КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Миф как объект философской рефлексии.Исторически первой формой мировоззрения считается мифология.По словам Х. Г. Гадамера, миф - это первомысли человечества. Именно в мифологической форме существовали первоначальные ответы на вопросы об устройстве мироздания, возникновении культуры и человека. Мифология представляет собой более или менее развернутый комплекс мифов, в которых излагаются представления о происхождении и устройстве мира, о возникновении социума и человека, проигрываются основные ситуации, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни. Миф, таким образом, есть начало человеческой культуры, первая форма действительно культурной деятельности человека. Миф одновременно является особым типом представления о реальности и повествования о ней. Для древнего человека миф был реальностью, в которой он жил. Мифы утверждали определенную систему ценностей, санкционировали или запрещали определенные формы поведения. Другими словами, мифы выступали стабилизаторами социальной жизни и гарантировали единство социума. В современной науке идет спор о соотношении обряда и ритуала, с одной стороны, и мифологического повествования - с другой. Вопрос о связи между мифом и ритуалом, а также о генетической первичности того или другого остается открытым. Определенно можно сказать только, что значительная часть ритуалов, существовавших у древнего человека или наблюдаемая этнографами в примитивных современных сообществах, сопровождается мифологическим повествованием. С другой стороны, не всегда удается найти обряды и ритуалы, которые соответствовали бы отдельным мифам в развитой мифологии, такой, например, как греческая. Главным свойством мифологического сознания является синкретичность. Мифологическое сознание не разделяет объект и субъект, познание и переживание, человека и природу. В мифологических представлениях все может быть всем. Существует и еще один оттенок смысла в термине «синкретичность». В мифе в нерасчлененной форме сосуществовали начала объективного знания о мире, зачатки религиозных верований, первоначальные основы искусства. Затем в ходе развития культуры эти формы эмансипировались от мифа и обрели собственные четкие очертания. Вторая важная особенность мифологического сознания - нечувствительность к противоречиям. Мифологическое сознание совершенно безразлично относится к объективной связи явлений, в мифологической интерпретации любой предмет, явление или человек может в то же время быть и чем-либо другим. Следующей особенностью мифологического сознания является установление особого типа связей между явлениями, не укладывающегося в модель соотношений причин и следствий. Миф предлагает несколько типов связей. Во-первых, это метаморфоза (превращение). Предметы, явления, люди, животные и т.п. превращаются друг в друга, следуя за прихотливой фантазией древнего человека. Во-вторых, это связи по ассоциациям. Мифологическому сознанию ничего не стоит соотнести дыхание и душу или сон и смерть. В-третьих, телеологичность. Объяснение связи между явлениями в мифе происходит не от причины, а от цели. В мифе все события и явления стремятся к заранее заданной цели, все, что происходит, происходит в силу предзаданной цели. Еще одно важное свойство мифологического сознания - символичность. Древний человек оперирует не понятиями и категориями, а символами и образами, которые не имеют четко локализованных, однозначных смыслов. Кроме того, в отличие от абстрактных понятий, когда «дерево» означает все возможные деревья, символы всегда конкретны: «древо жизни» обладает вполне конкретными характеристиками и может быть одним из деревьев в ближайшем лесу. Свойство символичности проявляется и в действующем в мифе принципе олицетворения, персонификации. Важнейшая черта мифологического сознания - коллективность. Миф творится первобытным коллективом, а не отдельной личностью. Особенностью мифологических коллективных представлений является их эмоциональная насыщенность. И последним свойством мифологического сознания, на которое следует обратить внимание, является авторитарность. Миф не оставляет возможности для личностного, свободного проявления индивида, не допускает критики по поводу своих положений, оставляя человеку лишь возможность воспроизведения предзаданных норм. Миф не преодолевается полностью в ходе развития культуры. В современном коллективном массовом сознании, а также в индивидуальном обыденном проявляются фундаментальные черты первобытного мифа. Этот факт дает основание сказать, что миф сохраняет свои позиции, модифицируясь и приспосабливаясь к новым условиям. Безусловно, современный миф отличается от первобытного, однако эти отличия не отменяют его специфической природы, позволяющей идентифицировать данный тип сознания как мифологический. Миф не просто вернулся вместе с XX в., он продолжал существовать на протяжении всей истории человечества в религии, искусстве, политике.
|