Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ




 

Адаптация социальнаяприспособление личности или к социальной среде с помощью различных средств.

Анкетирование— один из наиболее распространенных способов сбора социологической информации, основанный на опосредованном анкетой контакте исследователя с респонден­том

Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение)— одно из на­правлений в психологии и социологии, имеющее своим предме­том поведение людей, понимаемое как реакция на воздействие внешней среды (стимулы).

Брак- форма социальных отношений между мужчиной и жен­щиной, посредством которой определяются их супружеские и род­ственные права и обязанности.

Бюрократия— организация, деятельность которой предус­матривает иерархическую систему власти и строгое разделение управленческих функций на основе формальных норм, правил и процедур.

Валидность— основной показатель в социологическом ис­следовании, отражающий степень надежности полученных данных.

Взаимодействие социальное— система взаимообусловлен­ных социальных действий, при которой действия одного социального объекта зависят от действий другого.

Включенное наблюдение— метод сбора первичной социо­логической информации, предполагающий включение исследо­вателя в изучаемый социальный объект.

Власть— способность, право и возможность навязывать свою волю другим, оказывать определяющее воздействие на деятель­ность и поведение людей с помощью каких-либо средств.

Выборка— часть совокупности элементов объекта социоло­гического исследования, подлежащая непосредственному изуче­нию.

Гендер— совокупность социальных характеристик пола.

Генеральная совокупность— совокупность всех социальных объектов, подлежащих социологическому изучению.

Геноцид— политика и практика массового уничтожения пред­ставителей определенной расы или национальности.

Гипотеза— предположение о взаимосвязи явлений, требую­щее подтверждения эмпирическим или логическим путем.

Глобализм— понимание мира как целостной экономической, политической и социокультурной системы,

Глобальные проблемы современности— совокупность наи­более острых, жизненно важных общечеловеческих проблем, ре­шение которых требует объединения усилий всех стран мирового сообщества.

Государство— важнейший социально-политический инсти­тут, осуществляющий политическую власть и управление обще­ством.

Группа вторичная— группа, взаимодействие в которой обус­ловлено достижением определенной цели и носит формально-де­ловой характер.

Группа малая— небольшое число непосредственно кон­тактирующих индивидов, осуществляющих совместную дея­тельность.

Группа первичная— группа, взаимодействие в которой но­сит непосредственный, межличностной характер и предполагает взаимную поддержку.

Группа референтная— реальная или условная группа, с ко­торой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы и цен­ности которой ориентируется в своем поведении.

Группа социальная— совокупность взаимодействующих людей, объединившихся ради реализации общих интересов и це­лей.

Глобализация — серия тенденций социальных изменений, приводящих к смене локальной, территориально замкнутой социальной организации социаль­ной организацией глобального типа.

Государство — социальный институт, выполняющий в обществе функ­ции осуществления власти, координации и интеграции политической деятельнос­ти, превращающий политическое взаимодействие в ролевую систему «гражданин — чиновник» и локализующий это взаимодействие в специализированных учрежде­ниях — правительстве, парламенте и т.д.

Группа социальная — общность людей, возникающая на основе регу­лярного взаимодействия и характеризуемая следующими признаками: 1) разде­ляемые всеми членами группы ценности и возникающие на их основе нормы вза­имодействия внутри группы; 2) определенная структура, складывающаяся из ста­тусов и ролей внутри группы; 3) внешние поведенческие и вещественные атрибуты принадлежности к группе; 4) связанные с атрибутами представления о различиях между членами группы и другими людьми — групповое сознание.

Девиантное поведение— поступки или действия, не соответствующие нормам и правилам поведения.

Действие социальное— действие индивида, которое носит осознанный характер и ориентировано на других людей, их воз­можные ответные действия.

Демократия— власть народа, народовластие, т.е. форма по­литического режима, при котором народ или его большинство служит источником и носителем политической, государственной власти.

Дифференциация социальная— процесс подразделения общества, специализации его составных частей, появление в них
новых структур, их статусов и функций.

Документальный метод— метод сбора социологической
информации, при котором главным ее источником являются документы (статистические данные, архивные материалы, публика,
протоколы собраний и т.д.).

Единица выборки— единица отбора и анализа данных при
выборочном социологическом обследовании.

Единство общества- особое качественное состояние общественной жизни, при котором, несмотря на наличие в обществе различных социальных групп и политических сил со своими специфическими интересами и целями, удается достичь высокого уровня их доверия, согласия и сотрудничества.

Законы социальные— необходимые, существенные, повторяющиеся и устойчивые взаимосвязи между социальными явле­ниями и процессами, определяющие характер и общее направле­ние развития общества.

Идеальный тип— теоретическая, логическая конструкция, позволяющая выявить ход процессов, как если бы они протекали в идеальных условиях. Понятие введено в социологию М. Вебером.

Идеология— система идей, выражающих интересы и ценно­сти общества или его части (класса, социального слоя, группы, партии и т.д.).

Изменение социальное— переход социальных систем, их элементов из одного состояния в другое.

Измерение социальное— процесс получения и изучения со­циологической информации о социальных явлениях и процессах на основе количественных данных и оценок.

Иммиграция— въезд иностранцев вкакую-либо страну на постоянное место жительства или на длительное время.

Институт социальный— устойчивый комплекс норм, правил, принципов, регулирующих наиболее важные сферы человеческой деятельности и организующих их всистему статусов и ролей.

Институционализация— процесс определения и закрепления социальных норм, статусов и ролей, приведения их всистему, способную удовлетворять общественно-значимые потребности; процесс создания социальных институтов как устойчивых форм организации деятельности людей в обществе.

Интеграция социальная— совокупность процессов, благо­даря которым происходит соединение взаимодействующих эле­ментов в целостную социальную систему.

Интенсивность мобильности— одна из характеристик со­циальной мобильности, обозначающая число индивидов, меняю­щих социальные позиции за определенный промежуток времени.

Интеракция— процесс и отдельные акты социального взаи­модействия индивидов.

Интервью социологическое— целенаправленная беседа с це­лью получения ответов на вопросы, предусмотренные програм­мой социологического исследования.

Исследованиесоциологическое — система логически пос­ледовательных методологических, методических и организаци­онно-технических процедур, связанных единой целью — получить достоверные данные об изучаемом явлении для их последующего практического применения.

Классы социальные— крупные социальные группы, объе­диняющие людей по критериям собственности, дохода, власти, престижа, уровня образования и др.

Идентичность— определение другими и самоопределение индивида как представителя социальной общности. Основные виды/компоненты идентичнос­ти: возраст, тендер (пол), профессия, место жительства, гражданство/националь­ность, этничностъ.

Индустриальное общество — тип социальной организации, возни­кающий в условиях доминирования промышленных технологий в экономике деятельности в других сферах — политике, науке и образовании, культуре, повсед­невной жизни.

Изменение социальное— процесс трансформации общества или его отдельных структур, фиксируемый эмпирически как сдвиг параметров, определя­ющих тип социальной организации,

Институт социальный — устойчивый комплекс норм, регулирующих взаимодействие в определенной сфере жизнедеятельности и превращающих эту сферу в систему социальных ролей. На существование социального института указывают три основных признака: 1) функция или функции; 2) набор ролей; 3) пространственно-временная локализация и материальные атрибуты взаимодей­ствия.

Интервью — вторая (после анкетирования) разновидность метода опроса, сбор данных в форме устных ответов на вопросы, задаваемые исследователем рес­понденту при личном общении.

Интерсубьективность — способ существования социальных феноме­нов, возникающих в процессе интерпретации индивидами ситуации взаимодей­ствия. Интерсубъективность с точки зрения феноменологической социологии — это фундаментальная характеристика социальных феноменов.

Качественные методы социологии- методы получения инфор­мации в виде неформализованных описаний объекта, которые интерпретируются с точки зрения смысла высказываний и поступков людей, созданных ими текстов, изображений и т.д. Качественные методы считаются «мягкими» по отношению к объекту, поскольку, применяя их, исследователи не навязывают объекту заранее разработанных жестких схем в виде закрытых вопросов или наборов признаков, подлежащих фиксированию при наблюдении.

Класс социальный — группа статусов, выделяемая по критерию места в системе разделения труда и способа получения дохода. В современном обществе можно выделить шесть основных социально-экономических классов: политичес­кая элита, капиталисты — собственники предприятий и ресурсов, свободные про­фессионалы — обладатели специфических навыков, приносящих доход в виде го­нораров, фермеры — собственники земли и работники на собственной земле, на­емные работники, разделяемые на две категории: «белые воротнички » - служащие и «синие воротнички» — рабочие, получатели социальной помощи, занимающие маргинальное положение в классовой структуре.

Классическая социология - совокупность исследований, создан­ных в конце XIX — начале XX в. и предопределивших развитие социологии как научной дисциплины, имеющей собственную предметную область и собственные методы исследовательской работы.

Количественные методы в социологии - методы получения информации о распределении в изучаемой совокупности некоторого числового признака, рассматриваемого как переменная. Полученные количественными ме­тодами данные можно подвергать статистическому анализу, выясняя, существует ли корреляция — статистически значимая связь между переменными.

Контент-анализ — метод сбора и анализа данных, заключающийся в создании статистической модели большого массива стандартных документов, от­ражающих исследуемые социальные явления и процессы. В качестве массовых стандартных документов в современной социологии рассматриваются в первую очередь сообщения масс-медиа: газетные и журнальные публикации, теле- и ра­диопередачи.

Конфликт социальный — столкновение между индивидами и соци­альными группами, обусловленное неодинаковым распределением между различ­ными социальными общностями социально значимых ресурсов.

Кризис социологии — ситуация, сложившаяся в социологии во вто­рой половине XX в. как следствие критики господствующих парадигм. В ходе кри­зиса вновь приобрела актуальность проблематика предметной области и методов социологии и развернулись дискуссии о том, что и как должны изучать социоло­ги, сложилась ситуация множественности парадигм.

Критическая теория общества - неомарксистский подход, опира­ющийся на концепцию общества как системы тотального, всепроникающего конт­роля. В критической теории господство и контроль в обществе связываются с неза­метной для людей, происходящей исподволь трансформацией естественных для человека влечений в «ложные» потребности, удовлетворение которых ведет не к свободному развитию личности, а к укреплению сложившегося социального порядка.

Культура— совокупность ценностей, символов, ритуалов и обычаев, фор­мирующих образ жизни людей. Культура определяет то, что люди знают и во что верят, как они понимают и оценивают окружающий мир, создают вещи и форму­лируют идеи.

Контркультура— субкультура, которая противостоит господ­ствующей в обществе культуре, находится с ней в конфликте.

Контроль социальныйсистема социальной регуляции по­ведения людей с целью укрепления порядка и стабильности в об­ществе.

Конформизм— принятие господствующих в обществе идей, ценностей, норм и приспособление к существующему обществен­ному порядку.

Корреляция— функциональная зависимость между двумя пе­ременными величинами, при которой каждому значению одной из них соответствует вполне определенное значение другой.

Культура социальная— система социально значимых зна­ний, ценностей, норм, традиций, организующих жизнедеятель­ность людей в обществе.

Личность— устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих индивиду как члену общества. Сознательный субъект целенаправленной деятельности, кото­рый формируется в результате индивидуального, определяемого своеобразием жизненного опыта, усвоения и использования лишь части из тех способов мыс­лить и действовать, которые даны как возможности в рамках данной социальной организации.

Люмпены — деклассированные элементы, находящиеся «на дне» общества и утратившие общепринятые ценности, нормы, правила поведения (нищие, бродяги, бомжи, уголов­ники и т.п.).

Легитимность— правомочность в представлении людей инстанций вла­сти и распоряжений, исходящих от носителей власти.

Макросоциология— совокупность исследований, основывающихся на «реалистической» онтологической ориентации и сфокусированных на надинди-видуальных структурах. К предмету макросоциологии можно отнести устройство общества, взаимовлияние его частей, например, политических и экономических институтов, социальную эволюцию, например, изменение на протяжении десяти­летий и даже столетий роли семьи в определении социального статуса индивидов, структуру общественного мнения, например, соотношение долей избирателей, поддерживающих различные политические партии, и т.п.

Методология — система представлений об исходных принципах и эффек­тивных способах познания, положенная в основу исследовательской работы.

Микросоциология— совокупность исследований, основывающихся на «номиналистической» онтологической ориентации и сфокусированных взаимо­действиях индивидов. К предмету микросоциологии можно отнести поведение внутри малых групп, например в семье, взаимосвязь между осознанием индиви­дами своего социального статуса и исполнением ими социальных ролей, ситуа­ции, в которых индивиды социализируются, т.е. усваивают ценности и социальные нормы, и т.д.

Маргиналы(от лат. marginalis — находящийся на краю) — люди, находящиеся в промежуточном положении между разны­ми социальными группами.

Миграция— территориальное перемещение каких-либо групп населения.

Мобильность социальная— изменение индивидом или груп­пой своей позиции в социальном пространстве. Различают вер­тикальную и горизонтальную мобильность. Первая сопровожда­ется повышением или понижением социального статуса, вторая не предполагает изменения статуса.

Модернизация— совокупность технологических, экономи­ческих, социальных, политических, культурных перемен, направ­ленных на совершенствование общества, его адаптацию к требо­ваниям современности.

Народность— одна из форм социально-этнической общно­сти, характерная для аграрного, доиндустриального общества и складывающаяся прежде всего на этиотерриториальной основе.

Нация— исторически высший тип социально-этнической общности, для которого характерны единство территории, эконо­мической жизни, культуры и национального самосознания.

Неравенство социальное— социальное положение, при ко­тором люди ие имеют равного доступа к общественным благам.

Нормы социальные— правила поведения, ожидания и стан­дарты, регулирующие социальные взаимодействия между людьми.

Наблюдение- метод сбора данных в виде регистрации (записи результатов) целенаправленного и непосредственного восприятия событий, явлений. По степени контакта с объектом исследования можно выделить два вида наблюде­ния: включенное и невключенное.

Неравенство социальное — неодинаковый доступ к ресурсам в со­ответствии с социальным статусом. Социально значимые ресурсы разнообразны и варьируются от культуры к культуре, от эпохи к эпохе, но все разнообразие мо­жет быть сведено к трем категориям: богатство, власть, престиж.

Нормы социальные — служащие регулятивами социального взаимо­
действия ожидания поведения, обусловленные ненце -«ми как представлениями
о должном.

Нуклеарная семья — форма семьи, для которой характерно наличие ядра — супружеской или партнерской пары, живущей вместе с детьми и бли­жайшими родственниками.

Обмен социальный — разработанная американским социологом Дж. Хомансом модель социального взаимодействия, рассматриваемого как процесс обмена, каждый участник которого получает выгоду в результате действий других участников и в свою очередь совершает действия, приносящие им выгоду. В каче­стве выгод рассматриваются как материальные блага, так и нематериальные, сим­волические блага — знаки уважения, престижа, положительные эмоции и т.п.

Общество — исторически сложившийся тин социальной организации, то есть социальной обусловленности явлений и процессов. Эта социальная органи­зация явлений и процессов возникает вследствие совместной жизни, взаимодей­ствий людей, оказывает влияние на их мышление и поведение, проявляется в по­ступках, идеях, вещах, созданных людьми во всех сферах их жизнедеятельности.

Операционализация— процедура перевода теоретических понятий в переменные и эмпирические индикаторы.

Отношения социальные — форма взаимодействия, для которой ха­рактерна координация поступков на основе соотнесения их с общественным по­ложением участников взаимодействия. Поскольку поступки каждого индивида ориентированы не на ситуацию или содержание действий других участников вза­имодействия, а на их принадлежность к тон или ивой статусной категории, взаи­модействие приобретает характер устойчивых, то есть повторяющихся от ситуа­ции к ситуации связей взаимно ориентированных поступков — отношений сотруд­ничества, конкуренции, конфликта и т.д.

Общественное мнение— совокупность суждений, представ­лений, оценок, отражающих отношение общества или его части к событиям, фактам, явлениям общественной жизни.

Общность социальная— реально существующая, эмпири­чески фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся от­носительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Обычай— воспринятая из прошлого форма социальной ре­гуляции повеления людей, которая постоянно воспроизводится в обществе или социальной группе.

Опрос социологический— один иа основных способов по­лучения первичной социальной информации путем обращения с вопросами (в устной или письменной форме) к представителям определенной социальной группы.

Организация социальная— объединение людей, совместно реализующих общие цели и действующих на основе определен­ных правил и процедур.

Парадигма в социологии— система наиболее важных прин­ципов и основ теории, определяющая ее концептуально-методоло­гический подход к постановке и решению социальных проблем.

Пилотажные исследовании— предварительные, пробные ис­следования преимущественно методической направленности, цель которых — проверка качества социологического инструментария.

Прогнозирование социальное— изучение конкретных пер­спектив развития социальных явлений и процессов в целях опти­мизации и управления в этой области.

Прогресс социальный— направление общественного разви­тия, при котором происходит поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более слож­ным и высоким; совершенствование социального устройства об­щества и улучшение условий жизни человека.

Программа исследования— изложение целей, общей кон­цепции, исходных гипотез социологического исследования, а так­же конкретизация плана его проведения.

Процесс социальный— совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, выделяемых из множе­ства других; последовательная смена состояний общества или его отдельных систем.

Постиндустриальное общество - тин социальной организации, возникающий па основе замещения промышленных технологий информационно-коммуникационными технологиями.

Постмодернизм — эстетическое и идейное течение, в основе которого лежит скептическое и даже ироническое отношение к ценностям, господствовав­шим на протяжении XIX и больше» части XX в. Отправной пункт постмодерниз­ма — сомнение в том, что научный и технический прогресс, подчинение природ­ных процессов и управление процессами социальными есть безусловное благо, что все это избавляет человечество от материальных проблем, страхов и предрас­судков; сомнение в том, что политическая и индивидуальная свобода избавляет от несправедливости неравенства и угнетения. Постмодернизм предполагает устра­нение традиционных бинарных оппозиций и уравнивание значения «нового» и «старого», «архаичного» и «современного», «рационального» и «иррационально­го», «объективного» и «субъективного», «научного» и «ненаучного» и т.д.

Предмет социологии — социальная обусловленность явлений, прояв­ляющаяся в обусловленности связями, складывающимися между различными видами деятельности, событиями и ситуациями в ходе совместной жизни людей. и в обусловленности тем, что люди следуют ценностям, моральным нормам, обы­чаям, привычкам, связанным с принадлежностью к общности -- этнической, ре­лигиозной, профессиональной и т.п.

Прикладная социология — совокупность исследований, целью кото­рых является получение практически полезного знания. Основным результатом прикладного исследования является выработка с помощью научных средств — теоретических моделей — и эмпирических методик — решения конкретной про блемы за пределами сферы поиска научной истины. Исследования прикладного характера ведутся главным образом специализированными организациями, дей­ствующими на коммерческой основе и образующими своего рода индустрию ис­следований на заказ.

Пространство социальное - в теории П. Бурдье комплекс отноше­ний, объединяющих и разделяющих агентов символически и физически. Симво­лическое разделение — это разделение индивидов на категории, представители которых больше или меньше стремятся взаимодействовать друг с другом, больше или меньше похожи но образу жизни. Соответственно эти категории «ближе» или «дальше» друг от друга в социальном пространстве. Символическое разделение приводит к разделению физическому, когда жизнь представителей различных об­щностей (этнических, религиозных, профессиональных и т.д.) концентрируется в разных регионах, районах, кварталах, зданиях и т.н.

Протосоциология — совокупность созданных в середине — конце XIX в. проектов науки об обществе, заложивших концептуальные основы развития со­циологии, но остававшихся органичной 'частью философских и мировоззренчес­ких доктрин.

Рациональный выбор — центральное понятие научного подхода, осно­вывающегося на рассмотрении социального взаимодействия как процесса коорди­нации действий людей, стремящихся к достижению индивидуальных целей. Рацио­нальность выбора определяется оптимальностью стратегии поведения. Индивид выбирает из альтернатив — фиксированного набора возможных вариантов дей­ствий — тот вариант, который даст наилучший результат.

Развитие социальное— социальное изменение, ведущее к по­явлению новых общественных отношений, новых социальных ценностей, норм, институтов и т.д.

Разделение труда— дифференциация видов трудовой дея­тельности, складывающаяся в обществе и служащая одним да ис­точников общественного развития.

Революция социальная— коренной, качественный перево­рот в развитии общества, способ смены одной социально-эконо­мической и политической системы другой.

Репрезентативность— способность выборочного исследо­вания (выборки) отражать, представлять основные параметры и характеристики генеральной совокупности, т.е. совокупности всех изучаемых социальных объектов.

Респондент— лицо, опрашиваемое в процессе анкетирова­ния или проведения социологического интервью.

Реформа социальная— проведение различных мероприя­тий по преобразованию тех или иных сторон общественной жиз­ни; изменение отдельных частей и структурных элементов соци­альной системы общества.

Роль социальная— динамический аспект социального ста­туса; поведение, которое ожидается от индивида, имеющего оп­ределенный социальный статус.

Санкции социальные— социальные наказания и поощре­ния, стимулирующие людей соблюдать общепринятые нормы и правила поведения.

Секуляризация— процесс освобождения различных сфер общественной жизни (политики, права, науки, культуры, образо­вания, семьи) от влияния и воздействия религии и церкви.

Семья — основанное на кровном родстве, браке или опекун­стве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Система социальная— целостное структурированное об­разование, основными элементами которого являются индиви­ды, их группы и общности, социальные институты, организации и др.

Социализация личности— процесс включения личности в общество, усвоения ею общественного опыта, культурных цен­ностей, социальных ролей, норм и правил поведения. На основе социализации происходит формирование социально значимых качеств личности, позволяющих ей принимать полноценное уча­стие в жизни общества.

Социология— наука о законах функционирования и разви­тия общества и его структурных элементов, о механизмах и фор­мах проявления социальных процессов и отношений, о законо­мерностях социального Поведения людей, групп и общностей.

Социометрия— изучение структуры межличностных отно­шений в малых группах.

Среда социальная— совокупность социальных условий жиз­недеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение.

Статус социальный— позиция индивида в обществе, пред­полагающая определенные права и обязанности.

Статус предписанный— статус, который индивид получает от рождения независимо от своей воли и своего желания.

Статус достигнутый— статус, который индивид приобрета­ет благодаря собственным усилиям.

Стереотип социальный— упрощенный, схематизированный, привычный образ восприятия и поведения.

Стратификация социальная— система социального нера­венства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев (страт). Под стратой понимается совокупность людей, объе­диненных общими статусными признаками.

Структура социальная— совокупность наиболее устойчи­вых элементов социальной системы, обеспечивающих ее воспро­изводство и развитие.

Субкультура— особая система культурных ценностей и норм, присущая определенной социальной группе и отличающаяся в той или иной степени от доминирующей культуры.

Символический интеракционизм - разработанный американс­ким социологом Г. Блумером исследовательский подход, основывающийся на кон­цепции социального взаимодействия как процесса согласования людьми своих поступков с поступками других людей путем установления и изменения значений этих поступков. Взаимодействуя друг с другом, индивиды постоянно определяют и переопределяют значения действий друг друга в зависимости от развития ситу­ации и ориентируют спои последующие действия на эти значения.

Система социальная — внутренне дифференцированная упорядочен­ная целостность, части которой — структурные элементы, вносящие вклад в под­держание социального порядка. В качестве структурных элементов рассматрива­ются устойчивые образцы деятельности людей.

Социализация— процесс усвоения индивидом нормативных и ролевых ожиданий как навыков, необходимых для эффективного взаимодействия.

Социологическое воображение - установка сознания, позво­ляющая выявлять социальную обусловленность явлений. Концепцию социоло­гического воображения выдвинул американский социолог Ч.Р. Миллс, предла­гавший исследователям вырабатывать у себя такое свойство мышления, которое помогает увидеть личные проблемы как общественные, рассматривать индивиду­альные события как проявления общественной жизни.

Социология — профессиональная исследовательская деятельность, за­ключающаяся в систематическом сборе, анализе, интерпретации фактов социаль­ной обусловленности явлений.

Среднего уровня теория - частная (или, иными словами, специаль­ная) теория, с помощью которой описывается и объясняется некоторый ряд или определенная категория социальных явлений.

Статус социальный - позиция индивида в отношениях с другими людьми, характеризуемая определенными правами, т.е. социально признаваемы­ми притязаниями на материальные и символические блага.

Структура социальная — устойчивое соотношение частей социальной системы, в качестве которых могут выступать комплексы социальных норм — ин­ституты или социальные общности — классы, слои и т.п.

Структурный функционализм - научный подход, основывающий­ся на рассмотрении общества как системы внутренне дифференцированной и упорядоченной целостности, части которой — структурные элементы, вносящие вклад в поддержание системы, ее воспроизводство. В качестве социальных струк­тур рассматриваются любые устойчивые образцы (паттерны) деятельности лю­дей, вклад каждого из которых в воспроизводство социального порядка, т.е. его положительная роль в социальной системе — это функция данной структуры.

Теоретическая социология— совокупность исследований, основ­ным содержанием которых является построение концептуальных моделей, т.е. систем логически связанных утверждений, описывающих и объясняющих соци­альные явления. Особенностью теоретических исследований является то, что они ведутся без обращения к объекту непосредственно в процессе исследования.

Теории среднего уровня— социологические теории, находя­щиеся по уровню общности между теоретическими и эмпири­ческими исследованиями и обеспечивающие взаимосвязь между ними в рамках отдельных областей социологии.

Терроризм(от лат. terror — страх, ужас) — метод борьбы, ко­торый состоит в систематическом применении ничем не ограни­ченного, не связанного с военными действиями насилия, преследу­ющего цель устрашения, подавления и уничтожения политических и других противников.

Тестирование— метод измерения свойств и качеств лич­ности, неподдающихся прямому, непосредственному наблюде­нию.

Толерантность— терпимость по отношению к инакомыслию, другим взглядам, идеям, верованиям, позициям, действиям и т.д. Толерантность — важный признак общей и политической куль­туры, необходимый элемент гражданского общества и правового государства.

Толпа— временное скопление людей, связанных между со­бой общим объектом внимания, а также сходством эмоциональ­ного состояния и поведения.

Традиции— элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение в течение длительного времени.

Тендер— совокупность мыслительных и поведенческих установок, харак­терная для мужчин/женщин. В отличие от биологического пола, определяемого составом хромосом, тендер является «социальным полом», посредством которого сексуальная принадлежность человека идентифицируется в процессах взаимодей­ствия.

Феноменологическая социология - подход, основывающийся на рассмотрении социального взаимодействия как процесса координации поступ­ков людей, наделяющих действия друг друга смыслом, типичным для их жизнен­ного опыта. Общность и устойчивость смыслов, придаваемых ситуациям взаимо­действия, упорядочивает их и превращает в представлении участников взаимо­действия в объективную реальность - социальные феномены, которые, таким образом, конструируются, хотя большей частью непреднамеренно, в сознании людей, придерживающихся общепринятых способов интерпретации как очевид­ных, естественных.

Функция— вклад какого-либо социального явления или процесса в вос­производство социального порядка, т.е. положительная роль структурного эле­мента в социальной системе.

Ценности— представления о должном, служащие мерилом оценки любых вещей, идей, поступков. Ценности задают универсальную формулировку всех жизненных проблем — хозяйственных, познавательных, моральных, политичес­ких и т.д. Решения этих проблем задают образ жизни людей и становятся, тем самым, компонентами культуры.

Эмпирическая социология — совокупность исследований, основным содержанием которых является сбор и анализ фактических данных об объекте.

Этнометодология - исследовательская стратегия, предложенная аме­риканским социологом Г. Гарфинкелем, суть которой состоит в изучении прак­тикуемых индивидами в повседневной жизни методов объяснения, т.е. способов наделения смыслом ситуаций и действий. Одновременно этнометодология яв­ляется методом обнаружения латентных смысловых структур в привычных, обы­денных ситуациях, рассматриваемых подобно тому, как этнографы смотрят на обычаи и ритуалы иных народов, непривычные и требующие усилий но раскры­тию их смысла..

Управление— социальное воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совер­шенствования и развития.

Урбанизация— социальный процесс роста городов, город­ского населения; распространение образа жизни, характерного для крупных городов, на остальное население.

Факт социальный— единичное общественно значимое со­бытие или некоторая совокупность однородных событий, типич­ных для той или иной сферы общества.

Формация общественно-экономическая— категория марк­
систского, материалистического понимания истории, отражающая
состояние общества на качественно-определенном этапе его исто-
рического развития, обусловленном способом производства.

Харизма(от греч. carisma — милость, благодать, божий дар) —
свойство некоторых лидеров внушать своим последователям веру
в их особые, сверхчеловеческие способности.

Ценности социальные— разделяемые в обществе убежде­-
ния относительно целей, к которым надо стремиться, и основ-
ных средств их достижения.

Цивилизация— 1) ступень общественного развития, следу-
ющая за варварством и связанная с появлением, прежде всего,
письменности; 2) уровень развития общества, его материальной
и духовной культуры.

Шкала социологическая— измерительная система возможных оценок исследуемого социального явления, которая позволяет получить соответствующую его характеристику.

Эгалитаризм— идейно-политическое течение, выступающее за всеобщее равенство как основу организации общественной жизни.

Экспектании (ролевые ожидания)— совокупность нефор­мальных требований к выполнению соответствующих социальных ролей.

Эксперимент в социологии— способ получения социоло­гических данных, при котором изучаемый социальный объект ставится в специально созданные и контролируемые условия.

Элита — группа лиц, занимающих ведущие позиции в иерархической социальной структуре общества и имеющих возмож­ность оказывать непосредственное влияние на принятие важней­ших решений.

Эмиграция1) выезд граждан из своей страны в другую на постоянное место жительства; 2) совокупность лиц (эмиг­рантов), проживающих в данной стране.

Этнос — исторически сложившаяся на определенной терри­тории совокупность людей, связанных общностью языка, культу­ры, психологического склада и самосознания.

Этноцентризм— свойство этнического самосознания вос­принимать и оценивать жизненные явления через призму традиций и культурных ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве центральной и эталонной по сравнению с другими группами.

Язык— средство человеческого общения; коммуникации на основе звуков и символов, имеющих условные, но структурно-обоснованные значения.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты