Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Г.СПЕНСЕРА?




Герберт Спенсер (1820-1903) - английский философ и со­циолог, основатель органицистского направления в социологии, рассматривавшего общество по аналогии с живым, биологическим организмом. Положение об обществе как организме и идея соци­альной эволюции представляют два главных принципа спенсеровской социологии. Общество, как и биологический организм, в процессе своего развития растет, увеличивается в объеме (например, превращение небольших государств в империи). Как и эволюция организмов, эволюция обществ идёт от простых форм к более сложным (от орды к племени, от племени к союзу племён, наций). Процесс развития начинается с простого количественного роста и разнообразия доставляющих общественную систему единиц, кото­рые начинают выполнять специализированные функций. Г. Спенсер определяет функции как несходные действия несходных частей определённого организма.

По мере роста общества его структура усложняется так же, как усложняется структура организма в процессе биологической эволюции. Сущность эволюции он видел в переходе от гомогенно­сти (однородности) к гетерогенности (разнородности) благодаря непрерывному взаимодействию двух процессов: дифференциации (нарастающее разнообразие структур внутри любых систем) и ин­теграции (объединение расходящихся частей в новые целостности). По аналогии с живым организмом общество имеет три систе­мы органов. Система питания (экономические отрасли) обеспе­чивает производство необходимых продуктов, распределительная (пути сообщения) - связь различных частей социального организ­ма на основе разделения труда, а регулятивная - подчинение со­ставных частей целому (государство, церковь). Специфические части, "органы" общества- это социальные институты. Г. Спенсер выделяет шесть типов социальных институтов родства: образова­ния, политические, церковные, профессиональные и промышлен­ные. В период промышленной революции общества стали более сложными в результате углубляющегося разделения труда и раз­вития таких специализированных институтов, как фабрики, банки, фондовые биржи и т.д. Усложнение структуры общества с необхо­димостью требует новых форм координации и организации.

Двумя полюсами эволюции общества Г Спенсер признавал военный и промышленный типы устройства общества. Причем эволюция идет по направлению от первого ко второму. При воен­ном типе общества совместные действия людей, их кооперация осуществляется принудительно, воля гражданина во всех видах деятельности, как общественной, так и частной руководится волею правительства. В промышленном обществе социальная организа­ция становится более гибкой, появляется политическая свобода, власть рассматривается как выражение воли индивидов, а коопе­рация индивидов становится добровольной. Военное и промыш­ленное общества различаются также типами борьбы за существо­вание. Для военного типа общества характерны военные конфлик­ты, истребление или порабощение побежденного победителем. При промышленном типе общества преобладает промышленная конкуренция, где побеждает "сильнейший" в отношении способно­стей, талантов, то есть в области интеллектуальных и моральных качеств. Такого рода борьба является благом для всего общества, а не только для победителя, так как в результате растет интеллек­туальный и моральный уровень общества в целом, объем общест­венного богатства.

Г Спенсер был убежденным индивидуалистом и либералом и считал, что растворение индивида в социальном организме не­допустимо. Проводя многочисленные аналогии между обществом и живым организмом, учёный указывал и на существенные различия между ними Так, для общества характерна меньшая зависимость части (индивида) от общества. В организме часть существует ради целого, а в обществе - наоборот, оно существует для блага своих индивидов. Он полагал, что общественная организация по своему уровню тем выше, чем успешнее она служит благосостоянию лю­дей. Условием успешного социального развития Г. Спенсер считал принципы "равной свободы" индивидов, ограниченной лишь свобо­дой других индивидов; равного влияния всех индивидов и социаль­ных слоев на принятие политических решений; свободной конку­ренции.

Г Спенсер рассматривал эволюцию как противоречивый, но в основном постепенный процесс, не допускающий сознательного вмешательства извне. Социальные революции рассматривались им как болезнь общества, а социалистическое переустройство -как противное органическому единству социальной системы и эво­люционному прогрессу, основанному на выживаемости наиболее приспособленных и одаренных.

Г. Спенсер одним из первых ввел в научный оборот такие понятия как "социальная система", "социальный институт", "социаль­ная дифференциация и интеграция", которые широко употребляются в социологии и сохраняют до сих пор свое значение. Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций его
структурных элементов, он тем самым предвосхитил многие положения структурно-функционального направления, в социологии, получившего позднее научную разработку в трудах Э.Дюркгейма,
Т. Парсонса и других.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты