Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Результаты опричнины Ивана Грозного




Итоги опричнины 1565-1572 годов были плачевны. Несмотря на то, что опричнина задумывалась как средство единения государства и целью опричнины Ивана Грозного была защита и уничтожение феодальной раздробленности, привела она в итоге лишь к хаосу и полной анархии.

Кроме того, террор и разорения, которые устраивали опричники, привели к тому, что в стране начался экономический кризис. Феодалы потеряли свои земли, крестьяне не хотели работать, народ остался без денег и не верил в справедливость своего государя. Страна погрязла в хаосе, опричнина разделила страну на несколько разрозненных частей.

15. Москва - третий Рим - политическая теория 16 в. в России, обосновывавшая всемирно-историческое значение столицы Русского государства Москвы как политического и церковного центра. Теория «М. — т. Р.» , изложенная в характерной для средневекового мышления религиозной форме, утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй, павших, по мнению создателей этой теории, из-за уклонения от «истинной веры» , является Московская Русь — «третий Рим» («Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бысти») . Начав складываться в середине 15 в. , теория «М. — т. Р. » была сформулирована в начале 16 в. в посланиях псковского монаха Филофея к московскому великому князю Василию III Ивановичу.
Теория «М. — т. Р. » была подготовлена предшествующим развитием политической мысли на Руси, ростом национального самосознания в годы воссоединения русских земель, окончательного освобождения от татаро-монгольского ига и утверждения независимости Русского государства. Она сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии Русского централизованного государства и в борьбе против попыток Ватикана распространить своё влияние на русские земли; в 16—17 вв. в славянских странах Балканского полуострова теория «М. — т. Р. » служила обоснованием идеи славянского единства и имела большое значение в борьбе южного славянства с турецким гнётом. Вместе с тем теория «М. — т. Р. » содержала и реакционные черты — «богоизбранности» и национальной исключительности.

16. Основные направления внешней политики XVI в. оформились еще при Иване III: балтийское (северо-западное), литовское (западное), крымское (южное), а так же казанское и ногайское (юго-восточное).

В 1507 г. начались военные действия между великим князем Литовским Сигизмундом I и Москвой, результатом которых было заключение в 1509 г. договора с Великим княжеством Литовским о "вечном мире", по которому России отходили, захваченные ранее, северные земли (территория бывшего Черниговского княжества). Еще в 1508 г. русскому князю удалось урегулировать отношения с Казанским ханством. В эти годы Западная Европа добивалась участия России в антитурецкой коалиции. готовить тушенку читать далее.

После присоединения к Москве Пскова и Смоленска основными направлениями внешней политики становятся юго-восточное и восточное. Россия не имела достаточно сил для нового военного похода, поэтому основным способом достижения целей для Москвы становится дипломатический и династический. Стремясь к сохранению мирных отношений с Крымом, Российское государство пыталось утвердить русский протекторат над Казанью.

При Иване IV, особенно в период Избранной Рады, восточное направление оставалось главным. Казанская проблема состояла не только в постоянных набегах на Россию казанских ханов и мурз, но и в отвлечении сил от балтийского направления. Волжский торговый путь, плодородные поволжские земли также были очень привлекательны для московского правительства.

Первые походы против Казани (1547 - 48 и 1549 - 50 гг.) окончились неудачей. В 1551 г. Иван IV готовился к решающему походу на Казань, в результате которого было присоединено Казанское ханство. В 1556 г. пала Ногайская орда. Все эти завоевания несколько уменьшили Крымскую опасность. Иван IV осознавал, что за спиной Крыма стоит Османская империя, и не спешил вести военные действия против него, ограничиваясь строительством оборонительной засечной черты из лесных завалов (засек) и крепостей, что несколько сдерживало набеги крымских мурз.

В середине XVI века Российское государство укрепило свой международный авторитет; поддерживало отношения со Швецией, Данией, Германской империей и итальянскими городами-государствами. В России побывали посольства из Индии и Ирана, а с 1553 г. Иван IV начинает уделять большое внимание отношениям с Англией.

После победы над Казанью для Москвы вновь приобретает серьезное значение балтийский вопрос. С 1558 по 1583 гг. велась война с Ливонским орденом. Главными итогами этой войны было уничтожение Ливонского ордена и появление у России трех сильных противников: Великого княжества Литовского, Швеции и Дании вместо одного Ливонского ордена. Победа России на первом этапе Ливонской войны и поражение - на втором приводят к ее завершению. По итогам заключенного перемирия Россия потеряла часть Смоленской земли, а так же Нарву, Ян, Копорье - важные стратегические пункты.

В 1582 - 84 гг. активизировались попытки создания союза с Англией. Во второй половине XVI в. не удалось ликвидировать угрозу, исходящую от объединенного в 1569 г. по Люблинской унии польско-литовского государства - Речи Посполитой. Король Стефан Баторий надеялся реализовать планы покорения России и организации похода против Османской империи.

На востоке: началось освоение Россией Сибири в 80 -90-е гг. XVI в. Западная Сибирь вошла в состав России. Большое значение обычно придается завоеванию Казани; т.к казанская татарская орда связывала под своей властью в единое целое сложный многонациональный мир. Так, Черемисы за Волгой, мордва за Окой задерживали колонизационное движение на восток. "Занятие нижней Волги и Западной Сибири было естественным последствием уничтожения того барьера, которым было для русской колонизации Казанское ханство". Таким образом, если предки Ивана IV собирали русские земли, то Иван IV начал расширять территории государства.

17. Смутное время в истории России – это сложный период в истории страны. Он продлился в период с 1598 по 1613 гг. Страна на рубеже 16 – 17 веков перенесла жесточайший социально-экономический и политический кризис. Татарское нашествие, ливонская война, и внутренняя политика Ивана Грозного (опричнина) привели к максимальному усилению негативных тенденций и росту недовольства среди населения страны. Эти сложнейшие исторические обстоятельства стали причинами Смутного времени на Руси. Историки выделяют отдельные, наиболее значимые периоды Смутного времени.

Первый период, начало Смуты, ознаменовался жестокой борьбой за престол множества претендентов. Сын Ивана Грозного Федор, унаследовавший власть, оказался слабым правителем. Фактически власть получил Борис Годунов, брат супруги царя. Именно его политика в итоге привела к недовольству народа.

Начало Смуте было положено появлениям в Польше Григория Отрепьева, объявившего себя Лжедмитрием, чудесным образом спасшимся сыном Грозного. Не без поддержки поляков Лжедмитрий был признан довольно большой частью населения страны. Более того, в 1605 г. самозванец был поддержан Москвой и воеводами Руси. В июне того же года Лжедмитрий был признан царем. Но, его поддержка крепостничества вызвала бурное недовольство крестьян, а слишком самостоятельная политика привела к явному неудовольствию бояр. В результате Лжедмитрий 1 был убит 17 мая 1606 года. А на престол взошел Шуйский В.И. Однако власть его была ограничена. Так завершился этот этап смуты, который продлился с 1605 по 1606 гг.

Второй период смуты начался с восстания под предводительством Болотникова И.И. Ополчение составили люди всех слоев. Участие в восстании принимали не только крестьяне, но и служилые казаки, холопы, землевладельцы, посадский люд. Но, в сражении под Москвой восставшие были разбиты, а Болотников схвачен и казнен.

Возмущение народа только усилилось. Появление Лжедмитрия 2 не замедлило себя ждать. Уже в январе 1608 года собранное им войско двинулось по направлению к Москве. Он обосновался на подступах к городу в Тушино. Таким образом, в стране образовалось две действующих столицы. При этом практически все чиновники и бояре работали на обоих царей, часто получая деньги и от Шуйского и от Лжедмитрия 2. После того, как Шуйскому удается заключить договор о помощи Речь Посполитая начала агрессию. Лжедмитрию пришлось бежать в Калугу.

Но и Шуйскому не удалось надолго удержать власть. Его схватили и вынудили постричься в монахи. В стране началось междуцарствие - период, называемый Семибоярщиной. В результате сделки бояр, пришедших к власти, с польскими интервентами, Москва 17 августа 1610 года присягнула королю Польши Владиславу. Лжедмитрий 2 был убит в конце этого года. Борьба за власть продолжилась. Второй период продлился с 1606 по 1610 год.

Заключительный, третий период Смуты – это время борьбы с интервентами. Народ России, наконец, смог объединиться для борьбы с захватчиками – поляками. В этот период война приобрела характер национальной. Ополчение Минина и Пожарского дошло до Москвы только в августе 1612 г. Они смогли освободить Москву и изгнать поляков. Вот – все этапы Смутного времени.

Окончание Смутного времени ознаменовалось появлением на российском троне новой династии - Романовых. На Земском соборе 21 февраля 1613 года царем был выбран Михаил Романов.

Годы смуты привели к ужасающим результатам. Последствия Смуты – это полный упадок ремесла и торговли, практически полное разорение казны. Так же, итоги Смуты выразились и в серьезном отставании страны от государств Европы. На восстановление потребовался не один десяток лет.

18. Народное ополчение под руководством Минина и Пожарского(Второе ополчение), объединение патриотических сил России на завершающем этапе борьбы с польско-литовской и шведской интервенцией в начале 17 в. Возникло после захвата интервентами значительной части страны, в том числе Москвы и Смоленска, и распадаПервого ополчения 1611. В сентябре 1611 в Н. Новгороде земский староста Кузьма Минин обратился к посадским людям с призывом собрать средства и создать ополчение для освобождения Родины; грамоты с призывом к сбору народа были разосланы в др. города; в ополчении, кроме посадских людей и крестьян, участвовали также мелкие и средние дворяне. Военным руководителем был приглашен князь Д. М. Пожарский. Основные силы были сформированы в городах и уездах Поволжья; вместе с русским народом в нём участвовали марийцы, чуваши, коми и др. народности Поволжья и Севера. Цель ополчения состояла в освобождении Москвы от интервентов и создании нового правительства. ПатриархГермоген отказался выполнить требования московских бояр-изменников об осуждении патриотического движения за освобождение страны. В марте 1612 ополчение выступило из Нижнего Новгорода и в начале апреля прибыло в Ярославль, куда подошли отряды из др. городов и уездов. Здесь был создан временный "Совет всей Земли" — правительственный орган, в котором главную роль играли посадские люди и представители мелкого служилого дворянства. Одновременно происходило изгнание отрядов польско-литовских интервентов из районов Поволжья. Руководители казачества и южнорусского дворянства И. М. Заруцкий и Д. Т. Трубецкой, поддерживая тайные связи с интервентами, вступили с Мининым и Пожарским в переговоры о совместном участии в действиях. В связи с приближением к Москве крупного отряда польско-литовских войск под предводительством гетмана К. Ходкевича ополчение выступило из Ярославля и в конце июля — начале августа 1612 подошло к Москве, заняв позицию вдоль западных стен Белого города. В сражении 22—24 августа при поддержке казаков Трубецкого был разгромлен отряд Ходкевича, которому не удалось прорваться в Москву. Эта победа предрешила судьбу вражеских гарнизонов в Кремле и Китай-городе, которые капитулировали 22—26 октября 1612. Освобождение Москвы народным ополчением создало условия для восстановления государственной власти и послужило мощным толчком к развёртыванию массового освободительного движения против интервентов по всей стране. В ноябре 1612 руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя. Состав Земского собора 1613 (см. Земские соборы) отразил возросшую роль посадского населения и мелкого служилого дворянства, а также казачества в освободительной войне против интервентов.

19. В 1613 г. состоялся Земский собор, на котором выбирали нового царя. Выбор пал на 16-летнего Михаила Романова (1613—1645), при котором первые годы постоянно собирался Земский собор, помогавший ему в управлении. В дальнейшем при Михаиле Романове значительное влияние на государственную политику получил его отец — патриарх Филарет.

Во внутренней политике необходимо было добиться стабилизации, так как по России продолжали бродить антиправительственно настроенные холопы и казаки. Одним из самых авторитетных атаманов, продолжавших разбойные нападения, был Иван Заруцкий. Именно в его лагере и оказалась Марина Мнишек с сыном, по-прежнему страстно желавшая власти в России. Заруцкий вместе с Мнишек был выдан яицкими казаками царскому правительству.

Последствия Смуты в сельском хозяйстве ощущались вплоть до середины XVII в. Укрепляя свою власть, Романовы раздавали землю дворянству. Увеличивалась власть феодалов над крестьянами.

Специфика развития экономических отношений в XVII в. выражалась в повышении значения торговли, товарообмена и ярмарок. Большую популярность приобрели ярмарки в Нижнем Новгороде, Архангельске, Брянске и т.д. Торговля России с Западом осуществлялась через основанный при Иване Грозном Архангельск, а с Востоком — через Астрахань. В 1653 г. был принят Торговый устав, регламентирующий торговое право в России, а в 1667 г. появился Новый Торговый устав, повышавший пошлины на иностранные товары. Значительно возросший товарооборот между различными регионами России позволил говорить о складывании в конце XVII в. всероссийского рынка.

Урегулирование внешнеполитических вопросов с Польшей и Швецией являлось приоритетной задачей нового правительства. В 1617 г. в деревне Столбово был заключен Столбовский мир (shpora.su) между Россией и Швецией, по которому шведы возвращали новгородскую землю, но оставляли за собой Балтийское побережье; также им полагалась денежная компенсация. Польский королевич Владислав, не оставлял надежд возглавить русское государство, и в 1617 г. организовал военный поход на; Москву. Речь Посполитая потерпела поражение, но по Деулинскому перемирию сохранила за собой Черниговские и Смоленские земли. Россия в сложных условиях была вынуждена соглашаться с требованиями Швеции и Речи Посполитой, однако вопрос возвращения утраченные земель скоро вновь стал актуальным.

В 1632 г. на Земском соборе было принято решение вернуть старинный русский город Смоленск, захваченный Речью Посполитой. Однако военная кампания под предводительством воеводы Б. И. Шеина провалилась. По Поляновскому мирному договору 1634 г. Россия признала за Польшей право владения Черниговскими, Смоленскими и Новгород-Северскими землями, а Владислав, ставший к тому времени польским королем, отказался от претензий на российский престол. В 1637 г. донские казаки захватили турецкую крепость Азови поднесли ее в дар русскому царю. Однако Земский собор принял решениевернуть крепость, так как Россия была не готова к войне с Крымом и Турцией.

20. Алексей Михайлович Романов вступил на престол, как и его отец, Михаил Федорович в 16 лет. Алексея Михайловича с детства готовили к царскому престолу. Новый царь был отлично подготовлен, он знал иностранные языки, разбирался в философии и религии, знал законы, любил духовную музыку. Алексей Михайлович прослыл в отечественной истории «тишайшим царем», был мягок и добродушен. Но при этом, государь обладал твердым характером, без колебаний изгонявших провинившихся, вчерашних, своих любимцев.

Внутренняя политика Алексея Михайловича Романова была продуктивной. Царь проводил нужные и понятные реформы. При нем было составлено Соборное Уложение 1649 года. Романов принял непосредственное участие в составлении Соборного Уложения. По инициативе Алексея Михайловича, во внутренней политике была пересмотрена система управления государством. Был создан приказ тайных дел, который подчинялся царю. Большое внутриполитическое влияния на государственные дела имела и Боярская дума. В Боярскую думу входили представители наиболее родовитых дворянских фамилий. Дума заседала постоянно, однако для решения наиболее важных вопросов иногда созывались Земские Соборы. В 17 веке, благодаря внутриполитическим реформам Алексея Михайловича, увеличилась власть приказов – учреждений занимавшихся как внутренней политикой, так и внешней. В середине 17 века, Алексей Михайлович провел реформу в армии. Начали формироваться полки нового строя. Эти полки формировались по западноевропейскому образцу. Алексею Михайловичу удалось побывать за границей, где он познает новую для себя культуру. Много нового узнал молодой Романов из поездки по Европе. Многое удивило царя: университетское образование, непривычный быт горожан, архитектура, живопись. Через некоторое время в Москве появятся просветители из Европы. При наследнике Алексея Михайловича в Москве откроется Славяно–греко–латинская академия – прообраз университета. В Посольском приказе начинают активно переводить новинки европейскойлитературы 17 века.

Внешняя политика Алексея Михайловича была направлена на увеличение авторитета России в Европе, и присоединение новых земель к территории страны. В 1654 году, началась война с Польшей и Литвой. Алексей Михайлович отправился на войны вместе с армией, и снискал за свой поступок большое уважение в народе. Благодаря успехам Алексея Михайловича во внешней и внутренней политике, в Европе сложилось впечатление о России, как о могучей православной державе, наследнице Византии. В 17 веке, с православного востока, оккупированного турками, в Россию ввозятся церковные реликвии. В России оказывается много ремесленников с Балкан и Греции.

Алексей Михайлович любил приглашать на свои пиры иностранных гостей. Обеды, устраиваемые царем, поражали свои богатством и разнообразием. В Европе существовало четкое различие манер поведения представителя каждого сословия. Иностранцев изумляло, когда Алексей Михайлович Романов, после богатых пиров, в Страстную неделю Великого поста, шел в простой одежде, с непокрытой головой, словно обычный простолюдин, в церковь. Вот таким простым был царь Алексей Михайлович.

Романов заботился об образовании своих наследников, дал своим детям хорошее образование. Они знали иностранные языки, изучали философию, риторику и произведения античных авторов. Так же сыновья занимались богословием, изучали духовную музыку, и имели хорошую библиотеку, составленную из русских и европейских книг.

21. Еще в середине XVI века на Стоглавом соборе русскими иерархами был поднят вопрос об исправлении ошибок в богослужебных книгах. Тогда он так и не был решен, сначала из-за грозной опричнины, а затем из-за смутного времени. Однако затруднения в деле книжных исправлений с течением времени все более и более возрастали. С развитием типографий ошибки из рукописей попадали в печатные книги, где каждое слово считалось уже неприкосновенным.

Первое время на Московском печатном дворе работа по исправлению ошибок велась без определенного плана. Правили и печатали книги, в которых была нужда, на которые был спрос. Некоторые просвещенные правщики предлагали брать за основу «книжной справы» книги греческие. Однако это вызывало бесконечные споры и разногласия в русской церковной среде. Греки подорвали свой прежний авторитет в глазах православной Руси еще в XV веке, когда на Ферраро-Флорентийском соборе они заключили церковную унию с Римом. Вот как отвечает грекам один из русских книжных людей того времени: «Книги вам печатают в Венеции и в Англии, и еллинскому писанию ходите учиться в Рим, а наставники ваши от туда приходят, — в больном стаде и здравая скотина окоростевеет, — так и ваши учителя приходят к вам из Рима все шелудивые, а вы их во всем слушаете. Еще скажу вам: что у вас было доброго, все к нам в Москву перешло!»

С воцарением Алексея Михайловича книжная справа приобрела характер церковной реформы. Вокруг царя образовался влиятельный кружок ревнителей церковного благочестия во главе с царским духовником. В этом кругу и был продуман и предложен план церковных преобразований, который стал воплощаться в жизнь при царской поддержке. В 1652 году на патриарший престол был избран один из активных членов этой группы — митрополит Новгородский Никон. Несмотря на то, что новый патриарх был привлечен к уже начатому делу, и посвящен в уже разработанные планы, именно с его именем связывают церковную реформу.

Став патриархом, Никон осуществлял преобразования уже без совета и участия своих друзей. «Егда поставили патриархом, так друзей не стал и на порог пускать!» — вспоминает один из бывших «ревнителей». Члены кружка встали в оппозицию к действиям патриарха, вызвав на себя его гнев. Многие из них были лишены сана и сосланы, а кто-то даже поплатился жизнью.

Для поддержки дальнейших реформ Никон решил обратиться к авторитету греков. Отыскав в соборном документе Восточных патриархов слова о том, что Русская Церковь должна быть во всем согласной с Церковью Византийской, Никон объявил: «Я русский, сын русского, но моя вера — греческая. И если Восточная Церковь учит иначе, нам нужно отказаться от своих мнений и принять общее мнение Восточной Церкви». В деле достижения обрядового единства с другими Православными Церквами Никон просил совета у Восточных иерархов. Первым отозвался Константинопольский патриарх Паисий: «Дорогой брат! Не следует думать, будто извращается наша православная вера, если кто-нибудь имеет чинопоследование, несколько отличающееся в вещах несущественных и не в членах веры. Различия же во внешних порядках не только терпимы, но исторически неизбежны». Однако не все мыслили так же мудро, как Цареградский святитель. Патриархи Макарий Антиохийский и Гавриил Сербский, лично приехавшие в Москву на очередной церковный собор, не только торопили Никона с исправлениями всех обрядовых отличий в Русской Церкви, но и объявляли все старорусские чины ложными и еретическими.

Большинство русских иерархов молча поддержали Никоновскую справу. С необходимостью исправлений книг и обрядов не согласился только один из архиереев - епископ Коломенский Павел. В порыве гнева он был лишен Никоном сана и сослан в дальний монастырь, где вскоре скончался при неизвестных обстоятельствах. Никон приступил к реформам. Со всей своей жесткой решимостью и прямолинейностью он начал искоренять ошибки и вводить новые правила, совсем не учитывая тех настроений, которые царили в русском обществе.

В результате, преобразования патриарха Никона имели трагические последствия. Наиболее консервативная часть паствы отказалась принять новшества, противясь тому осмеянию, которому подвергались старорусские обряды. Ревнители древнего благочестия заявляли: «Как положили отцы наши и деды, так пусть все и лежит. Они жили и спасались по этим книгам, и мы не желаем изменить в них ни одной буквы».

В мае 1666 года под председательством трех патриархов открылся Большой московский собор. Половину из присутствовавшего на нем епископата составляли восточные иерархи. Собор официально подтвердил все сделанные Никоном исправления, и объявил противников реформы противниками Церкви. С тех пор приверженцев старых книг и обрядов стали называть старообрядцами или староверами. Ревнители же старых обрядов прозвали своих противников никонианами.

Главные причины, вызвавшие раскол, поражают своей мелочностью. Ошибки совсем не затрагивали основ веры. Под «старой верой» подразумевались привычные формы обрядов и неизменные тексты богослужебных книг. Со временем и сам Никон, попав в немилость к царю и пребывая в ссылке, признал историческое равноправие старых и новых обрядов. Но было уже поздно. Анафемы на «непокоряющихся святому Собору» уже прозвучали. Отказавшись выполнить требования Собора, раскольники фактически решились на открытый бунт против власти. Протесты против навязывания обрядовых реформ вспыхивали сначала на окраинах русского государства, а потом и в самой Москве, где сторону раскольников приняли царские стрельцы. После усмирения столичного бунта правительство усилило свою строгость к мятежникам. От преследований и наказаний староверы стали убегать в непроходимые заволжские леса или покидать пределы России, сохраняя в своих общинах чувство тоски, погребальную грусть об утраченной Древней Руси.

22. В XVII в. производительные силы России в целом эволюционировали. Значительно выросла численность населения, составлявшая к концу века 10,5 млн. человек. В России насчитывалось 335 городов. В этот период в России известны плющильные молоты, сверлильные станки, бумажные мельницы. Построено 55 мануфактур, главным образом металлургических. Для создания промышленных предприятий в Россию привлекается иностранный капитал, причем на льготных условиях.

Постепенно углубляется процесс общественного разделения труда, определяется специализация сельскохозяйственных и промышленных местностей, ремесло превращается в мелкотоварное производство – все это ведет к усилению товарообмена. Поместная форма землевладения способствует разложению натуральности хозяйства. Развивается производство на базе переработки сельскохозяйственного сырья: в вотчинах занимаются винокурением, производством сукон, полотна, создают мукомольные и кожевенные предприятия.

В России начинается процесс первоначального накопления капитала, хотя в отличие от Англии он протекал в феодальной форме – богатства накапливались у крупных землевладельцев. Происходила дифференциация населения, появляются богатые и бедные, появляются «гулящие» люди, т.е. лишенные средств производства. Они становятся вольнонаемными. Наемными рабочими могли быть крестьяне-отходники. Статус наемного работника получает законодательное подтверждение в Соборном Уложении. Все это свидетельствует о зарождении капиталистических отношений. Способствует этому и систематический рост торговли с европейскими и азиатскими странами. Российский рынок включается в систему мирового рынка, мировых экономических связей. В Западные страны Россия продает пушнину, лес, деготь, поташ, коноплю, пеньку, канаты, холсты. Если прежде в Архангельск прибывало ежегодно 20 кораблей, то в XVII в. – 80. В числе ввозимых товаров предметы потребления для феодальных верхов и серебряная монета как сырье для изготовления отечественных денег. С Восточными странами Россия торговала через Астрахань. Важную роль играли города Дагестана и Азербайджана. В XVII в. начались торговые отношения с Китаем, Индией.

В развитии внутренней торговли также начинается новый этап. Торговые связи приобретают национальный характер. По торговым оборотам Москва занимала первое место – насчитывалось 120 торговых специализированных рядов и 4 тыс, торговых помещений.

В XVII в. продолжалось активное освоение Сибири. Русские вышли к берегам Тихого океана, Камчатки, Курильских островов. В 1645 г. первопроходец Василий Поярков вышел по Амуру в Охотское море. В 1648 г. Семен Дежнев (ок. 1605-1673) открыл пролив, отделяющий Азию от Северной Америки. В 1649-1653 г. Ерофей Хабаров (ок. 1610 – после 1667) из Якутии совершил поход в Даурию (Забайкалье) и дошел до Амура.

Землепроходцы составляли карты Сибири, чертежи, обзоры, росписи городов, отдельных районов и всего региона в целом. В 1672 г. был составлен «Чертеж Сибирских земель». Постепенно происходили заселение Сибири, ее колонизация, основывались города-крепости, служившие им опорными пунктами для дальнейшего продвижения. Их называли острогами. Так, в 1619 г. возник Елисейский острог, в 1628 г. – Красноярский острог и др.

Расширилась торговля центральных областей с Уралом, Сибирью, Дальним Востоком, с южными окраинами. Центрами торговли были крупные ярмарки, имеющие всероссийское значение, Макарьевская с XVI в., Ирбитская с первой половины XVII в., Свенская, Архангельская.

Произошли сдвиги в социальной структуре российского общества. Утверждение в XV-XVI вв. поместной формы землевладения выдвинуло дворянство, а в XVII в. укрепились позиции купечества. Внутренняя торговля превращается в сферу приложения купеческого капитала. Купечество выделяется в особую группу и подразделяется на корпорации: гостей, гостиную сотню, суконную сотню.

Российское правительство поддерживало купечество. В 1653 г. был принят закон о внутренней и внешней торговле России: Торговая уставная грамота, заменившая множественность торговых сборов единой торговой рублевой пошлиной, в размере 5% с оборота. В 1667 г. принят Новоторговый устав, имеющий протекционистский характер и защищающий русское купечество от иностранной конкуренции.

В XVII в. в России была проведена реформа государственных финансов, хотя она по-прежнему носила феодальный характер. Вместо посошной подати в 1678 г. вводилось подворное обложение, что расширяло число налогоплательщиков. Была изменена также система других прямых налогов.

В 1649-1652 гг. в России проведена реформа, получившая название «Посадское строение», в соответствии с которым в городах ликвидировались белые слободы1, их слили с посадами. Теперь тягло на государя должно было нести все городское население. «Посадское строение» было проведено в общегосударственном масштабе.

В 1679 г. различные подати, собиравшиеся с ремесленного и торгового населения посадов, были объединены в единый налог – «стрелецкие деньги» или «стрелецкую подать». Внедрялась система откупов – форма сборов налогов. «Наддача», получаемая откупщиком за право сбора налога, являлась источником первоначального накопления капитала.

Появились органы государственного контроля: в 1655-1678 гг. существовал Счетный приказ, который в конце века был заменен Ближней канцелярией. В 1654 г. проведена денежная реформа, по которой вводились в обращение медные деньги с принудительным курсом – медная копейка приравнивалась к серебряной. Реформа закончилась неудачно. Медные деньги обесценились. Ответом на такую денежную политику был Медный бунт в Москве в 1652 г. Бунт был подавлен, но правительство было вынуждено отменить медные деньги, они были изъяты из обращения.

 

* * *

 

Эпоха XVI-XVII вв. была переломной не только для Европы, но и для России. Здесь завершился процесс складывания единого государства и определился его тип как многонационального централизованного государства. Сложилась государственная система крепостного права. В то же время в России усилилась тенденция разложения натуральности хозяйства, начинается формирование единого всероссийского рынка. Государство увеличивает свою территорию, активно участвует в географических открытиях и все более вовлекается в орбиту общеевропейской политики и торговли. Так же, как в странах Западной Европы, в России в эту эпоху проявилась тенденция ослабления церкви и продвижения государственного устройства от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Не увенчались успехом и попытки папства втянуть Россию в сферу влияния католицизма.

23. В первой половине 17-го столетия Украинские земли входили в состав Польши, Венгрии и Османской империи, и лишь часть восточноукраинских земель – Слободская Украина – входила в состав Московского царства.

Проживавшее в Речи Посполитой украинское население, подвергалось национальному и религиозному гнёту со стороны как поляков, так и евреев, которым польские паны раздавал в аренду украинские земли. Протест против гнёта выливался в периодически возникающие восстания. Помочь же восставшим в тот период могла лишь Россия.

Впервые за помощью к России обратился гетман реестровых казаков Криштоф Косинский, возглавлявший восстание против польской шляхты в 1591—1593 годах. Позже посольство гетмана Петра Сагайдачного во главе с Петром Одинцом просило принять Войско Запорожское в русское подданство. В 1622 епископ Исаия Копинский предложил русскому правительству принять в российское подданство православное население Украины. В 1624 году о том же просил митрополит Иов Борецкий.

 

В 1648 году началась восстание под руководством гетмана Запорожского казачьего войска полковника Зиновия Михайловича Хмельницкого, прозванного Богданом.

Вернувшись с полей сражений Испано-Французской войны, где он во главе полка запорожцев в составе войск принца Конде участвовал во взятии Дюнкерка, Хмельницкий увидел на родине удручающую картину: «жиды-арендари» теперь взимали с малоросов пошлину не только за проезд по мосту, не только за торговлю на рынке, не только за рыбалку, но и за исполнение церковных таинств в православном храме. Все, кто желал обвенчаться или окрестить ребенка, должны были оплатить еврею-арендатору пошлину, а чтобы открыть церковь на время службы, поп вынужден был идти кланяться еврею, у которого хранились ключи от церкви.

Возмутившись таким состоянием дел, Хмельницкий написал жалобу польскому королю, но тот её проигнорировал, а через некоторое время в отместку за эту жалобу у Хмельницкого отобрали его родовое имение, насмерть засекли его десятилетнего сына Григория и увезли его жену Ганну, впоследствии насильно выдав её замуж за польского ротмистра Данилу Чаплицкого, объявив, что прежнее венчание с Хмельницким не имеет юридической силы, так как совершено не по католическому, а по православному обряду.

В августе 1647 года Богдан Хмельницкий отправился в Сечь, где начал вербовать своих сторонников, и уже 15 октября он был избран гетманом вместо назначенного поляками Ивана Барабаша.

В Сечь хлынул поток добровольцев со всей Украины — в основном крестьян — для которых гетман организовал «курсы» военной подготовки, в ходе которых опытные казаки обучали добровольцев рукопашному бою, фехтованию, стрельбе и основам военной тактики. к апрелю 1648 года войско Хмельницкого уже насчитывало 43720 человек.

Восстание разрасталось с большой скоростью. Его разрастанию способствовало междуцарствие в Польше – 20 мая 1648 года умер Владислав IV, нового короля сейм никак не мог избрать. В течение года восстание переросло в освободительную войну украинского и белорусского народов против жестокого национального гнета. В результате побед у Желтых Вод и под Корсунью значительная часть польской Украины была освобождена, а 23 декабря 1648 года восставшие освободили Киев.

19 января 1949 года королём Польши наконец становится Ян Казимир. Он решил предпринять энергичные меры к подавлению восстания. В середине мая Ян Казимир двинул на Волынь польское войско, усиленное немецкими наёмниками, и 15-16 августа между украинскими и польскими войсками состоялось Зборовское сражение, победив в котором, Богдан Хмельницкий навязал королю Зборовский договор, закреплявший завоевания восставших. Договор привел к образованию украинского автономного «гетьманата» в Черниговском, Киевском и Брацлавском воеводствах речи Посполитой.

Седьмой пункт мирного договора специально посвящен евреям: «Жиды державцами, арендаторами, ане мешканцами не мають быти в местах украинных, где казаки свои полки мають».

Однако война на этом не закончилась: сначала поляки, вновь собравшись с силами, в июле 1651 года нанесли поражение армии Богдана Хмельницкого в Берестецкой битве, но в июне 1652 Хмельницкий взял реванш в Битве под Батогом. Тем не менее, Хмельницкий понимал, что за Польшей стоит вся Европа, в которой после окончания Тридцатилетней войны осталось не у дел множество профессиональных вояк. У самого же Хмельницкого профессиональными воинами была лишь узкая прослойка казаков – основную же массу восставших составляли необученные военному делу крестьяне – стоило полякам увеличить ассигнования на набор наёмников, и все эти немцы, голландцы и французы залили Украину бы кровью. Поэтому осенью 1653 года Богдан Хмельницкий обратился за покровительством к Русскому Царю Алексею Михайловичу.

1 октября 1653 г. в Москве состоялся Земский собор, на котором было решено: «чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку».

19 декабря на Украину прибыл русский посол Василий Бутурлин с решением Земского Собора.

А 8 января (19 января по новому стилю) состоялась Переславская Рада, на которой был провозглашён исторический акт воссоединения Украины с братской Россией.

Воссоединение Украины с Россией имело огромное историческое значение. Украинский народ объединился с братским русским пародом, с которым был связан общностью происхождения и исторического развития. Воссоединившись с Россией, Украина получила более широкие возможности развивать сельское хозяйство, ремесло, торговлю. Между русским и украинским народами неуклонно росли экономические и культурные связи, укрепилась их дружба в совместной борьбе против западного влияния. В составе Русского государства украинский парод приобрёл в лице русского народа верного союзника и надёжного защитника от внешних врагов. Воссоединение Украины с Россией спасло украинский народ от угрозы порабощения и уничтожения со стороны шляхетской Польши, султанской Турции и Крымского ханства и обеспечило последующее воссоединение Правобережной Украины, происшедшее в конце 18-го столетия.

24. .1497г. - Введение ограничений перехода от одного помещика к другому-Юрьев день

2.1581г. -отмена Юрьева дня, "заповедные лета"

3.1597г. - право помещика на розыск кр-на, втечении 5 лет, "урочные лета"

4.1607г. -право на розыск увеличен до 15 лет

5.1649г. -Соборное Уложение отменило "урочные лета", розыск беглых кр-н становится бессрочным

6.1718-1721гг. -податная реформа, оканчательно прикрепившая кр-н к земле

7.1747г. -помещикам разрешается продавать своих кр-н в рекруты др. лицам

8.1760г. -помещикам предоставилось право ссылать своих кр-н в Сибирь

9.1765г. -помещикам дали право ссылать кр-н не только в Сибирь, но и на каторжные работы

10.1767г. -кр-нам запрещено подавать жалобы на своих помещиков

Крепостное право – это форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала[1], наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда — возможность для феодала отчуждать крестьян без земли.

В истории России крепостное право зарождалось вместе с Древнерусским государством, свое начало крепостное право берет в Киевской Руси и просуществует до середины XIX в.

Первые упоминания зависимости мы встречаем в «Русской Правде», где из норм права можем наблюдать не равенства в правовом положении сословия ст. 66: на свидетельство холопа не ссылаться; но если не будет свободного (человека в качестве свидетеля), то при необходимости (можно) ссылаться на боярского тиуна, а на других не ссылаться. А при небольшом иске по необходимости (можно) сослаться на закупа.

Смерды были свободными людьми, имеющими свое хозяйство, если смерд работал на землевладельца, он оставался свободным, однако его статус менялся и он становился закупом, но при этом он мог в случае расчета с хозяином снова стать закупом. Если же (господин) возьмет с него (т.е. закупа) больше денег (чем полагалось), то ему (следует) возвратить назад взятые (сверх положенного) деньги и заплатить за обиду князю 12 гривен штрафа.[2] Еще одной формой зависимости – это рядовичи (крестьяне заключающие договор, ряд).

Источники права периода феодальной раздробленности отразили процесс закрепощения крестьянства. В Псковской Судной грамоте, появляется новая норма «право перехода»: право уходить от хозяина, вернув взятую подмогу, ст. 42: А которой государь захочеть отрод дати своему (и)зорнику или огороднеку, или кочетнику, ино отрок быти о Филипове заговеине, також захочет изорник о(т)речися с села, или огороднику, или (ко)четник, ино тому ж отроку быти, а иному отроку не быти, ни от государя, ни от изорника, ни от котечника , ни от огородника, а запрется изорник или огородник, или котечник отрока государева, ино ему правда дать, а государь не доискался четверти, или огородной части, или с ысады рыбной части. Данная статья свидетельствует о процессе закрепощения крестьян в Псковской феодальной республике. Государь имел и рано отпускать (дать отрок) только в Филиппов день (т. е. 14 ноября но старому стилю). Феодально-зависимый человек мог уходить от государя в определенные дни в году, уплатив при этом четверть урожая. Данный срок исчислялся в связи с тем, что в это времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчёт по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным налогам.[3]

В XV- XVII- вв. идет постепенное закрепощение населения: в общегосударственном масштабе выход крестьянский был ограничен в Судебнике 1497двухнедельным периодом — по неделе до и после Юрьева дня: А крестьянам отказываться из волости (в волость), из села в село в один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и в течение недели после Юрьева дня осеннего (26 ноября) ст. 57: Дожитое за дворы (крестьяне пусть) платят в полях из расчета рубль за двор, а в лесах полтина (за двор). Если какой-либо крестьянин поживет за кем-нибудь год и уйдет прочь, то (пусть) он заплатит (пожитое за) четверть двора; если поживет два года и пойдет прочь, то (пусть) он заплатит (пожитое за) поддвора; если поживет три года и пойдет прочь, то (пусть) он заплатит (пожитое за) три четверти двора; если поживет четыре года, то (пусть) он заплатит (пожитое) за весь двор.
Судебник 1497 года удовлетворил требование господствующего класса, законодательно оформив повсеместное ограничение крестьянского выхода. При этом каждый уходящий крестьянин обязан был внести пожилое, т. е. определенную условную сумму обязательной для всех крестьян, размер пожилого зависел от того, находился ли двор в степной или лесной полосе. Судебник 1497 года в сравнении с грамотами XIV — XV вв. сделал новый шаг по пути закрепощения крестьянства. Особенно ясно это выражено во второй части статьи, которая направлена на ограничение выхода наиболее подвижной и многочисленной массы сельского населения, так называемых нового рядчиков или новоприходцев, т. е. крестьян похожих, переходящих с земли одного землевладельца на землю другого по истечении годичного или иного небольшого срока.

Судебник 1550 подтвердил это положение. Право перехода крестьян было временно отменено с введением заповедных лет (историки датируют введение различно — 1580, 1581 или 1584-85).

В период правления Бориса Годунова, укрепляя самодержавия, ограничил свободу крестьян, объявив до наступления Юрьева дня: «крестьяне должны оставаться на землях феодалов, на коих жили, что впредь они не смеют переходить с места на место и остаются крепостными за помещиками». Указ удовлетворил интересы и боярской аристократии, и дворян, и монастырей, ведших друг с другом необъявленную войну за крестьян, впервые переписанных в Писцовые записи в 1592 и бежавших от поборов и насилия своих хозяев.

В 1597 г. Уложением царя Федора Иоанновича установлено право помещика на розыск беглого крестьянина в течение 5 лет и на его возвращение владельцу — «урочные лета» (распространение запрета на бобылей и тяглых горожан).

В 1642 г. Указом Михаила Федоровича (Романова) Срок сыска беглых крестьян увеличен до 10 лет, а вывезенных крестьянах до 15 лет.

Соборное уложение Алексея Михайловича 1649 г. закрепило полное запрещение переходов крестьян, включая и «Юрьев день». Прикрепление к личности владельца, а не к земле. Городское население также закрепощалось, запрещен выход из городского сословия.

В XVII-XVIII вв. в России идет процесс с формирования абсолютной монархии, отмиранием сословно- представительных институтов, все это происходит на фоне консолидации и консервации сословной системы, превращение сословий в замкнутый общественный слои. Даже при Петре I Россия продолжала оставаться сельскохозяйственной страной. Подавляющее большинство населения состояло крестьянство, занятое землевладельческим трудом.[4] В 1718 г. была проведена всеобщая перепись поданного населения, и холопы были записаны наравне с крестьянами.

К середине XVII в. в России в общегосударственном масштабе сформировалось крепостного права. Завершилась многовековая история холопства, которое слилось с крестьянством. В XVII-XVIII вв. все несвободное население слилось в крепостное крестьянство. Зависимые крестьяне в XVIII в., составляли 90 % населения страны. Крестьянское сословие стало замкнутым рядом. XVIII в. происходит постепенное усиление крепостного права в России.[5]

Однако выход из крестьянского сословия возможен был при Петре I путем рекрутчина (вступление в армию добровольно), но впоследствии военная служба не освобождала от крепостной зависимости. Отставной солдат в случаи, если помещик на него не претендовал, должен был в течение одного года после увольнения найти нового хозяина. Начиная с Петра I, крестьяне, как государственные, так и помещичьи, которые занимались торговлей в городах, очень непоследовательно и с многочисленными оговорками, начинают допускать в купеческое сословие.[6]

Таким образом, процесс становления крепостного права в России длился несколько столетий, однако надо заметить, что общих мер прикреплении крестьян путем издания норм права не было.

25. Первой военной кампанией и, соответственно, началом внешней политики Петра 1 были Азовские походы. Первый Азовский поход 1695 года был неудачным, так как Петр Алексеевич не имел флот. После строительства Азовского флота был намечен второй поход 1696 года, в результате которого Петр завоевал крепость Азов.

В марте 1967 года Петр 1 отправил в Западную Европу Великое посольство. Главная цель этой миссии заключалась в поиске союзников в надвигавшейся войне с Османской Империей. Сам Петр также принимал участие в этом посольстве, но не афишировал свое присутствие. Также во время поездки по странам Европы Петр 1 нанял множество мастеров в различных отраслях. Но так как союзников против Османской Империи Петр 1 не смог найти, это вынудило его направить свой взгляд на северное направление.

В июле 1968 года царю пришла весть о новом Стрелецком бунте. Великое посольство вернулось 25 августа. Сразу по прибытию Петр 1 приказал найти виновных и казнить. В казне бунтовщиков он принимал личное участие. Прибыв из Европы Петр 1 начал преобразования в стране. Одним из которых – запрет на ношение бороды. Но внутренняя политика Петра 1 никак не отразилась на внешней политике Петра.

Не найдя союзников в Европе для войны с Османской империей Петр 1 вошел в Северный Союз и напал на Швецию. Так в 1700 году началась Северная война, длившаяся 21 год. Первые годы войны не были удачными для армии Петра 1, но после ряда военных реформ инициатива была в руках Петра 1.

Во время Северной войны король Швеции потерпел поражение под Полтавой, в результате чего бежал в Османскую империю. Петр 1 угрожал Турции войной, если она не выгонит Карла со своей территории, в ответ султан сам объявил войну России. Чтобы взять инициативу в свои руки Петр 1 организовал Прутский поход, но он оказался неудачным. Русская армия попала в окружение. В результате пришлось заключить мирный договор по которому Россия теряла Азовский флот и Азов, а также прибрежные крепости.

После завершения Северной войны внешняя политика Петра 1 заключалась в завоевании прибрежных зон Каспийского моря. Некогда мощное Персидское государство разваливалось и Петр 1 не мог не воспользоваться этим. Было совершено 2 похода и оба удачны. В результате которых Петр 1 и Персия заключили мирный договор. По условиям мирного договора к России отошли западный и южный берег Каспийского моря.

26.

Название реформы Годы Суть преобразований Краткие результаты реформы
Реформа государственного управления 1699-1721 гг. Создание Ближней канцелярии (или Консилиума министров) в 1699 г. Было преобразовано в 1711 г. в Правительствующий Сенат. Создание 12 коллегий, имеющих определенную сферу деятельности и полномочия. Система государственного управления стала более совершенной. Деятельность большинства государственных органов стала регламентированной, коллегии имели четко очерченную область деятельности. Были созданы контролирующие органы.
Областная (губернская) реформа 1708-1715 гг. и 1719-1720 гг. На первом этапе реформы Петр 1 поделил Россию на 8 губерний: Московскую, Киевскую, Казанскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Архангелогородскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую. Они управлялись губернаторами, ведавшими войсками, расположенными на территории губернии, а также обладавшими всей полнотой административной и судебной власти. На втором этапе реформы губернии были поделены на 50 провинций, управляемых воеводами, а те делились на дистрикты, руководимые земскими комиссарами. Губернаторы были лишены административной власти и решали судебные и военные вопросы. Произошла централизация власти. Органы местного самоуправления почти полностью потеряли влияние.
Судебная реформа 1697 г., 1719 г., 1722 г. Петром 1 были образованы новые судебные органы: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты, нижние суды. Судебные функции также исполняли все коллеги, кроме Иностранной. Судьи были отделены от администрации. Был отменен суд целовальников (аналог суда присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности. Большое количество судебных органов и лиц, осуществлявших судебную деятельность (сам император, губернаторы, воеводы и др.) вносили в судопроизводство сумбур и неразбериху, введение возможности "выбивания" показаний под пытками создали почву для злоупотреблений и необъективности. Вместе с тем, была установлена состязательность процесса и необходимость того, чтобы приговор основывался на конкретных статьях закона, соответствующих разбираемому случаю.
Военные реформы с 1699 г. Введение рекрутской повинности, создание военно-морского флота, учреждение Военной коллегии, ведавшей всеми военными делами. Введение с помощью "Табели о рангах" воинских званий, единых для всей России. Создание военно-промышленных предприятий, а также военных учебных заведений. Введение армейской дисциплины и воинских уставов. Своими реформами Петр 1 создал грозную регулярную армию, насчитывавшую к 1725 г. до 212 тыс. человек и сильный военно-морской флот. В армии были созданы подразделения: полки, бригады и дивизии, на флоте – эскадры. Было одержано множество воинских побед. Эти реформы (хотя и неоднозначно оцениваемые разными историками) создали плацдарм для дальнейших успехов русского оружия.
Церковная реформа 1700-1701г.; 1721 г. После смерти патриарха Адриана в 1700 г. был фактически ликвидирован институт патриаршества. В 1701 г. было реформировано управление церковно-монастырскими землями. Петр 1 восстановил Монастырский приказ, контролировавший церковные доходы и суд над монастырскими крестьянами. В 1721 году принят Духовный регламент, фактически лишивший церковь самостоятельности. На смену патриаршеству создан Святейший Синод, члены которого подчинялись Петру 1, которым и назначались. Церковное имущество часто отнималось и тратилось на нужды императора. Церковные реформы Петра 1 привели к почти полному подчинению духовенства светской власти. Помимо устранения патриаршества многие епископы и простые священнослужители подверглись гонениям. Церковь уже не могла проводить самостоятельную духовную политику и отчасти потеряла авторитет в обществе.
Финансовые реформы Почти все царствование Петра 1 Введение множества новых (в том числе косвенных) налогов, монополизация продажи дегтя, алкоголя, соли и других товаров. Порча (уменьшение веса) монеты . Копейка становится основной монетой. Переход к подушной подати. Увеличение доходов казны в несколько раз. Но во-первых, достигнуто оно за счет обнищания основной массы населения, во-вторых - большая часть этих доходов разворовывалась.

 

27. XVIII век в истории человечества – это время, когда был совершен третий, после Возрождения и Реформации, духовный переворот, покончивший со средневековой системой ценностей. Эпоха Просвещения утвердила новые политические нормы: естественные права человека, общественный договор о разделении властей и т.д., и новые нравственные ориентиры.

 

По своему характеру Просвещение было явлением интернациональным, охватившим весь евроазиатский континент. По словам И. Канта, «это выход человечества из состояния своего несовершеннолетия, т.е. неспособности пользоваться своим рассудком без руководства кого-то другого». В век Просвещения возрождается атеизм и материалистическое понимание мира. Человек вновь, как и во времена античности, становится мерой всех вещей. В трудах ученых, философов содержалось убеждение в том, что все существующее в мире не только может, но и должно быть объяснено человеком, его разумом.

 


Знаменитая максима Р. Декарта: «Мыслю, следовательно, существую», – являлась единственной аксиомой.

Культ разума, веру в его безграничные возможности мыслители Просвещения, в первую очередь французские просветители, не просто унаследовали от своих предшественников, они сделали его достоянием общества, во всяком случае, образованных его слоев. Рационалистический метод познания был распространён и на человеческое общество: здесь, также как и в природе, должен царствовать закон, разумный порядок.

 


Первые шаги по пути просвещения нации были сделаны Петром Великим. Вольтер ставил Петра в пример всем коронованным особам Европы: «Они бы сами должны себе сказать: «Если в ледяных просторах древней Скифии человек, опираясь только на собственный гений, совершил столько великих дел, то что же можем сделать мы в наших королевствах, где плоды народного труда, накопленные многими веками, делают наши задачи совсем нетрудными».

 


Екатерина II, считая себя продолжательницей дел Петра I, также пыталась строить свою внутреннюю политику на идеологии Просвещения. Ее реформы способствовали модернизации российского общества и, в первую очередь, развитию науки и культуры. В ходе российской модернизации были опробованы на практике многие идеи просвещения. Сложное переплетение идеологии просвещения и практических нужд самодержавной власти придавало двойственность и противоречивость политике Петра I и Екатерины II.

В истории России эпоха просвещенной императрицы Екатерины II была чрезвычайно важна: трудно представить себе, как мог бы возникнуть в XIX в. тот потрясающий расцвет русской культуры, если бы неурядицы послепетровского престолонаследия не вынесли на вершину власти этого «Тартюфа в юбке и короне», как называли русскую императрицу её современники на Западе. Личность Екатерины II оказала не меньшее влияние на ход российской истории, чем личность Петра I, которого некоторые историки относят к числу «просвещенных» монархов.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 106; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты