подлинности является спорным. К этой последней категории спорных произведений принадлежит, между прочим, «Лукий, или Осел», сокращенное изложение романа о человеке, превращенном в осла. Роман известен нам и в более полной латинской редакции: это — знаменитые «Метаморфозы» Апулея, и в разделе, посвященном этому писателю, мы еще вернемся к произведению, дошедшему под именем Лукиана. Лукиан был слишком боевой фигурой, чтобы не вызвать к себе ненависть как софистов, так и религиозных деятелей. блестящие сатиры Лукиана оказывали воздействие на литературу средневековой Византии. С XV в. он стал у гуманистов одним из любимых авторов. Лукианом вдохновлялась и гуманистическая сатира [Эразм, Гуттен, во Франции Деперье («Кимвал мира»)] и сатира века Просвещения, а «Правдивая история» служила прообразом для Рабле и Свифта.
48. НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКОЕ ЗВУЧАНИЕ И ПОЭТИКА РОМАНА АПУЛЕЯ «МЕТАМАРФОЗЫ»,ИЛИ «ЗОЛОТОЙ ОСЁЛ» Философ Апулей увлечен мистическими культами и посвящается в различные «таинства». Но он прежде всего «софист», Философ, софист и маг, Апулей — характерное явление своего времени. Творчество его чрезвычайно многообразно. Он пишет по-латыни и по-гречески, составляет речи, философские и естественнонаучные сочинения, поэтические произведения в различных жанрах. Сказание о человеке, превращенном в животное чарами колдуньи и вновь обретшем человеческий облик, встречается в многочисленных вариантах у различных народов. У Апулея сюжет расширен многочисленными эпизодами, в которых герой принимает личное участие, и рядом вставных новелл, непосредственно с сюжетом не связанных и введенных как рассказы о виденном и слышанном до превращения и после него. «Внимай, читатель: позабавишься», — такими словами кончается вступительная глава «Метаморфоз». Автор обещает развлечь читателя, но преследует и нравоучительную цель. Идейная концепция романа раскрывается только в последней книге, когда начинают стираться грани между героем и автором. Сюжет получает аллегорическое истолкование, в котором нравственная сторона осложняется учениями религии таинств. Пребывание разумного Лукия в шкуре становится аллегорией чувственной жизни. К чувственности присоединяется, таким образом, второй порок, пагубность которого может быть иллюстрирована романом, — «любопытство», желание самовольно проникнуть в скрытые тайны сверхъестественного. Но еще более важна для Апулея другая сторона вопроса. Чувственный человек — раб «слепой судьбы»; тот, кто преодолел чувственность в религии посвящения, «справляет победу над судьбой». Луций до посвящения не перестает быть игрушкой коварной судьбы; жизнь Лукия после посвящения движется планомерно, по предписанию божества, от низшей ступени к высшей. однако ему не чужды и сатирические цели. Ослиная маска героя открывали широкие возможности сатирического изображения нравов: «люди, не считаясь с моим присутствием, свободно говорили и действовали, как хотели». По роману рассыпано огромное количество мелких штрихов, изображающих различные слои провинциального общества в различной обстановке, причем Апулей не ограничивается комически-бытовой стороной; он не скрывает тяжелой эксплуатации рабов, трудного положения мелких земельных собственников, произвола администрации. Большую культурно-историческую ценность имеют описания, связанные с религией и театром. Богатый фольклорно-новеллистический материал мы находим в эпизодах и вставных частях. В этой пестрой и красочной картине особо выделяется большой вставной рассказ об Амуре и Психее. Удивительная красота младшей из трех дочерей, назначенный ей брак со страшным чудовищем, волшебный дворец мужа с невидимыми прислужницами, таинственный муж, который посещает жену ночью и запрещает глядеть на себя при свете, нарушение запрета по наущению коварных сестер, поиски исчезнувшего мужа, оказавшегося очаровательным мальчиком, месть сестрам, скитания и рабская служба героини, выполняющей трудные задачи при содействии чудесных помощников, ее смерть и воскресение, — вся эта сказочная вязь налицо у Апулея. Падение Психеи—результат злосчастного «любопытства», делает ее жертвой злых сил, обрекает на страдания и скитания, пока не наступает конечное избавление по милости верховного божества, — в этом отношении Психея сходна с главным героем Лукием.
Тест №1 Вопрос 1.Под категорией "кадры организации" следует понимать: часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, которые необходимы для работы в экономике;
Вопрос 2.Безработные - это: трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в Федеральной Службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней;
Вопрос 3.Что следует понимать под категорией "персонал"? это часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, которые необходимы для работы в экономике;
Вопрос 4.Выделите категорию населения, которые относятся к экономически активному населению: безработные;
Вопрос 5.Выделите категории населения, которые не относятся к занятому населению: работающие по найму;
Вопрос 6.К экономически неактивному населению относятся: работающие по найму;
Вопрос 7.Объектом управления персонала могут быть: верно только А.
Вопрос 8.Какое основное структурное подразделение в организации решает вопросы управления ? отдел охраны труда;
Вопрос 9.Какие ресурсы являются главными внутри организации ? сырье;
Вопрос 10.В понятие персонал организации входит: личный состав организации работающий по найму и обладающий определенными признаками.
Вопрос 11.Какой из перечисленных принципов не относятся к процессуально-административным принципам? принцип единоначалия.
Вопрос 12.Что не включает в себя технология управления персоналом: мотивацию трудовой деятельности.
Вопрос 13.Предметом управления персонала является: основные закономерности и движущие силы, определяющие поведение людей и общностей в условиях совместной деятельности.
Вопрос 14.Какой из подходов к управлению персоналом получил развитие на современном этапе? органический.
Вопрос 15.Какие качества входят в понятие общей трудоспособности? физические, химические, публицистические.
Вопрос 16.Какой метод управления персоналом отличается прямым характером воздействия? административный.
Вопрос 17.Первоочередные меры для организации находящейся в ситуации спада: экстенсивный метод в кадровой работе.
Вопрос 18.Работа по временным контрактами - это: сезонная занятость.
Вопрос 19.К каким методам управления персоналом Вы отнесете разработку положений ? административные.
Вопрос 20.Понятие «субкультура» это (выберите правильный вариант) : культура, преобладающая во всем обществе.
Вопрос 21.Какой из перечисленных ниже методов, в области совершенствования управления персоналом, получил наибольшее распространение: административный метод.
Вопрос 22.Носителем функций по управлению персоналом выступает: менеджеры по персоналу.
Вопрос 23.Что представляет собой делегирование полномочий ? передачу полномочий.
Вопрос 24.Монетаристы, а также их сторонники, опираются на: классическую экономическую теорию.
Вопрос 25.Какой комплекс кадровых мероприятий уменьшает приток новых людей и идей в организацию ? экстенсивный.
Вопрос 26.При постановке любых целей включение материальных стимулов: усиливает мотивацию достижения цели.
Вопрос 27.Структура персонала организации - это: соотношение профессиональных групп специалистов и рабочих.
Вопрос 28.Структура управления - это: количество управленческих процедур.
Вопрос 29.При сдельной форме заработной платы мерой труда является: время, затраченное на производство продукции.
Вопрос 30.Особенностью управления персоналом при переходе к рыночному типу экономики является: незначительная роль личности работника.
Вопрос 31.Что относиться к организационным принципам управления персоналом ? единоначалие.
Вопрос 32.Расстановка персонала это: процесс распределения между людьми различных организационных ролей и задач.
Вопрос 33.Какие из нижеперечисленных задач являются основными для отдела кадров? организация отбора, набора и найма персонала, необходимой квалификации и в требуемом объеме.
Вопрос 34.При предпринимательской организационной стратегии акцент при найме и отборе делается: на поиск инициативных сотрудников с долговременной ориентацией, готовых рисковать и доводить дело до конца.
Вопрос 35.Под эффектом совместной деятельности персонала следует понимать: степень реализации организационной цели.
Вопрос 36.Анри Файоль является представителем: классической школы управления.
Вопрос 37.Планирование карьеры осуществляется прежде всего с целью: избежания ошибок при замещении вакансий.
Вопрос 38.Понятие карьеры - это: повышение на более высокую ступень структуры организационной иерархии.
Вопрос 39.Основными видами безработицы являются: структурная, циклическая, скрытая, фрикционная безработица.
Вопрос 40.К каким методам управления персоналом относится выговор ? административные.
|