Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА




1. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектам: учебное пособие/ Под общ. ред. И.И. Мазура. - 2-е изд.-М.: Омега-Л, 2004.-с.664

2. Интернет ресурс: http://ru.wikipedia.org

3. Богданов В.В., Управление проектами в Microsoft Project 2007. Учебный курс. - СПб.: Питер, 2008. - 592с.

4. Мартин, Паула. Управление проектами. Серия: Практика менеджмента. - СПб.: Питер, 2006. - 224с.

5. Практика финансовой диагностики и оценки проектов / Кольцова И.В., Рябых Д.А. - Москва, Санкт-Петербург, Киев: Вильямс, 2007 г. - 405с.

6. Проекты и управление проектами в современной компании / Г. Л. Ципес, А. С. ТовбОлимп-Бизнес, 2009 г. - 480 с. - Санкт-Петербург

7. Управление проектами / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, М. В. Каркавин - М.: Феникс, 2009 г. - 336 с.

8. Управление проектами в Microsoft Project 2007 / Г. И. Сингаевская - М.: Диалектика, 2008 г. - 880 с.

9. Управление проектами. Ускоренный курс по программе MBA / Эрик Верзух; Пер. с анг. - Москва - Санкт-Петербург - Киев: Диалектика, 2007 г. - 480 с.

 

ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

 


Структура программы учебного предмета

 

 

I.Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной

аттестации

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Обоснование структуры программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

 

 

II.Содержание учебного предмета

-Учебно-тематический план

- Содержание тем и разделов

III.Требования к уровню подготовки обучающихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

 

 

IV.Формы и методы контроля,система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

 

 

V.Методическое обеспечение учебного процесса

 

 

VI.Список литературы и средств обучения

- Список рекомендуемой учебной и методической литературы

- Перечень средств обучения


I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

 

 

Программа учебного предмета «История изобразительного искусства» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства

«Живопись».

 

Учебный предмет «История изобразительного искусства» направлен на овладение духовными и культурными ценностями народов мира; воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.

Содержание учебного предмета «История изобразительного искусства» тесно связано с содержанием учебных предметов «Композиция станковая»,

«Рисунок» и «Живопись». В результате изучения предмета учащиеся должны осмыслить, что произведение искусства - целый мир. У него есть свое пространство и время, свой «пульс» (энергия) – ритм – та сила сплочения, которая обеспечивает живое единство, единство смысла. Изображать – значит устанавливать отношения, связывать и обобщать. Композиция есть форма существования произведения искусства как такового – как органического целого, как выразительно-смыслового единства.

Предмет «История изобразительного искусства» направлен на осмысление отношения композиции художественного произведения и зрителя как акта общения, а восприятия его - как деятельность зрителя; на формирование умения использовать полученные теоретические знания в художественно-творческой деятельности.


Срок реализации учебного предмета

 

При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет, предмет «История изобразительного искусства» реализуется 4 года, со 2 по 5 класс.

При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 8 лет, предмет «История изобразительного искусства» реализуется 5 лет, с 4 по 8 класс.

Срок освоения программы «История изобразительного искусства» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, может быть увеличен на один год (9-й или 6-й класс).

При реализации программы предмета «История изобразительного искусства» со сроком обучения 9 или 6 лет образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает учебно-тематический план последнего года обучения. Содержание программы дополнительного года обучения может предусматривать подготовку обучающихся к поступлению в средние или высшие учебные заведения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

 

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета Общая трудоемкость учебного предмета «История изобразительного

искусства» при 5-летнем сроке обучения составляет 396 часов. Из них: 198 часов – аудиторные занятия, 198 часов - самостоятельная работа. При 8- летнем сроке обучения общая трудоемкость составляет 330 часов. Из них: 165 часов – аудиторные занятия, 165 – самостоятельная работа.


Сведения о затратах учебного времени

и графике промежуточной и итоговой аттестации

 

 

Срок освоения образовательной программы «Живопись» 5 лет

 

 

Вид учебной работы Годы обучения Всего часов
  1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год  
Полугодия  
Аудиторные занятия     25,5 25,5 25,5 25,5
  Самостоятельн ая работа     25,5 25,5 25,5 25,5
Максимальная учебная нагрузка    
Вид промежуточно й и итоговой аттестации по полугодиям         зачет     зачет     зачет   Итоговая аттестация (экзамен)  

 

Срок освоения образовательной программы «Живопись» 8 лет

 

 

Вид учебной работы Годы обучения Всего часов
  4-й год 5-й год 6-й год 7-й год 8-й год  
Полугодия  
Аудиторные занятия
  Самостоятельн ая работа
Максимальная учебная нагрузка
Вид промежуточно й и итоговой аттестации по полугодиям     зачет     зачет     зачет     зачет   Итоговая аттестация (экзамен)  

Срок освоения образовательной программы «Живопись» 6 лет

 

 

Вид учебной работы Годы обучения   Всег о часо в
  1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год 6-й год  
Полугодия  
Аудиторные занятия     25,5 25,5 25,5 25,5 25,5 247,
  Самостояте льная работа     25,5 25,5 25,5 25,5 25,5 247,
Максимальн ая учебная нагрузка    
Вид промежуточ ной и итоговой аттестации по полугодиям         Зачет     Зачет     Зачет     Зачет     Итоговая аттестация (экзамен )  

 

Срок освоения образовательной программы «Живопись» 9 лет

 

 

Вид учебной работы Годы обучения   Всего часов
  4-й год 5-й год 6-й год 7-й год 8 год 9 год  
Полугодия  
Аудиторные занятия
  Самостоятельн ая работа
Максимальная учебная нагрузка

 

Вид промежуточно й и итоговой аттестации по полугодиям     зачет     зачет     зачет     зачет     зачет     Итоговая аттестация (экзамен)  

 

Форма проведения учебных занятий

 

 

Занятия по предмету «История изобразительного искусства» и консультации рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Срок обучения 5-6 лет Аудиторные занятия: 2 - 5 классы – 1,5 часа

6 класс – 1,5 часа Самостоятельная работа: 2 - 5 классы – 1,5 часа

6 класс – 1 час

 

Срок обучения 8-9 лет Аудиторные занятия: 4-8 классы – 1 час

9 класс – 1,5 часа Самостоятельная работа: 4-8 классы - 1 час

9 класс – 1 час


 

Цель:


Цель и задачи учебного предмета


 

художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области истории изобразительного искусства, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Задачами учебного предмета является формирование:

 

• знаний основных этапов развития изобразительного искусства;

 

• знаний основных понятий изобразительного искусства;

 

• знаний основных художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве;

• умений определять в произведении изобразительного искусства основные черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;

• умений в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;

• навыков по восприятию произведения изобразительного искусства, умений выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;

• навыков анализа произведения изобразительного искусства.

 

Обоснование структуры программы

 

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

 

• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

• распределение учебного материала по годам обучения;

 

• описание дидактических единиц учебного предмета;


 

• требования к уровню подготовки обучающихся;

 

• формы и методы контроля, система оценок;

 

• методическое обеспечение учебного процесса.

 

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 

 

Методы обучения

 

• объяснительно-иллюстративный;

 

• репродуктивный;

 

• исследовательский;

 

• эвристический.

 

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным

 

фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Обучающиеся могут использовать Интернет для сбора дополнительного материала в ходе самостоятельной работы.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по истории мировой культуры, художественными альбомами. Основной учебной литературой по предмету обеспечивается каждый учащийся.

Учебная аудитория, предназначенная для изучения учебного предмета

 

«История изобразительного искусства» должна быть оснащена видеооборудованием, учебной мебелью (доской, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлена наглядными пособиями.

 

 

II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Содержание учебного предмета «История изобразительного искусства» построено с учетом возрастных особенностей детей.

Содержание учебного предмета включает следующие разделы и темы:

 

• Искусство Древнего мира

 

• Искусство Средних веков

 

• Древнерусское искусство X - начала XV вв.

 

• Возрождение

 

• Древнерусское искусство второй половины XV – XVII вв.

 

• Искусство Западной Европы XVII - XVIII вв.

 

• Искусство России XVIII века

 

• Искусство Западной Европы XIX века

 

• Искусство России XIX века

 

• Искусство Западной Европы конца XIX – первой половины XX вв.

 

• Русское искусство конца XIX - начала XX вв.

 

• Искусство Советского периода

 

 

Учебно-тематический план

 

Срок освоения образовательной программы «Живопись» 8 лет

 

 

Наименование раздела, темы   Общий объем времени в часах
Максим альная учебная нагрузка Самост оятель ная работа Аудитор ные занятия
1год обучения Iполугодие
  Раздел 1.Искусство Древнего мира        
1.1. Введение. Первобытное искусство. Беседа
1.2. Бесписьменные народы: искусство мифа Беседа
1.3. Древний Египет        
1.3.1. Древнее и среднее Беседа

 

  царство        
1.3.2. Новое царство Беседа
1.3.3. Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта Комбиниро ванный урок
1.4. Искусство стран Междуречья. Шумер. Ассирия. Вавилон. Персия Беседа
1.5. Искусство Древней Индии Беседа
1.6. Искусство Древнего Китая. Беседа
1.7. Скифское искусство Беседа
1.8. Искусство народов древней Америки Беседа
     
1год обучения IIполугодие
1.9. Античность        
1.9.1. Искусство Эгейского мира Беседа
1.9.2. Древнегреческий храм Беседа
1.9.3. Ансамбль Афинского акрополя Беседа
1.9.4. Древнегреческая скульптура Комбиниро ванный урок
1.9.5. Вазопись и греческий орнамент Беседа
1.9.6. Эллинизм Беседа
1.10. Искусство Древнего Рима        
1.10.1. Искусство этрусков Беседа
1.10.2. Архитектура Древнего Рима. Шедевры Беседа
1.10.3. Римский скульптурный портрет и исторический рельеф Беседа
1.10.4. Римская живопись Беседа
1.10.5. Зачет  
     
2год обучения Iполугодие
  Раздел 2.Средневековое искусство        
2.1. Искусство Византии        

 

2.1.1. Раннехристианская архитектура. Храм св. Софии в Константинополе Беседа
2.1.2. Византийская иконопись Беседа
2.1.3. Византийский орнамент Беседа
2.2. Средневековое искусство Западной Европы        
2.2.1. Введение. Искусство варваров Беседа
2.2.2. Романский стиль Беседа
2.2.3. Готический стиль Беседа
2.2.4. Искусство средневекового орнамента Комбиниро ванный урок
2.3. Искусство средневекового Востока Беседа
     
2год обучения IIполугодие
  Раздел 3.Искусство Древней Руси X – начала XVвв.        
3.1. Искусство Киевской Руси Беседа
3.2. Искусство Новгорода. Беседа
3.3. Владимиро-Суздальская архитектурная школа Беседа
3.4. Феофан Грек и Андрей Рублев Беседа
  Раздел 4.Возрождение        
4.1. Архитектура и скульптура Флоренции Беседа
4.2. Флорентийская живопись Беседа
4.3. Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи Беседа
4.4. Рафаэль Беседа
4.5. Микеланджело Беседа
4.6. Венецианская живопись. Тициан Беседа
4.7. Творчество Веронезе и Тинторетто Беседа
4.8. Возрождение в Нидерландах Беседа
4.9. Босх и Питер Брейгель Старший Беседа

 

4.10. Возрождение в Германии. Альбрехт Дюрер Беседа
4.11. Орнамент эпохи Возрождения Беседа
4.12. Зачет  
     
3год обучения Iполугодие
  Раздел 5.Искусство Руси второй половины XV – XVIIвв.        
5.1. Ансамбль Московского Кремля Беседа
5.2. Своеобразие русской архитектуры Беседа
5.3. Иконостас Беседа
5.4. Школа Дионисия и Симон Ушаков Беседа
5.5. Декоративно-прикладное искусство Беседа
     
3год обучения IIполугодие
  Раздел 6.Искусство Западной Европы XVII- XVIIIвв.        
6.1. Архитектура и скульптура стиля барокко. Творчество Лоренцо Бернини Беседа
6.2. Творчество Караваджо. Беседа
6.3. Испанские гении. Диего Веласкес Беседа
6.4. Архитектура Франции. Ансамбль Версаля. Стиль классицизм Беседа
6.5. Никола Пуссен и Клод Лоррен Беседа
6.6. «Малые» голландцы Беседа
6.7. Рембрандт Беседа
6.8. Рубенс Беседа
6.9. Искусство Франции XVIII века. Антуан Ватто и художники стиля рококо Беседа
6.10. Живопись и скульптура Беседа

 

  французского сентиментализма и классицизма        
6.11. Английская школа живописи XVIII века Беседа
6.12. Орнамент барокко и классицизма Беседа
  Раздел 7.Русское искусство XVIIIвека        
7.1. Русское искусство первой половины XVIII века Беседа
7.2. Архитектура и скульптура русского классицизма Беседа
7.3. Русский живопись XVIII века Беседа
7.4. Русское декоративно- прикладное искусство XVIII века Беседа
7.5. Зачет  
     
4год обучения Iполугодие
  Раздел 8.Искусство Западной Европы XIXвека        
8.1. Искусство Испании конца XVIII – начала XIX вв. Франциско Гойя Беседа
8.2. Французский классицизм Беседа
8.3. Романтизм во Франции Беседа
8.4. Романтизм в Англии. Прерафаэлиты Беседа
8.5. Реализм во Франции. Барбизонцы Беседа
8.6. Импрессионисты Беседа
8.7. Огюст Роден Беседа
8.8. Постимпрессионисты Беседа
     
4год обучения IIполугодие
  Раздел 9.Русское искусство XIXвека        
9.1. Искусство первой половины XIX века. Архитектура Беседа

 

9.2. Скульптура первой половины XIX века Беседа
9.3. Живопись первой половины XIX века Беседа
9.4. Русская живопись 60 -70 годов XIX века. Передвижники Беседа
9.5. Русский пейзаж XIX века Беседа
9.6. Илья Репин Беседа
9.7. Василий Суриков и Виктор Васнецов Беседа
9.8. Архитектура и скульптура второй половины XIX века Беседа
9.9. Зачет  
     
5год обучения Iполугодие
  Раздел 10.Искусство Западной Европы конца XIX –первой половины XXвека        
10.1. Модерн Лекция
10.2. Символизм Лекция
10.3. Стили и направления начала XX века Лекция
10.4. Матисс Беседа
10.5. Пикассо Беседа
10.7. Абстрактное искусство Беседа
  Раздел 11.Русское искусство конца XIX –начала XXвв.        
11.1. Константин Коровин и Валентин Серов Беседа
11.2. Михаил Врубель Беседа
11.3. «Мир искусства» Лекция
11.4. «Союз русских художников» Лекция
11.5. «Голубая роза» Лекция
11.6. Ранний русский авангард Лекция
     
5год обучения IIполугодие
  Раздел 12.Искусство советского периода        
12.1. Искусство периода Лекция

 

  Октябрьской революции        
12.2. «Четыре искусства», АХРР и ОСТ лекция
12.3. Искусство 30-х годов Лекция
12.4. Искусство в период Великой Отечественной войны Лекция
12.5. Искусство конца 40-х - начала 80-х годов Лекция
12.6. Декоративно-прикладное искусство советского периода Лекция
12.7. Подготовка к экзамену Тестирован ие
     

 

На основании данного учебно-тематического плана образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает учебно-тематический планы для 5-летней программы, а также содержание 9 (6) дополнительного года обучения.

 

 

Содержание разделов и тем

 

 

РАЗДЕЛ 1.ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

 

1.1.Введение.Первобытное искусство

 

Сформировать представление о роли изображений в древности. Раскрыть связь с другими видами деятельности.

Показать разницу между древними изображениями и тем, что сегодня называется изобразительным искусством. Рассказать о версиях происхождения изобразительного искусства. Выявить функции, которые оно могло выполнять. Проследить эволюцию первобытного искусства: от отпечатков рук до развитой изобразительной деятельности, которая положило начало письму: сначала пиктографии, а затем и в виде изобразительных знаков. Познакомить с двумя основными темами искусства палеолита: изображением женщин и животных. Женская статуэтка из


Виллендорфа (Австрия), рельеф «Женщина с рогом бизона» (Пещера Лоссель во Франции) и др. Памятники пещерной живописи. Живопись пещер Альтамира в Испании, Ласко во Франции. Познакомить с изменениями в искусстве в эпоху мезолита, выявить причины. Наскальные изображения (петроглифы) Восточной Испании, Африки. Основная тема: изображение охотничьих и военных сцен. Переход от наглядного образа к знаку в искусстве неолита. Древнейшие памятники Северной Европы. Петроглифы Каменных островов на Ангаре и др. Мегалитические сооружения. Менгиры, дольмены, кромлехи. Развитие первых ремесел. Возникновение орнамента.

Самостоятельная работа: сделать копию рисунка из первобытной пещеры (по выбору).

1.2.Бесписьменные народы:искусство мифа

 

Сформировать представления о синкретическом характере первобытного искусства.

На примере произведений художников-аборигенов Западной и Центральной Австралии показать, что искусство первобытного, или традиционного, искусства – это не столько изображение, сколько воображение. Художник - хранитель тайного знания. Тема смерти, культа предков - главная в первобытном искусстве. Священные (культовые) предметы - чуринги. Объектом изображения является не то, что художник видит, а то, что он знает о предмете. Форма передачи мифа – песня. Синкретический характер творчества.

Самостоятельная работа: составить видеоряд работ художников –

 

аборигенов Австралии.

 

1.3.Древний Египет

 

1.3.1.Древнее и Среднее царства

 

Сформировать представление об искусстве эпохи Древнего царства, о значении заупокойного культа в Египте, о роли художника.

Познакомить с ансамблем первой в мире пирамиды Джосера в Саккара, пирамидами в Гизе и Сфинксом, Домом вечности фараона Хуфу – Великой


пирамидой. Раскрыть роль художника в Древнем Египте; магический характер изображений; связь с заупокойным культом. Познакомить с памятниками скульптуры; с типами статуй; их размером. Рассказать о содержания рельефов на стенах гробниц. Раскрыть связь живописи с рельефом. Рассмотреть изобразительный характер древнего письма и специфическую условность приемов древнего искусства. Палетка фараона Нармера (Египет, конец 4 тыс. до н. э.). Выделить характерные черты: условность изображения; выделение главного размером; следование канону при изображении человека; построчное построение изображений, сочетание реальных образов с их символическими изображениями. Сделать вывод о том, что форма сама по себе не позволяет судить о значении и назначении произведения. Раскрыть рост значения погребальных храмов как центров культа фараонов в эпоху среднего царства. Рассказать о связи архитектуры с природой Египта. Познакомить с обелисками, колоссальными изваяниями фараонов. Рассказать о возникновение нового стиля в скульптуре, о возникновение реалистического портрета, о развитии жанра похоронной продукции - деревянных изображений слуг (ушебти).

Самостоятельная работа: нарисовать фигуру человека по египетскому канону.

1.3.2.Новое царство

 

Сформировать представление об архитектуре культовых центров в Карнаке и Луксоре.

Познакомить с архитектурными памятниками в Карнаке и Луксоре. Выявить ориентацию по сторонам света и годовому движению солнца. Рассказать об Алле сфинксов. Рассказать о деятельности фараона-еретика Эхнатона. Познакомить с шедеврами Амарнского периода: сцены семейной жизни фараона; бюст царицы Нефертити, скульптурное изображение Эхнатона.

Самостоятельная работа: зарисовка рельефа «Поклонение богу Атону» или другого произведения Амарнского периода.


1.3.3.Египетский орнамент

 

Сформировать представление о египетском орнаменте.

 

Рассмотреть образцы произведений декоративно-прикладного творчества; выявить характерные мотивы и цветовые сочетания; раскрыть связь орнамента с природой Египта и основными занятиями людей; с представлениями о загробной жизни. Познакомить с образцами предметов быта из гробницы Тутанхамона и музейных коллекций.

Самостоятельная работа: зарисовка египетского амулета или орнамента.

1.4.Искусство стран Междуречья.Шумер.Ассирия.Вавилон.Персия Сформировать представление об искусстве стран Междуречья. Познакомить с археологическими открытиями XIX-XX веков.

Рассказать об основных занятиях жителей - скотоводстве и ирригации – как технологии, позволившей заселить Южную Месопотамию.

А). Искусство Шумер. Урук - один из древнейших шумерских городов, построенных из кирпича, высушенного на солнце; зиккурат - жилище бога. Выявить основные декоративные средства. Познакомить с памятниками изобразительного искусства: рельефами, мозаикой, скульптурой. Рассказать о возникновении письменности, о первой библиотеке.

Б). Искусство Ассирии. Появление в Ассирии нового типа города - города-крепости с единой строгой планировкой. Главная тема ассирийского искусства – героическая царская личность. Крылатые гении-хранители – шеду. Гибель Ассирии.

В). Нововавилонское царство как центр месопотамской культуры. Вавилонская башня и ее прототип зиккурат Этеменанки в Вавилоне. Дворец Навуходоносора. Ворота богини Иштар. Преобладание в искусстве Вавилона религиозных сюжетов.

Г). Искусство Персии. Персия как наследница культуры Передней Азии. Имперский стиль. Рельефы дворца в Персеполе. Декоративно-


прикладное искусство Персии. Сделать вывод о том, что «Ахеменидский имперский стиль» создал единство культуры Инда до побережья Малой Азии и подготовил условия для нового этапа в искусстве – эллинизма.

Практическая работа: зарисовка шеду; просмотр по Интернету:

 

1) документального фильма «Художественная культура Месопотамии» (2005) из сериала «История мировой художественной культуры»;

2) мультфильма «Легенда о Гильгамеше» Детско-юношеский центр

 

«Старая мельница». Худ. рук. Л. Лазарева, мастерская анимации.

 

1.5.Искусство Древней Индии

 

Познакомить учащихся с искусством Индии.

 

Познакомить с древними городами Хараппа и Мохенджо-Даро, с учением о мироздании; с эпосом «Рамаяна» и «Махабхарата»; со священной музыкой Индии, ее способностью приводить в согласие внутреннее состояние человека и гармонизировать его с внешним миром; рассказать о возникновении Буддизма и познакомить с основными памятниками. Ступа (Большая Ступа в Санчи, III-II вв. до н. э.) – грандиозный памятник в честь деяний Будды. Рельефы с изображением людей, животных, растений как пример неразделимости архитектуры и скульптуры, характерной для искусства Индии. Стамбха (колонны) и места, связанные с деятельностью Будды. Львиная капитель (250 -233 гг. до н. э.) – как олицетворение могущества буддизма. Символические изображения Будды: отпечаток человеческой ноги, колесо закона. Первые изображения Будды в облике человека в области Гандхара (теперь Пакистан). Канон изображений Будды. Пещерные монастыри. Монументальная живопись и скульптура храмов. Росписи монастырей Аджанты.

Самостоятельная работа: посмотреть по Интернету документальный фильм «Ступа в Санчи»; мультфильм «Рамаяна».

1.6.Искусство Древнего Китая и Японии

 

Сформировать представления об искусстве Древнего Китая и Японии.


Познакомить с земледельческой культурой жителей рек Янцзы и Хуанхе (III-II тыс. до н.э.). Рассмотреть изображения сил природы на гончарных изделиях Яншао. Рассказать об иероглифической письменности. Рассмотреть возникновение знаков письма из рисунков на примере иероглифов, например: «дерево», «зеленый», «поток». Рассказать о планировке городов, мест погребений, в основе которых лежала разработанная символика природных стихий и соблюдение строгой социальной иерархии. Бронзовые сосуды XVI-XII вв. до н. э. Раскрыть триединство искусства слова, музыки и танца; китайское обозначение музыки «юэ» и русское понятие «красота» и «гармония». Рассказать об учении Конфуция и возникновении даосизма. Зарисовать знак «инь-ян» и объяснить его значение. Рассказать о наивысшем подъеме культуры в III в. до н. э.: об установлении Великого шелкового пути, строительстве Великой китайской стены. Познакомить с культом предков. Рассказать об открытии в 1974 году многотысячной армии глиняных воинов императора Цинь Шихуанди. Рассмотреть погребальную утварь, плоские рельефы стен с сюжетами легенд и мифов.

Эпоха Японской древности. Связь искусства этого периода с религией японцев - синтоизмом. Ориентация эпохи Нара (VII – VIII вв.) на духовные ценности и эстетику буддизма, пришедшего из Китая. Эмоционально- философское отношение к природе и последовательное развитие всех видов искусства. Сады дзэнских монастырей.

Самостоятельная работа: узнать и зарисовать в тетради знаки четырех стихий: воды, огня, воздуха, земли; сделать сообщение о искусстве Японии.

1.7.Скифское искусство

 

Сформировать представление об искусстве скифов; познакомить с декоративно-прикладным искусством скифов Северного Причерноморья и Восточного Алтая.


Познакомить со скифо-сибирским «звериным стилем» изображения животных в культурах позднего бронзового и раннего железного века евразийских степей. Рассмотреть петроглифы. Выявить связь с тотемизмом – почитанием священного животного (зверя, птицы, дракона). Рассказать о богатых курганных захоронениях (Пазырыкских курганах), о раскопках кургана могильника тюркской женщины Ак-Алаха (принцессы Укока).

Самостоятельная работа: зарисовать орнаментальный мотив по выбору (лось, олень, лошадь, грифон).

1.8.Искусство народов Древней Америки

 

Сформировать представления об особом мире древности – искусстве народов Древней Америки.

Рассказать о версии заселения Америки людьми из Сибири. Познакомить со ступенчатыми храмами-пирамидами Мексики, построенными ольмеками; с пирамидами майя и ацтеков. Выявить их отличие от египетских пирамид. Рассказать о мифологических представлениях и их отражении в орнаментальном искусстве. Рассмотреть каменные рельефы, ювелирные и керамические изделия; знаки богов и стихийных сил природы в орнаменте. Познакомить с искусством майя: украшением построек алебастровыми рельефами и живописью. Каменные стелы с вязью рельефа и письменными иерографическими знаками. Цивилизация ацтеков. Пафос устрашения.

Самостоятельная работа: скопировать фрагмент рельефа искусства

 

майя.

 

1.9.Античность

 

1.9.1.Искусство Эгейского мира

 

Сформировать представление об искусстве Эгейского мира.

 

Рассказать о том, что открытие эгейской культуры археологами Генрихом Шлиманом и Артуром Эвансом было одним из важнейших завоеваний археологии начала XX века. Познакомить с культурами бронзового века, существовавшими на побережье Эгейского моря.


Кикладская скульптура. Кносский дворец-лабиринт на острове Крит. Сложность плана постройки. Мотивы быка и игр с быком как один из самых характерных в критском искусстве. Критская керамика. Искусство Феры. Образы живописных фресок. Гибель о. Фера и критской культуры. Приход на смену микенской культуры, носившей военный характер. Тиринф и Микены

– древнейшие крепости Европы. «Циклопическая» кладка стен. «Львиные» ворота в Микенах. Сводчатая усыпальница. Мегарон или тронный зал. Золотые клады: «Маска Агамемнона» и «Клад Приама».

Самостоятельная работа: зарисовка мотива фресок о. Фера.

 

1.9.2.Древнегреческий храм

 

Сформировать представление о греческом ордере.

 

Познакомить с композицией греческого храма; выявить образную идею; зарисовать храм как жилище бога на земле. Композиция храма. Сформировать понятие «ордер» – порядок расположения архитектурных частей греческого храма. Название элементов. Соразмерность пропорций человеческой фигуре. Виды ордера и их особенности.

Самостоятельная работа: зарисовать элементы дорического ордера; подписать названия основных элементов; зарисовать колонны ионического и коринфского ордеров.

1.9.3.Древнегреческая скульптура

 

Сформировать преставление об античной скульптуре.

 

Дать понятие о сквозном мотиве античной культуры - теме оживающего произведения, «живого» изображения. Миф о Пигмалеоне. Связь изобразительного искусства античности с игровой, обрядовой сферой. Изображения – предмет религиозного культа, являются его атрибутами. Сформировать представления о том, что высшие достижения греческой скульптуры относятся к разработке образа человека в статуях богов и богинь, героев, а также воинов – куросов. Скульпторов интересовало в образе человека не индивидуальные черты, а типичные, идеальные. Совершенство человека раскрывалось через целомудренное изображение здоровой наготы,


прославляющей природное начало. Рассмотреть этапы развития греческой скульптуры от статичной пластики, подобной египетским изваяниям к передаче естественного движения. Образ гражданина – воина и атлета – как центральный в искусстве классики. Познакомить с творениями прославленных в древности скульпторов: Мирона - «Дискобол», «Афина и Марсий», Поликлета - «Дорифор». На примере творчества мастеров поздней классики Скопаса («Менада»), Праксителя («Гермес и с Дионисом») и других рассказать о том, как скульптура, отражая настроение в обществе, ставила проблему передачи противоречивых переживаний человека.

Самостоятельная работа: игра «Скульптор и глина». Два ученика исполняют роль «скульптора» и «глины». «Скульптор», рассматривая иллюстрацию греческой скульптуры, пытается передать ее движение, используя в качестве «материала» пластику тела другого учащегося. Другие ученики исполняют роль зрителей.

1.9.4.Ансамбль Афинского акрополя

 

Дать понятие о гуманистическом начале, благородном величии и гармонии как основе греческого искусства.

История Афинского акрополя. Миф о споре Афины и Посейдона и его отражение в композиции акрополя. Название основных сооружений. Проследить использование ордерной системы в постройках. Познакомить со скульптурным убранством. Рассказать о творчестве Фидия.

Самостоятельная работа: зарисовать фрагмент рельефа храма Парфенон (по выбору).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты