КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В этой фразе мы имеем дело с «завершающей» точкой, после которой и поставлен знак разделительной паузы —На ударном слове «верно» голос сильно понижается. «Не спеши, | не будь тороплив в речи. | Не все понимают быструю речь. | Иной оратор, | как горох, сыплет слова, | не уследишь за его речью. || Конечно, и длинные паузы между отдельными фразами или словами утомляют слушателя, | делают его речь скучной. |утомительной»16. || В этом примере нет так называемых «завершающих» точек, и голос на них понижается 15 В. И. Л е н и н. Полн. собр. соч., т. 23, с. 43. 16 Ем. Ярославский. Советы агитаторам. Цит. по сб.: Об ораторском искусстве, с. 328. гораздо меньше, а паузы между предложениями соединительные. Точка с запятой обозначает соединительную паузу, но более короткую, чем при соответствующей паузе на точке, соединяя в единое целое части одного описания. Например: «Его речь была краткой, | связной, | неумолимо логичной; | он никогда не говорил лишних слов; |каждая фраза... | — необходимое звено в цепи доводов» 17. || Точка с запятой в данном примере говорит, с одной стороны, о едином смысловом значении фразы, с другой — обращает наше внимание на каждую часть в отдельности. Запятая говорит о том, что мысль не закончена, а на ударном слове, предшествующем знаку, наблюдается повышение голоса. В речи запятая означает соединительную логическую паузу. К. С. Станиславский заметил, что при запятой хочется «загнуть звук кверху» и оставить «на некоторое время верхнюю ноту висеть в воздухе. При этом загибе звук переносится снизу вверх, точно предмет с нижней полки на более высокую... Самое замечательное в природе запятой то, что она обладает чудодейственным свойством. Ее загиб, точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения недоконченной фразы» 18. Иногда запятая «не читается», то есть логическая пауза отсутствует. Двоеточие в устной речи означает соединительную логическую паузу и обычно указывает на намерение перечислить, разъяснить, уточнить то, о чем говорилось перед ним. Голос на двоеточии остается на одной ноте. Скобки. В звучащей речи слова, стоящие в скобках, произносятся быстрее основного текста и окружены с обеих сторон логическими соединительными паузами. Эти слова служат для уточнения авторской мысли, для дополнительного пояснения, для второстепенного замечания. Перед скобками голос повышается на предшествующем ударном слове, потом на протяжении скобок понижается, и слова произносятся на одной высоте, «бескрасочная» интонация, монотон и, наконец, после закрытия скобок голос возвращается на ту же высоту, которая была до начала скобок. 17 Воспоминания о К. Марксе и Ф. Энгельсе. М., 1956, с. 151. 18 К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 3. М., 1955, с. 100. «В природе | (поскольку мы оставляем в стороне обратное действие на нее человека) | действуют одна на другую лишь слепые, | бессознательные силы, | во взаимодействии которых и проявляются общие законы». ||Слова в скобках читаются на одной ноте. Кавычки. Слова, стоящие в кавычках, произносятся отдельно от всей фразы, интонационно подчеркиваются с помощью логических пауз, изменения высоты голоса, ударения на слове и т. д. Вопросительный знак передается с помощью повышения голоса на ударном слове вопросительного предложения. Если ударное слово стоит в конце предложения, то голос идет вверх и остается наверху. Если ударное слово находится в начале или в середине предложения, то после повышения голоса на этом ударном слове все остальные слова звучат ниже его. Когда в предложении содержится несколько ударных вопросительных слов, то обычно голос повышается наиболее сильно на последнем ударном слове, стоящем в конце предложения. Восклицательный знак передает сильное чувство (требование, похвалу, обвинение, угрозу, восхищение, приказ) и сопровождается сильным повышением голоса на ударном слове; голос идет вверх и затем резко падает вниз. Многоточие. К. С. Станиславский говорил, что при многоточии «наш голос не подымается вверх и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя ее на дно, а оставляя ее висеть в воздухе» 19. В устной речи голос на предшествующем многоточию ударном слове понижается; многоточие обозначает что-либо недоговоренное, недосказанное, подразумеваемое или прерванную мысль. «...Он (социализм. — С. Н.) будет перерастать в коммунизм,.. || ибо люди привыкнут к соблюдению элементарных условий общественности | без насилия | и без подчинения» ||20. Тире в звучащей речи требует некоторого повышения голоса на предшествующем знаку ударном слове и означает соединительную паузу. Этот знак ставится с целью разъяснить то, что находится перед ним, противопоставить одно явление другому или подвести итог. «Учет и контроль | — вот главное, что требуется для «налажения», |для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества»21. || Для того чтобы закрепить и лучше усвоить все правила по логике и мелодике речи, необходимо тренироваться. При самостоятельном разборе текста следует выполнять графический разбор всех примеров, отмечая ударные слова, логические паузы и знаки препинания. 19 К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 3, с. 327. 20 В. И. Л е н и н. Полн. собр. соч., т. 33, с. 83. 21 Там же, с. 101. Вместо заключения Красивый, звучный голос, ясная, точная и правильная речь, разнообразная и глубокая интонация — безусловно необходимые средства выразительного живого слова. Но не будем забывать и о таких, казалось бы, незначительных моментах в работе лектора, как его внешний облик, жесты, мимика, которые являются дополнительными средствами выразительности речи и необходимыми условиями для установления контакта с аудиторией. Публичная речь, будь то лекция, доклад или выступление, в какой-то мере воспринимается чисто зрительным путем. Слушатели обращают внимание на одежду оратора, на то, как он стоит, какое у него выражение лица. Ибо все это небезразлично для слушателей и в конечном счете тоже влияет на результативность выступления. Однако никакие внешние приемы не обеспечат того успеха, который дают глубокие знания лектора, его искренняя убежденность и внутренняя потребность донести свои знания до аудитории. Это формирует мастерство, оратора, которое достигается постоянной и систематической работой лектора над собой. Литература Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М., «Просвещение», 1968. Апресян Г. З. Ораторское искусство. М., МГУ, 1972. Выразительное чтение. М., «Просвещение», 1972. Запорожец Т. И. Логика сценической речи. М., «Просвещенце», 1974. Идеи эстетического воспитания. В 2-х тт. М., «Искусство», 1973. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. М., «Просвещение», 1967. Леви В. Л. Искусство быть собой. М., «Знание», 1977. Нагорный В. Э. Гимнастика для мозга. М., «Советская Россия», 1972. Найдёнов Б. С. Выразительность речи и чтения. М. 1969. Н о ж и н Е. А. Основы советского ораторского искусства. М., «Знание», 1973. Савкова З. В. Как сделать голос сценическим. М., «Искусство», 1975. С а р и ч е в а Е. Ф. Сценическое слово. М., «Советская Россия», 1963. Сценическая речь. Уч. пос. под ред. И. П. Козляниновой. М., «Просвещение», 1976. Словарь-справочник под ред. Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова. Русское литературное произношение и ударение. М., Госиздат, 1959. Словарь ударений для работников радио и телевидения. Под ред. Д. Э. Розенталя. М., «Советская энциклопедия», 1967. Ч и х а ч е в В. П. Убедительнее, доходчивее, ярче. Л., о-во «Зна« ние» РСФСР, 1977. Содержание
Введение Общая характеристика разделов техники речи Практические занятия Гигиена и профилактика голоса Интонационно-выразительные средства речи Вместо заключения Литература
|