Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Никольская С. Т. 2 страница




Если возникает сомнение, где поставить ударение в слове, следует обратиться к словарям: Русское литера­турное произношение и ударение. Под ред. Р. И. Аване-


сова и С. И. Ожегова; С. И. Ожегов. Словарь русского языка; Словарь ударений для работников радио и теле­видения. Под. ред. Д. Э. Розенталя.

Люди из разных областей нашей страны часто гово­рят на местных диалектах и говорах. Существуют «ока­ющие» и «акающие» говоры. В Москве, Московской об­ласти и центральных областях страны «акают» умерен­но. Вот это умеренное «аканье» и стало нормой литера­турного произношения, признаком культуры речи.

В орфоэпии существует закон редукции (ослабление артикуляции) гласных, по которому гласные звуки про­износятся без изменения лишь под ударением, а в без­ударном положении редуцируются, то есть подвергаются

ъ аослабленной артикуляции. Например, молоко. Из трех гласных этого слова только [О], стоящее под ударением, произносится без изменения. Звук [О], стоящий ближе к ударному звуку, редуцируется — это нечто среднее меж­ду [А] и [О], обозначим его [а] — маленькое. И, наконец, звук [О], стоящий на втором месте от ударного [О], сов­сем почти не произносится, как бы «съедается», обоз­начим такой звук [ъ].

Если в слове есть гласные, стоящие на 3-м и 4-м месте от ударного, то они также редуцируются до [ъ].

 

Например, во[ъ]ро[ъ]тничок.

 

Все звуки, стоящие за ударным, редуцируются до [ъ].

 

Например, хо[ъ]хо[а]тушка[ъ].

 

Если безударный звук [О] стоит в начале слова, то он произносится всегда, как [А].

 

Например, о[а]кно, о[а]на, о[а]шибка[ъ], о[а]лень.

 

В орфоэпии существует правило, по которому звон­кие согласные Б, В, Г, Д, Ж, 3 в конце слова звучат как парные им глухие П, Ф, К, Т, Ш, С. Например: лоб — ло[п], кровь — кро[ф'], глаз — гла[с], лёд — лё[т], испуг — испу[к]. (Знак ' обозначает мягкость согласно­го).

В орфоэпии сочетания ЗЖ и ЖЖ, находящиеся внут­ри корня слова, произносятся как долгий (двойной) мягкий звук [Ж]. Например: уезжаю — уежьжьяю, при­езжаю — приежьжьяю, позже — пожьже, вожжи — вожьжи, дребезжит — дребежьжит. Слово «дождь» произносится с долгим мягким [Ш] (ШЬШЬ) или с дол-

 


гим мягким [Ж] (ЖЬЖЬ) перед сочетанием ЖД: дошьшь, дожьжя, дожьжичек, дожьжит, дожьжём, дожьжевик.

Сочетания СЧ и ЗЧ произносятся как долгий мягкий звук [Щ']: счастье — щястье, счет — щёт, заказчик — закащик.

В некоторых сочетаниях нескольких согласных один из них выпадает: здравствуйте — здраствуйте, сердце — серце, солнце — сонце.

Звуки [Т] и [Д] смягчаются перед мягким [В] только в некоторых словах. Например: дверь — дьверь, две — дьве, двенадцать — дьвенадцать, движение — дьвиже-ние, четверг — четьверг, твердый — тьвердый, ветви — ветьви, но двойка, двор, подвода.

В словах «если», «возле», «после», «разве» звуки [С] и [З] смягчаются и произносятся: «есьли», «возьле», «посьле», «разьве».

В словах обыкновенный, величественный, особеН-Нын и других произносятся два «Н».

Возвратная частица СЯ в глаголах произносится твердо — СА: умывалса, боялса, одевалса. Сочетание звуков СТ перед мягким звуком [В] произносится мягко: естественный — есьтественный, величественный — вели-чесьтьвенный.

Правил в орфоэпии существует очень много и для их усвоения следует обращаться к соответствующей лите­ратуре.

Подготовительный этап при обучении технике речи, как мы уже говорили, включает в себя самомассажи и упражнения на мышечное расслабление.

Иногда мы замечаем, что лицо лектора напряжено, он хмурит брови, лоб, нос, вдруг появляется неуместная улыбка, одна бровь поднимается выше другой. Все это мышечные «зажимы». Такое напряженное состояние лица отвлекает оратора от основной мысли, отнимает физические и психические силы, что непосредственно сказывается на качестве выступления.

Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемые самомассажи. Здесь мы познакомимся с двумя их видами: гигиениче­ским и вибрационным.

Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную




роль: он снимает напряженность и скованность лицевых, мимических мышц речевого аппарата, мышц рук, шеи и усиливает тонус этих мышц, если они вялые и слабые.

Вибрационный массаж делается энергичным посту­киванием, при этом активизируется работа нервных окончаний, заложенных глубже в толще кожного покро­ва. Самомассаж вызывает умеренное расширение пери­ферических кровеносных сосудов и оказывает благот­ворное влияние на нервную и другие системы организ­ма. Вибрационный массаж — это еще и своего рода на­стройка голоса. Как музыкант настраивает перед вы­ступлением инструмент, как балерина, гимнаст перед выступлением делают разминку, как певец настраивает, распеваясь, свой голос, так и чтецу, лектору, оратору необходимо настроить свой «инструмент». Во время проведения вибрационного массажа включаются верх­няя (черепная коробка, полость носа и рта) и нижняя (грудная полость) системы резонаторов, которые усили­вают и обогащают звучание голоса.

И, наконец, упражнения на мышечное и эмоциональ­ное расслабление — элемен­ты аутогенной тренировки. Посхмотрите внимательно на рис. 2, где изображено пред­ставительство движений че­ловеческого тела в коре больших полушарий голов­ного мозга — проекция те­ла в коре головного мозга 9.

Можно заметить, что ли­цо, ротовое отверстие и кисть руки занимают непро­порционально много места в кортикальном представи­тельстве тела, а туловище, бедро и нога гораздо мень­ше. Можно сказать, что ре­чевая деятельность определяется деятельностью большей части коры больших полушарий головного мозга. Лицо, мускулатура ротового отверстия и кисти рук шлют в мозг наибольшее количество сигналов о своем состо-


9 Аутогенная тренировка. Л., 1973, с. 43, 104.

 




яиии. Чем больше сигналов, тем больше возбуждается мозг, и, наоборот, чем возбужденнее мозг, тем больше импульсов шлет он на периферию.

Вот почему упражнения в релаксации (расслабле­нии) совершенно необходимы для людей, чья работа постоянно связана с разговорной речью, следовательно, с большим напряжением мимических, жевательных, ре­чевых мышц, а также с напряжением мышц кистей рук, с большим эмоциональным и умственным напряжением.

Метод аутогенной тренировки дает возможность че­ловеку управлять своим психическим и физическим ап­паратом. Аутотренинг — это набор различных приемов психической саморегуляции человеческого организма. Из всей системы аутотренинга возьмем для нашей работы два простейших элемента — «позу» и «маску» релакса­ции, с помощью которых будем снимать напряжение или «зажимы» в теле и на лице. Практика показала эффек­тивность метода аутогенной тренировки в качестве ак­тивного метода психопрофилактики и психогигиены. В настоящее время его используют в ряде профессий, свя­занных с часто повторяющимися стрессовыми ситуация­ми: в авиационной и космической областях, при подго­товке спортсменов, при обучении актерскому мастерст­ву и т. д.

Итак, нами даны общие понятия об основах искусст­ва речи и, в частности, техники устной речи. В дальней­шем материал будет излагаться в виде практических занятий по овладению речевой техникой.

Несколько советов к практическим урокам.

Всем, кто начинает самостоятельно заниматься тех­никой речи, для успешной работы необходимо помнить, что:

1. Все занятия надо обязательно начинать с пол­
ного мышечного расслабления — это необ­
ходимое условие для работы над голосом и речью.

2. Соблюдать при работе принцип последова­
тельности. Начинать надо с простейшего и перехо­
дить к более сложному, медленно, без усилий и утоми­
тельного напряжения. Если же вы будете рассчитывать
на быстрый результат, то не сможете добиться никаких
результатов. Поэтому:

а) заниматься надо каждый день по 20 минут (10 мин на дыхание и голосовые упражнения, 10 мин на «дикционную зарядку»);


б) каждое практическое занятие проходить в одну
или две недели; только после усвоения одного занятия
переходить к следующему;

в) каждое упражнение повторять 4—5 раз.

г) при выполнении упражнений обязательно пос­
тавьте к ним з а д а ч и: похвалить, оправдать, угово­
рить, осудить и т. п.

Соблюдение принципа последовательности не только принесет успехи в работе, но воспитает и закалит волю, дисциплинирует, укрепит нервную систему.

3. Постоянство и систематичность — необходимое условие в работе над техникой речи. Ра­зумная и упорная последовательность поможет достиг­нуть хороших результатов. Не пугайтесь и не отчаивай­тесь при первых неудачах, снова и снова повторяйте упражнения, но делайте это обязательно осмысленно, а не механически, «все ваши действия должны сперва пройти через голову». Когда делаете упражнение, ду­майте только о том, что делаете. Помните, что вы рабо­таете произвольным, сознательным методом, на высшей ступени развития человеческой психики, на ступени со­знательного регулирования речевой деятельности и по­ведения. Это путь самосовершенствования и воспитания личности.

4. Соблюдайте правила гигиены и профи­лактики голоса и всей повседневной жизни. (О ги­гиене и профилактике см. с. 69).

5. Приобретенные навыки речевого дыхания и дик­ции не применяйте в профессиональной речи до тех пор, пока не пройден весь курс обучения и эти навыки не стали непроизвольными.

6. Постоянно контролируйте с в о ю речь
в повседневной жизни.

7. Прежде чем приступить к практическим занятиям,
прочитайте эту книгу внимательно до конца, разбери­
тесь в структуре занятий и методических
указаниях, если понадобится, то прочитайте ее еще
раз, только после этого Вы можете осваивать трениро­
вочные упражнения.


Практические занятия

ЗАНЯТИЕ 1. Приступая к практическому овладе­нию техникой речи, надо привести свой организм, само­чувствие, настроение в такое состояние, при котором исключается все, что затрудняет естественную коорди­нацию речевого процесса, мешает максимальному рас­слаблению фонационных (звуковых) путей. Прежде все­го надо научиться снимать физическое и эмоциональное напряжение. Поэтому каждое практическое занятие мы будем начинать с аутогенной тренировки. Первая зада­ча: овладеть «позой» и «маской» релаксации, то есть кавыками максимального расслабления своего тела.

«ПОЗА» И «МАСКА» РЕЛАКСАЦИИ

Сядьте в кресло в позу отдыха. Расположиться сле­дует удобно и свободно, не застывая в первоначально выбранной позе, чувствуя себя непринужденно. (Вы при­ятно устали на прогулке и развалились в кресле. Вспомните, как дети, набегавшись, падают на кровать или в кресло и остаются в естественно расслабленном состоянии). Опершись на спинку кресла, положите руки на подлокотники, ноги слегка разведите и согните в коленях. Эта поза дает возможность успокоиться. Для расслабления мускулатуры лица выполняем «маску» релаксации. Легко опустите веки, или закройте мягко глаза, или сведите взор кнутри и книзу, на щеки по бокам носа, как будто вы смотрите на цифру 6 вообра­жаемого циферблата часов, язык мягко приложите к корням верхних передних зубов изнутри (звук [Т]), дай­те нижней челюсти слегка отвиснуть, ощутив ее вес. Подаются команды (самоприказы): расслабьте лоб, брови — правую, левую, мягко опустите веки — правое, левое; щеки расслаблены — правая, левая; челюсти разжаты, нижняя челюсть свободно опущена вниз; губы расслаблены — верхняя, нижняя; расслабьте мышцы шеи — голова откинута назад, совершенно свободно лежит на изголовье кресла; расслабьте плечи — плечи опускаются; руки, кисти рук — правую, левую; рас­слабьте живот — он мягкий, расслабленный; ноги рас­слабьте — правую, левую, пальцы ног. Дыхание свобод­ное, спокойное, медленное, ровное. Вы отдыхаете. Мыс­ленно повторяете круг команд, проверяя, не забыли ли где-нибудь «зажимы».


Постарайтесь в момент расслабления нарисовать картину отдыха. Представьте себе теплый летний день в Крыму (или в деревне). Южное утро, солнце ярко светит и греет, тепло, хорошо. Вы медленно идете к морю (или к реке). Под ногами песок — светлый, мяг­кий, чистый, теплый. Ноги проваливаются в него — очень приятно, тепло поднимается по всему телу. Солнце лас­кает теплыми лучами ваши руки, плечи, лицо, туловище. У вас хорошее, спокойное настроение. Вот и море (ре­ка). Вода голубая, спокойная и прозрачная (видны ка­мешки и водоросли на дне), солнце играет серебристы­ми бликами, чайки медленно кружат над берегом моря. Вы ложитесь на теплый песок, вы отдыхаете, вы рас­слаблены, вам хорошо. Вы обо всем забыли, только это раннее спокойное, теплое, солнечное утро, эта спокой­ная, прозрачная вода и этот чудесный теплый воздух, напоенный ароматом цветов, запахом моря, земли и солнца. Вы спокойны, вы отдыхаете.

Обратите внимание на свое дыхание (положите ла­донь руки на живот), ощутив его брюшной (диафраг-мальный) характер. Дыхание должно 'быть свободным и непринужденным.

Итак, отдохнув 2—3 минуты, выходите из состояния расслабления (не забывайте выходить из состояния рас­слабления!!!) — потянитесь, сядьте, посмотрите на воду. Вам хочется купаться, да? Вы согрелись! Вставайте, представьте себе, что вы вошли в воду, ай, холодно! «Умойтесь!» Ощущение свежести и бодрости. Энергично дается команда. «Сплести пальцы рук перед собой! Вы­верните кисти ладонями наружу. С полным вдохом под­нимите руки со сплетенными пальцами над головой. С резким выдохом опустите руки!» Повторите 2—3 раза.

Кроме «позы» и «маски» релаксации необходимо на­учиться делать ряд упражнений на расслабление мышц различных органов тела: рук, ног, головы, лица, лба, языка и т. д. Так как мышечный тонус и эмоциональное состояние человека тесно взаимосвязаны и чем сильнее напряжены мышцы, тем интенсивнее нервные импульсы, которые посылаются в головной мозг, то уменьшение тонуса мышц будет снижать излишнее возбуждение и успокаивать человека. Необходимо выработать навык активными волевыми усилиями снимать излишнее на­пряжение мышц.


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШЕИ

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч.

Все движения головой выполнять спокойно, медлен­но, при максимальном расслаблении мышц шеи.

Упражнение № 1. Медленные наклоны головы вперед (так, чтобы подбородок уперся в грудь) и назад до отказа. Повторите 5—10 раз.

Упражнение № 2. Медленные повороты головы вправо-влево (с максимальной амплитудой). Повторить 5—10 раз в каждую сторону.

Упражнение № 3. Медленные круговые движения головой вправо, потом влево. Выполнять 4—5 раз в каж­дую сторону.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦА И РУК

Каждое из них делится на две части. Первая — ак­центировать напряжение мышцы или группы мышц в те­чение 3—4 секунд. Вторая — как можно глубже рассла­биться. Эффективность упражнений усиливается при по­даче своеобразных самоприказов. Например, напрягая мышцы рук, сосредоточьтесь на этом ощущении и про­износите про себя: «Мышцы рук максимально напряже­ны». Выполняя вторую часть упражнения, внушайте себе: «Мышцы рук совершенно расслаблены». Каждое упражнение выполняется 3—4 раза.

Эффективность упражнений усиливается и в том случае, если вы мысленно представляете картину ваших действий.

Упражнение № 1. Представьте себе, что вы полу­чили неожиданно сообщение от своего друга, которое вас удивило и поразило (придумайте его сами). Вы заметите, как от удивления широко откроются ваши глаза и поднимутся брови. А теперь приподнимите брови, напрягая мышцы лба, широко раскройте глаза (3—4 сек), затем расслабьте мышцы, свободно опустите веки.

Упражнение № 2. Представьте, что вы вышли из темного помещения на солнечную улицу. Зажмурьтесь! Крепко зажмурьтесь! (3—4 сек). А теперь расслабьте веки, оставляя их прикрытыми.

Упражнение № 3. Вспомните, как ребенок сжи­мает губы, когда мама пытается вынуть у него изо рта пуговицу. Представили? Крепко сожмите челюсти и


губы! (3—4 сек). Теперь расслабьте их, свободно опу­стите нижнюю челюсть.

Упражнение № 4. Напрягая язык, крепко приж­мите его кончик к нёбу! (3—4 сек), расслабьте язык и челюсти.

Упражнение № 5. Встаньте прямо, поднимите руки вперед, пальцы сожмите в кулак, одновременно напрягая мышцы кисти, предплечья, плечи (3—4 сек). Не забудьте о мысленном действии при этом (вы хотите быть сильным, крепким, ваши мышцы сильно напряже­ны!). А теперь расслабьтесь: руки, свободно падают вниз, совершая маятникообразные движения.

Упражнение № 6. Наклонитесь вперед, подними­те руки, пальцы сожмите в кулак, напрягая кисти, предплечья, плечи (3—4 сек). После этого расслабьтесь: руки свободно падают вниз, совершая маятникообраз­ные движения.

ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МАССАЖ

Гигиенический массаж выполняется для снятия на­пряжения и скованности мимических и речевых мышц, мышц рук, шеи, ног, живота, и наоборот, соответствен­но, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Мас­саж активизирует движения лицевой мускулатуры, улуч­шает тонус мышц лица и всего тела.

Техника массажа. Производите легкое поглаживание ладонями 5—10 раз:

от середины лба к вискам и вокруг под глазами до переносицы;

от переносицы к околоушной впадине (движение рук, как при умывании);

передней поверхности шеи в направлении к тулови­щу;

рук, плеч в направлении к туловищу;

живота круговыми движениями по часовой стрелке.

ВИБРАЦИОННЫЙ МАССАЖ

Техника массажа. Энергично постукивать пальцами обеих рук:

по лбу с произнесением звука [М] (мычание); по крыльям носа с произнесением звука [М]; по верхней губе с произнесением звука [В];


по нижней губе с произнесением звука [З];

по верхней части груди с произнесением звука [Ж];

по нижним частям грудной клетки справа и слева (назвуке [М]);

по спине справа и слева (на звуке [М]).

После вибрационного массажа, который лучше про­водить стоя, отдохните, сделав 5—10 медленных спокой­ных вдохов и выдохов.

ЗАНЯТИЕ 2. Каждое практическое занятие будем начинать с повторения пройденного материала, чтобы, закрепляя изученные навыки и умения, постепенно пере­ходить от сознательного овладения ими к автоматиче­скому использованию в повседневной речи.

Повторение: 1) «поза», «маска» релаксации; 2) комп­лекс упражнений для шеи, рук, лица; 3) гигиенический и вибрационный массажи.

Обратите внимание, что теперь наши занятия по тех­нике речи будут разбиваться как бы на две части, охва­тывая работу над: 1) речевым дыханием, а в последних занятиях и над голосом; 2) дикцией и орфоэпией. Груп­пы дыхательных, голосовых и артикуляционных упраж­нений имеют соответственно свою последовательную ну­мерацию, проходящую через все занятия. При этом все дыхательные упражнения будут идти с дополнительным значком «д», голосовые — с «г», артикуляционные — со значком «а».

Дыхание. Постановка речевого дыхания сводится к развитию диафрагмально-реберного типа дыхания. Для овладения им нужно натренировать все мышцы, кото­рые участвуют в дыхательном процессе, и прежде всего: мышцы «речевого пояса» — диафрагму и брюшные мышцы; а также дыхательные мышцы грудной клетки — межреберные мышцы.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

«Речевой пояс» регулирует процесс выдоха и создает необходимую опору звуку. Приступая к тренировке, прежде всего проверим активность диафрагмы. Для это­го в положении лежа положите ладонь левой руки на область между грудной клеткой и животом и, предвари­тельно выдохнув, сделайте вдох, стараясь не поднимлть грудь. Если при вдохе рука поднимется, значит диафраг-


ма опустилась и действует как следует. Сделайте не­сколько вдохов и выдохов и понаблюдайте за движением руки (то есть за диафрагмой). Если рука во время вдо­ха остается неподвижной, то, стало быть диафрагма действует вяло, и тогда следует развивать ее актив­ность с помощью тренировочных упражнений.

Упражнение 1(д). «Свеча» — тренировка медлен­ного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи. Внимание на живот. Медленно дуйте на «пламя». Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном положении.

Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2—3 см и длиной 10 см. Положите левую ладонь между грудной клеткой п животом, в правую возьмите полос­ку бумаги, используя ее как свечку, и дуйте на нее спо­койно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится, если выдох ровный, то она будет до конца выдоха нахо­диться в отклоненном положении. Обратите внимание на движение диафрагмы — левая ладонь во время вы­доха как бы «медленно погружается». Повторите 2—3 раза.

Упражнение 2(д). «Упрямая свеча» — тренировка интенсивного сильного выдоха. Представьте себе свечу большого размера, вы понимаете, что ее вам трудно будет погасить, а сделать это обязательно надо. Сделай­те вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на «свечу», пламя отклонилось, но не погасло. (Левая ла­донь лежит между грудной клеткой и животом.) Еще сильнее дуньте, еще сильнее! Еще! Еще!

Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Чувст­вуете, как подтянулся низ живота? Это упражнение дает возможность ощутить активные движения диафрагмы и мышц живота. Повторите 2—3 раза.

Упражнение 3(д). «Погасить 3,4,5,6... 10 свечей». На одном вдохе (без добора) «погасите» 3 свечи, раз­делив ваш выдох на три порции. Теперь представьте, что у вас 5 свечей. А объем вдоха все тот же! Теперь — 7 свечей. Не старайтесь вдохнуть как можно больше воздуха. Пусть объем останется тот же, просто каждая порция воздуха на выдохе станет меньше. А теперь свечек 10 или 12. Объем воздуха все тот же. Порции выдыхаемого воздуха более экономные. Чувствуете ла­донью движения диафрагмы? Они ритмические, преры­вистые и активные. Повторите 2—3 раза.


Все дыхательные упражнения в следующих занятиях будут даваться с последующей нумерацией: 4(д) и т. д.

Дикция. Прежде чем приступить к тренировке пра­вильного произношения гласных и согласных звуков, сочетаний их в словах и фразах, надо натренировать речевой аппарат.

К речевому аппарату относятся губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зев), голосовые связки. Одни из них пассивно участвуют в речи, а другие, как язык, гу­бы, мягкое нёбо, маленький язычок и нижняя челюсть, принимают активное участие, поэтому их можно трени­ровать.

Дело в том, что недостатки в произношении могут быть органического и неорганического происхождения. В первом случае учебно-тренировочные упражнения не помогут, здесь чаще всего требуется медицинское вме­шательство: операция уздечки (перепонки под языком), применение специального устройства для выпрямления зубов, использование специальных зондов для придания правильного положения языку при тех или иных звуках и т. п.

К неорганическим недостаткам произношения могут относиться картавость, сюсюканье, шепелявость, вялость или неясность речи, порождаемые неправильным поль­зованием речевым аппаратом. Основная причина неор­ганических недостатков в произношении — это навыки, привитые с детства: невнимание к речи ребенка дома и в школе, иногда — копирование речи людей, страдаю­щих теми или иными ее недостатками. В таких случаях помогут учебно-тренировочные упражнения, но, естест­венно, что неправильные навыки, укрепившиеся в тече­ние многих лет, не могут быстро исчезнуть. Только по­следовательная тренировка, непрерывный труд и выдер­жка помогут избавиться от привычных неправильных движений некоторых частей речевого аппарата, заменив их другими пока еще непривычными, но правильными движениями, и более того, сделать эти движения непро­извольными.

Прежде чем начать тренировку дикции, надо развить и укрепить мышцы, участвующие в речевом процессе, с помощью следующих упражнений для рта, челюсти, губ, языка.

У п р а ж н е н и е № 1(a). Раскрытие рта. Первым ус-


ловием четкой, ясной речи является свободно и хорошо раскрывающийся рот. Исходное положение — рот зак­рыт, губы и челюсти расслабить, язык лежит плоско, свободно касаясь нижних передних зубов. Исполнение — произнесите звук [У] несколько раз без усилий и напря­жения: ууууу. А теперь произнесите звук [А], рот рас­кройте в вертикальном направлении, нижняя челюсть опустится примерно на два пальца (≈ 3 см). Раскры­вать рот на [А] надо мягкими, медленными движениями, Проделайте 5—6 раз.

Упражнение № 2(a). Подтягивание верхней или нижней губы соответственно к верхним и нижним дес­нам. Исходное положение — рот закрыт, зубы сжаты, челюсти неподвижны. Исполнение — приподнимите верхнюю губу «на улыбке» к деснам верхних зубов, затем сомкните губы; оттяните нижнюю губу к деснам нижних зубов, затем сомкните губы. Повторите 5—6 раз.

Примечание. Следите, чтобы исходное положе­ние — зубы сжаты, челюсти неподвижны — обязательно сохранялось.

Упражнение №3(а). Показать зубы. Исходное по­ложение — рот закрыт, челюсти сжаты. Исполнение — одновременно приподнимите верхнюю и оттяните ниж­нюю губу, обнажив верхние и нижние зубы. Проделай­те 5—6 раз.

Упражнение № 4(a). Вытягивание губ — «хобо­ток». Исходное положение — рот закрыт, челюсти сжа­ты, неподвижны, губы «в хоботок» (звук [У]). Исполне­ние — повороты «хоботка» вправо, влево, вниз, вверх (на счет 1, 2, 3, 4 медленно), затем вкруговую — впра­во, влево. Повторите 3—4 раза.

Упражнение № 5(a). «Скольжение № 1». Исход» ное положение — рот полуоткрыт. Исполнение — натя­ните верхнюю губу на передние зубы, затем медленным, плавным движением приподнимите ее «на улыбку». На­тяните нижнюю губу на нижние зубы, затем медленным, плавным движением оттяните ее вниз. Повторите 5—6 раз.

Упражнение № 6(a). «Скольжение № 2». Исход­ное положение — рот полуоткрыт. Исполнение — одно­временно натяните на зубы верхнюю и нижнюю губы, затем плавным, скользящим движением раскройте губы «на улыбку». Повторите 5—6 раз.


Упражнение № 7(a). Тренировка языка. Исходное положение — язык укладывается «лоточком» во рту, кончик языка касается нижних зубов, рот раскрыт на два пальца (≈ 3 см), нижняя челюсть абсолютно непод­вижна. Исполнение — кончик языка поднимите вверх — к твердому нёбу, потом вправо, влево — в щеку и снова верните в исходное положение. Повторите 4 раза.

Все упражнения на первых порах делайте с зерка­лом, движения должны быть медленными и плавными. Если какие-то упражнения не получаются, не отчаивай­тесь, снова и снова повторяйте их.

ЗАНЯТИЕ 3.Повторение: 1) «поза» и «маска» релак­сации; 2) комплекс упражнений для шеи, рук, лица; 3) гигиенический и вибрационный массажи; 4) дыхатель­ные упражнения 1—3; 5) артикуляционные упражнения 1—7.

Дыхание. Па этом занятии диафрагма и брюшные мышцы тренируются с помощью статических и динами­ческих дыхательных упражнений. Эти упражнения мож­но использовать в комплексе утренней зарядки.

Помните, что дыхание должно быть всегда носовым. Вдох и выдох в нормальном физиологическом дыхании происходят только через нос. В предлагаемых упражне­ниях и устной речи, когда дыхание фонационное, вдох осуществляется через нос, а выдох — через рот. Причем выдох во много раз длиннее вдоха.

Упражнение № 4 (д). Исходное положение — встаньте прямо, руки опущены, спина прямая, смотрите перед собой. Исполнение — одновременно с выдохом через рот на п-фффф втягивается живот, после чего реф-лекторно происходит вдох, и живот при этом выдвигает­ся вперед. Произносите теперь звук [С] прерывисто и медленно, как бы толчками выбрасывая звук — сссс-сссс-сссс-... (а не букву эс-эс-эс). Вдохните и снова про­изнесите звук [С]. Упражнение следует выполнять мед­ленно, строго следя за синхронностью движений живо­та, вдоха и выдоха. Вдох и выдох неглубокие. Проде­лайте, начиная с 5 раз, и через несколько занятий дове­дите до 25—30 раз (рис. 3).

Упражнение № 5(д). Исходное положение, как и в предыдущем упражнении, но верхнюю часть туловища наклоните вперед под углом 45°, а руки положите на поясницу большими пальцами вперед. Смотрите перед

 


собой, спина прямая, плечи развернуты. Исполнение — одновременно с выдохом на п-фффф втягивается живот, затем рефлекторно происходит вдох — живот выдвига­ется вперед. Произнесите звук [Ш]: ш-ш-ш. Снова вдох, на выдохе снова произнесите звук [Ш]. Вместо звука на выдохе можно считать: 1, 2, 3, 4, 5.... 15. Повторите 3—5 раз (рис. 4).


       
   
 

 
 

 
 

Рис. 3


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты